Римский портрет времени республики

Искусство Древнего Рима, как и Древней Греции, стало основой европейской культуры последующих столетий. Его отличают историческая достоверность и непосредственная связь с жизнью, аналитическое восприятие мира и практицизм. Строительство и архитектура в Древнем Риме достигли высочайшего уровня: применяются новые строительные материалы (бетон), широко используются арочные конструкции; благоустраиваются общественные площади – форумы, возводятся храмы, строятся водопроводы, прокладываются дороги и сооружаются мосты; в трактате «Десять книг об архитектуре» римского архитектора и инженера I в. до н. э. Витрувия формулируются принципы римской архитектуры («прочность, польза, красота»). Начиная с республиканского времени, становятся популярными такие виды и жанры искусства, как скульптурный портрет, исторический рельеф, монументальная живопись. На формирование портретного жанра особое влияние оказал обычай древних этрусков и римлян снимать с лица умершего восковую маску, поэтому для надгробных стел II–I вв. до н. э., статуй тогатусов (римлян в тоге) с портретами предков, портретов знаменитых республиканцев, например Юлия Цезаря или оратора Марка Туллия Цицерона, характерны, в первую очередь, физиономическая точность, фиксация внешних особенностей человека.

ВОПРОС №5

«ГРЕЧЕСКАЯ ЧЕРНОФИГУРНАЯ ВАЗОПИСЬ»

ТЕЗИСЫ ДАВЫДОВОЙ

Расписная керамика Аттики VI в. до н. э.

· Техника изготовления.

· Становление и развитие чернофигурной вазописи:

-чаши Сиана,

-тирренские амфоры,

-мелкофигурные чаши,

-амфоры с «метопами».

-Мастера Клитий и Эрготим: «ваза Франсуа»

(Флоренция, Археологический музей).

-Вазописец Экзекий: амфора «Ахилл и Пентесилея»

(Лондон, Британский музей),

килик «Дионис в ладье»

(Мюнхен, Государственные Античные собрания),

амфора «Ахилл и Аякс играют в кости»

(Рим, Музеи Ватикана).

· Появление ок. 530-х гг. до н. э. краснофигурной вазописи.

· Вазы – «билингвы». Андокид: амфора из Вульчи «Пирующий Геракл»

(Берлин, Государственные музеи, Античное собрание).

Переход к чистому чернофигурному стилю в керамике не совершился внезапно и одновременно во всех местных мастерских. Но можно считать, что к началу 7 века ориентализирующие тенденции изжили себя окончательно.

Победа чёр­ного силуэта означает централизацию керамического стиля и притом в двояком смыс­ле:

· во-первых, внешне, так как аттические горшечники в борьбе с конкурирующими мастерскими захватили с середины 7 века до н. э. полную гегемонию в керамическом производстве,

· во-вторых, внутренне, так как вместо многочисленных школ ориен­тализирующей эпохи, с их индивидуальными приемами и случайными открытиями, устанавливается единая, последовательно развивающаяся система декорации.

В основу этой системы положен простой контрастмежду темными силуэтами фигур и светлым фоном, фигурные изображения с обозначенным контуром наносились черным лаком на светлую глину, прорабатывали внутри процарапанными линиями и нередко добавляли детали, отмеченные добавочными красками – обычно пурпурной или белой.

Темной глазури мастера чернофигурного стиля научились придавать сочный металлический отблеск, тогда как тон глины, прежде светло-желтый, приобретает теперь более тем­ный, тепло-красный оттенок.

Чернофигурная техника вазописи заключалась в следующем. Созданные гончаром вазы сначала высушивались. Далее сосуды ещё до обжига расписывалась вазописцами: изображаемый сюжет наносился на вазу глиняным шликером (глянцевой глиной) с помощью кисти. Детали внутри изображения процарапывались по шликеру. Иногда дополнительно применялись краски — красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия. Белая краска также использовалась для изображения женского тела. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок (фон), а шликер становился чёрным (фигуры).

