Вопрос 32. Искусство восточно-европейских провинций Рима (Фракия, Паннония, Дакия)
Из всей группы восточноевропейских провинций Рима более цивилизованными были Иллирия, Фракия и Мёзия, тесно связанные с греческими прибрежными колониями, с их культурой и искусством.
ФРАКИЯ
Фракия по сравнению со своими соседями (Норик, Паннония, Дакия) стояла на значительно более высокой ступени развития. Достаточно вспомнить строительное искусство фракийцев, их древние города, великолепные погребальные сооружения. Римляне, подчинив себе Фракию, создали на ее территории две провинции: Мёзию (современная Добруджа) в 15 г. н. э., северной границей которой был Дунай, и в 46 г. н. э.- Фракию. Здесь они нашли не только благоустроенные культурные города на берегу Черного моря, но и в самой глубине страны большой город Филиппополис. Расположенный на трех холмах город был назван римлянами Тримонциумом (то есть Треххолмие). Вдоль Дунайской границы Рим стал возводить крепости, многие из которых стали впоследствии значительными городами. Таковы Рациария, Арчар, Ульпия Эскус, Дуросторум (Силлистрия). Во Фракии и Мёзии на месте старых поселений выросли города Марцианополь, Никополис ад Иструм (район Тырнова). Возникли и совершенно новые города: Сердика (Римская крепостная стена в Хисаре София), Августа-Траяна-Берея (теперь Стара Загара), Абритус и др. В период II-IV вв. н. э. города благоустраиваются, всюду ведется большое строительство. Фракия и Мёзия - богатые земледельческие провинции с развитым ремеслом и народным искусством. Много тут и строительного камня: известняка, который использовался и для скульптуры, и мрамора из Радопской горной области. Фракийское строительное искусство и высокая культура греческих архитекторов в причерноморских колониях дали возможность римлянам собрать опытных строителей, мастеров декоративных архитектурных украшений. Римляне строили города по своему плану: две широкие главные улицы, "карда" и "декуманум", ориентированные по странам света, пересекались под прямыми углами. В центре пересечения отводи лось место площади и группе общественных зданий. Это был форум. Улицы располагались, насколько позволял рельеф местности, и параллельно друг другу. Римляне принесли и свои технические приемы, например сводчатые перекрытия, почти совсем не встречавшиеся у греков. Декоративное убранство больших архитектурных сооружений, как-то: фризы, карнизы, капители колонн, следовали эллинским традициям.
Филиппополис - Тримонциум стал главным городом провинции Фракии, ее крупным экономическим и культурным центром. Через этот город, окруженный двойным кольцом оборонительных стен, римляне проложили важную в стратегическом отношении дорогу к Дунаю. Римляне расширили площади и кварталы Тримонциума. Город имел несколько храмов, термы, стадион. В память спортивных игр, устраиваемых на стадионе, были выбиты медали с изображением победителя на играх. Многие бронзовые статуэтки посвящены Гераклу, который почитался покровителем Филиппополисских игр. Стадион был великолепной постройкой с мраморными скамьями и скульптурными украшениями. Особенно примечательны четыре пилястра из известняка в виде герм. Бюст юного божества, вероятно Геракла, покоится на прямоугольной подставке, внизу которой изображены различные атрибуты: либо ваза с цветами - награда победителю, либо палица Геракла. Гермы выполнены местными мастерами, принадлежавшими к разным школам. Хотя они все строго придерживались определенной архитектором высоты и ширины пилястра, но по-разному трактовали человеческое лицо. Одни хорошо понимали принципы греческого искусства и старались ему подражать, то есть, прежде всего, добивались правильного пропорционального построения фигуры. На двух гермах изображены юношеские головы классического типа с тщательно проработанной пластикой лица. Две другие выполнены мастером, не понимавшим и самой формы гермы и чуждого классическому идеалу красоты. Он создал образ юноши соответственно своим представлениям и умению. Лицо плоское, маловыразительное, поверхность плохо обработана, волосы переданы не мяг кими прядями, а грубыми насечками. Это характерный пример традиционной фракийской пластики. Как и Филиппополь, город Августа-Траяна-Берея (Стара Загора), заложенный в начале 11 в. н. э., приобрел определенное значение в хозяйственной и культурной жизни Фракии. Через этот город проходили пути с юга на север страны