Особенности процесса Кемеровской росписи.
Технология расписных работ очень сложная: начиная от ковки металлических заготовок и заканчивая сушкой в печах при высокой температуре. Для работы необходимы: стеклянная палитра, подставки под кисти, стаканчик с маслом. Художник не может обойтись без ветоши – тряпочки для обтира краски. Ещё нужны такие принадлежности как ватные палочки, зубочистки, мел.
Главными материалом художника являются масляные краски. Для разведения красок используют льняное или растительное масло. Краски разводятся при помощи мастихина – специального инструмента с металлическим носиком и деревянной ручкой. Для росписи используются синтетические и беличьи кисти от №1 до №12 размера круглые и плоские.
В кемеровской росписи используют традиционные для лаковых промыслов типы композиций: букет (собранный, в раскидку), венок, ветка, подкова (полувенок), ковровая и другие, носящие обычно самостоятельное название ("письмо", "гирлянды", "ветка с угла", "букетики" и другие.)
В композиции «Букет» четко выраженный центр, обычно соответствующий центру изделия, либо находящийся немного ниже его. Вся композиция вписывается в круг или овал.
Особенности композиции «Венок». Чередование примерно одинаковых по размеру элементов, вписанных в круг или ленту. При этом светлая сторона цветов обращена в середину полосы.
В композиции «Венок» – «Полувенок». Нечто среднее между «букетом» и «венком». Выраженный центр и форма полосы, сужающейся к концам. Занимает обычно ѕ длины изделия
Техника построения композиции «Конверт» или роспись с углов – соответствует названию – небольшие композиции в углах изделия и маленький «букет» в центре.
Кемеровская роспись однослойная, выполняется «за один присест», пишут от начала до конца, чтобы краски не успели засохнуть и получились различные цветовые оттенки. Приёмами кемеровской техники росписи являются: тенёжка, прописка, оживка, связка (или привязка). В написании фруктов и ягод применяются дополнительные приемы: высветление и вытемнение. Тенёжка наносится более темным цветом, приближенным к фону, предназначена для того, чтобы облегчить работу с тенью. Когда мазки основного цвета последовательно заводят на тенёжку, происходит смешение красок, и наиболее удаленные от переднего плана мазки приобретают более темную окраску.
Кемеровской роспись объединила в себе уральский двухцветный мазок и "маховой" мазок. По технике выполнения различают следующие виды мазков:
1. каплевидный мазок;
2. крученый круглый мазок;
3. крученый вытянутый мазок;
4. крученый двойной, тройной, сложный мазки;
5. ляпок;
6. прямой, S-образный, тонкий, тонкий S-образный;
7. тычок.
Двухцветный мазок – это когда на один край кисти набирается основной цвет, а на другой край более светлый и на палитре делается цветовая растяжка с плавным переходом одного цвета в другой. Оживка - это тычинки, блики, обводки. Травками связывают букет с фоном тоненькими завитками из «усиков» и трав, которая собирает композицию в одно целое и создает постепенный линейно-графический и тональный переход от живописи к фону. Травки разнообразны по форме, стилю и способу написания: это и хвоя, и папоротник, и различные колосья и злаки и т.д.
Завершением изделия является золотой или цветной орнамент из дуг, завитков, волн, капелек, точек и травки. Орнамент - украшение борта подноса, состоящие из геометрических или растительных узоров. Он может быть простым, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без орнамента изделие выглядит незаконченным.
Орнамент выполнятся оживочной кистью с тонким кончиком акриловой и гуашевой краской золотого, бронзового и серебряного цветов. Расписанное изделие покрывается лаком ПФ – 283 или акриловым, который наносится кистью тонким равномерным слоем.
В Кемеровской росписи начали использовать копчение, при котором можно получить огромное множество совершенно непохожих друг на друга изделий. Вместо свечи можно использовать другие горючие материалы, например, промасленную ткань, керосиновую лампу и т.д. Результат, вследствие таких экспериментов, может получиться очень интересным и неожиданным.
Существуют и другие способы разделки фона – это «под малахит» и «под черепаху». На черный фон изделия наносят краску, соответственно зеленую или коричневую (можно использовать различные оттенки), затем свернутой бумагой, рваным ее краем, процарапываем линии, имитирующие рисунок малахита или черепахового панциря.