Упражнение: «Притча о слоне и муравье».
Цель: Оценка нереализованного интеллектуального потенциала.
Участникам зачитывается притча: "Муравей, не заметив слона, наступил ему на ногу. Слон рассердился и проглотил муравья. Муравей тоже рассердился и проглотил слона. А слон еще больше рассердился и проглотил муравья. В ответ муравей проглотил слона. И т.д." Вопрос: каков результат таких взаимоотношений между слоном и муравьем?
Подсказка-пояснение: требуется назвать вполне конкретный результат. Ответы типа "получается ерунда", "вывод - не обижай маленьких" не принимаются. Ответы могут быть аналогичными тому, к чему сводится следующая история.
Джон и Бил поссорились. Джон выстрелил и смертельно ранил Била. Бил выстрелил и смертельно ранил Джона. В ответ Джон выстрелил и смертельно ранил Била. И т.д. Ответ ясен - двое убитых.
Ответ: Результат взаимоотношений слона и муравья вполне конкретен, но менее очевиден. Это слон. Если бы потребовалось ответить на вопрос, что будет, если слон проглотит муравья, то любой ответит - слон его переварит. То же самое будет и в противном случае. Если желудок муравья растянется настолько, чтобы вместить слона, то его стенки станут толщиной в несколько молекул, но это то же самое, как если бы слона никто не проглатывал, то есть слон.
Итог: Более 90% отвечающих правильного ответа не называют. Для того, чтобы найти правильный ответ, нужно, во-первых, абстрагироваться от внешней абсурдности задачи, во-вторых, буквально трактовать ключевое слово "проглотил" (проглотить, значит поместиться в желудке), в-третьих, подключить наглядное мышление.
Упражнение: "Потерпевшие кораблекрушение".
Цель: Упражнение используется для исследования процесса принятия решения группой, учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи.
Материалы: Большие бумажные листы, карандаши, копии инструкций.
Упражнение потребует 1,5 часа времени. Каждому члену группы дают инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.
Инструкция: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Предположительно, на расстоянии 1000 миль к северо-востоку от Вас находится ближайшая земля.
Ниже дан список 15 предметов, которые уцелели и остались неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам Вы располагаете прочными надувными спасательными плотами (с веслами), способными выдержать Вас, экипаж и все перечисленные выше предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек, пять однодолларовых банкнот.
Ваша задача - проранжировать 15 перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и т.д. до 15-го - наименее значимого из всех предмета:
- секстант (угломерный инструмент, применяемый в мореходной
астрономии)
- зеркало для бритья
- двадцатилитровая канистра с водой
- противомоскитная сетка
- одна коробка с армейским рационом США
- карты Тихого океана
- спасательная подушка (плавательное средство,
санкционированное береговой охраной)
- восьмилитровая канистра нефтегазовой смеси
- маленький транзисторный радиоприемник
- репеллент, отпугивающий акул
- семь квадратных метров непрозрачного пластика
- один литр пуэрториканского рома крепостью 80`
- 5 метров нейлонового каната
- две коробки шоколада
- рыболовная снасть.
После того, как завершена индивидуальная работа со списком, группе дается 5 минут на выполнение общего задания: "Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из 15 предметов. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:
1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.
2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклоняться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми Вы можете согласиться хотя бы отчасти.
3. Избегайте таких методов "ухода от конфликта" как голосование, компромиссные решения.
После оглашения группового решения, руководителю следует привести контрольный список, содержащий оптимальный порядок предметов.
Приложение:
Согласно "экспертам", основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, а также предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и восьмилитровая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как двадцатилитровая канистра с водой и коробка с армейским рационом. Итак:
1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским
спасателям.
2. Восьмилитровая канистра нефтегазовой смеси. Важна для
сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовыми
банкнотом и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде,
привлекая внимание спасателей.
3. Двадцатилитровая канистра с водой.
4. Одна коробка с армейским рационом США - основная пища.
5. Семь квадратных метров непрозрачного пластика используется
для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.
6. Две коробки шоколада - резерв пищи.