Из декорации изгоняется все пестрое и лишнее, все те вставные узоры, которые в эпоху геометрического и ориентализирующего стиля заполняли пустые места между фигурами.

Если первые мастера чернофигурного сти­ля и не могли сразу избавиться от этой «боязни пустоты», то все же они стараются в свои орнаментальные вставки внести изобразительный смысл — например, заменяя розетку или пальметку летящей птицей и т. п.

Орнамент в чернофигурном стиле теряет всякое самодовлеющее значение и превращается в аккомпанемент, подчеркивая конструктивное членение сосуда; при этом самые мотивы орнамента приобретают совершенно абстрактный, тектонический характер.

Главный ин­терес керамистов теперь сосредоточен на человеческой фигуре, на действии, на собы­тии.Сюжеты: охоты и битвы, о процессии и танцы, герои мифов - их подвиги и приключения.

В изображении богов и героев еще не установилось постоянной схемы: так, на чернофигурных вазах можно встретить бородатого Апол­ лона, Геракла без львиной шкуры, Афину без Эгиды. Любимым героем чернофигурного стиля был бог вина Дионис.

Формы сосудов:

Из больших сосудов особенной популярностью пользо­валась амфора — двуручный сосуд для хранения вина и масла, изготовлявшаяся в двух вариантах:

1.амфора имеет яйцевидный корпус, с резко от­ деленной от него цилиндрической шеей

2.шея, плечи и корпус вазы не отделяются друг от друга и очерчены одним гибко изгибающимся контуром

Ко второму типу амфоры при­надлежат и так называемые «панафинейские» амфоры, которые выдавались победи­телям в спортивных состязаниях, происходивших в торжественный день Панафиней.

Из сосудов для питья наиболее употребителен был канфар— глубокая чаша с двумя высоко изогнутыми ручками, и килик — плоская чаша с низкими ручками.

----------------------------------------------

Становление и развитие чернофигурной вазописи: (начало 6 века)

· чаши Сиана,

· мелкофигурные чаши,

· тирренские амфоры,

· амфоры с «метопами».

1. Сиа́нские ча́ши — условное название доминирующего типа древнегреческих ваз второй четверти VI века до н.э. Первые находки ваз данного типа осуществлены археологами близ городка Сиана на острове Родос, по имени которого чаши и получили своё название. Термин Сианские чаши предложил исследователь античности Джон Бизли.

Сианские чаши отличались от остальных:

- вогнутым верхним краем чаши и конусоподобной ножкой.

- пропорциями: и ножка, и верхний край больше.

- расписывались не только извне, но и часто внутри.

Именно так сложилась традиция круглых композиции внутри чаш, которая продолжалась в древнегреческой вазописи более 200 лет.

Исследователями определены две манеры вазописной отделки наружных поверхностей сианских чаш, условно названные «способ перекрытия» (или «наложения») и «двурегистровый способ». Последний способ более естественный и предусматривает разделение росписи на две горизонтальные зоны: первая охватывает широкий верхний край чаши, второй — остальные поверхности корпуса вазы. «Способ перекрытия» - роспись покрывает одновременно и верхний край, и корпус чаши, словно перекрывая их - позволял вазописцу изображать фигуры не такими мелкими.

Римский портрет времени республики - student2.ru двурегистровый способ

2. Мелкофигурные чаши – тонкостенные сосуды, для которых характерны высокая ножка, глубокое тулово с высоким венчиком, длинные изящные ручки и декор в виде миниатюрных фигур, по которым чаши и получили свое название.

Мелкофигурные чаши были выделены как класс основоположником методики атрибуции античной расписной керамики сэром Джоном Бизли, который заложил основы классификации и датировки, выявив основные разновидности формы и декора чаш, определив их принадлежность к гончарным мастерским и назвав имена ведущих вазописцев. Предшественником мелкофигурных чаш следует считать чаши Сиана, изготовлявшиеся в Аттике с середины 570-х гг. до н.э. Ножка у чаш Сиана короче и толще, чем у мелкофигурных, ручки – тоньше, тулово же с высоким венчиком позволяет делать выводы о связи этих двух форм.

