Упражнение 1. Научиться образному видению слова (превращать слово в быль).
Мимикой и пантомимикой передать смысл слова “грусть”, “мужество”, “солнце”, “свежий воздух”, “море волнуется” и т. д.
Упражнение 2. Уметь неинтересный объект превращать в интересный.
На выбор выполнить задание:
- обращаться с карандашом как с заряженным револьвером;
- ходить по полу как по луже, по песку;
- искать сходство между предметами и определенными людьми, между людьми и животными;
- сфантазировать на тему: “каково настроение того или иного неодушевленного предмета?”, “сколько ему лет?” и т. д.;
- выбрать малознакомое лицо и попробовать представить себе его жизнь во всех подробностях, будущее” настоящее и т. д.
Упражнение 3. “Без маски”.
Все члены группы по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга, и сразу без подготовки продолжают высказывание, которое начато в карточке. Высказывание должно быть искренним, на пределе откровенности, “открытости”. Группа оценивает степень искренности. Если признается, что высказывание было искренним, то свою карточку берет следующий член группы и без подготовки продолжает начатое предложение. Если же группа признала, что высказывание было “зажатым”, “шаблонным”, то у участника есть еще одна попытка, но уже после всех.
Незаконченные предложения:
1. Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...
2. Мне знакомо острое чувство одиночества, помню...
3. Особенно мне не нравится, когда ...
4. Мне очень хочется забыть, что ...
5. Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда...
6. Однажды меня напугало то, что ...
7. В незнакомом обществе я, как правило, чувствую...
8. У меня немало недостатков. Например ...
9. Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды ...
10. Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я ...
11. Мне случалось проявить трусость. Однажды, помню...
12. Особенно меня раздражает то, что ...
Упражнение 4.
Цель: Развитие уверенности в наличии способностей (таланта) и возможности достижения поставленных целей.
Время: 5 минут, ежедневно, в течение недели.
Психологическая (теоретическая) основа упражнения.
Каждый человек является тем, кем он себя мысленно представляет. Если вы себя оцениваете положительно, то и чувствовать будете хорошо. Более того, если Вы думаете, что обладаете определенными качествами и талантами, то Вы ими и будете обладать. Даже если Вы сейчас не обладаете этими чертами, то если Вы думаете, что имеете их, Вы разовьете их, и Ваше чувство собственного достоинства стремительно возрастет. Предложенная ниже техника поможет Вам достигнуть того, к чему Вы стремитесь.
Задание:
1. Запишите Ваши утверждения о том, кто Вы есть или кем Вы можете стать, и о том, что у Вас есть или чего Вы хотите. Например:
- у меня увлекательная и творческая работа;
- я коммуникабелен и раскрепощен;
- я добиваюсь успеха во всем, что я делаю и сейчас я успешно справлюсь с поставленной задачей и т. д.
2. Когда Вы закончите писать, выберите самые важные Ваши утверждения и сосредотачивайтесь на них примерно минуту. Потом закройте глаза и повторяйте про себя утверждения помногу раз в течение 2-3 минут. Делая это, преобразуйте Ваши утверждения в зрительные образы, т. е. представьте написанное положение перед своим мысленным взором.
Упражнение 5.
Цель: Развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.
Время:5 минут.
Психологическая сущность упражнения.
Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, больше динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.
Задание:
1. Решите, какой успех наиболее важен для Вас - добиться признания на новой работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно жениться (выйти замуж) и т. д.
2. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что Вы достигаете этой цели. Представляя свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
3. Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что Вы захотите.
Обсуждение занятия
Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Необходимое время: 10 мин.
Занятие №9
Упражнение 1.На умение вести переговоры, разрешение конфликтов. «Паровозики».
Легенда игры: Две кампании по перевозки грузов могут одновременно перевозить груз по окружной дороге, зарабатывая 150 у.е. в день, но одна из них может заработать 300 у.е., если поедет по прямой дороге. Но прямая дорога одна. А груз надо перевезти за 7 дней. Цель кампаний договорится между собой о том, кто в какой день поедет по более выгодной дороге или прийти к консенсусу.