Поздний эллинизм (середина II в. до н. э.
Искусство, зародившееся в результате территориальных завоеваний Александра Македонского (362–332 гг. до н. э.) и впитавшее в себя традиции как эллинской (то есть Эллады, как называли тогда Грецию), так и восточных культур, получило название эллинистического. В эпоху эллинизма возникают новые художественные школы: александрийская (в Египте), пергамская(в Малой Азии) и родосская (на острове Родос).
Остров Родос, расположенный в юго-восточной части Эгейского моря, самый восточный из островов Архипелага, уже по своему географическому положению был в большей степени связан с Малой Азией, нежели с материковой Грецией. Перемещение в эпоху эллинизма экономических и политических центров на Восток было очень выгодно для Родоса: остров оказался на скрещении важнейших торговых путей. В это время Родос являлся одним из главных экономических и культурных центров эллинистического мира. Огромные богатства, накопленные Родосской морской державой, способствовали украшению столицы острова — города Родоса — памятниками архитектуры и скульптуры.
К сожалению, памятники эти не сохранились. Согласно указаниям источников, на Родосе было 100 колоссальных статуй и среди них знаменитый «Колосс Родосский» — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса свыше 30 м в высоту, воздвигнутая учеником Лисиппа Харесом. Статуя эта, считавшаяся одним из семи чудес света, была разрушена землетрясением в 20-х годах 2 в. до н.э.
Наряду с колоссами для родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы на сюжеты остродраматического характера
Родосской школеприсущи экспрессивность образов, натуралистичность приемов, измельченность пластических форм. Характерным примером может служить «Казнь Дирки» скульпторов Аполлония и Тавриска. (Братья Амфион и Зет за жестокое обращение Дирки с их матерью Антиопой наказали ее, привязав к рогам разъяренного быка.)
Скульптура первоначально находилась на острове Родос, затем, еще в древности, была перевезена в Рим, где в 1546 г. ее открыли в Термах Каракаллы и перевезли на виллу Фарнезе (другое название группы – «Фарнезский бык»). Была отреставрирована под наблюдением Микелянджело. Плодами этой реставрации являются голова быка, вся Антиопа, кроме ног, верхняя часть Дирцеи и большая часть фигур, представляющих сыновей Антиопы.
Казнь Дирки. Скульпторы Аполлоний и Тавриск из Тралл 165–159 гг. до н. э. Мрамор. Высота 310 см Неаполь, Археологический музей
«Гибель Лаокоона и его сыновей»
Скульптура работы греческих мастеров с Родоса —Агесандра, Полидора и Афидора; является мраморной копией второй половины I века до н. э. с оригинала, который был выполнен в бронзе в 200 году до н. э. в Пергаме и не сохранился. Римская копия найдена 14 января 1506 года Фелисом де Фредисом в виноградниках на одном из семи холмов Рима. В марте 1506 года скульптурную группу передали папе. Он установил её в ватиканском Бельведере. В июле 1798 года ватиканского «Лаокоона» перевезли в Париж в качестве контрибуции. Только в 1816 году, после падения Наполеона, скульптуру вернули в Ватикан англичане.
Известно по крайней мере несколько копий статуи. В том числе итальянская копия в городе Родос — родине или школе авторов, в зале Лаокоона Замка Великих магистров. В Москве в ГМИИ им. Пушкина на Волхонке. В верхнем парке Дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума на территории города Ломоносова.
Гибель Лаокоона и его сыновей Римская работа I в. н. э. по бронзовому оригиналу Агесандра, Афанодора, Полидора около 140 г. до н. э. Мрамор. Высота 184 см Ватикан, Музеи Ватикана
Статуя Ники Самофракийской.
Мраморная скульптура богини Ники, найденная на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию.
Наиболее вероятным сражением, которому посвящена Ника, считается сражение у острова Кос в 263 году до н. э., когда в столкновении между Антигон 2 Гонат и Птолемей 2 победил флот первого.Также есть версии, что статуя была возведена в память о сражении при Аморгосе (322 год до н. э.).Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого лартийского мрамора, правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют. Во время дальнейших раскопок были обнаружены другие фрагменты статуи: в 1950 году команда археологов во главе с Карлом Леманном нашли её правую руку, оказавшуюся под большим камнем, рядом с местом обнаружения статуи.
