Моделирование образно3смыслового значения

Природных стихий на основе внутренне присущего

Им характера движения

Напряженно

Спокойно

Таблица № 2

Моделирование образно3смыслового значения

Времен года

Напряженно

__

_____'__

_

_________

_

_9 __

_

________

_

_

_#____

_

_

_

_5____

_

Спокойно

$____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________

",_

(__) *_ _________ ______________ ________

",_

Гансом Айзенком. Придав тем же двум векторам дви_

жения значения интроверсииэкстраверсии и стабиль

ностинейротизма, мы получим следующую модель

четырех классических типов темперамента и заодно —

ведущих эмоций, которые им присущи.

Таблица 3

Модель темперамента по Айзенку

Нейротизм

Стабильность

Таблица 4

Моделирование темпераментов по Айзенку

И характера музыки

Минор

Стабильность

2___$__ __

___ ___________

_______

(____ __

___ ___________

_____

8_____ __

___ ___________

___________

%___ _ __

___ ____________

________

_

Теперь по аналогии мы произведем моделирова_

ние эмоций в музыке и в изобразительном искусстве.

Поскольку темперамент человека отражает наи_

более существенные признаки эмоциональной жиз_

ни, а музыка нацелена на то же самое, то, заменяя в

этой модели параметр «нейротизмстабильность» на

музыкальный параметр «мажорминор», а «интро

версиюэкстраверсию» — на параметр «медленно

быстро», мы получим способ моделирования эмоций

в музыке. Мы имеем право это сделать, т. к. нейро_

тизм характеризуется беспокойством и тревожной

минорной окраской, а спокойствие — спокойствием

и мажором. Темп психической активности у интро_

вертов, как правило, более медленный и они доволь_

но ригидны, т. е., мало подвижны в психическом

отношении, а экстраверты отличаются более быст_

рым темпом психической жизни. Таким образом мы

получаем модель отражения в музыке основных эмо_

ций человека:

2___$__ __

_

2____________*_

_______

:______ _*_

_____________

(____ __

_

2_____ _____*__

_______

;____*_

!_"__#$%_

8_____ __

_

<____ _*_

&___"___

_

_

2____________*_

_______

%___ _ __

_

<__$____*__

3_____='__________

_____ _ __________

___(_)*_

2__________*_

_______

Попутно заметим, что в классической симфонии

ее части следуют в определенном порядке. Сначала

идет динамичная и драматическая первая часть, за_

тем медленное Анданте или Адажио, третья часть —

шутливое Скерцо, переходящее в четвертой части в

жизнеутверждающий финал, т. е. в данной модели дви_

жение эмоциональных состояний идет против часо_

вой стрелки по кругу, начиная с позиции Холерика и

заканчивая состоянием Сангвиника. Интересно, что та

же последовательность изменения эмоционального

состояния пациента происходят и в методе лечения

неврозов, именуемым наркопсихотерапией.

Пользуясь данной моделью, мы можем класси_

фицировать по выражаемым эмоциям не только му_

зыкальные произведения, но и картины различных

художников. Для этого надо заменить параметр ма

жорминор на параметр колорита — мрачныйсвет

лый, параметр движения мы при этом трогать не

будем.

Интро_

версия

Экстра_

версия

Медлен_

но

Быстро

$____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________

",!

(__) *_ _________ ______________ ________

",

Таблица 5

Моделирование эмоций в цвете в изобразительном

Искусстве

Колорит мрачный

были описаны в работах К. Юнга, также могут уклады_

ваться в эту же двухфакторную модель.

Каждый из открытых К. Юнгом архетипов имеет

четкое эмоционально_смысловое содержание, реали_

зующееся в своих особых, специфических формах по_

ведения. Они могут быть выражены как при помощи

музыки, так и при помощи других видов искусства.

Таблица 7

Соотношение образного характера музыки

И архетипических образов по К. Юнгу.

Минор

+______

_

#>_#______>_

_

,_-_ (___

_

.____

_

2>_!_____>_

_

/_______

_

_

0__________

_

)>_. ___ >_

_

1 ___________

___2______

_

3_______

_

<>_.____ __>_

_

'_______

_

Колорит светлый

На основании этой модели Г. Айзенка можно клас_

сифицировать и динамические особенности личности

различных писателей, художников, композиторов. В ис_

кусствоведческой литературе существует большое ко_

личество высказываний различных деятелей искус_

ства о том, что каждый композитор, писатель, худож_

ник всю жизнь создает одно и то же произведение,

только под разными названиями. Такое единство твор_

чества обусловлено предрасположенностью каждого

большого Мастера к определенным сюжетам, образам

и настроениям. И хотя Моцарт создал скорбный Рек_

вием, а Чайковский — праздничную увертюру «1812

год», их природные темпераменты, если судить по жиз_

ненным проявлениям, оказываются диаметрально про_

тивоположными.

Мы понимаем большой схематизм этой модели, но

предлагаемые обобщения позволяют глубже отразить

идею единства мира и взаимосвязи существующих в

нем явлений.

Если пойти еще глубже, то можно увидеть, что

архетипы коллективного бессознательного, которые

2___$__ _ _

_

._____4_

1_____4_

5_________

(____ _ _

_

+ (__4_

,___6_____4__

1___

8_____ _ _

_

7_____4_

+______4_

_______

%___ _ _ _

_

_____(__

0_________

_______

Таблица № 6

Классификация писателей, художников и

Наши рекомендации