Раздел I. Научиться действовать целесообразно, обоснованно, продуктивно

Упражнения.

Занимающихся вызывают по очереди и дают каждому задание /не намечая заранее цели действия/.
1. Осмотреть комнату. Измерить ее шагами.
2. Подслушать, подсмотреть что-либо.
3. Найти какой-нибудь предмет, спрятать предмет.
4. Закрыть, открыть дверь.
5. Переставить мебель.

Предложить проделать те же действия по заданиям, но наметив их цель /то есть зачем, для чего.../

Так, например, предложить осмотреть комнату в трех разный случаях:

а/ у вас больной ребенок, вам необходимо его вывезти из города на дачу; вы осматриваете эту комнату, она вам нравится, вы решили снять ее на лето;
б/ в этой комнате надо устроить выставку картин: вы знаете, какие и сколько картин;
в/ вы желаете произвести обмен своей комнаты, чтобы поселиться в новом районе города.

Раздел 2. Хотение - задача - действие
Упражнения /на хотение - задачу - действие/.
В каждом упражнении ученик должен сначала решить, чего он хочет, наметить задачи для реализации своего хотения и действовать.

1. Идете на свидание с любимым человеком /хотение - хочу ему понравится; задачи, реализуемые действием: выбираю платье, в котором бы я была более привлекательна, на
деваю лучшие туфли, делаю прическу, которая мне особенно идет и т.д./.
2. Заблудились в лесу. Хотим выбраться /хотение/.
3. Варенье заперто в шкафу. Хочу попробовать.
4. Два брата. Старший ушел в институт, а свой магнитофон оставил на столе. Младший брат остался один. Хочу включить магнитофон и записать свой голос.
5. В селе фашисты ведут обыск в каждом доме, ищут подпольную типографии. У вас есть подпольная литература. Хочу приготовиться к обыску.
6. Вы с группой товарищей-комсомольцев взяты фашистами в плен. Лежите связанные в сарае. Хотите бежать.
7. Собираетесь на чествование старейшей актрисы вашего театра. Начинаете переодеваться. Костюм ваш закрыт в шкафу, а мать ушла из дома. Где ключ? Как быть? Хочу найти выход из положения.
8. Играя с собакой, затоптали на клумбе любимые цветы сестры. Хочу исправить сделанное.
9. Ремонт в квартире. Вы забыли об этом и прислонились к только что покрашенной двери. Хочу ликвидировать пятно.
10. Ждете к себе в гости друзей. Хочу создать уют и приготовить стол к вечернему чаю.
11. Пришла домой к подруге, ее нет дома. Надо ждать более часа. Хочу занять себя.
12. Только что увезли ребенка в больницу, у него скарлатина. Хочу приготовить комнату для дезинфекции.

Упражнения /на физические, элементарно-психологические и сложно-психологические задачи/.
1. Убрать комнату:
а/ очередная уборка /физическая задача/;
б/ убрать так, как обычно нравится вашей матери, которая сейчас возвращается из отпуска /элементарно-психологическая задача/;
в/ убрать комнату после похорон близкого человека /сложно-психологическая" задача/.
2. Готовить обед:
а/ повар в столовой готовит обед /физическая задача/;
б/ мать готовит обед, чтобы порадовать детей их: любимым блюдом /элементарно-психологическая задача/;
в/ готовить обед, чтобы накормить тяжело больную дочь /сложно-психологическая задача/.
3. Закурить папиросу:
а/ чтобы дымом отогнать комаров /физическая задача/;
б/ чтобы насладиться ароматным запахом и приятным вкусом редкого сорта папирос /элементарно-психологическая задача/;
в/ чтобы подать сигнал /сложно-психологическая задача/.
4. Ухаживать за больным:
а/ санитарка ухаживает за больным /физ. задача/;
б/ санитарка ухаживает за больным, хорошо знакомым ей человеком /эл.-псих. задача/;
в/ санитарка ухаживает за привезенным с фронта в лазарет своим сном /сложно-псих. задача/.