Ника Самофракийская Около 190 г. до н. э. Мрамор. Высота 245 см Париж, Лувр
Скульптурная группа «Скилла и корабль Одиссея»
В 20-м веке (1955 г.) археологии в итальянском городе Сперлонга были найдены еще две группы скульптур. Это «Корабль Одиссея» и «Ослепление Полифема Одиссеем», созданные на тему «Одиссеи» Гомера.
Вторую группу статуй восстановили, а вот о первой известны только устные описания. Согласно ним, статуя выглядела как огромный мраморный корабль, имеющий стандартные размеры. На нем были моряки, а сам он отражался в воде, словно плыл между известными Скиллой и Харибдой. Согласно сигнатурам, эти скульптуры также сделали три мастера из Родоса.
«Ослепление Полифема Одиссеем»Грот Тиберия. Сперлонга.Италия.
В отличие от пергамских скульпторов родосские мастера позднеэллинистического времени стремились не столько к раскрытию внутренней патетики героического образа, сколько к воплощению сложных повествовательных сюжетов, рассчитанных на театральные, бьющие по нервам эффекты.
Творчество Скопасса
Период: Поздняя классика. Длился: от окончания Пелопонесской войны 404 г. до н.э. до конца 4 в. до н.э. Смерть А. Македонского 323 г. до н.э. Ок. 330-300 гг. до н.э. переходный период от классики к эллинизму (протоэллинизм). Кризис полиса+разочарование в гражданских и духовных идеалах=разрушение эпохи классицизма.
Героический пафос уходит. Личность обособляется, в иск. проявляется человек, наделенный личностными характеристиками, мыслями. Появляется передача индивидуального облика или душевного состояния героя.
№ 21 ТВОРЧЕСТВО СКОПАСА. Родился о. Парос ок. 420 г. до н.э. Скульптор и архитектор поздней классики. Образы непортретны, драмматическая сила развития сюжета, переживания героев, задумчивость. Искусство Скопаса стоит у истоков эллинистического периода античной культуры. | |||||
1) Храм Афины Алеи в Тегее (Пелопоннес). Одним из первых архитектурных памятников, в которых сказались черты, свойственные поздней классике, был перестроенный после пожара 394 г. до н.э. И само здание и скульптуры, его украшавшие, были созданы Скопасом. Головы — классическая форма (поликлетовская), но резкие ракурсы, драматическая эмоциональность. | |||||
«Голова раненного воина». Западный фронтон храма Афины Алеи в Тегее 4 в. до н.э. (Нац. музей Афины). | «Голова Геракла» Западный фронтон храма Афины Алеи в Тегее 4 в. до н.э. (Нац. музей Афины). | ||||
2) Рельефы «Кентавромахия» (битва греков с кентаврами) фронтон храма Аполлона в Бассах. Скопас свободен от брутальности и тяжеловесности своего времени. Интерес не к передаче достоверного физического действия, а к передаче духовного состояния героев. | |||||
3) Мавсолей в Галикарнасе. Гробница царя Мавсола (карийский правитель) в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция). Один из семи античных чудес света. Стройкой управляла жена Мавсола Артемисия. Проектирование - архитекторы Сатира и Пифея, скульпторы Леохар, Скопас (восточный франтон), Бриаксид и Тимофей. Впервые монументальная архитектура посвящена человеку (монарху- самодержцу). | |||||
«Амазономахия» (битва греков с амазонками) фрагм. вост. фриза мавсолея в Галикарнасе (гГробницы Кария Мавсола) 350-у гг. до н.э. Свободное расположение фигур (на расстоянии др. от др., чтобы лучше читать, т.к. высокая эмоциональность фигур). «Волнообразный» сюжет. Беспощадная схватка, одушевленная энергия. Выразительное сопоставление мощи греч. воинов и стремительности амазонок. Драматическая, целостная картина. | |||||
4) «Надгробие юноши из Аттики» Ок. 340 г. до н.э. (Национальный музей, Афины). Внес новое в мемориальное искусство. Старец — отец. В классических надгробиях — отчаяние и скорбь, у Скопаса печаль и мудрое примирение со смертью. | 5) «Менада, разрывающая козла» Сер. 4 в. до н. э. Уменьшенная мраморная римская копия. Дрезден. Альбертинум. Менады (др.гр. неистовствующие), вакханки-почитательницы Диониса (растерзали Орфея). Культ - ритуальные танцы, жертвоприношения, оргии. Новая красота. Яростный танец, выгнутое тело, запрокинутая голова, напряженно-стремительный экстаз. Рассмотрение со всех точек зрения, круговой обход. | ||||
6) «Потос». Любовная тоска воплощенная в образе. | 7) «Арес Людовизи». | ||||
8) «Мелеагр» отдыхающий Геракл | 9) «Аполлон кифаред» | ||||
№ 22 Скульптура западных провинций древнего Рима (Галлия, Гельвеция, Германия, Британия)/ картинок в папке по вопросу нет.