и с востока из Малой Азии в IJентральную Европу и в Италию. На этих дорогах в свою очередь возникло много торговых поселений и факторий. Августа-Траяна-Берея была городом благоустроенным, с прямыми широкими улицами. Жилые дома богатых граждан украшены мозаичными полами. Особенно хорошо сохранился один из них, размером около 85 100 кв. м. Композиция из растительных мотивов и фигур животных сложена из мелких кубиков камня и стеклянной пасты более двадцати оттенков. И в самом городе, и его окрестностях, где, по-видимому, находились усадьбы землевладельцев, и в погребениях сохранилось много разнообразных произведений искусства. Это импортные из Греции и Рима мраморные и бронзовые скульптуры, работы местных художников. В Стара Загоре найдены две замечательные гермы из известняка (высотой 1,17 м), возможно, части парапета какого-либо культового здания 11-Ш вв. н. э. Одна герма увенчана головой бородатого мужчины, другая - молодой женщины. Характер исполнения этих скульптур близок к гермам стадиона в Филиппополе. Большие глаза, резко обрисованные, крупные пухлые губы, обобщенность пластической лепки щек и лба - черты, типичные для местной скульптуры. Немалую роль в жизни страны играл приморский греческий город Одесос (Варна). Когда с 15 г. н. э. римляне создали на завоеванной территории провинцию Мезию, Одесос административно вошел в новую провинцию, но остался по-прежнему тесно связанным экономически и культурно с жизнью фракийцев. Хотя город и потерял свою политическую независимость, однако римляне оставили ему местное самоуправление, право чеканки своей монеты и право считать официальным языком греческий, а не латинский, как в дру гих центрах Римской империи.
С начала 11 в. н. э. быстро разрастается и становится крупным городом Сердика (в западной части Фракии). Великолепен был форум в центре города с храмами и общественными зданиями с колоннадами, украшенными капителями и фризами. Полы были покрыты мозаикой. На форуме построено здание городского совета - булевтерион, со скамьями, расположенными амфитеатром. Улицы Сердики были широкие, мощеные. Город, окруженный крепостной стеной с башнями, имел водопровод и канализацию. Город близ Дуная - Ульпия Эскус, так же как и другие города Фракии, был хорошо распланирован, имел большие резервуары для хранения воды, которая бежала издалека по акведуку длиною около 27 км. Одно из обширных городских зданий сохранило знаменитую теперь мозаику. Середину мозаики занимает "эмблема" с многофигурной композицией, окруженной широким бордюром с геометрическим черно-белым орнаментом. Полихромная "эмблема" изображает сцену из комедии греческого драматурга IV в. до н. э. Менандра "Ахейцы". Эта комедия не дошла до наших дней, и мозаика, воспроизводящая один из эпизодов театрального действия и содержащая надписи, поясняющие действующих лиц, теперь является единственным свидетельством существования такого драматического произведения. Мозаика высокого художественного достоинства со столь редким сюжетом говорит о высокой культуре жителей этого далекого периферийного города Римской империи.
Сцена из комедии Менандра. Деталь мозаики из Ульпия Эскус
Фракия римского времени богата памятниками изобразительного искусства. Соприкасаясь многие столетия с греками, их ярким выразительным искусством, фракийцы нашли в греческом пантеоне богов образы, характер и атрибуты которых соответствовали их представлениям о том или ином своем божестве. Так постепенно вырабатывались канонические типы и в II-III вв. н. э. создано было множество изображений различных фракийских божеств в местном художественном стиле. Наиболее распространенным во Фракии было изображение бога Хероса. Нет уголка в античном мире и особенно во Фракии и в Мёзии, где бы ни встретился рельеф с изображением Хероса на коне - это так называемый "Фракийский всадник", которому сооружались многочисленные святилища. Стела Софийского музея найдена в древнем Салдобюсе (близ города Луковита, центральная Болгария), где у источника было фракийское святилище. Рельеф 3 в. н. э. посвящен римским воинам, вероятно, фракийцем по происхождению, хотя и носившим римское имя. Стела завершается полукругом, в который удачно вписана фигура всадника. Формы обобщенные, плоскости как бы сглажены, орнаментально ровными рядами расположены локоны юного всадника. Это традиционный фракийский художественный прием.
Херос. Стела из Одесоса.
