Глава 2. Методы управления собой

они будут приходить к вам в страшных снах, вселять неуверенность и страх — в общем, отнимать огромное количество жизненных сил. А вот избавление от них высвободит для вас энергии, которые раньше уходи­ли на подавление негативного влияния вредных обра­зов. Вы сможете использовать освободившуюся энер­гию там, где это действительно необходимо. Вам надо научиться стирать и корректировать негативные обра­зы. Научившись этому, вы сможете более качествен­но работать с образами, имеющимися в вашем психо­логическом фотоальбоме и с тем, что вы увидели в результате возрастной регрессии. В дальнейшей рабо­те над собой вам пригодятся практики, которые я при­веду ниже.

Ментальный ластик.Так как образ — это конструк­ция нашего ума, то и бороться с ней надо с помощью конструкций ума. Это очень простой и действенный метод.

1.Расслабьтесь, сделайте несколько циклов полного
дыхания. Остановите внутренний диалог.

2. Как можно более ярко представьте образ, который
вы хотите стереть.

3. Представьте, что вы берете в руки ластик и стира­ете негативный образ как рисунок в тетрадке.

4. Представьте, как он медленно тускнеет. Он посте­
пенно исчезает. Сначала по краям, потом все бли­
же к центру, пока не исчезнет совсем.

После такой проработки негативный образ пере­станет вам мешать. Он может еще попытаться вер­нуться, но вы уже знаете, как с ним бороться и в слу­чае опасности окончательно с ним расправитесь. Мен­тальный ластик можно использовать как продолжение возрастной регрессии. Проанализируйте еще раз кар­тину вашего прошлого. После того как вы решили, что

Искусство управления собой

в этом образе из прошлого вам совершенно не нуж­но, вы просто стираете этот ментальный мусор.

Перспектива.Некоторые образы не во всем «не­правильные». В этом случае у вас есть два выхода: пер­вый — стереть этот образ совсем, а второй — скорректировать его, то есть сделать «правильным». К первому подходу часто прибегают люди неопытные. Но это не лучший выход из ситуации. Не стоит рубить плодоно­сящее дерево из-за одной подгнившей ветки. Я пред­лагаю вам научиться корректировать, «лечить» забо­левший образ.

В прошлом году несколько моих консультаций посети­ла очень интересная клиентка. В свои 33 года Татьяна уже успела серьезно «обрасти» различными стрессами, мышечными зажимами, она была недостаточно уверена в себе... В общем, с ней было много хлопот. На одной из консультаций она задала мне вопрос: «А является ли пьяный бугай, живущий по соседству, также психологи­ческой проблемой?» Я попросил ее рассказать об этом подробнее. Выяснилось следующее. Ее соседом по эта­жу был «одинокий, вечно небритый мужчина высокого роста и крепкого телосложения». Этот сосед обладал буйным характером, много пил и недостаточно хорошо зарабатывал, чтобы так много пить. Нехватка денег -единственный повод для общения с Татьяной. Два-три раза в неделю он приходил к Тане занять денег. Не было случая, чтобы он их вернул. Занимал он небольшие сум­мы, десять-двадцать рублей, но чересчур регулярно. Тут начинается психологическая часть проблемы: она очень боялась своего соседа, а когда пыталась отказать, он на­чинал ей угрожать. Каждый раз он добивался своего. Я научил ее методике «перспектива» и через некоторое время сосед перестал ее терроризировать, а вскоре, как выразилась Таня, «вообще стал очень и очень вежли­вым». Да и сама она заметила, что не такой уж он боль­шой и страшный. Если бы она полностью удалила образ этого человека как опасности, то начала бы слишком ему доверять, что неминуемо повлекло за собой нехоро-




Глава 2. Методы управления собой

шие последствия. Коррекция образа просто привела к тому, что она перестала его так сильно бояться.

Этот пример иллюстрирует следующую идею: час­то мы видим окружающий мир не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким мы себе его однажды на­рисовали. Раньше Татьяна была уверена, что этот со­сед двухметровый великан, а когда она перестала его бояться, оказалось, что он практически одного с ней роста, даже немного ниже. Вот методика, которую я предложил Татьяне.

1.Перед началом упражнения вам надо расслабиться.
Дышите полным дыханием. Остановите внутрен­ний диалог.

2. Вспомните ситуацию, повторения которой вы не
желаете. Таня вспоминала события от звонка и до
момента, когда сосед уходил с «одолженными» день­гами в кармане.

