Неприятное ощущение «убирается» с тела.
- 18 -
Упражнение 3.3
Соощущения.
Возьмите пять дощечек с наклеенными на них различными
Материалами. Попросите,чтобы Вам подобранными заранее предме-
Тами (металлическими, деревянными,стеклянными,пластмассовыми
И т.д.) ударяли, допустим, о стол.В это время Вы должны, по-
Ложив правую руку поочередно на каждую из дощечек,восприни-
мать и запоминать (один звук - одну дощечку).Например,о стол
Ударили стеклянным предметом, соответственно Вы услышали удар
Стекла о стол.В это же время Вы рукой воспринимаете клеен-
Ку,наклеенную на дощечку.Представьте,что Вы касаетесь с зак-
Рытыми глазами клеенки,которая при каждом прикосновении изда-
Ет «стеклянный» звук, т.е. Вы можете представить,
Скажем,рюмку,сделанную из клеенки, и таким образом запомнить
Ощущение.Затем,когда Вы будете воспроизводить этот образ,Вы
Сможете считать звук и материал.
Цель упражнения - достигнуть состояния,когда Вы будете
Воспринимать звук в виде тактильных и слуховых ощущений, т.е.
При восприятии определенного звука Вы должны ощутить прикос-
Новение соответствующего материала.
Р А З Д Е Л IV
Развитие вкусового воображения.
Упражнение 4.1
Тренировка вкусовых ощущений.
Сконцентрируйте внимание на кончике языка в течение одной
-двух минут, начнется слюноотделение. Возьмите кусочек сахара
И положите его перед собой. Посмотрите на него, закройте гла-
За, представьте (необходимо ярко увидеть, ощутить тактильно,
Услышать звук одновременно). Продолжайте держать внимание на
Кончике языка, стараясь вызвать вкус сахара. Обычно отдаленно
Вкусовые ощущения появляются уже через 20-30 секунд, затем
Они от упражнения к упражнению усиливаются. Если же у Вас
очень плохо получается (5-7% от всех занимающихся), попробуй-
Те сахар на кончике языка и постарайтесь вызвать соответству-
Ющие вкусовые ощущения по предложенной схеме.
Тренируйтесь по 15-20 минут 3-4 раза в день в течение
Дней. Вы должны достигнуть следующего: представив пред-
Мет в воображении, ощутив его тактильно, услышав звук и од-
Новременно автоматически сконцентрировав внимание на кончике
Языка, Вы должны почувствовать вкус этого предмета, причем
Это должно происходить неосознанно.
- 19 -
Совершенствуя свои вкусовые ощущения, постарайтесь ощу-
тить «вкус» звука (примерная градация: приятный-неприятный,
Мягкий-острый, сладкий-горький), тактильные ощущения, цвет,
Форму предмета, движение.
ТЕСТ на уровень воображения.
Не чувствуете вкуса - 0
Вкус нечеткий и неустойчивый - 1
Четкий,но неустойчивый - 2
Четкий и устойчивый - 3
Можете легко трансформировать - 4
Вкусовые ощущения сочетаются со зрительными
Образами,тактильными и слуховыми ощущениями - 5
Упражнение 4.2
Изменение вкуса.
Представьте вкус сыра.
Представьте привкус клубники.
Привкус клубники начинает вытеснять вкус сыра. Посте-
Пенно с каждой новой волной вкус сыра отдаляется, ослабевает,
А привкус клубники усиливается. Потренировавшись таким обра-
Зом 10-15 дней, по 15-20 минут три раза в день до еды, Вы
Сможете произвольно, легко и просто менять вкусовые ощущения.
Р А З Д Е Л V
Развитие обонятельного воображения.
Упражнение 5.1
Сконцентрируйте внимание на кончике носа и постарайтесь
Представить запах лимона, розы и т.д. На начальном этапе уп-
Ражнение выполняется с закрытыми глазами. Глаза смотрят пря-
Мо, на нос не скашиваются. На носу концентрируется только
Внимание.
Если не удается вызвать запах, возьмите воображаемый объ-
Ект в руку, поднесите его к носу, ощутите его запах и положи-
Те перед собой на расстоянии полуметра. Теперь, концентрируя
Внимание на кончике носа, старайтесь вызвать запах этого
Предмета.Если это удалось, откладывайте предмет все дальше и
Дальше,старайтесь вызвать запах, а затем и вовсе уберите его.
Теперь Вы должны вызвать в воображении зрительный образ этого
Предмета, тактильные, слуховые и вкусовые ощущения,помогая
Тем самым вызвать запах этого предмета (соответственно в этот
момент Вы должны концентрироваться на кончике носа).
- 20 -
ТЕСТ на уровень воображения обоняния.
Нет запаха - 0
Слабый и неустойчивый - 1
Четкий,но неустойчивый - 2
Четкий и устойчивый - 3
Можете трансформировать по своему желанию - 4
Кроме обонятельного образа еще и зрительный,
Тактильный,слуховой и вкусовой - 5
После достижения пятого уровня по тесту обоняния повтори-
Те все упражнения раздела первого. Соответственно Вы должны