Обеспечение арт-терапевтического кабинета художественными материалами.

Существует ряд требований к качеству и наличию выбора применяемых художественных материалов:

1) качество материалов должно быть как можно более высоким, чтобы не снизить ценность художественной работы в глазах самих участников;

2) необходимо наличие широкого выбора художественных материалов, чтобы можно было учесть личностные особенности участников: различные краски, карандаши, пастель, мелки, кисти разных размеров, губки, бумага разных форматов и оттенков, глина, пластилин, фольга, текстиль, материалы для коллажей (журналы, открытки) и пр.

Выбор того или иного материала может быть связан с особенностями личности и ее психологического состояния, а также с динамикой арт-терапевтического процесса.

Оснащение художественными материалами

Арт-терапевтический кабинет на предприятии не должен создавать ощущения группы детского сада. Взрослые люди, «вырванные» из производственной реальности на тренинг, не отнесутся должным образом к арт-терапевтической работе, если в наборе художественных материалов будут присутствовать обычная для их восприятия бумага, фломастеры и набор карандашей в шесть цветов. Один из участников арт-терапевтического тренинга сказал: «Когда берешь в руки кисть, все мелочи становятся важными». В этом есть и заслуга определенного подхода к подбору художественных материалов. Мы используем в работе с персоналом профессиональные кисти и краски, бумагу разного качества и формата и т. д.

Стандартный набор художественных материалов:

Кисти художественные для работы с акварелью, маслом, гуашью.

Акриловые, акварельные краски, гуашь.

Краски для работ по глине, стеклу.

Аэрозольные баллончики с краской серебристого, золотого, бронзового цвета.

Фольга промышленная, плотная (для мужской аудитории) и фольга более тонкая (пищевая).

Бумага от формата А4 до А0, цветная бумага формата А0, бумага для факса.

Обои (шириной от 1 метра).

Ножи для резки картона.

Журналы, газеты, рекламные проспекты (глянцевые).

Полиэтиленовая пленка, картон, грунтованный холст и картон в рулонах.

Подрамники.

Степлеры для скрепления холста.

Палитры.

Глина, пластилин для скульптурного моделирования, стеки.

Гипс, проволока.

Стаканы полиэтиленовые для горячего, емкостью 0,5 л.

Свечи.

Мужской и женский манекены.

Пальчиковые куклы.

«Малый» стандартный набор художественных материалов:

Набор карандашей, фломастеров, мелков.

Черная тушь (предпочтительнее та, что смывается водой).

Набор пастели 72 цветов.

Набор мелков 24 цветов.

Набор фломастеров 12 цветов.

Набор гуаши 8 цветов.

Акварельные, темперные краски.

Акриловые, перламутровые краски.

Акрил декор (серебро, золото).

Пальчиковые краски.

Набор кистей разных размеров, зубные щетки.

Плотная бумага или картон разных форматов (А4, А3, А2, А1).

Бумага различных цветов (возможно, отходы фабричного производства).

Акварельная бумага, калька, пергамент.

Куски полиэтилена 50×100 см.

Бумажные коробки разного размера.

Иллюстрированные журналы, фольга, оберточная бумага.

Проволока, веревка или бечевка.

Правила групповой работы

Правила групповой работы существуют в любом тренинге. Арт-терапевтический тренинг включает в себя общепринятые правила и ряд специфических правил:

1. Правило активности — не принуждать к выполнению изобразительной продукции.

2. Правило искренности — каждый говорит то, что думает и чувствует, а не то, что от него ждут; при этом меру доверительности каждый устанавливает сам; каждый имеет право сказать: «Я не хочу сейчас об этом говорить».

3. Правило конфиденциальности — информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за пределы группы.

4. Правило «здесь и сейчас» — обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас», а не то, что происходило «там и тогда».

5. Правило Я-высказываний — каждый говорит от своего имени: «Я чувствую…, я думаю…», «Я вижу…».

6. Правило регламента — говорить только в рамках заданной темы о том, что человек чувствует «здесь и сейчас».

7. Правило бережного отношения — к любой изобразительной продукции арт-терапевтического процесса следует относиться с уважением — не наступать, не рвать, не выбрасывать, не использовать для своей дальнейшей работы без разрешения автора.

8. Правило «фотоэтики» — не разрешается фотографировать художественные работы, игровые сцены и прочее в арт-терапевтическом процессе без специально организованной видеосессии, без согласия или разрешения участников, а также использовать фотографии в печати.

9. Правило безоценочного отношения — не оценивать изобразительную продукцию арт-терапевтического процесса с эстетической стороны — «красиво, некрасиво, нравится, не нравится, правильно, неправильно…».

10. Правило уважения к участникам группы — не прерывать говорящего, не выходить из круга, пока не завершится обсуждение; не нарушать тишину, пока не закончат работу все участники группы, быть внимательным к переживаниям другого человека.

11. Правило ответственности — по завершении работы в тренинге каждый принимает ответственность за свою изобразительную продукцию. А также имеет право оставить ее на хранение в арт-терапевтическом кабинете.

Наши рекомендации