3. Ощутите себя внутри этих событий. Заново пере­
живите их.

4. Теперь войдите в позицию наблюдателя. Смотри­
те на события как на фильм, в котором главный ге­рой — ваш неправильный образ.

5. Остановите, зафиксируйте события на кульмина­ционном моменте. Для Татьяны это был момент,
когда ей было страшнее всего. Перед вами окажет­ся фотография, которую вы можете изменять и пе­ределывать по своему желанию.

6. Приблизьте тот элемент событий, который помо­жет вам приобрести качество, недостающее вам в
данной ситуации. И наоборот, удалите от себя тот
элемент событий, который вам доставляет диском­
форт. Татьяна, например, представила, что этот со­
сед — совсем маленький человечек, который пыта­ется ей угрожать.

Искусство управления собой

Метод «перспектива» хорошо применим для выра­ботки в себе таких качеств как уверенность, сила воли, вера в победу. Далее вы узнаете, как и где конкретно его удобно применить.

Создание образа.Вы можете создавать образ сво­его поведения в конкретной ситуации, образ свойства характера, которое вы хотите приобрести. Например, если вас повысили на работе, то будет полезно, перед тем как вступать в должность, создать свой образ на новом месте. Если вам предстоит важная встреча, и вы чувствуете себя неуверенно, создайте свой образ в предполагаемых обстоятельствах. Главное условие: к выполнению данной работы необходимо подойти со всей ответственностью. Создавая образ, вы создаете себя, свое будущее и свое настоящее, иными словами, свою собственную жизнь. Образ, который вы будете представлять, должен быть «живым», то есть как мож­но более реальным. Знаменитая фраза Станиславско­го: «Не верю!» относилась к актерам, которые недоста­точно вживались в свой образ. Вы должны создать его во всех подробностях.

1.Придумайте ситуацию, в которой вам как нельзя
более пригодилось бы свойство характера, которое
вы хотите в себе воспитать. Для бесстрашия это
будет ситуация крайней опасности, для уверенно­сти — крайняя неопределенность и неизвестность,
для силы воли — долгое и скучное испытание...

2. Представьте, что это свойство в вас уже есть. Ис­
ходя из этого, в мельчайших деталях продумайте
и увидьте последовательность ваших действий в
этой ситуации. Почувствуйте в себе это свойство.
Создайте образ себя, обладающего нужным вам
качеством.

3. Вспомните ситуацию, в которой вам не хватало
этого свойства характера, когда вы повели себя не

Глава 2. Методы управления собой

так, как следовало бы. Для этого вы можете исполь­зовать свой «психологический альбом».

4. Поместите во вспоминаемые обстоятельства себя
«нового, изменившегося». Переиграйте события,
посмотрите, как бы они развивались в этом случае.

5. Если воображаемые события развиваются недоста­точно хорошо, опять возвращайтесь и корректи­руйте созданный образ. Испытывая созданный об­
раз на реально пережитой ситуации, вы со време­нем обнаружите и исправите все его недостатки.

6. После того, как образ будет закончен, как можно
точнее запомните все свои ощущения в этом новом
для себя качестве. В нужной ситуации вы сможете
использовать его.

Очень важно создать новый образ. Дело в том, что, стирая негативный образ, вы освобождаете менталь­ную энергию, ранее затрачиваемую на борьбу с ним. Если не использовать ее, то она быстро найдет себе нового хозяина, подпитывая какую-нибудь другую психологическую ошибку. Чтобы этого не произошло, старайтесь на месте стертой «некачественной» записи, сразу сделать новую, «качественную». В этом случае вы не просто на время избавитесь от энергетического болота, а создадите на его месте полезную психологи­ческую структуру.

Замена образа.Этот метод используют професси­оналы. Он включает в себя и стирание, и корректиро­вание, и создание. Суть его заключается в том, чтобы извлекать пользу из любого образа, имеющегося в подсознании. Если вы уже овладели другими метода­ми работы с образами, то этот метод не станет для вас проблемой.

На семинаре я объясняю его работу на таком при­мере. Допустим, вы работаете в министерстве. С рав-

Искусство управления собой

ными вам по рангу и подчиненными вы спокойны, благоразумны и рассудительны, но как только секре­тарша сообщает, что звонит министр, с вами что-то случается. Вы начинаете нервничать, путать слова, заикаться, голос становится то неестественно высо­ким, то низким, не удается ничего вспомнить... В об­щем, полностью теряете способность управлять собой. И все это несмотря на то, что вы отлично знаете, что ваш министр — «мировой» мужик. Ответим на вопрос: почему происходят такие разительные перемены? Потому что вы этого министра, мягко говоря, побаи­ваетесь. Перед вами стоит грозное начальство, способ­ное в любой момент оштрафовать, понизить и уво­лить.

