Словарь основных терминов и понятий

АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия) – понятие, характеризующее форму государственного правления и способ организации политической власти в стране с монархическим режимом. Абсолютизм означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица – монарха. Абсолютизм связан с чрезвычайно высокой степенью централизации государственного управления. Абсолютизм допускает (в отличие от деспотических, тоталитарных режимов) наличие скрытых ограничений власти: экономических (существует известный плюрализм собственности), социальных (наличие многообразной социальной структуры и особенно наследственной аристократии), политических (абсолютизм способен к политической динамике), идеологических (абсолютизм не видит в существовании идеологического многообразия смертельной для себя угрозы). Как правило, абсолютными называют монархии начального периода новой истории, в первую очередь режим французского короля Людовика XIV. Идеалом выступал «просвещенный абсолютизм».

АНАБАПТИЗМ – радикальное и внутренне неоднородное течение в Реформации XVI в., разновидность протестантизма. Отрицая крещение младенцев, анабаптисты требовали сознательного принятия крещения. Общими признаками анабаптистов были также проповедь возвращения к церкви апостольских времён, вера в милосердие Божие, во всеобщее равенство, в необходимость добрых дел и учение о свободе воли человека. Некоторые положения анабаптизма легли в основу многих протестантских направлений (например, баптистов).

БАЛЛАДА литературная – лиро-эпический жанр, восходящий к англо-шотландской народной поэзии. «Фабулярное стихотворение» (Томашевский), сюжет которого построен на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом материале. Эпическая тема излагается прерывисто, фрагментарно, оставляя большой простор фантазии. Тон баллады чаще всего мрачный, меланхолический. Литературная баллада становится популярной с конца XVIII в., к этому жанру обращаются Р. Бёрнс, В. Скотт, И. – В. Гете, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, В. Гюго В. Жуковский и др.

БАРОККО – художественная система, направление, стиль в искусстве. Общее явление культуры большинства европейских стран XVII-XVIII вв., барокко как стиль охватил все области пластических искусств (архитектуру, скульптуру, живопись) и литературу, художественную теорию, музыку (рождение оперы), театр и зрелищные формы праздника. Для барокко в целом характерны пышность, зрелищность, внимание к телесному началу, роскошь, обилие и вычурность деталей, ансамблевый принцип решений. Литературе барокко свойственны демонстрация учености, любовь к эмблематике, тяготение к избыточности на всех уровнях текста, стремление объединять в метафоре далекие и несхожие между собой понятия, усложненный интеллектуализм.

БУРЛЕСК (франц. burlesque, от итал. burlesco – шутливый) 1) тип комической стилизации; имитация популярного стиля или использование стилистических примет известного жанра – и в дальнейшем построение комического образа заимствованного стиля с помощью его применения к несоответствующему тематическому материалу. Иными словами, бурлеск – это воплощение «низкой» темы средствами «высокого» стиля. 2) Основанная на данном соотношении историческая жанровая форма европейской комической литературы, существующая с 17 в. как вид ироикомической поэмы.

ВЕЙМАРСКИЙ КЛАССИЦИЗМ – связанное с именами И.В. Гете и Ф. Шиллера направление в немецкой литературе и культуре, начало которого определяется поездкой Гете в Италию (1786-1788) и переездом Шиллера в Веймар (1787; с 1799). Гете и Шиллер выработали новую эстетическую программу, в основе которой лежит мысль о том, что задача искусства – утверждением положительных гуманистических идеалов красоты и гармонии содействовать духовному подъему и пробуждению национального самосознания. Эти идеалы поэты находят в античности – воплощении «благородной простоты и спокойного величия». Гете и Шиллер стремились возродить не только дух, но и литературные формы античности (например, цикл «Римские элегии», идиллия «Герман и Доротея» Гете; драматургическая трилогия о Валленштейне Шиллера).