Своих богинь, покровительниц источников, фракийцы "узнали" в греческих трех грациях, изображения которых перешли и в римское искусство. Три обнаженные богини, обнявшиеся за плечи, написаны на стенах домов в Помпеях, известны и в античной скульптуре. В той же композиционной схеме исполнен ряд фракийских рельефов - посвящений богиням. Такова плита 11 в. н. э. из музея Бургаса с рельефным изображением трех нимф.
Часты во фракийском искусстве изображения Асклепия, бога врачевания, его дочерей-богинь здоровья. Асклепий был одним из самых почитаемых богов Фракии. Мастера работали в традиционной манере не только в прибрежных старых греческих городах. Во многих центрах римской провинции Фракии появились свои мастера - скульпторы, живописцы, мозаичисты, - которые руководствовались античными образцами искусства. Примером тому может служить мраморная скульптурная голова Афины-Минервы, богини мудрости и войны. Этот фрагмент статуи найден в районе древнего Дуросторума (теперь Силлистрия) у правого берега Дуная. Художник повторил здесь тип Афины, известный еще с V в. до н. э.
Голова Афины из Дуросторума.
Известно, какое значение имело портретное искусство в Риме и какой высоты своего художественного воплощения оно достигло в I --IV вв. н. э. Всюду в провинциях встречаются портреты императоров, членов их семей и портреты местных граждан. Особого расцвета портрет во Фракии достигает в III в. н. э. Это портретные бюсты и статуи, которые стояли в общественных местах, или надгробия. Портреты во Фракии, как и в других провинциях, следуют общим изменениям в искусстве римского портрета. Наиболее ранний, II в. н. э., портрет из района Одесоса сделан из простого, грубой фактуры известняка местной работы. Сохранилась голова бородатого мужчины с широко открытыми глазами. Известняк не давал возможности мягкой моделировки поверхности Лицо вылеплено гладкими большими плоскостями в традициях местного искусства. Борода и усы отделаны мелкими кудрями. Несмотря на упрощенность форм, лицо немолодого мужчины выразительно, оно грустно и серьезно. Настоящим шедевром античного искусства можно назвать мраморный портрет юноши из Тримонциума. В том же стиле исполнен прекрасный девичий портрет из Софийского музея (III в. н. э.). В Софии хранится целая серия превосходных мужских портретов.
Скульптурные надгробия - характерные памятники фракийской культуры, как, впрочем, и других центров Римской империи. Сюжеты надгробий различны: очень распространено изображение заупокойной трапезы, где, как правило, мужчина возлежит на пиршественном ложе, а у его ног сидит в кресле жена. Перед ними слуги, столик с яствами. Мраморные стелы такого рода по строго определенной композиционной схеме производились в Одесосе и продавались далеко за его пределы. Лучшие экземпляры находятся теперь в музее Варны. Композиция стелы со сценой трапезы очень древняя; в течение многих веков она повторялась в малоазийских греческих центрах. Видоизменялся стиль, но расстановка фигур оставалась прежней и на надгробиях Фракии. Об изображении покойного в виде героя бога Хероса говорилось раньше. Такое сюжетное решение повторяется во Фракии неоднократно. Чрезвычайно интересны стелы из юго-западных районов Фракии. Это погрудные портреты супругов или целой семьи (III в. н. э.). Иногда выше такой группы помещается рельеф с "фракийским всадником". Композиция надгробий с погрудными портретами характерна для Рима, Северной Италии, провинций Норик и Паннония. Разнообразие композиционных приемов может быть объяснено и географическим положением Фракии - на стыке востока и запада, испытывавшей влияния греческой - классической и эллинистической - культуры и сложного комплекса западной - кельтской и позже римской.
Вторая половина II -IV вв. н. э. была периодом экономического благополучия Фракии. В городах строилось много великолепных зданий, украшением которых служили мозаичные полы. О большом мастерстве живописцев, украсивших фракийские склепы, можно было судить по росписям в Казанлыке и Вице. Позднеантичная живопись представлена замечательным памятником в Дуросторуме (Силистрия, IV в. н. э.).
Заканчивая краткий обзор наиболее характерных из огромного числа памятников во Фракии, следует указать на интересную интерпретацию фракийским мастером античных и восточных божеств. Это бронзовые (IV в. н. э.) небольшие рельефные пластинки из Абритуса. В обрамлении колонн и арок стоят величественные боги: Зевс, Гера, Дионис, герой Геракл. В каждой из этих фигур мы видим греческий статуарный прообраз. Совершенно своеобразно трактуются малоазийские богини Кибела и Анхита.