Перепишем образ. Ваше знание о том, что министр хороший человек — неполное. Нужно слова перевести в реально представляемый образ. Представьте себе ка­бинет министра. А затем представьте, что он делает что-то, что никак не вяжется с вашими представлени­ями о нем как об угрозе. Например, что у него разного цвета носки, носовой платок в мелкий цветочек или что жена ему принесла в термосе суп. Теперь звонок министра будет вызывать в вашем сознании не громы и молнии, а спокойствие и улыбку.

Самопрограммирование

Самопрограммирование — это создание домашних за­готовок, доведение последовательности действий до автоматизма. Понаблюдайте за мастерами боевых ис­кусств. Вы удивитесь, с какой скоростью они отража­ют и наносят целые серии ударов. В течение долгих тренировок они доводят свои движения до автоматиз­ма. Рабочий, изо дня в день повторяющий одни и те же операции, совершает их не задумываясь. Также и вы можете создать в своей психике механизмы, кото-

Глава 2. Методы управления собой

рые будут автоматически включаться в определенной ситуации.

Обычно, нас программируют обстоятельства. Сто раз увиденная реклама приводит к тому, что вы, не за­думываясь, покупаете внедренный в ваше сознание то­вар. Установки и стереотипы поведения, заложенные в нас с детства, автоматически подталкивают к тому или иному поступку. Управление собой подразумевает со­здание собственных, подходящих именно вам, программ. Обойтись без этого никак нельзя. Мастер боевых ис­кусств никогда бы не стал мастером, а рабочий — ква­лифицированным профессионалом, если бы каждый раз заново обдумывал свои действия. Например, вам предстоят переговоры. Вы знаете, что оппонент скло­нен к агрессивной манере общения. Запаситесь доста­точным количеством шуток, метафор, чтобы снимать возникающее напряжение, подготовьте примерную речь по основным вопросам. Решите, как вы будете ре­агировать на агрессивное поведение оппонента. Такие заготовки можно делать в любой сфере жизни. Вы мо­жете заранее решить, как вы будете вести себя в трам­вае, когда вас толкнут; за рулем, когда вас остановит ав­тоинспектор; на работе, когда возникает конфликт...

Виртуозный музыкант не задумывается о том, на какую клавишу надо нажать, чтобы услышать фа-диез. Он нажимает на клавишу автоматически — он преодо­лел порог между желанием услышать звук и процес­сом его извлечения. Самопрограммирование — это путь к импровизации. В какой-то момент количество программ перейдет в качество. Используя собственно­ручно созданную базу, вы сможете использовать раз­ные сочетания программ, дополнять их. Главное, что вам есть от чего отталкиваться. В новой ситуации у вас будет опора. Музыкант импровизирует, но сначала он долгие годы учится играть по нотам. Перед тем как

Искусство управления собой

выйти на сцену и начать работать с залом, эстрадный актер упорно отрабатывает стандартный набор дей­ствий. Автоматизм пригодится вам в ситуации, когда не будет времени думать. Он станет вашим ресурсом, к которому вы сможете обратиться в экстремальной ситуации. Таким образом вы преодолеете барьер меж­ду необходимостью действовать и самим действием.

Итоги

1.Возрастная регрессия — это возврат к событиям
прошлого с целью увидеть момент, в котором в вас
сформировался тот или иной стереотип, механизм
поведения. Возрастная регрессия дает нам возмож­ность перенастроить подсознательные механизмы
и направить их разрушительное действие в созида­
тельное русло.

2. Аффирмация — это словесная формула, помога­ющая нам поверить в себя и избавиться от проблем.
Частое повторение какой-либо формулы со време­нем приводит к ее прочному закреплению не толь­
ко в сознании, но и в подсознании.

3. Образы — это язык, на котором бессознательное об­ращается к нашему сознанию. Все наши убеждения,
действия, мысли, эмоции хранятся в нашем подсоз­нании в виде образов. Образ лежит в основе меха­низма мышления. Умение работать на уровне обра­зов позволяет взаимодействовать напрямую с источ­ником мысли, с творческой стороной разума.

