Второй этап, развитие логики и последовательности

Раздел I. Создание логической и последовательной линии

физических действий /создание логики действий/
Упражнения.
Педагог. Представьте себе, что вы готовитесь к приезду своих лучших друзей.
Ученик, рассказав предлагаемые обстоятельства и прелюдию, намечает линию действия:
первое действие - привести в порядок комнату;
второе действие - приготовить сервировку стола;
третье действие - одеться к приходу гостей;
четвертое дейст.- еще раз осмотреть комнату;
пятое действие - приготовиться ждать.
Педагог /обращаясь к другому ученику/. Первое действие разложите на более мелкие действия.
Например:
а/ осматривая' комнату, соображаю, с чего начать уборку;
б/ убирая разбросанные вещи: полотенце, плащ и др.;
в/ навожу порядок на книжной полке;
г/ подметаю пол и стираю пыль с мебели.
/аналогичное задание каждому и так же по всем другим действиям/
Темы возможных упражнений на создание линии простых: физических действий:
1. Вы приходите домой с газетой, в которой имеется новая таблица выигрышей по вещевой лотерее
2. Учительница и три школьника идут вдоль полотна железной дороги. Один из школьников заметил, что лопнул рельс. А издали уже доносится гудок электровоза.

Упражнения /на создание линии физических действий с "пустышкой"/•

I. Предложить выбрать несколько беспредметных действий, логически соединить их и выполнять, предварительно нафантазировать предл. обст, и прелюдию.
Например: вымыть чашку с блюдцем, положить книги и тетради в портфель; зашить дырку, надеть пальто и повязать на голову косынку. Предл. обст.: я учусь в институте. Собираюсь на занятия.
Прелюдия: я встал, оделся, убрал кровать, умылся, поставил чайник на плиту, напился чаю.
Намечаю линию физических действий:
Позавтракав, навожу порядок на столе:
а/ мою чашку; б/ смахиваю крошки со стола; в/ задвигаю стулья.
Собираю книги и тетради для института: а/ беру портфель, отпираю; б/ вынимаю из него книги; в/ отбираю нужные для сегодняшних занятий и кладу в порт-
фель; г/ запираю портфель.
Собираюсь уходить:
а/ взглянув на косынку, вспоминаю, что на ней дырка, зашиваю ее; о/ надеваю пальто; в/ повязываю косынку...
/ и так далее по другим действиям/
2. Педагог сам дает несколько беспредметных действий и предлагает логически соединить их и действовать, предварительно нафантазировав предл. обст, и прелюдию.

Упражнения /на логическое соединение предложенных действий/.

1. Вбежать в комнату, запереть дверь, закрыть занавески, зажечь свет, забинтовать руку.
2. Разобрать бумаги, уложить в чемодан вещи, надеть пальто и шляпу, написать записку, уйти.
3. Приготовить уроки, набрать в авторучку чернил, стереть чернильное пятно, искать что-то в комнате. /порядок произвольный, можно вводить дополнительные логические действия/

Раздел II. Создание логики переживания /создание логической и последовательной линии чувствований/

Упражнения.

Наметить физические действия, которые в своей совокупности создают состояния: ожидание,, ревность, любовь, зависть, скупость, ненависть, жадность, радость, страх, гнев, ярость, насмешка, отвращение, презрение, виновность, гордость, притворство, упрямство, беспокойство, печаль, отчаяние...
Наметить, например, физические действия, создающие состояние ожидания: смотрю, не идет ли; проверяю, сколько времени; вспоминаю, на какой час условились о встрече; занимаю себя делом, чтобы отвлечься /беру газету - не читается/...

Раздел III. Последовательность и непрерывность в движениях

Упражнения /на малые, средние и большие движения в отдельности/.

I. Сделать малые движения и оправдать их.
а/ ученику надо подробнее рассмотреть картину на стене: достает из кармана очки, вынимает их из футляра, одевает, поворачивает голову, чтобы посмотреть картину...
2. Сделать средние движения и оправдать их.
а/ ученик сидит за столом и делает уроки. Ему нужна книга, которая лежит на этажерке недалеко от стола: не вставая с места, тянется всем корпусом тела к этажерке...
3. Сделать большие движения и оправдать их.
а/ ученик сидит на диване и читает книгу. Вдруг слышит шум на улице: идет к окну, чтобы посмотреть...