5. Сжигать бумагу:
а/ сжигать в печке накопившуюся ненужную бумагу задача/;
б/ сжигать книги, журналы, старые тетради, чтобы нагреть комнату /элементарно-псих. задача/;
в/ сжигать конспиративные записи и литературу перед предстоящим обыском в семье революционера /сложно-псих. з./
6. Прочищать охотничье ружье:
а/ прочищать и смазать охотничье ружье, приготовляя его к очередной охоте /ф.з./;
б/ прочищать охотничье ружье - память покойного отца /э.-п. з./;
в/ прочищать охотничье ружье, чтобы идти на расправу с фашистскими бандитами /с.-п. з./.
7. Просматривать газету:
а/ чтобы скрыться за ней от проходившего мимо вас днако-мого человека /ф. з./;
б/ чтобы прочесть рецензию о виденном вами спектакле /э.-п. з./, для этого необходимовнутренний монолог;
в/ чтобы прочесть очерк о героических подвигах родного вам человека, отдавшего свою жизнь за Родину /с.-п. з., здесь тоже нужен внутренний монолог/.

ВТОРОЙ ЭТАП, "ЕСЛИ БЫ", ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Раздел I. "Если бы"
В упражнениях следить за линией логического и последовательного действия, оправдывающих чувства.
1. Если бы находился на поляне, на берегу реки, в саду.
2. Если бы находился дома, увидел напротив близко пожар.
8. Если бы была одна дома, готовилась к экзамену и внезапно потух свет...
4. Только что шила, куда-то воткнула иголку - очень нужно найти.
5. Если бы дождик застал на улице:
а/ надо идти домой, но не так уж спешно;
б/ надо спешить на работу;
6. Если бы вы оказались зимой в лесу, в пургу.
7. Если бы надо было перебраться на другую сторону реки.
Упражнения /на магическое "если бы"/.
Не рассказывая предварительно о свойстве "если бы", педагог готовит ряд упр., но для учеников это является экспромтом. Взяв набор из 5-6 предметов, педагог дает им поочередно в протянутые руки предмет, быстро произнося при этом:
1. Вручая платок - "вот вам шаль!"
2. Подавая коробку - "здесь лягушка!"
3. Подавая пакет - "в нем черви..."
4. Взглянув ученику на голову - "Ой, ой, по вас ползет огромный паук..."
5. Дать пить из бутылки - "попробуйте...", ученик начинает пробовать, а руководитель говорит - "там керосин...кислота..." и т.д.

Раздел II. Предлагаемые обстоятельства

Упражнения.

I. Педагог дает предлагаемые обстоятельства. Например: вы сегодня вечером остались в квартире одна. Ваши родители ушли в театр. В этом год/ вы хотите поступить в театральную студию, но родители не одобряют ваш выбор. Вы готовитесь тайно от них. До экзаменов осталось две недели, и надо читать стихи и басню полным голосом. И вот... сейчас в вашем распоряжении три часа. Что вы будете делать? Соберитесь с мыслями, подумайте и начинайте действовать.
2. Один из учеников в присутствии всей группы дает товарищу предлагаемые обстоятельства. При одобрении их педагог говорит - действуйте.
3. Другой ученик дает товарищу предлагаемые обстоятельства не вслух, а по секрету от всех присутствующих. Получивший задание начинает действовать. Вся группа следит за его действиями и должна по логике определить данные предлагаемые обстоятельства

Раздел III. Прелюдия

Все то, что происходит до момента выхода актера на сцену, называется прелюдией.

Упражнения.

Предложить нафантазировать прелюдии к только что сделанным упражнениям на предлагаемые обстоятельства, например:
1. Вы остались в квартире одна, родители ушли в театр. Вы готовитесь к экзаменам в театральное училище.
Прелюдия: Вы пришли домой. Родители раздумывают - идти им в театр или нет. Вы начинаете убеждать родителей пойти в театр и пр.
2. Педагог раздает ученикам открытки-репродукции картин известных художников: "Не ждали» И. Репина, «С квартиры на квартиру" В.Васнецова; "Разборчивая невеста" Федотова; "Художник" С.Коржева; "Семейное горе" В.Поленова: "Отец и сын" П.Корина; "Неутешное горе" И.Крамского; "Старуха, сидящая на земле" В.Сурикова и др. Просит раскрыть сюжет, тему, данную художником, создать предлагаемые обстоятельства и по позам, по выражению лиц, по настроению персонажей представить их прошлое, прелюдии.
3. По признакам, деталям на предмете определить его прошлое, прелюдию, /например - старая книга и пр./

Добиваться обоснованности рассказов прелюдий.

