Диагностические возможности арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджеров

Хотя арт-терапия является соединением творческих и психологических процессов, когда речь заходит о научном исследовании, творческие художественные процессы остаются вне поля зрения [6, с. 11]. На современном этапе развития арт-терапия и другие креативные арт-терапевтические подходы базируются, главным образом, на бихевиоральных методах исследования, поскольку стремятся обосновать свою деятельность с точки зрения доминирующей культуры [6, с. 10]. Аналитические исследования, основанные на сложившихся психологических представлениях и принципах бихевиоральной науки, с одной стороны, способствуют укреплению позиций арт-терапевтических подходов, с другой стороны, имеют целый ряд серьезных ограничений. Использование общепринятых методов исследования связано с тем, чтобы привлечь к арт-терапии «внимание широкого психологического сообщества» [там же, с. 11]. В последнее время появились тенденции к развитию исследований, основанных на процессах изобразительного творчества. Подобные эксперименты за рамками общепринятых подходов к арт-терапевтическим исследованиям могут обогатить современную научную практику в понимании человеческих возможностей [6, с. 24].

Как было отмечено ранее, изобразительная продукция арт-терапевтической деятельности не является исключительно объектом для психодиагностики, тем не менее существуют способы оценивания продуктов арт-терапии, в которых используются качественные и количественные методики.

«В ходе любой арт-терапевтической сессии можно наблюдать разные формы креативного поведения, связанные с изобразительной деятельностью, ролевой игрой, драматической импровизацией. Все они сопутствуют друг другу и создают неповторимую текстуру арт-терапевтической работы», — отмечает Б. Болл [1, c. 17]. Поэтому качественные и количественные методы исследования существенно дополняют друг друга. Качественные методы могут быть ценными для анализа арт-терапевтического процесса с характерным для него разнообразием интеракций и значений [1, 5]. Для оценки значимости терапевтических результатов используются следующие показатели:

· пространственные характеристики изображения, устойчивость образов [4];

· изменение выбора цветов [3];

· визуально фиксируемые особенности поведения;

· формально-стилевые особенности изображения [2].

Мы согласны с мнением М. Е. Бурно, что следует ориентироваться на формально-стилевые особенности изображения, отражающие личностное ядро, глубинный характерологический радикал личности человека [2].

Феноменологическое исследование предполагает выделение основных смысловых блоков и, в качестве результата, описание психологических характеристик субъективных значений опыта, или инвариантных структур некоторого переживания, которые называют структурными описаниями [16]. Специфические черты феноменологического исследования:

5) качественный описательный характер исследования, где используется естественный язык описания;

6) ориентации на переживание как на предмет исследования, где под переживанием понимается интенсивный непосредственный опыт взаимодействия человека с миром;

7) использование рефлексивных данных — словесное обозначение собственных переживаний [16].

При анализе художественной продукции участников мы ориентируемся на формально-стилевые особенности изображения [2, 11]. Изменение формально-стилевых особенностей предполагает изменение тематического наполнения, содержания и насыщенности образов, авторской манеры исполнения при выполнении изобразительной работы. Качественный анализ заключается в контент-анализе вербальных характеристик образа «Я», феноменологическом анализе визуальных образов, а также в сравнении знаковых и вербальных коррелят образа «Я» [12].

Под знаковыми характеристиками образа «Я» мы понимаем визуальные образы, имеющие ассоциативную нагрузку, а также систему их значений, определяемую через положение на символическом пространственно-временном континууме рабочего листа для коллажа. Вербальными коррелятами служат словесные самохарактеристики участников, которые они дают до и после создания коллажа, отвечая на вопрос «Кто Я?». Сочетание этих методов позволяет сравнить вербальные и невербальные характеристики, отражающие взаимодействие сознательных и бессознательных сторон психической жизни человека, самооценку, самоиронию, самолюбование.

Проиллюстрируем вышесказанное избранными примерами из арт-терапевтической программы исследования, и приведем результаты отдельных арт-терапевтических техник, методик, упражнений.

Описание выборки

Объем выборки исследования составил свыше 200 человек в возрасте от 25 до 40 лет, менеджеры, имеющие высшее техническое и психологическое образование, занимающие различное статусное положение на предприятиях разных городов России. Общий состав менеджеров был распределен по группам, согласно их статусному положению, занимаемому в структуре организации: «МЗ» — младшее звено менеджеров, «КР» — группа среднего звена, которая составляет кадровый резерв предприятия, менеджеры высшего звена — «Р», и менеджеры по персоналу — «МП». Под кадровым резервом понимается группа менеджеров, потенциально способных к руководящей деятельности, которые отвечают требованиям, предъявляемым к должности того или иного ранга, и прошли целевую квалификационную подготовку. Группа менеджеров по персоналу проходила обучение методу арт-терапии, использованию арт-терапевтических методик, которые применялись в программе исследования и в других группах. Социально-демографические характеристики участников, принимавших участие в исследовании, таковы: мужчины — 85%, женщины — 15%. В связи со спецификой деятельности, все менеджеры на производстве — мужчины, основная численность женской выборки составляет группу менеджеров по персоналу.