Упражнения /на постепенность и непрерывность движения/.

1. Надо избавиться от комара, который летает над вами, когда вы лежите в лесу на поляне близ реки.
2. Собирать малину или рассыпавшиеся бусы.
3. Разжечь потухший костер.
4. Закурить от костра, около которого вы лежите.
5. Найти клубок ниток, закатившийся под мебель, или очки, которые вы не помните куда положили.

Упражнения /на постепенность движений с расширением и сужением движений - малые-средние-большие/

1. Выбрать любое действие - подслушать, рисовать, подсматривать, искать, прятать, и сделать упражнение на постепенность движении в расширении.
а/ сад, вы лежите под яблоней, жара, вам хочется утолить жажду, ищете палку или прутик, находите /малые движения/; потягиваетесь, чтобы достать прутиком яблоко, которое откатилось в сторону, вы тогда садитесь, ищете прут подлинее, находите, тянетесь всем корпусом к яблоку /средние движения/; пытаетесь сорвать яблоко с дерева и встаете /большие движения/.

6. ВЕРА И СЦЕНИЧЕСКАЯ НАИВНОСТЬ /296-298/

Упражнения.
I. Педагог вызывает несколько учеников, дает им предл. обст.: вы дети, вас пять мальчиков, и все вы разного возраста - 3, 4, 5, б и 7 лет. Вы на летней площадке детского сада. Каждый занят своими игрушками. Руководительница отошла. Наметьте линию действий и действуйте.
/замечания: не сюсюкать, не картавить, не играть детей, а действовать как дети - логика их поведения и действий, вера/

Упражнения /на изображения птиц и животных/, и др.

1. Вы два петуха, молодые задорные драчуны. Придумайте предл. обст. - действуйте.
2. Один - собачка-крысоловка, другой - мышонок. Мышонок вылез из норки и вдруг увидел собачку. Она его тоже заметила. Что они будут делать?
3. Вы две собаки. Одна большая дворовая сидит около своей конуры и гложет кость. Другая, маленькая собачка с соседнего двора, голодная.
4. Один - кошка, другой - собака. Кошка появляется раньше, /предл. обст., прелюдия - действовать/
5. Этюд "Птичья ферма". Каждый выбирает себе птицу: курица, гусь, индюк, утка, петух, наседка и т.д./
6. Этюд "Животноводческая ферма". Каждый выбирает какое-либо животное: лошадь, корова, теленок, овна, поросенок, коза и т.д.
7. Этюд "Зоопарк". Все в клетках: медведь, кенгуру, жирафа, верблюд, лисица, тигр, лев, рысь, страус,.. З-6 человек - зрители.
8. Этюд "Джаз" или "Оркестр народных инструментов" - участвующие беспредметно играют на различных инструментах.
9. Этюд "Цирк": канатоходец, клоун, акробат, жонглер... животные... лошади, фокусники, шпрех, униформисты, музыканты.
10. Этюд "Ожившие витрины": "Все для школьника"; "Женская и мужская одежда"; "Кондитерские изделия" и др.
11. Этюд "Мастерская игрушек". Каждый выбирает для изображения игрушку: Буратино; шагающая кукла; два кузнеца, бьющие молотом и др. /предл. обст. и сюжет/
12. Этюды сказок. Придумать самим сюжет. Примеры тем:
а/ на морском дне, в хоромах Золотой рыбки /действующие лица - Золотая рыбка, русалки, морские черепахи, крабы, осьминоги и т.д./;
б/ в царстве царевны Сосульки /действующие лица - Сосулька, Вьюга, снежинки и др. ;
в/ в замке князя Помидора и княжны Горошины /действующие лица - Горошина, Морковь, Помидор, Капуста, Репа, Подсолнух, Тыква, Арбуз и др./
/вера, наивность, фантазия, внимание, наблюдательность, черты образа - характерность, общение, эмоциональная память./