К западным провинциям относились Корсика, Сардиния, три провинции Испании (Бетика, Лузитания и Тарраконская Испания), четыре галльские (Нарбонская провинция, Аквитания, Лугудунская Галлия и Белгика), Нижняя и Верхняя Германия и провинция Британия.
Наиболее прогрессивная культура в основанных римлянами городах Лугудуне (Лион), Арелате (Арль), Колонии Агриппина (Кельн), Виндобонне (Вена), Новом Карфагене (Картахена), Кордубе (Кордова). Плодотворное сочетание римско-италийской и местной культуры, предлагают своих богов, но не навязывают– взаимообогащающиеся культурные поток.
До слияния с Римской империей на территориях обитали многочисленные племена и народности, еще не достигшие уровня зрелого классового общества. Позже становятся гражданами римской империи, официальный язык — латинский, формирование наречий, которые стали основой современного языка.
Начало строительства городов, инфраструктуры, введение своих порядков 1-2 вв. н.э. Для охраны западных районов империи на Рейне стояла огромная армия охраняя от набегов германских и др. племен, живших к востоку от Рейна.
Расцвет искусства провинций - 2 - 3 вв. н.э. Наиболее романизированные галльские и германские племена достигли в области изобразительного искусства значительных успехов.
Основные виды скульптуры: надгробия и посвятительные стеллы; рельефы с изображением профессиональной деятельности человека (купцы, ремесленники, кузнецы, виноделы) – большое уважение к труду; рельефы с мифологическими и культовыми изображениями (соединение местных и римских богов); скульптурки местных богов; скульптурки с изображением ремесла или работ; изображение сюжетов любви, печали, женской красоты - искренны и выразительны (не свойств рим. иск.).
Особенности скульптуры провинций: обобщенная трактовка фигур, слабая техника (обобщение, диспропорция), попытки повторить римские скульптуры на рельефах, очень живые, выразительные и экспрессивные формы. Новое (для рим. иск., которое позже проникло в позднеримское иск.) - внимательное отношение художника к простым людям, попытка передать их внутренний мир; использования бурова для моделировки лица, волос; внимание к деталям, как в лице человека, так и предметам быта (мебель, инструменты).
Доримское искусство (деревянная скульптура, бронзовые, железные и золотые украшения и статуэтки) отличалось значительным своеобразием. В противовес пластичному, антропоморфному римскому искусству для него была характерна стилизация геометрического или анималистического рисунка, широкое использование линейного и растительного орнамента.
Надгробие муж и жена в традиц.
галльских костюмах, Санс (Франция)
Скульптура с надгробия из Неймагена (Трир),
Германия. Везут вино.
Оживленная торговля на Рейне. Игельская колонна близ Трира (Германия).
Бронз. статуэтка пахаря,
Британская колония.
Богиня-мать кормит детей (1/2)
Культ богини-матери (матрона после рим. колонизации) кормит одного или двух детей. Небольшие глиняные или терракотовые статуэтки распространены повсеместно (изготовленные в долине Алье): Галлия, Британь, Германия. Для бедных слоев населения - литьевая техника (глина в форму), т.к. не могли позволить бронзу. Богиня в виде Венеры. Символ плодородия, символ чистой воды. Богиня-мать с корзиной фруктов или рогом изобилия — плодородие, хороший урожай, процветание.
Бронз. сатуэтка, галльский петух, Лион Триада богинь, Лион Местный бог Кернунн/Цернунс, слева Аполлон,
справа Меркурий. Галло-романский алтарь в Реймсе.
Рельеф из Реми (Реймс, Исторический музей) сочет. рим. и гал. мифология, мест. и антич. иск. В центре — гал. бог Цернунос с мешком зерна на коленях. Образ божества и символические фигуры животных около него имеют чисто местный смысл, но стоящие по сторонам Меркурий и Аполлон — боги античного пантеона — скопированы с античных статуарных образцов. Хорошо - пропорции, пластическая моделировка упрощена, детали не проработаны.