Коллажи «Моя реальность, планы и мечты», «Я в прошлом, настоящем, будущем» в сочетании с тестом Л. Зурхера «Кто Я?».

Основные критерии психологической оценки коллажей для специалиста: 1) число образов-картинок; 2) наличие или отсутствие свободного пространства между образами-картинками; 3) расположение в пределах или за пределами формата, рекомендованного по инструкции упражнения (при выполнении коллажа по инструкции предлагается использовать один лист формата А3); 4) использование целого образа или его фрагментов (деструкция предыдущего с целью конструкции последующего); 5) наличие портретного сходства или контрастных различий с автором коллажа.

Для самостоятельного анализа коллажа участниками арт-терапевтической программы с целью выявления возможных содержательных аспектов профессиональной деятельности и личной сферы жизни был разработан перечень содержательных аспектов двух указанных областей.

В результате самостоятельного анализа коллажа и обсуждения в малых группах многие респонденты сделали личное открытие, что их активность и стремление к карьерному росту не подкреплены пониманием цели этого роста («Для чего?»). Например, у большинства менеджеров в пункте «профессиональная деятельность» была отмечена только графа «карьера». Иными словами, образы коллажа отражали желание карьерного роста, но в отрыве от взаимосвязи с другими областями жизни. При обсуждении в группе многие менеджеры затруднялись ответить, какие желания они стремятся реализовать в карьерном росте: увеличение заработной платы, реализация своих профессиональных или творческих планов, создание семьи. Особенно активное обсуждение вызывал тот факт, что в коллажах не было образов, отражающих взаимоотношения менеджеров с коллегами по работе. Это означает, что достижения в карьере они воспринимают формально, не задумываясь о содержательном стороне, рассматривая карьерный рост как личное достижение, не подразумевающее взаимодействия с другими людьми, не требующее дополнительного образования, понимания ценностных ориентаций.

Если сравнить между собой коллажи, выполненные на различные темы, то можно заметить, что увеличилось число изобразительных единиц, используемых в коллаже (с 67% до 81%), которые наполнены глубоким личностным смыслом, символизмом, метафоричностью, изменились по смыслу названия картин. Например, на начальном этапе исследования характерными были следующие названия коллажей: «Жизнь любителя пива», «Время — деньги», «Вперед! К достижениям!». Далее названия и тематика работ заметно изменились: «Будущее — мое и Земли», «Мое предназначение в жизни», «Мои возможности в личной и профессиональной жизни». Полагаем, что эти изменения являются убедительной иллюстрацией осмысления менеджерами собственных ценностных ориентаций, принятия многообразия своего «Я», появляющихся в результате применения арт-терапии.

В результате исследования была обнаружена взаимосвязь между общим числом образов, используемых в коллаже, и общим показателем креативности у менеджеров. Респонденты, которые согласно психодиагностическому исследованию имеют более выраженный креативный потенциал, в своих коллажах используют большее число образов-картинок, многоярусные формы коллажа, дополнительные листы бумаги; наклеенные образы-картинки у них чаще выходят за пределы формата, рекомендованного по инструкции упражнения.

Заметим, что, несмотря на информативность методики «Кто Я?», образы, проявляющиеся в художественной продукции — коллажах, скульптурном моделировании, рисунках, — являются наиболее информативными. Например, в вербальных самоописаниях менеджеров почти не встречается высказываний об отношении респондентов к природе. В то же время в коллажах (и других изобразительных работах) различные изображения природы встречаются чаще многих других. Они проясняют скрытые смыслы, воспроизводят в том числе неосознаваемое отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Оценивая себя, участники арт-терапии чаще прибегают к объективным характеристикам, нежели к субъективным, а при оценке образа «Я» в изобразительных работах — наоборот. Например, «Я — человек», «Я — менеджер», «Я — сотрудник компании» — в одном случае, и «Я — приносящий тепло и свет людям», «Я — умеющий принимать решения» «Я — приносящий пользу народу», «Я — берегущий Землю» — в другом. Данный факт мы рассматриваем как свидетельство более полного самовосприятия в процессе выполнения изобразительных работ по сравнению с процессом вербального самоописания.

Показателем степени профессиональной самоактуализации служит наличие в коллажах образов ценностей, целей, выделение дальних профессиональных целей и задач.