Раздел 1У. Изменение предлагаемых обстоятельств меняет наше отношение к предмету, меняется действие с этим предметом

Упражнения.

I. Действуйте с предметом "кресло":
а/ покупаете обыкновенное кресло:
б/ выбираете кресло для больной матери,
в/ осматриваете в музее кресло А.С.Пушкина.
2.Действуйтеспредметом"ручка":
а/ своя ручка,
б/ ручка, купленная другу в подарок,
в/ ручка на письменном столе К.С.Станиславского.
3. Действуйте с предметом "рояль":
а/ свой рояль у себя в комнате,
б/ рояль в клубе,
в/ рояль, на котором играл П.И.Чайковский.

3. ВООБРАЖЕНИЕ /251-263/

У воображения два свойства:
I/ Воспроизводить образы, пережитые раньше в действительности.
2/ Комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая эти образы в новом порядке, группируя их в новое целое.

Изучение элемента "воображение" ведется по следующим этапам:

1- развитие воображения и фантазии в реальной и воображаемых: плоскостях;
2- видения внутреннего зрения /так наз. кинолента видений/;
3-воображение как помощник для обновления уже созданного, но заносившегося.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ В РЕАЛЬНОЙ И ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТЯХ

Раздел I. Развитие воображения в мире окружающих нас вещей /в реальной плоскости/

Упражнения.
1.Смена места действия: урок, педагог, ученик - подлинная реальность. Вымысел - урок проходит не в обычной классной комнате, а в фойе МХАТ.
Педагог /обращается к одному из слушателей/. Начинаете фантазировать. Как случилось, что урок наш проходит в фойе МХАТ?
Ученик. На лето театр МХАТ выехал на гастроли. В нашем здании ремонт. По разрешению мы занимаемся в новом помещении.
Педагог дает оценку по данному вымыслу и предлагает ученикам действовать.
2. Урок, педагог, ученики - подлинная реальность; вымысел - смена места: занятия происходят в салоне черноморского теплохода "Россия" или в клубе северного поселка
оленеводов.
3. Та же комната, педагог, ученики - подлинная действительность; вымысел - смена времени суток. Занятия проходят не днем, не вечером, а ночью.
1. Та же комната., педагог, ученики - подлинная действительность; вымысел - смена времени года: лето, зима, весна, осень.
Требовать конкретно намечать предлагаемое обстоятельства. Помогать постановкой вопросов: почему? где? когда? зачем?
Теперь все предлагаемые обстоятельства вымышленные, но могущих существовать.
1.Эта комната представляет собой лес. С чего надо начать? Сначала - нафантазировать предлагаемые обстоятельства, прелюдию.
2.Теперь преобразите при помощи фантазии находящиеся в комнате вещи: стулья - деревья, люстра - луна и т.д. Ученики из столов, ящиков, портфелей, книг, окон, дверей и др. создают ручей, костер, пригорок, ведра, чайник, палатку и т.п.

Упражнения /на офантазировение предметов, глаголов/.

1. В упражнениях на офантазирование предмета необходимо следить, чтобы данный предмет был главным, чтобы на нем был построен весь сюжет. Например - кольцо. Ученица, рассказав предлагаемые обст, и прелюдию, начинает действовать, /стирала на реке белье - пропало кольцо.../.
2. Офантазирование двух или трех предметов. Эти предметы должны быть логически связаны между собой и войти в ткань единого сюжета.
Например - косынка, папиросы и деньги; часы - игла; шпилька - газета; телефон -портфель; папиросы - газета -кочерга; носовой платок - палка; письменный стол - книга -перчатка; портфель - цветы - нож.
3. Офантазировать и логически связать два действия: искать - уничтожить; подслушать - читать; искать - заметать следы; рассматривать - рвать; считать - стараться согреться.
4. Офантазировать предмет и глагол:
собираться - телефон; ждать - кукла; уничтожать - цветы; одеваться - свеча.
5. Офантазировать и логически оправдать предмет, действие, слово: газета - прятать - "вот беда-то'"'.