ГЕДОНИЗМ (от греч. ἡδονή – удовольствие) – тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). В самом общем виде в гедонистических учениях удовольствие является высшим благом и целью жизни. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435-355 гг. до н. э.), современник Сократа. Идеи гедонизма развивал Эпикур (342-271 гг. до н.э.). В Новое время Т.Гоббс, Б.Мандевиль, К.Гельвеций, так же, как и Б.Спиноза, выводят поведение людей из удовольствия, причем оно ассоциируется с общественно определенными интересами индивида: у Гоббса эгоизм ограничивается общественным договором, у Мандевиля стремление человека к удовольствию трактуется как средство, используемое воспитателями и политиками для управления людьми, у Гельвеция оно ставится в зависимость от правильно понятого интереса. По этой же линии развивались идеи либерализма – течения мысли, покоящегося на адекватном и последовательном обосновании автономии индивида – как личности и гражданина.

ДЕИЗМ (от лат. deus – бог) – философско-религиозное течение в Европе и Северной Америке 16–18 вв., рассматривавшее Бога в качестве отдаленной первопричины природы и человека и с различной степенью последовательности отождествлявшее религию с моралью. Понятие деизма употребляется и в более широком смысле для характеристики такого отношения Бога и мира, при котором роль Бога предельно минимизируется, так что он становится лишь гарантом прочности законов, раскрываемых наукой.

ДРАМА ЧЕСТИ – популярный жанр в испанской литературе XVI—XVII вв. Главным героем испанской драмы является идальго, дворянин, основное богатство которого – плащ и шпага, готовый биться за свою честь до последней капли крови, преданный слуга «благочестивого» короля и «святой» церкви. Испанские гуманисты (Сервантес, Лопе де Вега) объявляют благородство и честь не наследственными дарами, а проявлениями человеческого достоинства, которое находит выражение в высоконравственных поступках. Честь в этих пьесах уподобляется хрупкому сосуду, который «от малейшего движения может разбиться». К «драме чести» обращается П. Кальдерон («Врач своей чести», 1633-1635; «За тайное оскорбление – тайное мщение», 1635).

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – такой взгляд на право, согласно которому право существует уже в природе, т.е. заложено в самой сущности человека. Во всех людях действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места, и неизменно. Учение о естественном праве особенно бурно развивалось в XVII и XVIII веках, его развивали Гоббс, Локк, Руссо, Монтескьё, Дидро, Лейбниц, Гольбах, Кант и др.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК– гуманистическое представление у европейских и американских мыслителей XVII-XVIII вв. о человеке, согласно которому природа человека изначально добра и она – одинакова у всех людей, независимо от веры, культуры, эпохи, страны. Человек трактуется как природное существо, которое в естественном состоянии изолировано от других, обладает одинаковыми с ними способностями и равными правами. Представления о некоем «благородном дикаре», наделенном всеми положительными нравственными чертами, можно найти у Вольтера, Руссо, Локка, Дидро, Франклина, Пейна и др. По Руссо, в естественном состоянии не было никакой войны между людьми, ибо им присуща врожденная благожелательность и чувство сострадания. Лишь впоследствии появляются частная собственность и неравенство.

ИЕЗУИТЫ - члены католического монашеского ордена («Общество Иисуса», лат. "Societas Jesu"), основан в 1534 в Париже Игнатием Лойолой. Орден стал главным орудием Контрреформации. В условиях широкого распространения протестантизма и критики традиционного монашества перед иезуитами ставились задачи распространения и защиты веры, а также воспитания «добрых католиков», чему служили проповедь, преподавание и помощь обездоленным. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

КАЛЬВИНИЗМ - одно из главных направлений Реформации, основанное Ж. Кальвином. Вероучение кальвинизма развивает принципы протестантизма: священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная иерархия и ее посредничество в деле спасения; отрицается свобода воли человека; грех признается явлением неизбежным; спасает только личная вера; из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический культ. Отличительной чертой кальвинизма является доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения «избрал» одних людей к спасению, других – к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель. В отличие от лютеранства, резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости.