ПАННОНИЯ
Эта область близка своей культурной и художественной жизнью Норику и Италии. Северо-восточная, или Нижняя, Паннония была более самобытна в искусстве. Главным центром Нижней Паннонии стал Аквинкум (ныне Будапешт); здесь в ранние годы римской оккупации (конец 1 в. до н. э. - начало 1 в. н. э.) стоял гарнизон, позже тут был построен постоянный лагерь для легиона. К II в. н. э. Аквинкум - богатый цветущий город со своими мастерскими керамистов, металлургов, мозаичистов, живописцев и скульпторов. В городе построены храмы, дворец правителя провинции, амфитеатр, общественные термы, палестра, рынок. Дворец правителя в Аквинкуме, большое здание, отличалось богатством отделки. Мозаичные полы (начало II в. н. э.) ряда парадных комнат представляли собой сложные геометрические переплетения из кубиков белого и желтого известняка и черного базальта. В конце II в. н. э. отделывают еще несколько комнат, и среди них одна с большой мозаикой коврового узора, с "эмблемой" посредине. В прямоугольнике помещена сцена казни Дирки, почти тождественная по своей композиции такой же мозаичной картине в Далмации. Контуры фигур обведены тонкой черной линией. Вся мозаика выдержана в теплых тонах желтого и красного цвета. Мозаичист использовал местные породы камня и кубики, сделанные из обломков терракотовых изделий. В термах дворца сохранились фрагменты высоко художественной мозаики. Мотивы, излюбленные в римских мозаиках III в. н. э. - морские волны, дельфины, рыбы, островки, в зарослях которых изображены утки или цапли, - нашли себе место во дворце правителя. Вблизи лагеря находилось здание с мозаикой, исполненной из мелких кубиков, очень тонкой в рисунке и в живописном отношении. Эта сцена известна в помпеянских фресках: Геракл убивает кентавра Несса, пытавшегося похитить жену героя Дейяниру. И композиция "Казнь Дирки", и морские мотивы, и сцена борьбы выполнены либо приезжими из Италии мозаичистами, либо местными мастерами по распространенным тогда альбомам с образцами для стенных росписей и мозаик. Только так объяснимы совершенно одинаковые композиции, созданные в разных концах Римской империи.
Кентавр Несс и Дейянира. Деталь мозаики пола из Аквинкума
В Аквинкуме в развалинах домов сохранились лишь небольшие фрагменты стенных росписей. Дом горожанина украшали более мирные картины: жнец, наклонясь, срезает серпом высокие колосья. Живопись исполнена одним коричневым цветом в разных тональностях, но мастер добился живой игры светотени, объемности фигуры. Показателем постепенного проникновения влияния античного искусства в художественную жизнь Паннонии может служить сравнение двух солдатских надгробных монументов. Одна стела I в. н. э. увенчана фронтоном, украшенным веткой с большими листьями. Солдат II легиона Кай Кастрик Виктор изображен в полный рост, в шлеме с рогами. Два копья, панцирь, щит составляют его вооружение. Скульптору у далось передать правильные пропорции фигуры. Но пластическая моделировка была ему не под силу. Формы тела расплывчаты, голова шарообразная, с резкоочерченными глазами, едва намеченные складки щек, лицо без индивидуальных черт , лишено выражения. Другая стела конца II - начала III в. н. э. поставлена на могиле легионера - трубача-горниста. Плита завершается по греческому образцу фронтоном и акротериями. В центре сам горнист Аврелий Битус с мальчиком-сыном. Головы обоих на одном уровне, и над ними вырезано полукруглое обрамление, подобное рельефам из Уилии. Фигура мальчика поставлена на пьедестал, чем скульптор достиг уравновешенности композиции. Тщательно расположены складки туник и плащей, больше пластической моделировки в лицах, чем на стеле Кая Кастрика Виктора. Но пропорции фигур несколько укорочены. Мастеру, хотя он и старается следовать античным образцам, недостает профессионального умения в создании человеческой фигуры, не удается скульптору переход от шеи к голове и др.