4. Вы можете создавать образ своего поведения в кон­кретной ситуации, образ свойства характера, кото­рое вы хотите приобрести. Дело в том, что, стирая
негативный образ, вы освобождаете ментальную
энергию, ранее затрачиваемую на борьбу с ним.
Если не использовать ее, то она быстро найдет себе
нового хозяина, подпитывая какую-нибудь другую

Глава 2. Методы управления собой

психологическую ошибку. Чтобы этого не произош­ло, старайтесь на месте стертой «некачественной» записи, сразу сделать новую, «качественную».

5. Управление собой подразумевает создание собст­венных, подходящих именно вам, программ. Вы можете заранее решить, как вы будете вести себя в трамвае, когда вас толкнут; за рулем, когда вас ос­тановит автоинспектор; на работе, когда возникает конфликт.

Конец второй главы

В этой главе я описал несколько основных методик, которые помогут вам в освоении искусства управ­ления собой. К сожалению, многим действительно мощным психотехнологиям, таким как, например, ис­пользование сна, мантр, невозможно научить без не­посредственного контакта. О них можно рассказать, продемонстрировать их на примере, но научиться им по книге практически невозможно. К сожалению мно­гие методы работы над собой не вошли в эту главу, так как требуют более высокого уровня подготовки — неопытный человек, используя их, может случайно причинить себе вред. Некоторые наиболее доступные и безопасные психотехнологии я все же буду описы­вать по ходу книги.

Итак, вы уже освоили базовые навыки, необходи­мые для постижения науки управления собой. В сле­дующей главе мы с вами начнем работу над изменени­ем внешней, наиболее податливой, части вашего «Я». А сейчас, по традиции, я предлагаю подвести итоги.

1. Вопрос управления собой не теряет своей актуаль­ности на протяжении всей истории человечества. Истоки применяемых сегодня методов уходят кор­нями в глубины веков.

Искусство управления собой

2. Первый шаг к управлению собой — умение пра­вильно расслабляться и входить в медитативное
состояние. Это необходимо для того, чтобы подго­товиться к контакту со своим глубинным «Я».

3. Чтобы осознать пути управления собой, необходи­мо освоить метод самонаблюдения. Оно основыва­ется на таких практиках, как «психологический фотоальбом» и «внутренний наблюдатель».

4. В ходе работы неизбежно начнут вскрываться ваши
психологические ошибки, вы увидите свои ограни­чивающие убеждения и неправильные подсознательные установки. Для того чтобы исправить си­туацию, используйте «возрастную регрессию», работайте с аффирмациями, стирайте, создавайтеи заменяйте образы, создавайте программы.

На своих семинарах мне не раз задавали вопрос: «А нет ли какого-нибудь универсального метода на все случаи жизни?» К сожалению, нет. Искусство управления собой — это сплав большого количества разнообразных практик и упражнений. Как вы дума­ете, можно ли придумать автомобиль с одной универ­сальной кнопкой? Человек гораздо сложнее самого сложного автомобиля. Научившись жать на газ, вы не научитесь управлять автомобилем. Чтобы уверенно чувствовать себя за рулем, вам придется выучить все его рычаги и переключатели. В этом управление собой ничем не отличается от вождения автомобиля.

Если продолжить аналогию с вождением автомо­биля, то можно сказать, что вы уже выучили правила дорожного движения. В следующих главах вам пред­стоит научиться ездить по улицам города, избегать пробок и конфликтов с автоинспекцией. Иными сло­вами, мы приступаем к практическим занятиям.

Глава 3 Взаимодействие

С окружающим миром

Дайте мне точку опоры, и я перевер­ну мир.

Архимед

Как можно применить науку управления собой в пла­нировании своей деятельности? Как сделать свои по­ступки менее импульсивными и более сознательны­ми? Что можно сделать, чтобы люди получали удо­вольствие от общения с вами? Ответам на эти и многие другие вопросы посвящена эта глава.

Вы узнаете, каким образом можно применить на практике теоретические знания, уже полученные вами. В первой части главы, посвященной искусству управ­ления делами и поступками, будут даны методы, неза­менимые, в случае если необходимо принять правиль­ное решение. Вы научитесь извлекать выгоду из воз­никающих на вашем пути препятствий, узнаете о том, что помогает, а что мешает человеку в делах. Вторая часть главы будет посвящена искусству коммуника­ции. Управление речью, голосом, мимикой и жеста­ми — это ключ к продуктивному и приятному обще­нию. В последней части главы я дам некоторые сове­ты по управлению собой в экстремальных ситуациях. Я уверен, что в нашем неспокойном государстве это умение незаменимо для всех без исключения. Овладев методиками, приведенными в этой главе, вы значи­тельно упростите себе задачу продвижения в любой сфере жизни и сможете с кем угодно легко найти об­щий язык.