КАРТЕЗИАНСТВО - учение Декарта (от латинизированной формы его имени – Картезий) и основанное на нем направление в философии и естествознании XVII – XVIII вв. Основу картезианской системы мира составляет последовательный механицизм: правила механики тождественны принципам природы. Это означает, что между машинами, сделанными руками мастеров, и «природными вещами» существует аналогия, а различие имеет количественный характер: механизмы в природе более мелкие, чем в технике, и поэтому невидимы для глаз.

КАТОЛИЦИЗМ - одно из трех (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве (конфессий). Окончательно оформился после разделения христианства в 1054 на два направления – западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании. Католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом спасения, т.к. только она может восстановить утраченную вследствие первородного греха сверхприродную способность людей стремиться к высшей цели – Богу. Церковь может возместить эту утрату с помощью т.н. сокровищницы сверхдолжных добрых дел, совершенных Христом, Богоматерью и святыми. Католическая церковь представляет собой особый социальный институт, построенный по принципу строгой иерархии власти. Главой католической церкви является римский епископ – папа, избираемый пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов; одновременно он является главой города-государства Ватикан. Для всех католических священнослужителей обязательно безбрачие (целибат).

КЛАДБИЩЕНСКАЯ ПОЭЗИЯ – жанр медитативной лирики в поэзии XVII – начала XIX в. Размышления о бренности земного и будущем воскрешении, обычно навеянное видом кладбища. В кладбищенской поэзии медитативное начало сочетается с устойчивыми пейзажными мотивами (надгробные «тисы», звон колокола, надгробные памятники, крики «вранов»). К середине XVIII в. Распространяется в Англии (например, поэма «Жалоба, или Ночные размышления» Э. Юнга 1742-45; «Элегия, написанная на сельском кладбище» Т. Грея 1751). Во второй половине XVIII в. Входит в репертуар сентиментализма и предромантизма.

КЛАССИЦИЗМ – художественная система, направление, стиль в искусстве. Общее явление культуры большинства европейских стран XVII – начала XIX вв., классицизм как стиль охватил все области пластических искусств (архитектуру, скульптуру, живопись) и литературу, художественную теорию, музыку и театр. Основные принципы: подражание образцам (в качестве таковых выступает античное искусство), правдоподобие (следование «изящной» природе), нормативность, экономии выразительных средств. С классицистическим вкусом связывают стремление к уравновешенности, ясности, логичности художественного выражения, существование строгой нормы, эстетического канона, подчиненности универсальным и вечным правилам, представление о творчестве, в первую очередь, как об умении, мастерстве, а не о спонтанном вдохновении или самовыражении. При этом художник классицизма нацелен на создание совершенного творения, над коим не властно время.

КЛЕРИКАЛИЗМ (отлат. clericalis – церковный) – социально-политическое течение, использующее религию и церковь для воздействия на все сферы жизни общества. Идеалом клерикализма является теократия – форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства. Примерами могут служить введение в XVI в. Ж.Кальвином жесткой религиозной регламентации личной и общественной жизни в городе-государстве Женева, подчинение общественной жизни требованиям норм шариата в ряде современных мусульманских государств (т.н. исламский фундаментализм).

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ А́РТЕ (комедия масок) – импровизационный уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине XVI в. Ее персонажи – некие социальные образы, в которых культивируются не индивидуальные, а типические черты. Пьес как таковых в комедии дель арте не было, разрабатывалась только сюжетная схема, сценарий, который по ходу спектакля наполнялся живыми репликами, варьировавшимися в зависимости от состава зрителей. У комедии дель арте было два основных центра – Венеция и Неаполь. В соответствии с этим сложились и две группы масок: Северную (венецианскую) составляли Доктор, Панталоне, Бригелла и Арлекин; южную (неаполитанскую) – Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья.

КОМЕДИЯ МАСОК – см. комедия дель арте.