Из всех разновидностей мелкофигурных чаш наиболее близки чашам Сиана так называемые «lip-cups» – чаши с отделенным от тулова высоким венчиком, способ размещения декора на наружной стороне которых близок некоторым типам декора, впервые изобретенным вазописцами, расписы- вавшими чаши Сиана. Композиции на чашах типа «lip-cup», как правило, состоят из одной-двух фигур на каждой стороне, расположенных или на венчике, или на тулове (реже – и там и там).

У второго типа мелкофигурных чаш, так называемых band-cups, высокий венчик постепенно переходит в тулово, образуя с ним единую плавную кривую по обводу контура чаши; отделение тулова от венчика обозначено цветом – венчик всегда покрыт черным лаком. Композиции на чашах типа «band-cup» часто имеют выделенный центральный элемент в виде группы из двух или трех фигур, по сторонам от которого симметрично располагаются остальные персонажи, или же состоят из ритмически повторяющихся однотипных фигур/пар.

Внутри большинство чаш типа «band-cup» декорированы окружностью с точкой внутри, в то время как на чашах типа «lip-cup» встречаются и фигуративные медальоны с орнаментальным обрамлением, напоминающим медальоны чаш Сиана.

После работ по классификации мелкофигурных чаш, проведенных Бизли, вклад в изучение вопросов датировки внес Ф. Виллар, создавший общую шкалу развития формы чаши в Аттике на основе сравнительного анализа особенностей развития формы и декора всех разновидностей чернофигурной керамики.

На сегодняшний день наиболее ранние по времени создания мелкофи- гурные чаши (так называемые гибридные, переходные от чаш Сиана к мелкофигурным) датируются 560– 550-ми гг. до н.э., основной массив чаш – 550– 530-ми гг. до н.э., поздние мелкофигурные чаши – 520-ми гг. до н.э.

В собрании Государственного Эрмитажа в виде целых форм и фрагментов представлены все разновидности мелкофигурных чаш – общее их количество составляет более трехсот пятидесяти единиц. Меньшая их часть поступила в музей в качестве покупок у коллекционеров в XIX – на- чале XX вв., большая часть – в результате археологических раскопок в разных центрах Северного Причерноморья в 1870 по 1991 гг.

3. Пережитки ориентализирующего стиля сохранились в группе аттических сосудов раннего VI века, которая в археологии известна под именем «тирренских» амфор. Декорация расположена на этих сосудах горизонтальными полосами, в которых чередуются фризы с орнаментом и изображениями животных и фантастических существ, и только в главной полосе, на плечах сосуда, дается какая-нибудь фигурная композиция, обычно в условной, геральдической схеме.

Бордюры животных и использование цвета напоминают коринфскую вазопись. Вероятно, что аттические вазописцы скопировали коринфские примеры, чтобы улучшить сбыт своих продуктов на этрусских рынках. Тирренские амфоры — аттические вазы, изготовлявшиеся во второй четверти VI в. до н. э. специально для вывоза в Этрурию.Таким образом афинские производители приняли участие в прямых соревнованиях с тогдашним лидером рынка – Коринфом.

4. Про амфоры с «метопами» нашла только, что …..Укра­ша­ю­щие ее изо­бра­же­ния обыч­но поме­ща­лись в пря­мо­уголь­ни­ках-мето­пах по обе­им сто­ро­нам вазы.

--------------------------------------------------------------------

Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике. Название одного из предместий Афин, славившегося в VI и V вв. до н.э. своими гончарами, - Керамик – превратилось в название изделий из обожженной глины

Свое окончательное завершение чернофигурный стиль получил в Афинах. Этот расцвет чистого чернофигурного стиля продолжался недолго - тридцать лет. Причина в не­котором внутреннем противоречии, присущем чернофигурному стилю. По существу своему этот стиль был основан на абстракции черного силуэта, был антинатуралистичен, направлен в сторону декоративной стилизации. А между тем именно в эпоху расцвета чернофигурного стиля в греческом искусстве с большой силой пробуждают­ся реалистические тенденции, интерес к завоеванию пластической формы. В этой борьбе пластический реализм оказывается сильнее линейной стилизации, и его оконча­тельная победа ознаменовывается изобретением краснофигурного стиля примерно около 530—520 года.