Практические занятия по самостоятельной разработке задании и исполнению упражнений. Вот примерные варианты:
I/ книга. - выбрасывать - "так лучше":"
2/ записка - лечь - "вот глупость-то;
3/ облигация - искать - "вот так-так!;
4/ зеркало - подсматривать - "ну и потеха!"

Раздел II. Развитие воображения и фантазии в воображаемой плоскости
Упражнения.

1. Взять материал из ежедневного жизненного обихода.

Упражнение ведется так:
Педагог /обращается к слушателю/. Где и когда будет происходить действие? /в лесу днем /в комнате, музее.../ Что это за лес? Почему вы в лесу? Для чего вы здесь?
2. Перенеситесь мысленно в незнакомые, не существующие для вас, но могущие существовать в реальной жизни условия: полет в космос, кругосветное путешествие, поездка в Заполярье, в Африку и т.д. /черпать материал из книг, кино
картин, из рассказов людей.../.
3. Переместись в область несбыточного, сказочного:
а/ в поисках девицы-красавицы попадаете в царство царевны Морковки, в царство царевны Сосульки, в царство Кощея;
б/ спуститесь на дно морское к Морскому царю и т.д.

Упражнение /на групповой рассказ/.

Педагог. Пусть один из учеников даст для начала тему рассказа., например:
- пожар в колхозе;
- спасение тонущего ребенка;
- приезд на целину и т.д.
1-й учащийся начинает рассказ, говорит одну фразу, одну мыль. Затем продолжает 2-ой, за ним 3-й и и т.д. следить за логикой и последовательностью, сверхзадачей.

ВТОРОЙ ЭТАП.
ВИДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ЗРЕНИЯ – КИНОЛЕНТА ВИДЕНИЙ

Упражнения /продолжать те же упражнения, что и на мечтание в воображаемой плоскости/.

Ученик рассказывает о том, что он находится ночью на реке, ловит рыбу.
Педагог /прерывая/. Скажите, что представляется вам, когда вы думаете рассказываете о рыбалке?
- Мне представляется большая река. Около берега камыш, лунная дорожка на поверхности реки...
Педагог. Воображать, фантазировать - это видеть внутренние зрением то, о чем думаешь. Это видения внутреннего зрения.

Упражнения /на развитие остроты" "внутреннего зрения" - создание киноленты/.
1. Индивидуальные упражнения. Педагог дает каждому участнику занятий определенную тему:
- Вы - пастух;
- Вы - водолаз;
- Вы - индюк;
- Вы - волк;
- Вы - сторожевая башня на крепостном валу.
Затем всем предлагается начать действенно фантазировать, помогая себе вопросами: где я нахожусь? что вижу вокруг? что слышу? когда это происходит? почему я здесь? для чего?

2. Педагог дает тему на групповое упражнение.

Одному из учеников начать рассказ. Он произносит одну фразу, одно слово, в которых должны быть отражены зрительные представления увиденных им видений,. За ним дгугой продолжает.
Например, тема «Прорыв запруды в магистральном арыке»:
1-ый – цветущий Туркестан…
2-ой – цветущий Туркестан… магистральный арык…
3-ий – цветущий Туркестан… магистральный арык… прорыв запруды…
4-ый - ……………………….. люди лопатами сбрасывают землю в бурный поток…
5-ый - ……………………… пять рослых парней своими телами образовали живую запруду…

ТРЕТИЙ ЭТАП.

ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОМОШНИК ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ИЗНОСИВШЕГОСЯ, ИСТРЕПАННОГО

Упражнение.

Взять примеры из старых, выполнение упражнений на "если бы", предлагаемые обстоятельства, на офантазирование глаголов и предметов и по ним выстроить новые вымыслы. Потом дать каждому выполнить данное упражнение.
Важно, чтобы учащиеся на практике поняли, как помогает новый вымысел освежить старое, истрепанное.

4. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ /264-283/
Изучение в четыре этапа.:
1 - развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости;
2 - развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости;
3 - многоплоскостное внимание;
4 - внимание как средство добывания творческого материала.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИИ В РЕАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Раздел I. Объекты - точки внимания на все пять чувств.