КОМЕДИЯ ИНТРИГИ (комедия положений) – жанр комедии, основанный на сложном сюжете с несколькими линиями и резкими поворотами действия. Этим она отличается от комедии нравов, хотя и последняя тоже может быть остросюжетной. Возникла в Испании в начале XVII в. в творчестве Лопе де Веги, Тирсо де Молины и др. Во Франции наиболее известная комедия интриги – «Севильский цирюльник» П. Бомарше.

КОМЕДИЯ НРАВОВ – жанр комедии, в котором основное внимание уделено манерам и поведению героев, живущих по определенным общественно-этическим правилам.

КОНСЕПТИЗМ – течение в литературе испанского барокко XVII в. В отличие от культистов, исходили из идеи внутренней сложности самой формулируемой мысли («трудный стиль»). В основе поэтики лежит особая сложная метафора – «концепт», основанный на принципе остроумного уподобления предметов, лишенных очевидного сходства («кончетто»). Стилевые проявления – причудливая игра слов, эллипсис, оксюморон. Основные представители – Алонсо де Ледесма, Франсиско де Кеведо, Балтасар Грасиан.

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - совокупность мер, предпринятых католической церковью в XVI-XVII вв. в ответ на протестантскую Реформацию, которые укрепили позиции католицизма и оказали серьезное воздействие на политическое и культурное развитие континентальной Европы.

КОНЧЕТТО (итал. concetto) – остроумие – итальянский философский и литературный термин. В философском смысле – мысль, понятие, замысел. В литературном – вычурная метафора, утонченная и неожиданная, сведение несхожего. Стремление найти с помощью неожиданных сочетаний слов и образов глебокие и неочевидные связи между предметами и явлениями. Культивировалось в поэтике барокко (Б. Грасиан, Д. Марино и др.).

КУЛЬТИЗМ (гонгоризм) – течение в испанской поэзии XVII в., названное по имени его лидера – Луиса де Го́нгоры. Культисты исходили из того, что искусство адресовано избранной публике, поэтому надо находить особые слова, которые бы требовали размышления, идею надо зашифровать. Создали «темный стиль»: искусственно усложненный синтаксис, множество неологизмов (в основном латинского происхождения), сложные метафоры, перифразы, затемняющие смысл.

ЛИБЕРТЕНЫ (или либертины, от лат. libertinus – вольноотпущенный) –представители французского свободомыслия (либертинажа) XVII в., преследовавшегося властями и церковью. Представители либертинажа: Т. Де Вио, Ш. Сорель, близок С. Сирано де Бержерак.

ЛИТЕРАТУРА ПУТЕШЕСТВИЙ – литературный жанр, в основе которого описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь незнакомых читателю или малоизвестных, странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные – эстетические, политические, публицистические, философские и др. задачи. Особый вид литературного путешествия – повествование о вымышленных, воображаемых странствиях, в той или иной степени следующие описательным принципам построения документального путешествия (например, «Робинзон Крузо» Д. Дефо или «Путешествия Гулливера» Д. Свифта).

ЛИТЕРАТУРНАЯ МИСТИФИКАЦИЯ – текст или фрагмент текста, автор которого приписывает его создание подставному лицу, реальному или вымышленному. Главным отличием литературной мистификации от обычного текста является создание образа автора, в воображаемых границах психического, социального и языкового мира которого возникает произведение. Образ подставного автора воплощается в стиле текста, поэтому литературная мистификация всегда предполагает стилизацию (подражание литературному языку конкретного автора или подражание стилю эпохи). Примерами европейской литературной мистификации XVII-XVIII вв. являются «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Поэмы Оссиана» Д. Макферсона.

МАКСИМА (от лат. propositio maxima – высший принцип) – всеобщее жизненное правило, субъективный принцип воли, краткое изречение. В литературе – разновидность афоризма, близкая сентенции, – краткое общезначимое изречение, имеющее морализаторский оттенок. Максима может быть выражена в констатирующей («Показная простота – утонченное лицемерие», Ларошфуко) и наставительной («Победи зло добром», Паскаль) форме. Расцвет максимы как литературного жанра пришелся на XVII-XVIII вв. К классическим образцам относятся «Обиходный оракул, или Искусство осторожности» Б. Грасиана (1647), «Максимы» Ларошфуко (1665), «Характеры и нравы нашего века» Лабрюйера (1688).