Саркафаг Ионвина с подвигами, римского наместника,
Сен-Реми Надгробная плита плотника
Галльский воин романизированный, Галльский романизированный воин
музей Авиньона
Типы римских надгробий, Кёльн
Надгробие, винная лавка, Дижон
Ритуальный котел из Гондеструпа, бронза
№ 23 ТВОРЧЕСТВО ПРАКСИТЕЛЯ Великий скульптор поздней классики, родился в Афинах (ок. 390-330 гг. до н.э.) Утонченная гармония, задумчивость поэтичность. Образ человека гармонически развитого и идеально прекрасного. Образы менее героичны, более утонченны, чем в зрелой классике. Скульптуры раскрашивал афинский художник Никий. Сын афинского скульптора Кефисодота. Эстетический идеал – человек, способный к полноте счастья, гармония, внутренняя радость и покой. | |||
Период: Поздняя классика. Длился: от окончания Пелопонесской войны 404 г. до н.э. до конца 4 в. до н.э. Смерть А. Македонского 323 г. до н.э. Ок. 330-300 гг. до н.э. переходный период от классики к эллинизму (протоэллинизм). Кризис полиса+разочарование в гражданских и духовных идеалах=разрушение эпохи классицизма. Героический пафос уходит. Личность обособляется, в иск. проявляется человек, наделенный личностными характеристиками, мыслями. Появляется передача индивидуального облика или душевного состояния героя. | |||
«Сатир, наливающий вино» ок. 375 г. до н.э. В ранних работах еще следует принципам Поликлета. Юный сатир, изящные движения. | «Сатир отдыхающий» ок. 340 г. до н.э. Поликлет раскрывается в зрелом творчестве. Лирическое начало соседствует с чертами душевной взволнованности, грусти, задумчивости Излюбленный прием – третья точка опоры. | ||
«Эрот» ранняя работа. Эту статую Пракс. подарил Фрине, а она своему родному городу Феспию. | Артемида из Габии. Одухотворенность, лиризм, мелкая пластика. Возможно работа круга Праксителя. | ||
Бронзовая статуя юноши, найденная в море близ Марафона. Массивные пропорции и мягкость движений. Ок. 330 г. до н.э. | «Эфеб» из Антикитеры. Бронза. | ||
«Аполлон Сауроктон» (убивающий ящерицу) ок. 370 г. до н.э. Дошла римская мраморная копия с бронз. ориг. Миф где могучий Аполлон (здесь он юный мальчик) убивает огромную змею Пифона (питона). | «Гермес с младенцем Дионисом». Ок. 340 г. до н.э. В правой руке, возможно, гроздь винограда (кисть утрачена). На левой руке младенец Дионис. Изящное движение, внутренняя энергия. Лицо сдержанно, но одухотворенное. Мягкая игра светотени, фактурные нюансы. | ||
«Афродита» с острова Кос. Делал одновременно две скульптуры: одетую и раздетую. | «Афродита» с острова Книд. Одна из самых популярных и копируемых скульптур. Обе «Афродиты» делал со своей возлюбленной Фрины (известная гетера). Впервые в статуе культового характера изображалась обнаженная (полностью) богиня. Оживляет ее, скорее не богиня, а женщина. |
№ 24 Римское искусство эпохи Антонинов (2я пол. 2 в.)
Римские императоры династии Антонинов, годы правления: Нерва (96-98 гг.н.э), Траян (98-117 гг.н.э), Адриан (117-138 гг.н.э), Антонин Пий (138-161 гг.н.э), Луций Вер (161-169 гг.н.э), Марк Аврелий (169-180 гг.н.э), Коммод (180-192 гг.н.э).
Значение Италии падает, усилении провинций. Близится соц и полит кризис. Разочарование, чувство безысходности.
Тит Элий Антонин усыновленный сын имп. Адриана (138-161 гг. н.э. правил 23 г., на престол в 51 год), прозвище Пий (Благочестивый). Следовал римским обычаям и религиозным традициям. Добр и миролюбив. Покровитель эллинства и Афин. Продолжается идеализация культуры и искусства Греции (много римских копий с греч. скульптур 2 в. н.э.).
Скульптурный портрет - портретное сходство; эмоции (глаза: резко врезанные зрачки, тяжелые веки полуопущены) - усталость, разочарование, созерцательность, самоуглубление. Раньше воля и энергия, сейчас внутренний мир. Подражание прическам и костюмам др.греков.
В иск. Ант. нет сильных изменений сравнительно с периодом Адриана. Тонкая моделировка и полировка лица (в т.ч.тела), одежда и волосы матовые, применение бурава волос и бороды, пластическая передача глаз. Со времён Адриана римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор.
