Психологические условия развития творческого потенциала.
Мы понимаем творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности, а самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности являются эмоциональные реакции и состояния человека.
Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые - увы! - вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:
ü отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
ü большая независимость в суждениях;
ü тонкое чувство юмора;
ü отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;
ü яркий темперамент.
Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.
Иногда педагог видит свою задачу в том, чтобы передать ученику какую-то сумму специальных умений и навыков, которыми тот потом сможет воспользоваться для творческой работы. На самом деле последовательность должна быть как раз обратной. Не нужно обременять ребенка «знаниями» впрок, когда их не к чему приложить. Нужно, чтобы перед ним стояла конкретная творческая задача, а вот для ее решения понадобятся (самому ребенку понадобятся!) те или иные знания и умения, которых ему недостает.
Творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает «технологию» искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда приобретаемый навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов. Но, конечно, провозгласить приоритет творческой задачи над технической гораздо легче, чем реализовать этот подход в повседневной педагогической практике. Тем не менее, задача эта посильна. Ее решает, сознательно или интуитивно, каждый успешно работающий педагог, ученики которого прогрессируют в творческом отношении.
Занятие №1
Цель:Знакомство.
Упражнение «Снежный ком с ассоциациями»
Цель: Знакомство участников
Описание игры: Первый участник игры называет свое имя и ассоциацию на себя. Далее каждый участник называет свое имя, ассоциацию и имена и ассоциации предыдущих участников.
Необходимое время:10 мин
Упражнение «Человек к человеку»
Цель: Снятие эмоциональных зажимов.
Описание игры: Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все участники игры, в том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается. Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу», «Пятка к пятке», «Ухо к уху» и т.д.
Необходимое время:5 мин
«Цып-цап»
Цель: Повторение и запоминание имен.
Описание игры: Все участники становятся в круг, водящий находится внутри круга. Если водящий говорит кому-то "цап", то этот человек должен быстро назвать имя своего соседа справа, "цып" - имя соседа слева, "цып-цып" - все участники меняются местами. Если кто-то из участников не смог быстро ответить на вопрос ведущего (ответил не сразу или неправильно), то он становится водящим, и игра продолжается.
Необходимое время:10 мин
Упражнение «Барьер»
Цель: Снятие эмоциональных зажимов.
Описание игры: Все участники повторяют за ведущим слова и движения, имитирующие бег по пересеченной местности:
«Бежим!»- все хлопают ладонями по коленям, изображая бег.
«Барьер!»- все изображают руками скачок и говорят «Хоп».
Ведущий может называть и другие препятствия (болото, камыши, большой барьер и т.д.), которые изображаются специфичными движениями и жестами.
Упражнение заканчивается приветствием мальчиков и девочек друг друга.
Необходимое время:5 мин
Упражнение «Имя с эмоциями»
Цель: Еще раз вспомнить имена, настроится на партнеров.
Описание игры: Каждый произносит свое имя с эмоцией, которую он испытывает в данный момент. Все остальные хором повторяют его имя с той же эмоцией.
Необходимое время:10 мин
Упражнение «Трам-пам-пам»
Цель: Снятие эмоциональных зажимов.
Описание игры: Все участники повторяют за ведущим специфичные слова и движения.
«Трам - пам - пам» (2 раза)- все хлопают ладонями по коленям.
«Гули-гули-гули-гули» - одной рукой щекочут себе подбородок, а другой - макушку.
«Трам - пам - пам» - все хлопают ладонями по коленям.
«Салями-салями» - делают руками «фонарики».
«Гули-гули-гули-гули» - одной рукой щекочут себе подбородок, а другой - макушку.
«Трам - пам - пам» - все хлопают ладонями по коленям.
Необходимое время:5 мин