МАРИНИЗМ – доминирующее течение в итальянской поэзии барокко XVII в., получившее свое название по имени поэта Д. Марино (1569-1625). Имелась в виду целая плеяда поэтов, усугубивших и без того тяготеющий к декоративности характер поэзии своего учителя. Марино и его последователи стремились изумить читателя неожиданным оригинальным эффектом (жанровым, сюжетным, композиционным, метрическим). Представителями маринизма являются Т. Стильяни (1573-1651), Д. Баттиста (1610-1675), Д. Лубрано (1610-1675) и др.

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ШКОЛА – течение в английской поэзии первой половины XVII в., его отличает спиритуалистический характер, свойственный поэтике барокко, напряженное переживание миропознания, поэтическая медитация, усложненная форма (изощренные метафоры, трудно расшифровываемые символы и аллегории). Для поэтов данной школы характерны религиозная тематика, мистические настроения. Представители: Дж. Донн, Дж. Херберт, Р. Крэшо и др.

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА – литературный жанр, возникший и получивший распространение в XVIII в. в Англии (Дж. Лилло, Э. Мур), Франции (Д. Дидро, М. Седен, Л.С. Мерсье, П. Бомарше), Германии (Г. Э. Лессинг, Я. М. Р. Ленц, Л. Вагнер). Воспроизводила жизнь «нетитулованных», буржуазно-мещанских кругов посредством серьезных, исполненных драматизма конфликтов морального и социально-бытового характера. В отличие от драматургии классицизма, мещанская драма воссоздавала не сами по себе идеи и страсти, добродетели и пороки, а «общественные положения» - быт и нравы определенной социальной среды. Тем самым мещанская драма преодолевала отвлеченность изображения, присущую классицистической драме. Представители третьего сословия - центральные герои таких произведений – изображались как поборники добродетели и гуманности. Пафос лучших пьес этого жанра – протест против социального неравенства.

ПАМФЛЕТ - 1) Жанр публицистики, для которого характерно резкое и экспрессивное обличение, направленное против вполне определенного общественно-политического явления (государства, правительства, класса, идейного движения, иногда – строя в целом) или конкретных влиятельных в обществе деятелей (политиков, социологов, ученых, литераторов). Преследуя агитационную цель, памфлет всегда тенденциозен, общедоступен, рассчитан на здравый смысл и непосредственные эмоции широкой публики; его стиль экспрессивен (ему присущи ирония, сарказм или патетика), а слог стремится к краткости лозунга. Например: «Ареопагитика» Дж. Мильтона, «Сказка бочки» Дж. Свифта. 2) Наряду с чисто публицистическими произведениями существуют остросатирические литературные произведения, которые тоже принято считать памфлетами: в них сильна публицистичность и историческая конкретность обличения, а построение характеров и сюжета мотивируется в большой мере не их собственной логикой, а авторской идеей-замыслом. К образцам такого рода произведений можно отнести «Путешествия Гулливера» Д. Свифта.

ПАСТОРАЛЬ – понятие, относящееся к произведениям европейской литературы XIV-XVIII вв. Для такой литературы характерно идиллическое, без коллизий и конфликтов, изображение сельской природы, жизни пастухов, а также лесных божеств греческой мифологии: нимф, дриад, фавнов и т. п. Пастораль восходит к античной буколике и к средневековой пастореле. Существуют различные виды пасторали: идиллия, эклога, пасторальный роман, пасторальная драма и т. п. Пастораль – характерный жанр прециозной литературы, маринизма, культизма (XVII в.), произведений рококо (XVIII в.). Подобные произведения подчеркнуто противопоставлены «грубой» реальности, культивируют эстетизированный гедонизм и аристократическое изящество формы.