7. Рыболовная снасть оценивается ниже, чем шоколад, поскольку в
данной ситуации "синица в руке" лучше "журавля в небе". Нет
уверенности, что вы поймаете рыбу.
8. 5 метров нейлонового каната можно использовать для страховки
снаряжения и людей.
9. Спасательная подушка может быть использована, если возникнет необходимость кого-нибудь спасать.
10. Репеллент, отпугивающий акул - назначение очевидно.
11. Один литр пуэрториканского рома, как содержащий 80% алкоголя
может использоваться как антисептик. Имеет меньшую ценность,
поскольку при употреблении по прямому назначению обезвоживает
организм.
12. Маленький транзисторный радиоприемник. Был бы передатчик -
важнее нет, а так можно и в конец списка.
13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не где находитесь Вы, а где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка не важна - в Тихом океане москиты мешать не будут.
15. Секстант без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Итог: Данное упражнение близко по смыслу к "мозговому штурму", смысл его - в групповом обсуждении творческих задач в обстановке свободного обмена мнениями. Предполагается, что эффективность совместного решения творческой проблемы в некоторых условиях может быть больше, чем в случае индивидуальной, изолированной работы этих же людей. Творческая энергия человека в обычных условиях заперта, но ждет выхода. Роль замков часто выполняют преждевременные критические замечания, сугубо профессиональный и слишком серьезный подход, рутина, лень воображения, давление мнений авторитетов, привычки, традиции, отсутствие эмоционального подъема.
Упражнение: "Задача о коробочках".
Цель: Развитие умения выявлять скрытые свойства или функции предметов, изучение процесса решения проблемной ситуации.
Участнику группы предлагается набор предметов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, и дается конкретное практическое задание.
На двери нужно разместить друг около друга и на заданной высоте три свечи. Среди множества предъявленных предметов есть несколько гвоздей, а также три разные маленькие коробочки размером со спичечный коробок, но разного цвета и расположенные в разных местах стола.
Решение: Коробочки с помощью гвоздей (или кнопок, если коробочки картонные) прикрепляются к двери, служа подставками к свечам.
Варианты задачи заключаются в явном предъявлении коробочек в качестве материала для решения задачи и неявном, когда они используются в качестве резервуаров для гвоздей, свечей, спичек, кнопок и т.д.
Итог: Результаты экспериментов показали, что при выполнении практического задания найти неизвестное в проблемной ситуации в два раза труднее, если соответствующий предмет предварительно выступал в своей основной функции ("неявный" вариант), чем когда эти функции не были актуализированы.
Данное упражнение демонстрирует один из аспектов общей психологической закономерности обнаружения нового свойства объекта - необходимость включения этого объекта в новую систему связей.
Занятие №10
Цель:развитие логического мышления.
Упражнение"Яблоко".
1. Соревнуются двое участников один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод отказать.
- Дай мне, пожалуйста, яблоко.
- Я не знаю какое.
- Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.
- Я не знаю какое из красных яблок, и т.д.
Игра хронометрируется и идет до тех пор, пока один из участников не сдается.
2. Другие участники, ориентируясь на имеющийся опыт, пытаются добиться лучших результатов по времени.
Примечание: в игре не должны применяться некорректные ходы: "Дай немедленно", "Не дам и все", "Почему я должен..." и т.п.
Упражнение "Скрытая тавтология".
Это упражнение начинает ведущий. Он произносит какое-либо определение, а любой из участников тренинга просит определить какой-либо из "непонятных" терминов, употребленных в сказанном определении. Таким образом строится второе определение, по отношению к одному из терминов которого предъявляется такое же требование. В результате выстраивается цепочка определений. Задача - как можно быстрее замкнуть круг понятий, определяемых друг через друга. Ограничение только одно - не допускать явной тавтологии в одной фразе.
Например: Вода - жидкость.
Что такое жидкость?
Жидкость не есть твердое, сыпучее или газообразное тело.
Что такое тело?
Тело есть ограниченный материальный объект, например, кусок льда.
Что такое лед?
Не жидкое состояние воды.
Что такое вода?