Упражнения. /близкий обьект-точка/

1. Дается ученику какой-либо предмет и предлагается рассмотреть форму, цвет, его особенности, детали. потом, прикрывая этот предмет - рассказать о нем все, что
запомнилось. После - вновь показывается предмет, проверяя и сравнивал рассказ.
2. Рассмотреть на открытках изображенных на них людей, потом убрать открытки - на память рассказать.
3. Внимательно рассмотреть сидящего соседа: одежда, поза...
4. Рассмотреть узор на портьерах, ковре, скатерти и т.д. – нарисовать по памяти этот узор.
/средний обьект-точка/
5. Рассмотреть предмет, находящийся на среднем расстоянии и рассказать о нем.
/дальний обьект-точка/
6.Аналогичное задание /5/.
Упражнения на проверку внимания учеников на все пять органов чувств - зрительный, слуховой, вкусовой, осязательный и на обоняние.

Упражнения /на зрительное внимание/.

1. Рассмотреть находящихся в комнате учеников.
2. Осмотреть какой-нибудь предмет в комнате.
3. Рассмотреть художественные открытки и выполнить позы изображенных людей, /можно давать и групповые/
4. Составить из спичек какую-нибуь фигуру и показать ученикам. Закрыть и предложить сделать такую же.
5. "Зеркало". Двое становятся один против другого. 1-ый делает разные движения. 2ой - его "отражение" - повторяет его движения /как отражение в зеркале/.
6. "Тень". 1-ый идет по комнате, делал различимо движения: наклоняется, бежит... 2-ой /"тень"/ следует за ним, повторяет его движения, /в том же ритме/.
7. Вызываются двое. 1-ый: по своему усмотрению выполняет три позы, внутренне их оправдывая. Второй повторяет, найдя позам свое оправдание. Проверить оправдание 1-го и 2-го. Можно продолжить.

Упражнения /на слуховое внимание/.

1. Послушать и запомнить звуки, которые прозвучали наулице, в комнате, в коридоре, а потом рассказать то, что слышали.

2. По условной команде педагога ученики переключаются с одного обьекта на другой: например, улица, коридор, потом опять улица, комната и т.д.

3. По доносящимся звукам, включив воображение и фантазию, нарисовать, воссоздать жизнь улицы, коридора, комнаты.

4. Одну группу учеников посадить на стулья, лицом к стене. Позади же их поставить другую группу и предложить им вести разговор между собой, шаркать ногами, хлопать в ладоши, ронять карандаша, монеты и пр. Потом заставить всех сидящих подробно перечислить, что они слышали: звуки, слова, фразы.

5. "Пограничники и контрабандисты": вызывается 2-3 "контрабандиста" и такое же колич. "пограничников". Всем завязываются глаза и ставят друг против друга. По хлопку все начинают действовать: "контрабандисты" должны постараться проскочить мимо "пограничников" на другую сторону, а те - не дать им пройти, поймать их.

6. Найти спрятанную вещь. Вызванному ученику показывают вещь и высылают за дверь. Вещь сообща прячут. За рояль садится один из учеников. Он должен следить за ищущим вещь и то усиливать музыку, то играть тише, в зависимости от того, приближается или отдаляется ищущий от вещи /у играющего - зрительное внимание/.

Упражнения /на осязательное внимание/.

1. Ощупать пальцами спинку стула и рассказать о форме, деталях, рисунке спинки.
2. Найти поверхностные повреждения /изъяны/ на столе.
3. Определить знак и достоинство денежной монеты.
4. Определить буквы, наколотые булавкой на бумаге.
5. Попробовать отделить пальцами одной руки один волосок из пряди волос.
6. Нащупать под газетой иголку, лежащую на столе.
7. Определить на ощупь, что за предметы лежат на столе, под скатертью.
8. Нащупать ногой спрятанный ключ на полу под ковром.
9. Нащупать ногой изьяны на паркетном полу. /все эти упражнения делаются не глядя на объект/
10. "Телефон". Учащиеся сидят в линии друг за другом. Педагог пишет пальцем на спине последнего первую букву задуманного слова. Тот пишет на спине следующего. Затем вторая буква и т.д. Когда все буквы переданы, начинается проверка.