Меланхолическая созерцательность, одухотворенные черты. "Сириянки" (Эрмитаж).
Портрет образованного негра Мемнона (Берлинский музей). Характерность этнического типа не заслоняет внутреннего содержания образа; чувство печали выражено через широко раскрытые глаза.
К лучшим произведениям относится также портрет мальчика-ливийца (Берлинский музей).
Портрет антониновского времени недолго удержался на высоком уровне. Высокое мастерство стало манерным, ушла духовность (пример: портрет последнего императора антонинов Коммода в виде Геракла).
Черты греч. классицизма в портретах супруги Антонина Пия – Фаустины Старшей (ок. 30 портретов). Классич. нормы красоты (строгие и правильные черты, удлин. Лицо, прямой нос). Голова Фаустины (Капитолийский музей). Тяжелые веки, проработка зрачков, взгляд вдаль, выражение лица грустное.
Бронзовый памятник Марку Аврелию (отлит в 170 г.), установленный в 16 в. Микеланджело на Капитолийской площади в Риме. Характерные для антониновского искусства черты пассивности, созерцательности образа в противоречии с героической идеей, воплощать которую призван конный памятник. Марк Аврелий (правил 161 — 180) в скромном плаще, без императорских отличий. Прожил жизнь в походах. Воплощение гражданственного идеала и гуманности. Задумчивое лицо - высокая интеллектуальная культура, разочарования в жизненных ценностях.
Меланхолией полон образ последнего императора династии Антонинов Коммодо (Рим, Палаццо Консерваторе) в виде Геркулеса, хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру.
Монументально-декоративный рельеф. В рельефах второй пол. 2 в. больше жизни (чем в эпоху Адриана), они разнообразнее по содержанию, интереснее по пластическому решению.
1) Рельефы, украшающие базу колонны (161 г.) Антонина Пия (ствол колонны был гладким, скульптура Антонина наверху-утрачены), изображают апофеоз (обожествление после смерти) Антонина и его жены Фаустины (Старшей) и легионеров. Одна сторона-посвятительная надпись, вторая и третья — погребальная процессия с всадниками, четвертая— сцена апофеоза. Композиция апофеоза кажется составленной из отдельных мало связанных между собой частей. Фигуры на рельефе явно скопированы с эллинистических статуй, бюсты Антонина и Фаустины исполнены в духе традиционных портретных статуй. Фигуры легионеров статичны и невыразительны. Стояла в Риме на Марсовом поле (Рим, музей Ватикана).
2) Черты нового ярче всего в рельефах колонны Марка Аврелия (Рим, пл. Колонны) посвящ. Маркоманской войне. Композиция спиралевидных рельефов, как и на колонне Траяна. Чередуются эпизоды походов и битв, но исполнены они в другом стиле. Полая, внутри винтовая лестница. Общ. Высота 41,95 м. Диаметр 3,7 м. Прототип колонна Трояна, но в кол. М.А. пренебрежение к анатомическому построению фигуры, обобщенность и непропорциональность форм, общая проработка деталей (волосы и бороды плохо проработаны), утрированная экспрессия, драматизация (Юпитер (податель спасительного дождя после засухи) изображен не величественным эллинистическим божеством, а в виде страшного крылатого демона). глубокий рельеф. Скульптура Марка Аврелия утеряна, на ее месте ск. св. Павла.
Живопись. Римская живопись 2 в. н. э. известна по росписям гробниц, находящихся в предместьях Рима. Статуарные образцы греческой пластики: например, роспись в гробнице из Некрополя на «священном» острове на Тибре, где изображены три богини судьбы—Парки, стоящие спокойно, как классические статуи.
Архитектура. Подобного пантеону нет. Расцвет строительства жилых домов и вилл.
1) Храм Антонина и Фаустины на Римском форуме (141 г. н. э.) по приказу императора Антонина Пия в честь его умершей жены Фаустины. После смерти императора храм посвятили и ему. Хорошо сохранился до наших дней (т. к. принадлежал церкви).
2) Храм Божественного Адриана (141-145гг.) построен приемным сыном Антонином Пием. До наших дней сохранились 11 коринфских колонн высотой 15 м. и одна стена целлы (внутр. часть храма, где наход. святыня, вход только для духовенства). В XVII веке остатки храма были встроены в здание таможни (было по 13 по широким сторонам, по 8 по узким, храм стоял на 4ёх метр. подиуме, была широкая лестница)