Упражнение эффективно для развития гибкости мышления. Оно способствует развитию умения прогнозировать вопросы партнеров, критически корректировать высказывания, облекать их в наиболее выгодную форму.
Упражнение "Археолог".
Команды готовят утверждения, в которых маскируют риторические вопросы, например:
ü Все русские предпочитают ездить быстро.
Ответ: Какой русский не любит быстрой езды?
üМальчика не было.
Ответ: А был ли мальчик?
ü Не было смысла начинать.
Ответ: стоило ли ломать копья?
Соперники должны "раскопать" вопрос, который спрятан в суждении.
Вариант: Команды дают для превращения в риторические вопросы произвольные высказывания (в том числе и общеизвестные), которые не предполагают в обычном общении существования риторического вопроса. Например: "Карету мне, карету!", "Коня, полцарства за коня!", "Пришел, увидел, победил. Задача соперников - превратить предложенные суждения в риторические вопросы. Команды могут предлагать собственные варианты вопросов к своим суждениям.
Упражнение"Кодирование песни".
Группа делится на две команды, каждая из которых предлагает соперникам разгадать контекстно-смысловой ряд, передающий содержание куплета песни.
Например: Служитель культа совершил насильственные действия в отношении одушевленного биологического объекта, находившегося в его собственности, закончившиеся летальным исходом, невзирая на эмоциональную привязанность к последнему. Эти действия были спровоцированы присвоением со стороны упомянутого одушевленного биологического объекта некоего иного объекта, некогда также бывшего биологическим одушевленным, но на тот момент переставшего быть одушевленным. В результате служитель культа поместил оба объекта в недра и создал бесконечный информационный алгоритм, сообщающий, что ... (читай сначала).
Ответ: «У попа была собака».
Упражнение "Поиск причины".
Какой либо участник группы "оправдывает" действие называя его причины, затем причины причин, причины причин причин и т.д. до тех пор, пока удается найти аргументы.
Упражнение "Поиск цели".
Один из участников занимает стул перед группой и высказывает некоторое свое желание.
Задача - путем выяснения целей целей и целей целей целей выяснить истинные, окончательные цели этого желания участника.
Упражнение "Родственники".
Установить последовательность и возможность комбинации родственных отношений, когда человек становится себе:
а) племянником,
б) дядей,
в) дедушкой.
Упражнение "Конструирование ошибок".
Участникам предлагается сконструировать определения к некоторым понятиям: бочка, корова, трамвай, снег и т.д. Работа может начаться в индивидуальном режиме добровольцами, после чего сконструированные ими определения выносятся на суд группы, которая совместными усилиями доводит их до правомерных, неошибочных определений.
1. Найти ошибку в рассуждениях:
Докажем, что 2*2=5.
Доказательство: 4:4=5:5. Вынесем за скобки общий множитель каждой части: 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, сократив их получим 4=5, а следовательно 2*2=5.
2. Найти решение софистических парадоксов:
а) Брадобрей должен брить только тех, кто не бреет сам себя. Те, кто не бреет сам себя, должны бриться у брадобрея. Но если брадобрей не будет брить сам себя, то получается, что он не может этого делать.
б) Некто попросил Вас не выполнять его просьбы.
в) Врет ли человек, когда сообщает, что он врет?
г) Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял врагов. Ты имеешь врага.
3. Сконструировать вопросы всех возможных типов ко всем возможным предметам по мотивам песенки "У попа была собака".
Команды по очереди, без предварительной подготовки конструируют вопросы. Команда, не сумевшая задать очередной вопрос, выбывает из упражнения. Можно ввести систему подсчета очков, построив приоритеты вопросов:
Безусловные уточняющие вопросы - 1 балл
Условные уточняющие вопросы - 2 балла
Восполняющие вопросы: "Кто?" "Какой?"3 балла
"Что?" "Где?" "Когда?" 4 балла
"Почему?" 5 баллов
Программа тренинга креативности (творчества)
Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и скрытыми факторами. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Кроме того упражнения могут применяться на практических занятиях по психологии творчества, общей и социальной психологии.
