Упражнение «Человек и его дело»

Цель данного упражнения — содействие пониманию отношения к собственному труду, профессиональным обязанностям.

При анализе скульптурных композиций были выявлены как общие тенденции в группах, так и характерные особенности. Группе «МЗ» (до 40%) присуще отождествление себя с ролью человека, выполняющего тяжелый и «неблагодарный» труд. Большинство скульптур выполнено в образах кузнеца, пахаря, лодочника.

Менеджеры групп «КР» (до 50%) изображают себя в образах зарубежного бизнесмена, шоумена, делового человека с портфелем.

Наиболее интересны с психологической точки зрения результаты групп «МП» и «Р», так как именно эти специалисты большую часть времени посвящают работе с людьми. Менеджеры группы «МП» (больше 50%), независимо от своей гендерной принадлежности, в скульптурных композициях изображают себя человеком, сидящим за столом или компьютером. Иными словами, созданные образы фиксируют барьеры, препятствия между менеджерами по персоналу и людьми, с которым они взаимодействуют в своей деятельности. Нередко встречаются изображения сотрудников, проходящих профотбор при поступлении на работу, выполненные в виде маленьких человечков, сваленных в кучку общим комком, вынесенным за пространство листа. Характерным признаком для этой группы является изображение персонала, с которым менеджеры ежедневно взаимодействуют, в виде монументальной стены, братской могилы, таблички с надписью «материал». Наиболее часто встречающимися словесными метафорами для менеджеров по персоналу, выражающими их образ в профессиональной деятельности, являются следующие: «охотник за головами», «охотник за умами»; «кузнец кадров». Художественные работы менеджеров по персоналу действительно отражают их неосознанное негативное отношение к своей работе: обезличенное представление о людях — будущих претендентах на должность. При обсуждении в группе менеджеры по персоналу отмечают усталость, связанную с постоянным отбором персонала среди студентов, в службах Интернета, собеседованиях.

Отличительной характеристикой женской выборки группы «МП» (43%) являются изображения себя в образах королевы, женщины, доминирующей над мужчиной, женщины в огромной шляпе, полы которой закрывают ее от персонала.

Следует отметить, что независимо от возраста мужчины в визуальной самоподаче чаще всего демонстрируют три основные характеристики: «статус», «материальное положение», «ведущий жизненный мотив», и стремятся подчеркнуть в образах мужественность, силу, независимость. Женщины (несмотря на их маленький процент в нашей выборке) отдают предпочтение демонстрации «внешней привлекательности» и «доминантному поведению» по отношению к мужчинам и подчиненным.

Для представителей группы «Р» (34%) типичными являются скульптурные изображения себя в образах Деда Мороза, волшебника, путешественника, и в наиболее часто встречающемся образе — мифического бога Прометея.

Образы Жертвы, Сироты, Волшебника, Путешественника, Героя можно рассматривать не только в индивидуальной, но и в архетипической, культурологической плоскости (таблица 8). Следует отметить, что здесь речь идет о ведущем архетипическом сюжете Героя в аналитической психологии К.-Г. Юнга. С интрапсихической точки зрения образ Героя символизирует волю и способность добиваться своей цели и претерпевать неоднократные изменения в поисках целостности и смысла.

Таблица 8.Архетипические сюжеты в художественных образах у менеджеров различных групп

Характерные, доминирующие архетипические сюжеты, выраженные в различных художественных образах Сирота Жертва Герой (странник) Противник (воин) Волшебник
Младшее звено   +   +  
Кадровый резерв-1     + +  
Кадровый резерв-2     + +  
Руководители     + + +
Менеджеры по персоналу + +     +

Менеджеры группы «МП» чаще выражают в своих образах идею Волшебников, способных изменить мир в «лучшую сторону», кого-то спасти, и в то же время они ощущают себя Сиротами или Жертвами, иными словами, «они работают, ежедневно жертвуют собой, а их тяжкий труд остается незамеченным».

Менеджеры групп «КР-1», «КР-2» на метафорическом уровне чаще видят себя в роли Героя или Противника, борющегося за «некие идеи спасения мира» или за «привнесение в мир добра и справедливости», что в действительности отражает ситуацию их колеблющегося поведения от «активного, граничащего с агрессивным», до «сотрудничающего или альтруистического».

Тревожное поведение у менеджеров группы «МЗ» проявляется в образах людей, которые либо защищаются, либо борются с кем-то и с чем-то. Это отражает ситуацию, существующую на предприятии, — критика руководства, требование от менеджеров более креативных производственных, смелых решений, и личное отношение менеджеров к руководству, например, к незаслуженной критике с его стороны.