7. ЭМОЦИОНАЛЬШЯ ПАМЯТЬ /299-318/

Изучение элементов эмоциональной памяти следует проходить по трем этапам:
1 - развитие памяти органов чувств /развитие повторных ощущений/;
2 - развитие эмоциональной памяти;
3 - манки внешние и внутренние.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ПЯТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Упражнения /на повторные ощущения/.
1. На зрительные повторные ощущения. Представить себе:
- дачу, на которой вы были или живете;
- слона;
- гроздь винограда;
- бабочку, моль, жука;
- розу-чайную,красную,белую;
- пчелу, осу, шмеля;
- звездное небо, луну;
- как ползает ящерица, жук, гусеница, червяк-землемер;
- семафор;
- кошку, собаку, корову, верблюда;
- Большой театр, Малый театр, МХАТ;
- праздничный салют в Москве;
- зиму, снег, иней;
- осенний лес;
- самолет, вертолет;
- милосердие, правосудие и т.д.

2. На слуховые повторные ощущения. Послушать:
- вой ветра за окном;
- прибой морской волны;
- капель при таянии снега весной;
- гармонь, балалайку, гитару;
- лай собаки;
- колку дров, пилку дров;
- карканье вороны;
- жужжание шмеля, мухи, комара;
- тарахтенье телеги по дороге, по мосту;
- шум мчащейся по шоссе машины;
- приближающийся и удаляющийся звон бубенчиков тройки;
- шаги по мокрому песку, по хрустящему снегу, по лестнице;
- шум сосен;
- гудок поезда, автомобиля;
- настройку оркестра перед началом спектакля и т.д.
3. На повторные ощущения обоняния. Понюхайте, здесь пахнет:
- морем, рекой, болотом;
- ландышем, сиренью, розой, жасмином;
- жареным гусем, вареной курицей;
- нашатырным спиртом, валерьянкой;
- кислыми щами, жареным картофелем;
- бензином, пивом, вином;
- кофе, чесноком, сушеными грибами;
- йодом, елкой;
- сыростью, газом, гарью, дымом;
- яблоками, жареными пирожками и т.д.

4. На вкусовые повторные ощущения Представьте, что у вас во рту:
- шоколад, горчица;
- мороженое, перец;
- рябчик, лимон;
- дыня, касторка;
- апельсин, лесной клоп;
- малина, зубной порошок;
- горячий вареный картофель, клубника;
- чернила, кровь, лед, сыр, железо, глина, щавель и т.д.

5. На осязательные повторные ощущения. Представьте себе, что вы:
- берете в руки снежный комок;
- опускаете руку в горячую, теплую или холодную воду;
- гладите кошку, собаку-дворняжку;
- щупаете меховой воротник, шерстяную или шелковую ткань, бархат, полотно, кожу;
- берете в руку лягушку, мокрый песок, песок сухой и горячий;
- надеваете на обнаженное тело шерстяную кофту, закутываетесь в мокрую простыню;
- купаетесь в холодной, теплой воде;
- пьете горячий чай, обжигаете язык;
- хватаетесь за железную ручку на морозе;
- определяете сорт муки на ощупь - картофельная, пшеничная, манная, гречневая;
- трогаете вату, мех - каракуль, белку, синтетику.

Упражнения /на постепенное расширение зрительного представления/.

Педагог называет те или иные предметы, а потом, через паузы,
дополняет их определениями.
1. "Кошка", - добавляет "черная", затем "большая".
2. "Скатерть" - "бархатная", с "кистями».

Упражнения /на комплекс повторных ощущений/.
1. Предложить ученикам мысленно выйти из дома и пройти в знакомый продовольственный магазин. Выяснить, что видели по дороге в магазин и в самом магазине, что слышали /шум идущего транспорта, разговоры, стук дверей магазина, работу касс, шуршание упаковочной бумаги и т.д./. Какие запахи уловили в разных отделах магазина. Что осязали, беря в руки те или иные продукты /холодную бутылку молока, влажную бумагу с рыбой и т.д./. Какой вкус ощутили, пробуя яблоко, сыр, творог и т.д.
2. Посетить Третьяковскую галерею.
3. Вспомнить сегодняшний завтрак, обед.
4. Вспомнить все события сегодняшнего дня.
5. Вспомнить сегодняшний путь в институт.
/подготовка для упр. 5-10 мин., ученикам рассказать представленную ими картину внутреннего видения/

ВТОРОЙ ЭТАП

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Раздел I. Воспитание в актере умения вызвать к действию заложенные в нем повторные воспоминания, чувства, переживания

Упражнении /на вызов повторных воспоминаний, переживаний/.