ПИКАРО (ПЛУТ) – герой плутовского романа, пройдоха, человек беспринципный, приспосабливающийся к обстоятельствам, при всей своей предприимчивости морально пассивный. По сравнению с рыцарским романом характер и поведение пикаро изображаются как порождение окружающей его среды. Обычно герой плутовского романа – слуга, но не по профессии, а в силу необходимости; частая смена хозяев позволяет ему познакомиться с разными социальными типами. Для пикаро типично ироническое отношение к окружающим, постоянное разоблачение их пороков, что оправдывает его собственную аморальность. Еще одна черта плута – полное приятие установившегося порядка вещей, беспомощность перед лицом судьбы, изменчивой, жестокой и алогичной.

ПЛУТОВСКОЙ РОМАН («ПИКАРЕСКА») – разновидность жанра романа, возникшая в литературе испанского барокко в XVI в., а в XVII в. Распространившаяся во многих национальных литературах Западной Европы. В нем изображаются похождения главного героя, плута (пикаро), который, будучи сиротой или оказавшись изгнанным из дома, вынужден сам зарабатывать себе на жизнь. После долгих скитаний, в ходе которых герой знакомится с представителями почти всех общественных слоев и учится противостоять враждебному миру, он завоевывает свое место в социальной иерархии и добивается определенных материальных благ. Изображение теневых сторон жизни придает комизму плутовского романа грубый, «физиологический» характер. Помимо характерного сюжета и героя отличительными чертами плутовского романа являются автобиографическая форма повествования, бытовой комизм, сатирическая направленность, широкая социальная панорама жизни. Примеры жанра: анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения» (1554), «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче» (1599-1604) М. Алемана, «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» (изд. 1626) Ф. Кеведо.

ПРЕДРОМАНТИЗМ – комплекс явлений в культуре XVIII в., который подготовил появление романтизма романтизма, предвосхищая ряд его особенностей и вместе с тем сохраняя некоторые особенности просветительства. Для него характерно обращение к чувству (поэтому предромантизм часто ассоциируют с сентиментализмом), иррационалистические и мистические тенденции, неверие в прогресс и поиски идеала (свободное «естественное» развитие человека на лоне природы) вне цивилизованного общества, в далеких странах, в историческом и доисторическом прошлом; последнее отличает предромантиков от сентименталистов, у которых преобладает обычно описание окружающей их действительности. Предромантики обратились к народному творчеству как к наиболее непосредственному выражению чувства. Характерные жанры в литературе: сентиментально-психологический роман и повесть («Страдания юного Вертера» Гете), готический роман (Х. Уолпол, А. Радклиф), «демонологическая» повесть («Влюбленный дьявол Ж. Казота), буржуазная драма, кладбищенская поэзия, медитативно-философская, религиозная лирика (Ф. Клопшток). В Германии идеи предромантизма наиболее ярко проявились у писателей «Бури и натиска».

ПРЕЦИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА – произведения французского барокко, объединенные по тематике, проблематике, стилю. Подобные сочинения сосредоточены на изображении событий светской жизни, любовных коллизий героев, в которых угадывались известные в свете лица, тщательное стремление избегать низкой, вульгарной, тривиальной лексики (отсюда частое использование перифраз, метафор, эвфемизмов). Прециозные произведения стремились к изощренному остроумию. Предпочтительные жанры – пригодные для исполнения в светских салонах: письма, диалоги, эпиграммы, мадригалы, драматические пасторали, пасторальный и галантно-героический роман. Наиболее значительный представитель прециозной литературы – М. де Скюдери.