В образах менеджеров группы «Р» присутствуют идеи познания мира и изменения его в «лучшую сторону», стремление к путешествиям, знаниям, и в то же время активно выражена воинственная позиция. Это связано с их профессиональной позицией на предприятии. С одной стороны, руководители проявляют стремление к демократическому стилю управления, к привнесению в производственный процесс общечеловеческих, гуманистических ценностей, а с другой стороны, имеет место жесткая кадровая политика предприятия.

В рамках данного исследования интересны мифологические персонажи, которых специалисты называют «культурными героями». Их идеалами являются активность во благо народа, творчество, отсутствие бахвальства и т. д. Мифы о героях культуры описывают действия и характер существ, ответственных за открытие определенного культурного объекта или процесса. В греческой мифологии Прометей, укравший огонь у богов, является прототипом фигуры такого рода. В разных культурах присутствует схожий персонаж. Например, Прометею подобен кузнец, который крадет из житницы богов семена для человеческого сообщества, или фигура, снабжающая людей множеством необходимых и роскошных вещей из отверстий своего тела. Если объединить в общий ряд образы, создаваемые менеджерами (сенокосильщик, кузнец, волшебник), то все они могут быть отнесены к мифу о героях культуры, в частности, к мифу о Прометее.

Данное упражнение способствовало прояснению неосознанного отношения участников программы к своим профессиональным обязанностям, осознанию мотивов, изменению отношения к ним, принятию решений.

Упражнение «Маска»

Изображения масок, полученные во всех группах респондентов, можно анализировать по двум критериям:

1. По манере художественной окрашиваемости: число используемых цветов; блеклость или интенсивность цвета; смешанные или чистые цвета; контрастные тона, используемые при окрашивании двух половин одной маски.

2. По форме изображения: отсутствие отдельных частей лица (волосы, язык, нос) и/или включение дополнительных деталей (очки, корона, крылья).

Наличие в цветовом решении масок резкого, насыщенного «радужного» окраса отражает снятие сильного напряжения, агрессии. А использование смешанных, «грязных» цветов раскрывает внутреннее состояние авторов, их нахождение на временном перепутье («…уже не тут, но еще не там», «не прежний, но и не новый»). Это характерно для лиц кадрового резерва, которые знают о предстоящем повышении, но выполняют прежние должностные обязанности и ждут фактического перевода на новую должность.

Включение в маски дополнительных деталей также позволяет сделать определенные выводы. В частности, волосы, язык, выступающий нос, очки — это дополнительная возможность изобразить свои преимущества (ум, интеллигентность, мужская сила, красоту); корона, крылья и др. — свидетельство «приоритета духовной жизни перед чувственным началом», воодушевленности.

После упражнения было проведено общее обсуждение работ, полученного опыта, результаты которого были письменно зафиксированы. Позже был проведен контент-анализ высказываний участников, который позволил разделить все высказывания на две группы (по содержанию и частоте встречаемости):

1. Высказывания о собственной «маске» как метафоре социальной роли, которую менеджер играет в жизни:

· облегчает взаимодействие в социуме, коллективе — 29%;

· помогает в интимно-личностном общении — 26%;

· определяет зону ближайшего личностного развития — 22%;

· снимает внутреннее напряжение — 18%.

2. Высказывания, касающиеся эмоций, состояний, ассоциаций, возникших в процессе работы с маской:

· эмоциональный подъем, ощущение радости, детства — 28%;

· удовлетворение, самопонимание — 21%;

· обновление, очищение, «будто снята старая кожа» — 20%;

· желание понравиться окружающим — 15%.

Важным моментом в данном упражнении является то, что работа с маской помогает осознать не только свои социальные роли, но и свое взаимодействие с другими людьми, способствует налаживанию более тесных взаимоотношений с ними.

На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что наиболее желаемые управленческие ориентации руководителя сдвинуты в сторону той управленческой роли, которую он сам предпочитает для достижения успехов в своей профессиональной деятельности и для повышения продуктивности работы своей команды. Иными словами, если образы, которые изображают скульптуры, маски, выполненные менеджерами, перевести с метафорического языка на язык производственной реальности, то это роли, которые менеджеры выполняют на производстве. В целом они отображают общепринятые в менеджменте роли: «Инноватор», «Реализатор», «Разработчик», «Организатор», «Производитель», «Координатор».

Данное арт-терапевтическое упражнение дает менеджерам возможность осознать роль, которой они отдают предпочтение в жизни и деятельности; понять, какие «маски» способствуют им в достижении целей. Упражнение также способствует пониманию противоречивых требований, предъявляемых разными ролями, которые выполняет менеджер в своей профессиональной деятельности.