Психогимнастические упражнения объединены в четыре большие группы:
1. Упражнения, которые могут быть использованы на этапе знакомства участников группы тренинга креативности.
2. Упражнения, направленные на осознание того, что такое креативность, каковы этапы креативного процесса, и какую роль играет в его протекании накопленный субъектом опыт. Упражнения, направленные на осознание барьеров проявления креативности (внутренних, сформировавшихся в ходе жизни человека, и внешних, знание которых позволяет человеку быть более свободным в своих решениях и поступках, создавать творческую среду для себя и других людей).
3. Упражнения, направленные на развитие творческого потенциала участников, апробирование и тренировку навыков управления скрытыми факторами, оптимизирующими творческий процесс.
4. Упражнения, направленные на личностную поддержку участников тренинга.
Некоторые шаги, осуществляемые в ходе тренинга, связаны с использованием ряда специфических техник: медитации, ведомой визуализации, управляемого воображения, свободного рисования, преобразование условие задачи или проблемы из знаковой в образную форму.
Цель программы: осознание творчества в себе и его развитие.
Задачи:
-осознания и преодоления барьеров проявления творчества;
- осознания характеристик креативной (творческой) среды;
- формирование навыков и умений управления творческим процессом.
В ходе тренинга с первых минут работы создается и удерживается среда со следующими параметрами:
1. Проблемность
2. Неопределенность
3. Принятие
4. Безоценочность.
В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность (творчество), каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов.
Занятие №1
В этом занятии представлены некоторые упражнения знакомства участников с целями и задачами тренинга креативности (творчества). Их специфика связана с особенностями программы, для реализации которой необходимо с самых первых шагов создавать в группе творческую среду - среду, побуждающую к проявлениям творческого мышления и поведения.
После вступительного слова, ведущий кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, обсуждает с участниками принципы работы группы.
Упражнение 1
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: "Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя".
Такой вариант представления требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками творческой среды. Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик. В некоторых случаях называются достаточно противоречивые характеристики: например, стабильный, собранный, суетливый. В этом случае ведущий может обратиться к назвавшему эти качества с просьбой пояснить, чем вызвано перечисленные таких, на первый взгляд, противоречивых качеств. Возможно обращение с этим же вопросом к группе. Бывает так, что кто-то из участников называет одноплановые качества: например, доброжелательный, добрый, дружелюбный. Ведущий может спросить этого члена группы, что помешало ему назвать более разнообразные характеристики.
В двух названных, а также других случаях (например, кто-то вообще затрудняется назвать три качества), участники группы могут обратить внимание на те сложности, с которыми они столкнулись при выполнении задания, и эти эффекты могут быть использованы в дальнейшей работе с группой.
Упражнение 2
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: "Математики склонны все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность".
Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Ведущий в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неструктурированность, неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.
Упражнение 3
Участники сидят по кругу.
Инструкция: "Сейчас мы познакомимся и сделаем это так: вспомните, пожалуйста, человека, с которым Вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для Вас образцом человека творческого, неординарного нестандартного. Когда всем удастся вспомнить такого человека, каждый по очереди назовет свое имя и скажет, какие качества, особенности поведения Вашего знакомого дают Вам основания считать его креативным, творческим".
Такое знакомство дает возможность сразу войти в проблематику тренинга креативности и порождает значительное количество идей, относящихся к базовым ориентировочным основами. Кроме того, оно создает позитивный настрой в группе, ведь участникам приятно сообщить о своем опыте отношений с неординарными личностями, которые отныне в сознании группы будут связаны с их именами.
После того как все участники завершат свои рассказы, тренер может подвести итог, перечислив все особенности, характеристики, свойства, которые были названы и могут рассматриваться как проявления творчества, креативности.
Упражнение 4
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: "Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение Вы бы выбрали?".
Данный вариант представления активизирует один из механизмов творческого процесса, при котором происходит неоднократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в обратную форму, ассоциирование появляющихся идей с содержанием опыта (правополушарые механизмы). Участники групп придерживаются различных стратегий при выполнении этого задания. Эти стратегии не анализируются на данном этапе работы, вместе с тем ведущий фиксирует их проявления. Впоследствии полученный опыт применяется для иллюстрации данных об этапах и механизмах творческого процесса.