ПРЕЦИОЗНОСТЬ (от франц. précieux – драгоценный, изысканный, утонченный) – культурное явление середины XVII в. Возникло в городской салонной буржуазно-дворянской среде, конкретно – в салоне Мадлен де Скюдери. Члены ее кружка культивировали искусство утонченного светского досуга, интеллектуальных бесед на различные темы, в т.ч. – и на литературные. Они выработали определенный идеал благородства: эта черта связывалась со свойствами сердца (не с происхождением), ума и благородными манерами. Стремились соединить традицию старинной куртуазности и современный хороший вкус. Установили в своем кругу моду на чтение романов, что породило прециозную литературу.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – идейно-художественное течение Просвещения, развивающееся как бы между и поверх литературных направлений (в каждом литературном направлении XVIII в. Можно выделить его «просветительский» и «непросветительский» варианты). Просветительские произведения выражают идеи Просвещения, они открыто тенденциозны, часто прямо подчиняют фабулу доказательству или опровержению основного тезиса, не боятся превратить персонаж в рупор авторских идей, стремятся к дидактизму (т.е. к моральным поучениям, наставлениям). Явления общественной жизни и поступки людей чаще оцениваются как разумные или неразумные. Поэтика просветительской литературы способная включать в себя художественные приемы классицизма, рококо, сентиментализма.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ – понятие в советском литературоведении, характеризующее просветительскую литературу. Трактуется как этап в развитии реализма, сложившийся в эпоху Просвещения. Для него характерен этико-рациональный подход к явлениям общественной жизни и человеческим поступкам; художественные образы отличаются некоторой условностью. Отличительные черты: культ разума, социальный идеализм, требование изменения старого («неразумного») строя, обращение к широкой аудитории, демократический пафос.

ПРОСВЕЩЕНИЕ – идейное движение в Европе XVIII в., внутренне неоднородное. Особый тип мировоззрения, отличающийся антифеодальной направленностью, стремлением создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека. Основные идеи: вера в человеческий разум, защита рационального познания, религиозная и этическая терпимость, борьба против сословных привилегий и тирании, защита естественных прав человека и гражданина, критика суеверий. Цель просветительского движения в общем виде можно сформулировать так: изменять человека к лучшему, рационально изменяя политические и социальные установления (отсюда первостепенное внимание вопросам воспитания и просвещения).

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ – обозначение политики абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й половине XVIII в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы – крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчение цензуры и др.). Представители просвещенного абсолютизма (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России и др.), используя популярность идей французского Просвещения, изображали свою деятельность как «союз философов и государей».

ПРОТЕСТАНТИЗМ – совокупность церквей и сект, которые возникли в ходе Реформации и наряду с католицизмом и православием образуют третью основную разновидность христианства. Протестантизм единственной священной книгой признал Библию, отверг институт священства (считая священниками всех верующих) и церковную иерархию, культ Богоматери и святых, монашество, учение о чистилище, верховную роль папы. Из семи таинств были сохранены лишь крещение и причащение в существенно новой интерпретации. Между человеком и Богом, утверждают протестанты, не существует никаких посредников; судьба человека всецело определяется милостью Бога, дарующего спасение по своей абсолютной свободной воле, а вовсе не понуждаемого «добрыми делами» (исполнением церковных предписаний, принятием таинств церковных, посещением святых мест, пожертвованиями в пользу церкви, куплей индульгенций и т.д.) греховного человека. Спасает только личная вера в искупительную жертву Иисуса Христа. Бог в протестантизме мыслится прежде всего как всемогущий, наделенный высшей справедливостью и милосердием личностный партнер человека. Свое желание спастись человек должен подкрепить добросовестным трудом, выполнением обязанностей перед обществом. Поэтому с протестантизмом связывают формирование предпринимательского сознания, предполагающего личную ответственность, трудолюбие и активность. Разновидности протестантизма: лютеранство (Германия), кальвинизм (Швейцария), англиканство (Англия), а также большое количество сект (менониты, баптисты, квакеры, методисты и др.).

ПУРИЗМ ЯЗЫКОВОЙ (лат. purus – чистый) – преувеличенное стремление к чистоте литературного языка, к изгнанию из него всяких посторонних элементов.