Однако местный мастер и местный заказчик всегда оставались верны своим традициям. Это хорошо видно на примере женских паннонских надгробий. Такова стела Атты, изображенной в национальном головном уборе в виде чепца и с толстой перевитой гривной на шее. Пластическая трактовка лица Атты имеет некоторое сходство с раннекельтской скульптурой на юге Галлии. Такая стилистическая близость произведений скульптуры, отстоящих друг от друга и на расстоянии нескольких веков и многих километров, лишний раз подтверждает стойкость местных традиций, бережное их сохранение.
Надгробие Атты. Из Аквинкума
В городах Паннонии, так же как и в других провинциях, строятся храмы главным римским богам - Юпитеру, Юноне. Также почитаются Меркурий, Минерва, Венера, Геркулес, равно как и восточные божества: Митра, Сабазий, Изида. Наряду с культом гения императора поклоняются и своим кельтско-иллирийским богам. Одним из наиболее почитаемых в Паннонии богов был бог лесов Сильван. Этот демон почти тождествен с греческим лесным богом Паном. Может быть, и название Паннония происходит от слова Пан. Пан почитался в западноевропейских провинциях под именем Эзуса и изображался с такими же атрибутами, как и паннонский Сильван.
В Паннонии также широко распространились культы восточных богов. Митреум в Аквинкуме с превосходным рельефом Митры, убивающего быка, был устроен подобно Митреуму в Карнунтуме. Культ Сабазия, греко-египетского бога подземного мира, нашел себе почитателей в Паннонии. Замечательный бронзовый фрагмент группы Сабаз и я с трехголовым псом Кербером сохранился в Аквинкуме. Мастер взял за образец коротконогую, с длин ной мохнатой шерстью тупоносую собаку и забавно присоединил к ее плечам две небольшие собачьи головы. Получился скорее комический, чем страшный зверь. Серебряная инкрустация глаз и ошейника оживляли эту статуэтку (0,68 м высотой). Севернее Аквинкума, в области озера Балатон, римляне построили ряд военных укреплений, сыгравших большую роль не только в защите северных границ, но и в романизации Паннонии. Здесь проходила на север "янтарная дорога", по южному берегу озера - дорога в Италию. Область Балатона заселяли иллирийско-кельтские племена, но сюда проникли и фракийцы, принеся со своей родины обычаи и религиозные представления. Богатая плодородная местность рано стала привлекать предприимчивых римлян, которые захватывали большие угодья и устраивали себе усадьбу-виллу. Такие виллы строились, начиная с 1 в. н. э. по типу римских домов, с атриумом и с внутренним перистальным открытым двориком. Но южный дом был совершенно непригоден для гораздо более сурового, чем в Италии, климата Паннонии. К III в. н. э. создается новый тип дома с крышей, покрывавшей все строение, с окнами, с башнеобразными выступа ми по фасаду. Внешний вид совершенно иной, чем в Италии или Греции, но внутреннее убранство сохраняет свой прежний характер. Стены расписаны в стиле римских фресок: декоративные колонки делят стену на панно, внутри которого пишется сюжетная картина. Вилла II - начала III в. н. э. в Balacapuszta - была расписана самобытным и ярким художником. Темная линия обрисовывает контур фигур и детали, светотень почти не применяется. Рисунок живой, наблюдательный живописец легко и выразительно пишет раба с корзиной винограда, мальчика среди виноградных лоз, головы старика-хозяина и юноши, пожилого муж чину с явно портретными чертами. Эти небольшие фрагменты, как и фрагменты с охотником и жнецом из Аквинкума, свидетельствуют об образовании самостоятельной школы живописи в Паннонии.
Подход к натуре, основные задачи искусства отличаются друг от друга, поэтому, как бы ни старался в угоду заказчику местный мастер повторить античный оригинал, он остается верен своим традициям. Это с поразительной яркостью выступает в знаменитом памятнике, поставленном в честь завоевания римлянами соседей паннонцев - даков.
ДАКИЯ
Дакия - область, лежащая между Карпатами и Дунаем и ограниченная с востока рекой Прут и с запада Тиссой, - была заселена гетами, одним из племен фракийского происхождения. Начиная со 11 в. н. э. античные писатели стали называть гетов даками, страну их Дакией. На рубеже I-II столетий н. э. усилилось движение даков в сторону римской границы к новым городам Паннонии и Мёзии. Старания Рима укрепить и защитить свои границы встречали большие препятствия. Сдерживать воинственных даков было все труднее и труднее. Император Траян предпринял более активные меры. По его приказу был построен каменный мост через Дунай, что сильно ускорило и облегчило переправу римского войска на левый берег. В течение двух военных кампаний, 101 - 102 и 105- 106 гг., римская армия под предводительством Траяна завоевала Дакию. Множество даков было истреблено, много продано в рабство, часть ушла за Карпаты. Вождь даков Децебал кончил жизнь самоубийством, не желая попасть в плен.