Наиболее распространены две стратегии. В первом случае перевоплощение происходит как бы само собой и тогда участник стремится сразу проговорить возникшие образы, или еще какое-то время обдумывает, уточняет их. В другом случае участник выделяет несколько своих характеристик и подбирает символизирующие их объект материального мира, животное и растение.
Упражнение 5
Участники группы сидят по кругу. Ведущий стоит в центре круга.
Инструкция: "Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто умеет водить машину",- и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобиться немного позже".
В ходе упражнения ведущий побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.
После того как названо примерно 8-12 умений, тренер останавливает упражнение и продолжает инструкцию: "Сейчас у нас будет пять минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас".
Через пять минут ведущий предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом ведущий проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.
В ходе выполнения упражнения происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, столь характерная для начала работы группы. Участники открываются порой с неожиданных, новых сторон.
Занятие № 2-3
Упражнения этого занятия позволяют перевести отвлеченные, порой умозрительные представления о креативности (творчестве) и ее феноменах в целостные, достаточно детализированные образы, связанные с переживаниями и реальным поведением участников тренинга.
Упражнения, включенные в данный раздел направлены также на осознание имеющихся барьеров проявления креативности и создания условий для преодоления или уменьшения их влияния.
Сюда вошли также упражнения, позволяющие осознать этапы креативного (творческого) процесса, а также основные характеристики опыта, которые оказываются существенными и часто определяют поведение человека в ситуациях, побуждающих находить творческие решения или способы поведения.
Упражнение 1
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: "Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях.
Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет наши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадет энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения... Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте ваше тело: все - от ступней до макушки... Вы сидите на стуле (кресле), слышите какие-то звуки..., ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.
А теперь сосредоточитесь на идеи изменчивости мира, в котором мы живем... Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями...
Порой они бывают молниеносными... Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас. Подумайте об этом. Какие мысли у вас возникают? Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (эти вопросы ведущий повторяет 2-3 раза). Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают? А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие люди. Вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе".
После того как все участники группы открыли глаза, ведущий может предложить всем еще некоторое время остаться со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, и т.д.
Рисунки участников группы желательно расположить так, чтобы все могли их видеть на протяжении дальнейших занятий.
После того, как все закончили рисовать, и рисунки прикреплены на натянутую леску или к стене, ведущий продолжает инструкцию: "Продолжим нашу работу. Сейчас мы объединимся в группы: по 4-5 человек в каждой - и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится".
В ходе представления каждой группой своего перечня качеств ведущий побуждает остальных участников задавать вопросы, пояснять то, что им не вполне ясно. При этом ведущий записывает называемые качества, особенности поведения на доске или листе ватмана.
Это упражнение направлено на осознание каждым участником группы своего опыта жизни в изменчивом мире. Проведение этого упражнения в тренинге креативности позволяет сделать шаг на пути понимания того, в чем проявляется креативность (творчество), а также некоторых барьеров, блокирующих это проявление.
Ниже мы приводим сокращенный перечень качеств, особенностей поведения, помогающих и мешающих жить в изменчивом мире. Эти качества были предложены в разных группах тренинга креативности, проведенных нами.
1. Качества, особенности поведения, помогающие жить в изменчивом мире:
ü любовь к людям, позитивное отношение к миру, оптимизм
ü принятие себя и мира во всех проявлениях;
ü умение посмотреть на проблему глазами других;
ü чувство юмора;
ü переживание своей "незаконченности", незавершенности;
ü общительность, контактность;
ü сензитивность, эмпатия;
ü желание помогать людям;
ü работоспособность;
ü мечтательность, способность фантазировать;
ü решительность, настойчивость, целеустремленность и т.д.