ПУРИТАНИЗМ (от лат. purus – чистый) – сложившееся на почве кальвинизма реформационное движение в Англии и Шотландии XVI-XVII вв., настаивавшее на «очищении» англиканской церкви от «папизма» – элементов католической догматики и обрядности. Пуританизм представлял собой массовую форму выражения антифеодальных социальных требований, он сыграл решающую роль в идеологической подготовке Английской революции XVII в. Культурно-историческое значение пуританизма состояло прежде всего в утверждении специфической пуританской этики, которая осуждала расточительство, праздность, социальный паразитизм и в качестве проявления благочестия и свидетельства избранности человека к спасению провозглашала культ трудолюбия и делового успеха, упорство и непреклонность в осуществлении поставленных целей, стоическое отношение к жизненным неудачам. Эти качества сыграли огромную роль в становлении раннего капитализма.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio – разум) – философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. Классическая парадигма рационализма была создана европейскими философами XVII-XVII вв. (Декарт, Мальбранш, Спиноза, Лейбниц). С точки зрения рационализма критерием истины является не чувственное восприятие и опирающаяся на эмпирические данные индукция, а интеллект и проводимая им дедукция. Противоположностью рационализма является эмпиризм, понимаемый как убеждение, что чувственный опыт есть единственный источник знания.

РЕФОРМАЦИЯ – духовное и политическое движение XVI-XVII вв. в странах Европы, направленное на радикальные изменения (реформы) в западном христианстве. Результатом этого движения стало отпадение от римской католической церкви третьей крупной христианской конфессии – протестантизма.

РОБИНЗОНАДА – литературные произведения, в которых изображается жизнь, приключения и производство обособленных личностей вне общества, имеет своим сюжетным стержнем борьбу обособленного человека с противостоящей ему природой. По преимуществу робинзонада – апология существования личности вне общества, выражает идеи Просвещения о «естественном человеке». Понятие возникло после появления романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Примеры робинзонады: роман И. Шнабеля «Удивительные судьбы нескольких мореплавателей», поэма Д. Байрона «Остров», роман «Таинственный остров» Ж. Верна.

РОКОКО (франц. rococo, от rocaille – мелкий дробленый камень, раковины) – европейский художественный стиль XVIII в., возникший в рамках позднего барокко. Зародился во Франции, наибольшее распространение получил в период царствования Людовика XV, оказав влияние на искусство других стран. Формально-тематические характеристики: орнаментальность, изящество, элегантность, интимность, эротизм. Литература рококо утверждает естественное несовершенство человека (демонстрирует двойственность человеческой природы, ее естественно-скандальные аспекты). Определяющая черта поэтики: амбигитивность (двойственность-двусмысленность) на всех уровнях текста (сюжетном, композиционном, интонационном). Литература рококо понимает себя как игру, отсюда характерная манера, отличающаяся игривостью, мягкостью, остроумием, легкостью, скептицизмом. Писатели стремятся говорить о серьезном легко, обращаться к проблемам частного, интимного существования человека. Любимые жанры: «легкая» поэзия (малые формы), ироикомическая поэма, стихотворные и прозаические волшебные сказки, фантастические и нравоописательные повести, эссе, социально-психологические романы, комедии масок, пасторали. Представители: А. Прево, А. Лесаж, Ш. Лакло (Франция), Р. Шеридан, Г. Филдинг (Англия). К поэтике рококо также обращались Вольтер (поэма «Орлеанская девственница»), молодой Гете и др.

РОМАН ВОСПИТАНИЯ – тип романа, получивший распространение в литературе Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное становление личности главного героя, которое, как правило, прослеживается с детских (юношеских) лет и связывается с опытом познания окружающей действительности. Пример: «Эмиль, или О воспитании», «Новая Элоиза» Ж. – Ж. Руссо, трилогия о Вильгельме Мейстере Гете.

РОМАН ГОТИЧЕСКИЙ – роман тайн и ужасов – явление предромантизма в английской литературе XVIII в., сыгравшее роль связующего звена между веком Просвещения и периодом романтизма. Построен на фантастических сюжетах, сочетающих, как правило, развитие действия в необыч

Наши рекомендации