Траян взял столицу даков Сермизеджитусу, захватив большие богатства дакийского правителя. На дакийскую добычу Траян построил в Риме огромный форум, где была воздвигнута колонна, стоящая и по сей день, с рельефами, изображающими поход в Дакию. Новая провинция, последняя из завоеванных Римом в Европе, была заселена ветеранами и переселенцами из Италии и близлежащих провинций. В Дакии были построены многочисленные кастели-крепости, между которыми проложены защитные валы и стены. В ознаменование победы и в назидание варварам Траян соорудил в центре Дакии (Добруджа, около города Адам Клисси) грандиозный монумент "Трофей Траяна".
"Трофей Траяна". Реконструкция
На семиступенчатой круглой в плане базе (40 м диаметром) возвышается сложенный из блоков камня (местный "сарматский" известняк) колоссальный барабан. В нижней своей половине он облицован прямоугольными плитами. В верхней облицовка состояла из 54 метоп и пилястров между двумя орнаментальными поясами. Выше метоп проходит зубчатый парапет с двадцатью шестью метопами. Коническая крыша из каменных черепиц венчалась шестиугольным пьедесталом, на котором возвышался римский " трофей". У подножия трофея три фигуры связанных пленников. Метопы представляют собой изображение различных эпизодов войны римлян с даками. Тут есть сцены битвы, походы римских солдат, бегство даков, пленение врагов. На парапете поставлены рельефы, изображающие пленных даков, привязанных к деревьям. Круглый башнеобразный монумент - типично римское сооружение. "Трофей Траяна " - так назывался памятник и римская крепость около него - строился под руководством римского архитектора и выдержан в масштабе и пропорциях, подобных римским сооружениям, таким, как мавзолей Августа или хорошо известный теперь мавзолей Цецилии Метеллы. Но если архитектор вел строительные работы по римским правилам, это можно было выполнить даже руками мало умелых рабочих под наблюдением опытных десятников, то для многочисленных скульптурных украшений достаточное число художников, прошедших школу античного искусства, найти в новой провинции было трудно. Для поясов, обрамляющих метопы, и для пилястров между ними были использованы греческие или римские рисунки орнаментов: на нижнем поясе в гирлянду из листьев аканфа вписаны головы драконов, на верхнем пальметки с волютами. Для работы над метопами были привлечены местные провинциальные мастера из Дакии, может быть, из глубин Мезии или Фракии. Сюжет каждой отдельной метопы, ее композиционное построение было задумано одним мастером, скорее всего, архитектором строителем. Весьма вероятно, что он дал скульпторам рисунки или наброски, по которым они должны были высекать рельефы. Над рельефами работало много рук, что особенно ясно ощущается в метопах главного пояса. На парапете метопы более единообразны в характере исполнения. Все рельефы плоскостны, очень скупо моделированы в деталях. Прически, складки одежды, подробности вооружения как бы гравируются на камне. Контуры четки, линия, не прерываясь, обрисовывает фигуры. Лишь несколько метоп выделяется большей пластичностью. Далеко не всегда правильно анатомически построены фигуры, не выдержано масштабное соотношение между ними. Но все-таки талантливые художники добились огромной выразительности в композиции и образном решении. Особенно ярко охарактеризованы пленные, привязанные к деревьям. Это бородатые пожилые и безбородые молодые даки, полные чувства собственного достоинства. Будучи связанными, они не беспомощны и почти вызывающе смотрят на победителей. Превосходно задумана динамическая сцена сражения двух противников. Римлянин, изображенный в фас, ударил мечом дака, обращенного к зрителю спиной. Особенно удачно передает скульптор объемность обнаженной фигуры варвара. Гораздо более статична сцена, где легионер сражается с двумя варварами. Один из них, судя по при ческе, германец, союзник даков, он ранен и спокойно сидит на земле, другой заносит над головой римлянина свою кривую саблю, держа ее, как факел. Скульптор много потрудился над отделкой причесок и одежды даков, вооружения римлянина, трактуя и складки одежды, и пряди волос, и кольчугу в виде орнаментальных узоров. Но фигуры застылы, в ком позиции совершенно не чувствуется пафоса борьбы. Сцены битвы пешего дака с