Искусство управления собой

Управление собой в действии

Наши действия являются результатом наших мыслей. Действие — это внешнее, физическое отражение про­цессов, происходящих в вашем внутреннем мире. Все мы обладаем разными характерами, у нас разные цели, разные способности и возможности. Поэтому так важ­но научиться правильно действовать, исходя из своих собственных предпосылок. Действие непродуманное, необоснованное, может свести «на нет» все предшест­вующие ему усилия и тем самым значительно услож­нить достижение поставленной цели.

Вот наглядный пример: мой знакомый мечтал о шес­тисотом Мерседесе. Зарабатывал он, прямо скажу, не­много. Он отказывал себе во всем: экономил на одежде и даже еде. У него не было друзей, так как любое меро­приятие, связанное с любыми, даже незначительными, затратами денег он отвергал без всяких сомнений. При­ходилось ему туго. Над ним смеялись, его не любили коллеги и соседи. Но ему все было нипочем. В резуль­тате он купил Мерседес. Можно подумать: «Молодец, добился-таки своего!» Но заодно с Мерседесом он зара­ботал себе язву желудка и проблемы с почками. Даже когда ему стало совсем плохо, он поехал на авторынок за новой резиной. Оттуда его и забрали в реанимацию. Несколько дней он пролежал в коме, когда его выписы­вали, оказалось, что ему нужны дорогие лекарства. Де­нег у него не было даже на элементарный аспирин — он все потратил на покупку машины. Автомобиль продать у него «рука не поднялась». Он продал гараж, и вскоре Мерседес угнали.

Этот человек смог поставить перед собой цель, но не рассчитал свои силы. Его действие было непроду­манным и потому привело к совершенно непредска­зуемым последствиям. Существует множество вари­антов ошибочных действий. Бывает, вы знаете, что делать, но что-то не позволяет начать действовать,

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

заставляет усомниться в правильности принятого ре­шения. Бывает, что вы приняли решение и твердо зна­ете, что оно правильное, вам нравится такой вариант развития событий, но все равно не начинаете действо­вать. Причина в том, что вы не уверены, нужно ли вам совершать это действие, так как вы не верите в постав­ленную цель. Или вы не верите, что у вас хватит на это сил. Из своего опыта проведения семинаров и тренин­гов я сделал следующий вывод: зачастую нам сложно совершить удовлетворяющее нас действие, потому что при подготовке к нему мы не учитываем некото­рых очень важных аспектов. Одни не учитывают эмо­циональную сторону, другие создают чересчур иде­альную картину, третьи не доверяют интуиции... На семинарах, посвященных разработке правильного пла­на действий, я обычно подсказываю людям, на каком этапе они совершают ошибку. В этой книге я приведу методы повышения эффективности на всех этапах. В этих методах нет ничего сложного, но пока вы толь­ко начинаете их осваивать, не стоит их применять в сложных ситуациях. Ребенок, только-только научив­шийся сложению, не сможет умножить даже два на два. Достаточно быстро вы научитесь не только «ум­ножать два на два», но и решать сложнейшие задачи. А пока не торопитесь. Обучайтесь на чем-нибудь не слишком сложном. Все сложные действия строятся на более простых элементах. С точки зрения психологии управления собой, действия, которые мы совершаем, условно можно разделить на три вида.

Первый вид действий — это поступки. Поступки могут быть импульсивными и сознательными. Им­пульсивные поступки — это поступки, про которые говорят: «Нашло что-то». Как правило, они продикто­ваны эмоциями, необдуманны и о них часто приходит­ся жалеть. Любой ваш поступок обязательно затра-

Искусство управления собой

гивает окружающих, поэтому я предлагаю вам на­учиться совершать сознательные, обдуманные по­ступки. Это не значит, что вам надо превратиться в робота без чувств и эмоций. Это значит только то, что вы научитесь контролировать свои действия, управ­лять ими. Не совершить поступок, диктуемый эмоци­ями — это тоже поступок. Это тоже наука, которую стоит познать. Есть еще один вид поступков: надо что-то сделать, но вы ничего не делаете. Неделание — та­кое же действие. Потакая своей лени и безволию, че­ловек взращивает их в себе. Следовательно, его дей­ствия имеют вполне конкретный результат, то есть полностью укладываются в определение слова «по­ступок». Поступок отличается малой протяженностью во времени. Поступок — это действие, цель которого -резкое изменение сложившихся обстоятельств. По­ступок — это ваша сила воли, благоразумие, свойства характера, которые вы демонстрируете окружающим, поэтому поступок более артистичен, в нем много внеш­него.