Упражнения /внимание на обоняние/.

/избегать демонстрации "нюхания"/

1. Понюхать коробку /духи/, лежащую на столе.
2. Понюхать сверток и определить по запаху, что в нем находится.
3. Понюхать, не пахнет ли в комнате горящей резиной, не загорелась ли электропроводка?
4. Понюхать и ощутить запах пудры.
5. Понюхать папиросы, сигареты-разных сортов и определить разницу или сходство между ними. Понюхать цветы и определить запах.
6. Понюхать и определить, какими духами надушены три носовых платка.

Упражнения /на вкусовое внимание/.

1. /домашнее задание/ - проверить вкус - лимона, яблока, жареного мяса, картофеля, селедки, свеклы, колбасы, творога и т.д.

Упражнения /групповые/ на общее внимание.

1. По первому хлопку встаньте; по второму - возьмите свой стул; по третьему - идите со стульями по кругу друг за другом, сохраняя одинаковую дистанцию. Слушают команды педагога: стой, пошли. После очередного "стоп" - сели друг против друга в две шеренги /по первому хлопку/ - ставят перед собой стулья /по второму хлопку/, все обходят стул с правой стороны и садятся на него /по третьему хлопку/.

2. По первому хлопку - встают со стула. По второму – взять стул в руки. По третьему - поменяться местом с соседом, стоящим напротив.

3. То же самое по счету: на "раз" - встаете и берете стул; на "десять" - ставите стул на место соседа - суметь распределить во времени и пространстве.

4. По определенному счету меняйте расположение поставленных стульев: то кругом, то полукругом, то цепочкой, то прямоугольником.

5. По первому хлопку встаете и берете свой стул; по второму ходить со стулом в разных направлениях и меняя направления. По третьему - ставить стул на прежнее место и сесть.

6. "Вороны и воробьи". Вызвать 12-16 человек, разделив их на две группы. Условия игры: при слове "воробьи", соответствующая группа убегает, а вторая группа-"вороны"-
ловит их и наоборот. Группы стоят спиной друг к другу. Ведущий произносит слова медленно и по слогам: "во-ро /пауза/ бьи!" - внимание и выдержка.

7. Упражнение на всю труппу. 1-ый называет какой-либо предмет, например: "стол" . 2-ой повторяет и добавляет к нему новый предмет:"диван"• Следующий повторяет и добавляет. Тот, кто забывает какой-либо предмет в перечислении, выбывает.

8. "Пишущая машинка". Педагог распределяют между учащимися все буквы алфавита, затем предлагается "напечатать" известную фразу или пословицу. Интервалы между словами отмечает вся группа - стучит ногами об пол, а в конце строчки-встает. Буквы акцентируются хлопками. Следить за сохранением темпа-ритма.

9. "Цифровая машинка". Разделить всех членов группы на 2-3 части - в каждой не более 9 человек. Участникам раздаются цифры 1-9. «запомнить - цифры разряда единиц отмечаются хлопком, цифры десятков - ударом ноги, сотен – поднятием руки. Например, «27» - участник с цифрой «2» - топает ногой, а «7» - делает хлопок. Каждой группе дается свое число. Можно устроить соревнование групп.

10. «Арифмометр». Человек 15 рассаживаются полукругом. 10-ти участникам раздаются цифры от 0 до 9; пятерым знаки: +, -, х, :, =. Далее ведущий говорит: «14+6=» и хлопает. Сначала встают «десятки», потом «единицы», за ними делает хлопок «+». После его хлопка встает цифра «6», далее «=» делает два хлопка, и вслед за ним встают цифры – «2», потом «0».

11. "Японская машинка". Группа садится в полукруг, рассчитывается по порядку номеров, напротив ведущий и задает ритм на счет "раз-два-три :
на I - все хлопают ладонями по коленям,
на 2 - взмах правой рукой,
на 3 - взмах левой рукой - ведущий меняет темп.
Далее усложнение упражнения:
на I - хлопок по коленям,
на 2 - взмах правой рукой и ведущий называет себя «ведущий»
на 3 - взмах левой рукой и ведущий называет любой номер, например: "десятый".'
В ответ названный номер из группы отвечает:
на I - хлопок по коленям
на 2 - взмах правой рукой и десятый номер называет себя "десятый",
на 3 - взмах левой рукой и десятый' номер называет любой другой, например: "первый" и т.д.
Это выглядит так:
хлопок - "ведущий" - "десятый",
хлопок - "десятый" - "первый",
хлопок - "первый" - "пятый",
хлопок - "пятый" - "второй" и т.д.