2. Качества, затрудняющие жизнь в изменчивом мире:
- неуверенность в себе, своих силах;
ü предвзятость мнений;
ü заниженная самооценка;
ü несамостоятельность;
ü чрезмерная приверженность принципам;
ü формализм, дезорганизованность;
ü стереотипность мышления и поведения;
ü ориентация на общепринятые нормы, правила, излишняя чувствительность к мнению других;
ü тревожность;
ü высокая внушаемость и т.д.
Упражнение 2
Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия. Например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д.
Инструкция: "Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача - узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только не вербальными средствами, "сообщить Светлане, что написано на карточке". Те, кто окажется в центре круга и будет отгадывать слово, постарайтесь обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас будут в ходе выполнения задания и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.
Анализ затруднений, источников напряжений, возникающих в процессе выполнения задания, позволяет обнаружить и обозначить некоторые барьеры креативности, в частности, такие как ориентация на оценку, желание во что бы то ни стало сделать правильно, неустойчивая сниженная самооценка, страх не найти ответ. В то же время в ходе обсуждения появляется возможность поговорить о механизмах возникновения решения. Дело в том, что для достижения цели отгадывающему необходимо устанавливать связи между получаемой информацией и находить нечто, объединяющее всю информацию (безусловно, в том случае если он ее точно, без искажений воспринял). Например, в одной из тренинговых групп, когда на карточке было написано слово "весна", участники изобразили сев, радость при появлении первых цветов, возможность снять теплые вещи и одеться легче, прыгали через воображаемые лужи, приветствовали прилет птиц и т.д. Показательными были рассуждения вслух того, кто отгадывал слово: "Что же это такое, что объединяет все это: птицы летят, что-то сеют, рвут цветы?". В ходе обсуждения проделанной во время этого упражнения работы (также как и в упражнении 13) можно начать разговор об этапах креативного (творческого) процесса. Работа, которую проделывают отгадывающие отчетливо демонстрирует, как важно для успешного разрешения проблемной ситуации тщательно пройти этап подготовки, сбора информации.
Упражнение вовлекает в работу всех участников тренинга. Они ищут более выразительные средства для того, чтобы изобразить отгадываемое слово, развивают свою фантазию, изобретательность и экспрессивность.
Упражнение 3
Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.
Инструкция: "Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах. Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить. Итак, тот, кому я брошу мяч назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого".
Это упражнение прежде всего направлено на осознание барьеров креативности. Для более отчетливого их проявления ведущий побуждает участников реагировать быстро, т.е. создает внешний барьер: ограничение времени, который дает о себе знать при наличии внутренних барьеров, актуализируя их влияние на человека. В ходе работы, когда кто-нибудь длительное время не может найти очередной вариант нестандартного использования предмета, можно предложить остальным показать, есть ли у них свои варианты, подняв руку или кивнув головой. В группе всегда находится несколько человек, имеющих один или даже несколько вариантов.
В ходе обсуждения проделанной работы можно группе такие вопросы: "В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?", "Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?", "Что вам помогало справляться с поставленной задачей?"
Когда речь идет о трудностях, с которыми участники столкнулись при выполнении задания, ведущий может обратиться прежде всего к тем, кто долго молчал, не давая ответа в то время как у многих варианты были, и попросить сообщить свое видение этой ситуации. Участник одной из групп тренинга креативности сказал следующее: "Гораздо легче что-то придумать, когда на меня не смотрят. Если мяч у меня, и я должен говорить, и меня все ждут, кажется, что время тянется очень медленно".
Действительно, у многих из нас есть сформированный еще в детстве стереотип "Нельзя заставлять себя ждать". В этой ситуации он начинает действовать, и у человека возникает напряжение, блокирующее свободный поиск вариантов ответа.
Среди состояний, возникающих в ходе выполнения задания, участники называют волнение, тревогу, смущение. Возникает идея оценивания: "...все на меня смотрят и ждут, когда я отвечу, и мне кажется, что другие отвечали быстрее и лучше". Достаточно часто во время обсуждения удается обнаружить такие внутренние барьеры креативности как стереотипы, желание во чтобы то ни стало сделать правильно ("я молчала, потому что искала лучший вариант"), ориентация на одобрение, сниженная самооценка.
К внешним барьерам проявления креативности (творчеств