Второй вид — прямая противоположность поступ­ку — деятельность. Деятельность — это любое протя­женное во времени действие. И, естественно, начало деятельности, как и любое действие, должно быть за­планировано. Например, для молодого человека плани­рование деятельности — это выбор учебного заведе­ния, в котором он проведет ближайшие годы, для выпускника вуза — выбор работы, для работника фир­мы — выбор курсов повышения квалификации. Кто-то всерьез подумывает о переезде в другую страну, а кто-то — о создании семьи. В общем, это любое решение, которое призвано радикально изменить всю нашу даль­нейшую жизнь. Рано или поздно всем нам приходит­ся принимать подобные решения.

Третий вид действий можно условно обозначить словом «дело». Это промежуточный вид. Он не столь

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

протяжен во времени, как, например, деятельность, однако он менее импульсивен и категоричен, чем поступок. К этой группе мы отнесем такие занятия как подготовка к сдаче экзамена или к деловой встрече, покупка автомобиля или ремонт квартиры. .

Очевидно, что в зависимости от вида действия ме­тоды управления собой несколько различаются. В этой книге я приведу лишь некоторые практики, которые подходят для всех трех видов действия.

Планирование действия

Задайте правильный вопрос. В первой главе много говорилось о том, что в каждом из нас есть глубинное «Я» — дух, основа человека. Часто, принимая реше­ние, мы оставляем мнение своего внутреннего «Я» в стороне, хотя оно всегда знает правильный ответ. Умение правильно поставить вопрос — это искусство, подобное искусству фотографии. Для того, чтобы по­лучить действительно качественный снимок, необхо­димо выстроить композицию, просчитать экспозицию, учесть свойства пленки, подобрать нужный фильтр, выбрать объектив... Правильно сформулированный вопрос — это уже на половину ответ. Если вам не уда­ется ответить себе на какой-нибудь вопрос, попробуй­те обратиться к своему подсознанию. В этом вам помо­жет следующее упражнение.

1.Работа с подсознанием — довольно трудное заня­тие, поэтому вы должны быть абсолютно готовы.
Перед началом упражнения вам необходимо пол­ностью расслабиться, сделать несколько дыхатель­ных упражнений, остановить внутренний диалог.

2. Сосредоточьтесь на вопросе, который вы хотите за­
дать. Постарайтесь четко и недвусмысленно его
сформулировать. Произнесите его вслух, запишите на листе бумаги, повторите несколько раз про

Искусство управления собой

себя. Если что-то в нем вам не нравится, перефор­мулируйте его. В результате вы должны получить фразу, которая будет вас полностью устраивать. 3. Представьте, что вы задаете этот вопрос своему глубинному «Я». Важно увидеть своим внутрен­ним взором его образ. Перед кем-то глубинное «Я» предстанет в образе мудрого предка, кто-то увидит его как ангела, кто-то предпочтет обратиться непо­средственно к Богу... У каждого человека есть свой образ, найдите его в себе и задайте ему вопрос. На­полните вопрос эмоциями. Если тема вопроса вы­зывает в вас подавленность, не стоит пытаться за­давать его с жизнерадостными интонациями. Будь­те естественными.

Теперь вам надо просто быть внимательными и ждать ответа. Ответ может прийти в виде образа или сна. Вы можете получить его на улице или на кухне. Ньютон уснул под деревом, и на него упало яблоко — так он открыл всем известный «закон притяжения». От вас требуется спокойствие и расслабленность, тогда ответ не заставит долго ждать.

Возможно, вам придется задать серию вопросов, прежде чем получить нужный ответ. Причина может быть в неправильном понимании проблемы и, следо­вательно, неправильно поставленном вопросе. Часто бывает, что ошибка вскрывается совсем не там, где ее искали.