Структура образов в коллажах у менеджеров с различной статусной принадлежностью значительно различается. Анализ структуры профессиональных мотивов показал, что личностно-профессиональные цели менее выражены в коллажах группы «МЗ», более — в группах «КР-1» и «КР-2». Следует заметить, что как при изготовлении коллажей, так и при обсуждении работ в группе «МЗ» прослеживалась низкая мотивация к арт-терапевтическим занятиям, небрежное выполнение работ, низкая динамика в группе. В целом, образы в коллажах менеджеров групп «КР-1», «КР-2», «МЗ» можно соотнести с их приоритетными областями жизни (таблица 6). У группы «МП» образы, символизирующие профессиональные и личностные цели, практически не разделены, выделяются только образы, связанные с семьей, а структурные компоненты коллажей характеризуются некой несбалансированностью, противоречиями. Характерными для группы «Р» являются образы, направленные на взаимодействие с окружающей средой, заботу о природе, животных, попытки сохранить Землю для потомков. Изобилуют образы, проясняющие отношения с Богом, с Женщиной, поиски творческой самореализации как основного связующего звена между всеми приоритетными областями жизни представителей этой группы. При обсуждении работ было выявлено, что руководители довольны своей профессиональной деятельностью, но не видят себя в качестве творческого начала в данном виде деятельности. С одной стороны, производственный процесс требует четкой организации и соблюдения технических указаний, с другой стороны, менеджеры данного уровня находятся в строгом подчинении у вышестоящего руководства предприятия.

Знаковые характеристики образа «Я» (визуальные образы) у менеджеров промышленного производства, имеющие ассоциативную нагрузку, а также систему значений, представлены в таблице 6.

Таблица 6. Знаковые характеристики образа «Я» у менеджеров промышленного производства

Сферы жизнедеятельности Образы
Увлечения Автомобили, путешествие, лодки, самолеты, яхты
Профессиональная самореализация Заводы, электросети, деловое кресло, группы людей, заводская проходная
Профессиональная деятельность Часы, автомобили, портфели, графики, деловое кресло, портрет руководителя
Карьера Директорское кресло, трибуна руководителя, руководитель среди подчиненных, в центре группы людей
Финансы Деньги, банки
Друзья, общение Глаза, руки, группы людей, природа, костер
Духовный мир Природа, водоемы (водопады, реки, океаны), животные
Здоровье Спортсмены, спортивные снаряды, природа, водопады, перечеркнутые изображения спиртных напитков
Служение людям Церковь, дети, ангелы, кресты, люди, несущие в груди или в руках свет, короли и королевы

Таблица 7.Сравнение знаковых характеристик образа Я в различных профессиональных группах

Сферы жизнедеятельности Образы в коллажах, рисунках в разных профессиональных группах
Менеджеры Летчики Архитекторы Психологи
Увлечения Автомобили, самолеты, яхты, лодки Рыбалка, охота Женщины, мужчины, фотографии, географические карты Цветы, животные, пища, книги,
Профессиональная самореализация Заводы, электросети, деловое кресло, группы людей, заводская проходная Небо, самолеты, штурвал Здания, руки, город, схематические и силуэтные изображения Бабочки, свечки, люди, ритуальные предметы, общие изображения людей, животных
Духовный мир Природа, водопады, реки, океаны Небо, церковь, природа Религиозные сооружения, памятники культуры, шедевры искусства Солнце, круг, мандала, свеча, священник, сакральные предметы
Профессиональная деятельность Часы, автомобили, портфели, графики, деловое кресло, группы людей Самолеты зарубежных марок Произведения искусства, красивые геометрические формы Неопределенно
Карьера Директорское кресло, трибуна руководителя, руководитель среди подчиненных   Макет города, мультимедийные панорамы города, архитектор и группа людей Мобильный телефон, семейные фотографии
Финансы Деньги, денежные мешки Личные самолеты, яхты, дорогие модели автомобилей Антиквариат, золотые украшения, произведения искусств Неопределенно
Друзья, общение Глаза, руки, группы людей, природа Мужские группы на природе, в офисах Глаза, руки, группы людей, фотоаппарат, рисующие люди Танцующие группы людей, люди, держащиеся за руки, природа
Здоровье Спортсмены, спортивные снаряды, природа, водопады, перечеркнутые изображения спиртных напитков Перечеркнутые изображения спиртных напитков, рыбалка, лес, велосипед Прогулки с фотоаппаратом, красивые девушки, красивые интерьеры ресторанов Блюда растительной пищи, люди в позах йоги, отдых у моря
Служение людям Церковь, дети, ангелы, кресты, священники Свет, природа, ладони Здания религиозного служения, здания из стекла, современных материалов Люди, несущие в груди или в руках свет, короли и королевы

Таким образом, можно сделать вывод, что «Я-концепция» проявляет себя в художественных образах участников, отражает различную картину мира; в символообразовании присутствуют всеми узнаваемые образы.

Наши рекомендации