Усложнение упражнения. Тот, кто не уложился в ритм, назвал несуществующий номер, выбывает из игры и каждый раз ведущий заново начинает упражнение, не называл номеров, которые выбыли из игры.
Это выглядит так:
хлопок - "ведущий" - "десятый",
хлопок - "десятый" - "первый",
"первый" не попал в ритм, и выбыл из игры;
хлопок - "ведущий" - "второй",
хлопок - "второй" - "пятый",
хлопок - "пятый" - "первый", но первый уже выбыл из игры, поэтому "пятый" также выбывает.

12. Выгородить части комнаты. Расставить мебель и предметы. Вызвать 2-3-х участников, предложить им запомнить обстановку и после этого удалить их из комнаты. В их отсутствие изменить расположение предметов. Затем пригласить участников в комнату и предложить исправить изменения.

13. Разложить на столе несколько предметов: книгу, карандаши, зеркало, ключ и пр. Вызвать к столу 5-6 человек ипредложить им внимательно рассмотреть расположение этих вещей. Затем удалить их из комнаты или повернуть спиной. Другая группа меняет расположение предметов. Первой группе предлагается восстановить прежний порядок, /можно.поочередно/

14. Разделить всех участников на три равные группы. Одна из них - объект внимания:, другая. - контролеры, третья будет фиксировать свое внимание на действиях первой группы.
Исходное положение: I группа садится на стулья полукругом в центре комнаты. 2-я группа - контролеры - становятся за стульями. 1-ой группе раздаются предметы /журнал, цветы, шляпа и пр./ и предлагается каждому внимательно рассматривать свой предмет. По хлопку - они застывают в позе. 3-я группа внимательно рассматривает позы. Затем они удаляются. Контролеры вносят поправки в позах 1-ой группы. Войдя третья группа должна восстановить. Контролеры дают оценку.
15. "Отстающее движение". Все участники в два ряда против друг друга. Расчитываются по порядку номеров, но в шахматном строе: первый ученик - первый, стоящий напротив -второй /по принципу нумерации домов/.
В той же последовательности совершают они и все действия: первый, например, поднимает правую руку. Затем он приседает... 3 это время второй поднимает руку... Первый делает третье движение - второй приседает, а третий поднимает правую руку и т.д.

Раздел II. Круги внимания

Круги внимания бывают: малый, средний, большой.

Упражнения /на круги внимания вне нас и когда мы в центре круга/.

1. Круги внимания вне нас:
а/ положить на стол несколько предметов. Ученик рассматривает один из этих предметов и, отвернувшись от стола, рассказывает о нем. Напомнить - предмет - объект-точка;
б/ тот же стол с предметами. Теперь рассмотреть все предметы, отвернуться и рассказать о них - малый круг внимания;
в/ рассмотреть часть комнаты /наметить границы обзора/ и рассказать, что в ней увидели - средний круг внимания;
г/ рассмотреть всю комнату и рассказать о том, что в ней увидели - большой круг внимания.

2. Круги внимания, когда мы в центре круга:
а/ посадить на стулья двух учеников и предложить им внимательно рассмотреть друг друга, сравнивая одежду у партнера со своей - малый круг внимания;
б/ к двум, ученикам, сидящим на стульях, посадить еще 6-8 человек и предложить каждому рассмотреть всех, включая и себя, какой цвет преобладает - средний круг внимания;
в/ посадить на стулья всех и предложить рассмотреть, кто в какой позе сидит, включая себя - большой круг внимания.
/время рассмотрения сокращать - вначале от I до 30, в конце до 5-ти/

Упражнения /на собирание и удержание внимания при помощи сужения и расширения кругов внимания/.

I. В учебной комнате наметить большой, средний и малый круги внимания. Предложить каждому наметить себе границы кругов внимания /большого, среднего, малого/, а потом расширять и сужать их.

Наши рекомендации