римским всадником встречаются на трех метопах. В одном случае изображение всадника с развевающимся плащом повторяет известного "фракийского всадника", а в другом - всадник на вздыбившемся коне, поражающий противника, по композиции напоминает греческие надгробные стелы классического времени. На шестнадцати метопах изображено шествие римского войска. Это знаменосцы, штандартоносцы, горнисты, полководцы с оруженосцами и сам император Траян, сопутствуемый легионерами. Исполнены эти группы разными мастерами. Одним принадлежат высокие фигуры, занимающие почти все поле метопы, другие, наоборот, изображают короткие фигуры, равные половине прямоугольника метопы. Там, где представлены четыре солдата, всегда два помещаются на втором плане, как бы на возвышении. Почти все фигуры легионеров ставятся в три четверти. Лишь на одном рельефе три воина со знаменами и штандартами резко повернули голову. Метопа монумента "Трофей Траяна" в сторону от движения, чем и создалось впечатление большой динамичности.
Битва римлян с даками. Метопа монумента "Трофей Траяна"
На нескольких метопах представлены римские всадники. Легионер на галопирующем коне помещен на свободном пространстве метопы, но это не создало впечатления легкости и свободы движения. Печалью веет от сцены бегства дакийской семьи на телеге, запряженной волом. Пять метоп показывают пленных, закованных в цепи даков, которых ведут легионеры. И наконец, изображено и главное богатство даков: стада овец и коз. Эта метопа чрезвычайно интересна по композиции: два вздыбленных козла, вожаки стада, симметрично расположены друг против друга. Перед ними три овцы вправо как бы набегают одна на другую, как это бывает в большом стаде. Сцены битв, бегства, изображение пленных, некоторых групп легионеров говорят об острой наблюдательности авторов. Они умели схватить главное и, иногда утрируя частности, усилить этим эмоциональное воздействие на зрителя. Композиция трофея выполнена строго по римскому образцу, но не римским и не греческим мастером, а провинциальным, скорее всего фракийцем или паннонцем. Столб, на котором укреплены панцирь и щит, украшен изображением головы Медузы. Художнику непонятен этот образ греческой мифологии, и он, воспроизводя в общих чертах традиционный эллинистический тип Медузы, переработал его по-своему. Змеи на голове Медузы провинциальный скульптор представил в виде завитков, напоминающих орнаменты времени латен.
ВЫВОД:
Краткий обзор памятников восточноевропейских провинций позволяет осветить некоторые характерные черты местного стиля. Римская среда провинциальных городов (чиновники, военачальники, коммерсанты) не только покупала в Греции и Италии произведения искусства, но и принуждена была приглашать местных мастеров: строителей, живописцев, мозаичистов, скульпторов. От них требовалось хорошее знание античного искусства и умение следовать греко-римским образцам. Местные заказчики довольствовались главным образом произведениями местных художников, работавших в старых традициях. Эти мастера широко использовали образы и художественные приемы греко-римского искусства, но по-своему переосмысливали образы, внося в них свое понимание красоты, сохраняя и привычные приемы работы. Романизация в течение I-III вв. н. э. проникла глубоко в массы городского местного населения. Образы греко-римских богов и героев сделались не только понятными провинциальному городу, но и стали предметом культа. Статуи Юпитера, Геркулеса, Венеры, Минервы и других богов стояли всюду. Везде были и почитаемые официально статуи императоров и членов их семей. Подражая античным мастерам в изображении одежды, прически, атрибутов, провинциальные художники почти всегда сохраняют свою манеру в трактовке лица. Для них необязательно, как, например, для греческого мастера, стремление добиться совершенства анатомического построения фигуры человека. Тонкие нюансы в пластике лица также не нужны им. Они стремятся к наглядности, ясности сюжета, простоте композиции. Образ зрителями должен читаться легко. Провинциальные мастера, несмотря на простоту своего художественного языка, достигают большой выразительности, яркого образного решения, как это видно на примере монумента "Трофей Траяна".
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Вопрос №33