Вспомнить случай, когда:
1. Собирались на приятное свидание.
2. Были чем-нибудь недовольным.
3. На что-то злились.
4. Достигли личного успеха.
5. Совершили поступок, вам было стыдно.
6. Получили приятные новости.
7. Получили секретное сообщение.
8. Завидовали кому-то.
9. Проявили любопытство.
10. Сплетничали с кем-то.
11. Скучали кде-то.
12. Обманывали кого-то, вас обманывали.
13. Над чем-то злорадствовали.
14. Торжествовали.
15. Вам было страшно, жутко.
16. Спасались от преследования.
17. Выздоравливали после долгой болезни.
18. Рассорились с дорогим и близким вам человеком.
19. Состоялось приятное знакомство.
20. Получили подарок.
21. Готовились сделать подарок любимому человеку.
22. Переживали горе, смерть близкого человека.
23. Была неприятная: беседа.
24. Ожидание в доме приятного гостя.
25. Было первое объяснение в любви.
26. Посещали больного близкого человека.
27. Посещали больного малознакомого и т.д.

Работая над спектаклем:
1. Вспомнить аналогичный случай из своей жизни - этюд.
2. Создать предл. обст, для возникновения аналогичных переживаний.
3. Затем в предл. обст. взятой в работу пьесы.

Раздел II. Воспитание в актерах умения находить связь и зависимость внутренней жизни образа и его физического бытия

Упражнения /на физическое самочувствие/.

Для закрепления найденного физического самочувствия, нужно мысленно повторить намеченные действия.
1. Вспомнить случай, когда очень мерзли, и закрепить это физическое самочувствие. Перенести, найденное физическое самочувствие в новую ситуацию, в новые предл. обст.
а/ зима. Мороз. Жду поезда на открытой платформе. Поезд опаздывает;
б/ сижу у проруби реки и ловлю рыбу на мормышку
2. Вспомнить случаи:
а/ когда вы, замерзший, пришли с улицы в теплое уютное помещение;
б/ когда вам было очень жарко;
в/ когда вы с жары вышли в прохладное помещение; г/ когда вы физически очень устали;
д/ когда вы не спали 2-3 суток и спать все еще было нельзя;
е/ когда в пути вы натерли себе ноги, а идти было еще далеко;
ж/ когда вы были голодны;
з/ когда у вас была сильная головная боль;
и/ когда вас томила жажда;
к/ когда вы отдыхали на природе: днем при ярком солнце, в сумерках;
л/ когда вы попали в ливень, сильно промокли под дождем.

ТРЕТИЙ ЭТАП.
МАНКИ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ /ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ/

Раздел I. Внутренние манки

Упражнения /на предл. обст. и "если бы" как внутренний манок/.

1. Написать три письма: а/ любимому человеку; б/ деловое письмо; в/ письмо сестре, сообщающее о смерти родного человека...
2. Приехать к себе домой: а/ в город на работу; б/ в село на отдых /действия: осмотреться, раскладываться и т.д., но настроения разные/.
3. Гулять в лесу - вдруг шорох: а/ ежик; б/ подозрительный прохожий.
4. Примерять шляпу: а/ шляпу, которую давно мне хотелось иметь; б/ любимую шляпу; в/ любимую шляпу, кот. съела моль.
5. Разговаривать по телефону: а/ звонит друг, долго отсутствующий и неожиданно приехавший; б/ звонит сосед по квартире и сообщает, что в вашей комнате пожар.
6. Входить в комнату: а/ в которой когда-то жили в детстве; б/ въезжая в новый дом; в/ где идет ремонт и т.д.

Упражнения /на продуктивное, целесообразное действие как внутренний манок/.