К специфическим особенностям аттического чернофигурного стиля принадлежит обилие всякого рода надписей. Аттические горшечники не только надписывали рядом с фигурами все имена действующих лиц композиции, но иногда даже и слова, ими произносимые.

Кроме того, в аттических мастерских установился обычай, удержавшийся потом в течение почти ста лет: в ва­зовых надписях воздавать хвалу красивым юношам афинского аристократического общества — обычно в виде восклицаний «такой-то юноша красив». Так как очень часто в этих хвалах речь идет об исторически известных личностях, то подобные «над­писи любимцев» дают исследователям очень важное подспорье для датировки того или другого сосуда.

Именно в аттической чернофигурной керамике авторы сосудов впервые стали систематически давать свои подписи на изготовленных ими вазах. Иногда в этой подписи указано только одно имя автора, иногда — два, в таком случае имена авторов сопровождались - …сделал, ….нарисовал. «Сделал» - относилась не к горшечнику, формовавшему сосуд, а к владельцу мастерской, который мог быть и живописцем, и горшечником, и просто предпринимателем.

Помимо смыслово­го назначения эти подписи выполняли и определенную орнаментальную роль. Для архаи­ческого вазописца промежут­ки между фигурами, означали еще не воздушное пространство, а непроницаемую плоскость сосуда.

В начале VI в. до н.э. для ваз чернофигурной техники было характерно стремление к детально повествовательным рассказамо тех или других событиях, заимствованных из мифов. При этом тулово вазы разбивалось на серию горизонтальных полос, где маленькие силуэтные изображения, верно передавая схему движения действующих лиц, отличались в первую очередь своей орнаментальной выразительностью.

· Родоначальником настоящего чернофигурного стиля в Афинах надо считать мастера Клития. Главное представление о стиле Клития дает большой кратер (сосуд для смешивания вина и воды), который находится теперь во Флоренции и по имени нашедшего его называется «вазой Франсуа».

Римский портрет времени республики - student2.ru

Вазописец Клитий, гончар (по другой версии владелец мастерской) Эрготим. «Ваза Франсуа» Аттика. Вторая четверть VI в. до н. э. (ок. 560 г.) Глина. Высота 66 см (названа в честь открывшего ее в 1844 г. археолога Алессандро Франсуа) Флоренция, Археологический музей

Широкий, несколько тяжеловесный по формам кратер от горла до ножек покрыт росписью, расположенной в шести фризах. В эту раннюю пору черно­фигурного стиля аттические керамисты настолько увлечены рассказом, что готовы принести ему в жертву всякие декоративные требования: Клитий продолжает рассказ в горизонтальных фризах не смущаясь внедрением в композицию ручек.

Роспись «вазы Франсуа» посвящена Ахиллу и его отцу Пелею.

В самом широком фризе – шествие богов на свадьбу Пелея и Фетиды.

Из подвигов Пелея рассказано о его участии в охоте на калидонского вепря.

Легенда об Ахилле иллюстрирована убийством Троила.

Но особенно блестяще удался Клитию и в декоративном, и в повествовательном смысле узкий фриз, украшающий ножку вазы, где изображена «Борьба пигмеев с журавлями».

Черты вазописи Клития:

· Угловатость и графичность рисунка

· Чрезмерная про­ странность его рассказа.

· Расцвет чернофигурного стиля падает примерно на середину и третью чет­ верть 7 века и связан с именами мастеров Амазиса и Эксекия.

Стиль Амазиса более архаичен:

· Рисункок несколько вялый, расплывчатый

· общая бездеятельность и неподвижность

· композиция построена на чисто декоративном равновесии стоящих фигур.

· композиции строго подчинены сферической поверхности сосуда

· воздействуют, главным образом, своим орнаментальным ритмом

Римский портрет времени республики - student2.ru Римский портрет времени республики - student2.ru

Наши рекомендации