Например, на одном из моих семинаров был такой слу­чай. Девушка Катя задала вопрос: «Почему у меня ни­чего не получается?», в него она вложила всю безысход­ность, на которую была способна. Катя считала, что у нее плохая карма, неправильное воспитание и много врагов. Вопрос был задан неверно, через некоторое время ответ пришел в такой форме: «Есть вещи, которые у меня



Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

очень даже получаются!» Тогда она задала следующий вопрос: «Что у меня не получается?» Случай интересен тем, что таким образом была выяснена суть проблемы: оказывается, она просто не понимала, зачем она совер­шает те или иные действия. Последний вопрос, который она себе задала: «Зачем я поступала в этот вуз?» У нее не получилось окончить институт, выучить иностран­ный язык, потому что она не понимала, зачем ей это нуж­но. Катя пыталась поступить в вуз, потому что этого хо­тели ее родители, пошла на курсы иностранных языков за компанию, в то самое время, когда она ясно осознава­ла, что ей хочется учиться не на юриста, а на археолога, изучать не иностранный язык, а географию.

Осознайте цели.Моя пациентка Катя научилась правильно задавать вопрос, благодаря чему обнару­жила следующую, не менее серьезную проблему. Ока­залось, что она совершенно не умеет ставить перед собой цель. Вспомним: умение ставить цель — одна из важнейших составляющих искусства управления со­бой. Бесцельное действие не приносит удовлетворе­ния. У человека создается впечатление, что он стара­ется не для себя, а для кого-то другого. Задайте себе вопрос: вписывается ли это действие в общее направ­ление движения или оно отдаляет вас от намеченной цели?

Планируя действие, обязательно помните не толь­
ко об общей цели, но и о конкретных результатах,
к которым оно ведет. Иначе вы можете совершить
серьезную ошибку. С вами может произойти история
аналогичная той, что произошла с «любителем» Мер­седесов, о котором я говорил выше. Погоня за выигры­шем в одном направлении может привести к значи­тельным потерям в другом. Причем потери могут быть
так велики, что перевесят полученный выигрыш. Что­
бы не оказаться в такой ситуации, используйте метод
«Весы». '

Искусство управления собой

1. Возьмите ручку и лист бумаги. Разделите вертикальной чертой лист на две половины. С одной сто­роны выпишите все возможные положительные по­
следствия запланированного поступка, с другой -
все отрицательные. Внесите в список все возмож­ные варианты развития событий, не закрывайте
глаза ни на мелочи, ни на глобальные последствия.
Слово, произнесенное шепотом, вызывает в горах
лавину.

2. Теперь полностью расслабьтесь, вам надо отвлечь­ся от окружающего мира и сконцентрироваться на
поставленной проблеме.

3. Почувствуйте вес каждого из аргументов. Для этого
представьте, что ваши руки — это чаши весов. В од­
ну руку сложите отрицательные последствия, в дру­гую — положительные. Важно, чтобы вы определяли
вес, исходя из своих внутренних, «субъективных»
ощущений. В этом процессе должно участвовать
не только логическое, но и образное мышление.
Не торопитесь, рассматривая каждый аргумент,
задавайте вопрос: «Сколько это весит?»

Создайте образ действия. Часто такие препятствия, как неуверенность, лень возникают из-за того, что у вас нет четкого образа действия. Ваше подсознание сигнализирует вам о том, что вы еще не совсем пони­маете, что надо делать. Не начинайте действовать, пока вы не увидите перед своим мысленным, взором яс­ную картину. Белые пятна и расплывчатые участки на вашей мысленной картине указывают на слабые мес­та в вашем замысле.

Эту историю я помню еще со студенческих лет. Два моих однокашника получили комнату в общежитии и решили полностью ее отремонтировать. Полгода они усердно трудились и, наконец, заработали нужное коли-



Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

чество денег. Тут и начались проблемы. Оказывается, у них было совершенно разное представление о том, как должен выглядеть их обновленный дом. В результате они поругались и разъехались по разным комнатам.

Если вы не знаете, чего конкретно хотите, то вы не сможете ничего добиться. Чтобы создать полноцен­ный образ, надо пережить планируемое действие в своем внутреннем мире. Помните, что образ должен быть воплощен не только в картинках, вы должны буквально почувствовать его, вы должны осознать эмоциональный, физический и интеллектуальный ас­пекты предстоящего действия. При создании образа действия используйте практику, которая называется «Видеозапись». Вам понадобится использовать своего внутреннего наблюдателя, чтобы посмотреть на свою жизнь как на фильм.

1.Представьте, что вы сидите перед телевизором. На
экране последовательно разворачиваются события,
сопровождающие планируемое вами действие. У вас
в руках пульт, с помощью которого вы можете пере­матывать события вперед и назад, приближать или
удалять картинку и, самое главное, по своему жела­нию изменять сценарий.