1. Укладывать вещи в большой чемодан.
2. Примерять новое платье для концерта.
3. Стирать чернильное пятно.
4. Красить стены или мебель.
5. Рыться в ящиках письменного стола.
6. Сжигать документы.

Упражнения /задача как внутренний манок/.

1. Придя поздно домой, незаметно пробраться к себе в комнату, чтобы лечь спать.
2. Играя в прятки, отыскать такое место, чтобы меня было трудно найти.
3. Найти лучший способ вызвать знакомую девушку на свидание - родители строгие.
4. Приготовить подарок матери.
5. Убедить кассира отсрочить железнодорожный билет.
6. Попросить подругу пойти в магазин, чтобы купить пальто.
7. Уговорить родителей спрятать в доме раненого партизана, -

Упражнения /на повторные ощущения как внутренний манок/.

Представьте себе:
1. Вечер, река, копна сена, звезды, тишина, вдали играет баян, рядом близкий друг.
2. Темная ночь, лес, ветер, мороз, вой волков.
3. Лето, солнце, рожь, васильки.
4. Вечер, тишина, вы остались одни в квартире. Вдруг у входной двери услышали шорох, приглушенный разговор.
5. Весна, только что открыли дверь балкона, выходите в сад, первые подснежники, лужицы, пение птиц, солнышко пригревает.
б. Осень - уезжаете с дачи, слышен звук заколачивания окон, собираете последний букет, прощаетесь с садом.

Раздел II.
Внешние манки: обстановка, свет, звуки, мизансцена-сценическая атмосфера/

Обстановка как внешний манок.

Упражнения.

1. Педагог сам меняет обстановку в учебной комнате, спрашивал учеников после очередной перемены: какие воспоминания эмоциональной памяти и какие повторные чувствования вызывает данная обстановка. Предлагается начать действовать в
данной обстановке:
а/ разбросать мебель, вещи, книги, бумаги;
б/ связать узлы, книги, стул со стулом, поставить чемодан и т.п.;
в/ поставить стулья на столы, положить веник, рядом наметенный мусор, поставить тут же ведро и положить тряпку.
2. Педагог предлагает ученикам самим менять обстановку и действовать в ней:
а/ стена дома /из ширм/, распахнутая дверь подъезда. У стены скамейки, на одной смятый платочек и несколько помятых ромашек. Около другой скамейки окурки, недокуренные и смятые папиросы. Этюд "Поссорились";
б/ крыльцо дома. Сети, корзина с рыбой. Одна рыба на столе. Рядом бочка. Этюд "После улова".

Свет как внешний манок.
Упражнения.

1. Создав обстановку /обычную уютную комнату/, вызовите несколько участников и предложите им занять положения соответственно их желанию. Затем начните менять свет /яркий, полусвет, темнота/. После каждой смены света спросите, какие эмоциональные воспоминания и какие повторные чувства вызывает свет?
2. Упражнения, нафантазированные самими учениками:
а/ "Незаконченное гадание". Комната, столик с зеркалом и перед ним стул; упавший на него шарф, который тянется по полу к распахнутой двери. В комнате полумрак, только две свечи, стоящие на столике около зеркала.
б/ "Оттепель". Яркий день. Часть дома. С края крыши свешиваются подтаивающие, блестящие на солнце сосульки; внизу на земле осколки льда упавших сосулек. За забором палисадника - потемневший, осевший снег.

Звуки как внешний манок.

Упражнения.

1. Создав обстановку комнаты, предложить ученикам расположиться в ней по собственному желанию. Затем начать при помощи магнитофона демонстрацию звуков /гудок поезда, пение птиц, шум в коридоре, стуки в дверь, плеск морской волны, вой ветра и т.д./ Спросить учеников, какие эмоциональные воспоминания возбуждали у них данные манки-звуки.
2. Упражнения, предложенные учениками:
а/ "Уехали". Пустая комната. Сломанный стул, кукла с оторванной рукой, клочки бумаги, веревка. Слышно, как во дворе воет собака.
б/ "Бегство анархистов". Комната. Покосившийся лозунг, стол с раскинутыми бумагами и папками, разбросанные стулья. Цокот копыт удаляющихся лошадей, слышны отдаленные выкрики.

Наши рекомендации