Упражнение: « Каскад приветствий».
Цель:Самовыражение путем приветствия.
Описание: Участники группы образуют полукруг. Каждый участник по очереди выходит в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми так, чтобы не повторить использованные ранее приемы приветствия. Группа повторяет за участниками каждое предложенное приветствие.
Необходимое время: 10 мин
Упражнение: « Признак деления».
Цель: Развитие наблюдательности, активизация внимания и мышления.
Описание: Все участники садятся в круг. Один из них на время подготовки к упражнению должен выйти за дверь. Тем временем, группа делится на 2 подгруппы по какому-либо выбранному признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на 2 части. Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были обозначены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась.
После того как участник справится с поставленной задачей, ведущий предлагает кому - то еще раз попробовать определить признак, по которому разделяется группа. Участник, выразивший желание продолжить упражнение, выходит за дверь. В это время группа меняет признак и разделяется на подгруппы. По окончанию упражнения можно обсудить возникшие сложности.
Необходимое время: 10 мин
Упражнение: « Слепой, немой, глухой».
Цель:научение навыкам общения в сложных ситуациях, развитие актерских навыков, фантазии.
Описание: Все участники делятся по тройкам, в которых один человек сначала играет роль немого, предварительно придумав свою легенду, а другие пытаются найти с ним общий язык, затем другие по очереди показывают слепого и глухого, остальные также с ними общаются.
Необходимое время: 20 мин.
Упражнение: « Разговоры на выдуманных языках».
Цель:Развитие фантазии и чувственного восприятия своего партнера.
Описание: Участники делятся по парам и спонтанно начинают беседовать на выдуманном языке, при этом они стараются понять друг друга.
Необходимое время: 10 мин
Упражнение: « Почувствуй партнера».
Цель:Развитие умения распознавать эмоциональное состояние человека по его физиологическим характеристикам.
Описание: Все участники делятся по тройкам и сначала изучают друг у друга следующие особенности: хлопками в ладоши, особенностями прикосновений (за руки и плечи). Затем один из участников закрывает глаза и пытается угадать человека по своим внутренним ощущениям (кто именно хлопнул, прикоснулся).
Необходимое время: 15 мин.
Обсуждение занятия
Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Необходимое время: 10 мин.
Занятие №7
Цель:раскрытие творческого потенциала в общении.
Упражнение: « Пойми меня».
Цель: Развитие умения понимать партнера по его жестам и движениям.
Описание: Участники делятся по парам, и им задается ситуация, например, рубка дров. Участники должны, не сговариваясь проиграть эту ситуацию.
Необходимое время: 15 мин
Упражнение: « Разверни ежика».
Цель:Развитие умения чувственного понимания человека.
Описание: Участники делятся по парам, по очереди один из них «сворачивается» как ежик, а другой должен попытаться развернуть его: словами, движениями и т. п. Ежик разворачивается только тогда, когда сам этого захочет.
Необходимое время: 20 мин.
Упражнение: « Картина».
Цель:Развитие творческого взаимодействия в группе.
Описание: Ведущий показывает участникам какую-либо известную картину. Участники внимательно разглядывают ее, обсуждают, затем выстраиваются так, чтобы полностью скопировать сюжет картины. После обсуждаются эмоции, которые испытывали при нахождении в той или иной роли.
Необходимое время: 15 мин.
Упражнение: « Выпусти из круга».
Цель: Выявления наличия взаимопонимания и поддержки в группе, а также развитие творческого подхода к выходу из нестандартной ситуации.
Описание:Все участники становятся в круг и держатся за руки, один желающий становится внутрь круга. Его цель уговорить участников выпустить его из круга, при этом всем остальным никакой установки не дается.
Необходимое время: 15 мин.
Обсуждение занятия
Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Необходимое время: 10 мин.
Занятие № 8
Цель: Развитие творческого потенциала личности.
Занятие состоит из двух этапов.
На первом этапе проводится тренинг уверенности в себе, отрабатываются упражнения по развитию рефлексии, снятию зажимов, повышению творческого самочувствия (2 часа).
Второй этап - игра, направленная на развитие творческого потенциала личности.
Начало занятия - приветствие членов группы (передача воображаемых друг другу предметов с угадыванием, что же передали). Затем проверка выполнения домашнего задания.
Для того, чтобы творчески мыслить, как минимум, нужно определенное настроение и состояние человека. Снять плохое настроение, раскрепостить позволяют отдельные упражнения и комплексные технологии. Вы знаете систему аутотренинга, позволяющую человеку регулировать себя, но есть отдельные приемы, которые дают возможность раскрепостить себя, поднять свой творческий потенциал.