Следует отметить дополнительный эффект и возможности арт-терапии, выявленные в ходе исследования. На предприятиях, где работают менеджеры, участвующие в арт-терапевтической программе, нередко возникают проблемы при назначении руководителей, менеджеров среднего звена путем последовательного перевода претендентов с должности на должность внутри одной организации. Например, специалист, непосредственно связанный с технологией производства продукции данного предприятия («КР-1», «КР-2»), выдвигается на руководящую работу, предполагающую более активное взаимодействие с людьми. Высокая оценка специалиста на одной должности совсем не является предпосылкой успеха его деятельности в новой должности руководителя. Часть менеджеров до арт-терапии отмечали свои опасения по поводу того, справятся ли они с возможным должностным повышением. После участия в арт-терапии, часть опасений рассеялась, как у самих респондентов, так и у менеджеров по персоналу. Это произошло благодаря тому, что в процессе арт-терапии у респондентов появилась возможность обнаружить предпочтение горизонтального передвижения вертикальному: переход на должность с одинаковыми квалификационными характеристиками, но в другом подразделении, и с более высокой оплатой труда, без принятия на себя ответственности, связанной с руководством людьми.

В процессе арт-терапевтической работы менеджеры по персоналу смогли осуществить дополнительную (скрытую) аттестацию претендентов на новые должности, определив их коммуникативные навыки, ценностные ориентации. Это позволяет говорить о том, что для дифференциации перспектив профессионального развития менеджеров, планирования их карьеры можно учитывать данные арт-терапевтических методик.

Анализ изобразительной продукции, самоописаний, и обсуждения работ в круге, позволяют сделать следующие выводы:

1. Художественная продукция, изготовленная в ходе арт-терапии, обладает высоким психодиагностическим потенциалом, который может быть реализован в процессе обсуждения с клиентами.

2. Художественные образы, создаваемые в процессе арт-терапии, отражают индивидуальную картину мира человека, в которой обнаруживает себя «Я-концепция». Во время продуцирования и восприятия художественного образа создаются психологические условия для глубинного и многофакторного самовосприятия и актуализации «Я-концепции».

3. Высокая частота встречаемости отдельных графических признаков позволяет рассматривать их в качестве индикаторов психического состояния, а также как своеобразный показатель эффективности применения арт-терапии в процессе осознания отношения к своей профессии.

4. Существуют различия между группами в направленности образов, в самоотношении, в отношении к другим и к миру. Менеджеры группы «МЗ» либо защищаются, либо борются с кем-то (чем-то). Менеджеры групп «КР-1», «КР-2» борются за «некие идеи спасения мира» или «привнесение в мир добра и справедливости». Менеджеры группы «МП» стремятся и могут изменить мир «в лучшую сторону». Менеджеры группы «Р» стремятся больше познать мир и изменить его «в лучшую сторону», путешествовать, учиться и готовы бороться за это.

5. Арт-терапия обладает диагностическими возможностями и дополняет сведения, полученные с помощью психометрических методик.

Литература

1. Болл Б. Интеграция научных исследований, практика и теория в арт-терапии // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Т. 3. 2001, № 4. С 10–32.

2. Бурно М. Е. Психотерапия творческим самовыражением. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 363 с.

3. Веремеенко Н. И. Социально-психологические особенности применения танце-двигательных методов в групповой форме работы: Дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 220 с.

4. Гантт Л. Арт-терапевтические исследования // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Т. 2. 1998, № 3. С 24–36.

5. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: Монография. СПб.: ЛОИРО, 2001. 320 с.

6. Макнифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство. Междунар. журнал арт-терапии. Т. 5. 2002, № 2. С. 8–25.

7. Польстер И. Обитаемый человек: Терапевтическое исследование личности / Пер. с англ. А. Я. Логвинской. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 227 с.

8. Пономаренко В. А. Психология труда и жизни летчика. М.: Воениздат, 1992. С.181.

9. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. 315 с.

10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. 448 с.

11. Психология личности. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. 397 с.

12. Пурнис Н. Е., Соловьева Е. А. Психологические и знаковые корреляты образа «Я» Актуальные проблемы современного строительства // 57-я Междунар. науч.-технич. конференция молодых ученых: Сборник докладов. СПб.: СПбГАСУ, 2004. С. 184–185.

13. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 1998. 672 с.

14. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская и др. М.: Рос. пед. агентство, 1995. 36 с.

15. Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 408 с.

16. Улановский А. М. Феноменологический подход как качественная исследовательская методология: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 2006. 25 с.

17. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 1999. 478 с.

Наши рекомендации