2. Просмотрите все действие от начала до конца. В мес­тах, где вам не все ясно, останавливаете запись.
Если .вы увидите, что события развиваются не так,
как задумано, перематывайте назад до кадра, в кото­
ром вы совершили ошибку. Учитывайте время, ко­торое займет планируемое действие.

3. Эта практика поможет вам увидеть все сильные
и слабые стороны вашего замысла. Вы сможете бо­
лее четко распланировать время, которое вам пона­добится на его выполнение. Создавайте образ, ко­торый вы и видите, и слышите, и чувствуете.

Искусство управления собой

Визуализируйте время. Поместите запланирован­ное дело на воображаемую временную прямую. Со­здайте образ, в котором все важные этапы будут иметь свою продолжительность. Неважно, получится ли все именно тогда, когда вы запланировали. Главное, что у вас есть база. Чтобы ваши прогнозы оказались более правдоподобными, используйте следующую последо­вательность действий:

1) войдите в состояние внутреннего покоя;

2) представьте, что ваша цель это точка, удаленная от
вас на некоторое расстояние. Это расстояние есть
время, которое вам нужно на то, чтобы достичь
цели;

3) отметьте все этапы на прямой между вашей по­зицией, в которой вы находитесь сейчас, и вашей
целью;

4) нарисуйте созданный образ в вашем дневнике и ре­гулярно его корректируйте.

Избавьтесь от прошлых ошибок. Просматривая «видеозапись» и визуализируя время, вы можете уви­деть, что некоторые решения вы приняли автоматичес­ки. Это решения, принятые на основе опыта, сложив­шихся у вас стереотипов и подсознательных программ. Часто такие решения оказываются неправильными. Вам нужно вспомнить все аналогичные ситуации и осознать, какие из принятых решений ошибочны. Я не предлагаю вам «копаться» в собственных неудачах. Я предлагаю найти причины ошибок, чтобы впредь не совершать их. Помните, что мы живем в каузальном мире. У любого действия есть причины и есть след­ствия. Если предыдущее действие было некачествен­ным, то вам так или иначе придется, исправлять ошиб­ки. Лучше это сделать сейчас, чтобы под ногами у вас была прочная основа, а не трясина. Пока вы не сдела-

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

ете этого, вы просто не сможете принять правильное решение. Может, вы недооценили потребность в си­лах, во времени, в деньгах? Может, вы неправильно оценили мотивы людей, с которыми вы работали? Может быть, в прошлый раз вы взвалили на себя слиш­ком много обязанностей? Найдите причину прежних неудач и тогда вы сможете избежать их в новом деле. Вас перестанут мучить мысли о том, что «как всегда, ничего не получится». Часто мы не можем сделать что-то, потому что подсознательные страхи лишают нас сил. Если вы найдете корень этих страхов, то вы освободитесь от них.

1.Используйте методы самонаблюдения. Вам надо
увидеть свою механичность, те стороны своего «Я»,
которые мешают приступить к делу. Используйте
«метод возрастной регрессии» для обнаружения
психологических ошибок, заложенных событиями
прошлого.

2. Постарайтесь понять, что вам помешало в прошлом
в такой же ситуации. Здесь вам поможет умение
правильно формулировать вопросы.

3. Перепишите ситуации, в которых вы допустили
ошибку с помощью метода работы с образами и сло­
весного программирования.

Составьте свое мнение.Мы живем в мире людей. Наши родные, знакомые и малознакомые нам люди ежедневно оценивают нас. Вы надели новую вещь и коллеги выразили восторг: «Ты — наш секс-символ!» Вы заступились за слабого, и проходящая мимо жен­щина сказала вам: «Храни вас Господь». Вы уклони­лись от мордобоя, и бывший одноклассник сквозь зубы процедил: «Тряпка». Наши собственные суждения складываются под влиянием окружающих. В детст­ве — под влиянием родителей, «соратников» по пе-

Искусство управления собой

сочнице, потом — одноклассников, однокурсников, коллег, близких и любимых людей. Часто действовать нам мешают образы людей, которые высказывали сом­нение в наших способностях, критиковали нашу де­ятельность.

Если мы хотим обсудить с кем-нибудь планы, то чаще всего выбираем людей, близких нам по взглядам. Это помогает нам увидеть сильные стороны и не об­ращать внимания на слаб<

Наши рекомендации