Методы интерпретации натурного натюрморта для создания графической композиции.
Зарисовки натурного натюрморта для изучения, анализа и выявления выразительных особенностей предметов и форм, их тональности, контрастов и акцентов.
Освоение выразительных средств графики.
Поиск композиционного решения в эскизах.
Создание эскиза «Темный силуэт на светлом фоне».
Создание эскиза «Светлый силуэт на темном фоне».
Создание эскиза в линиарной технике: «Тонкая линия», «Толстая линия», «Смешенная техника: соединение тонкой и толстой линий в одной композиции».
Создание эскиза в технике «пуантилизма».
Создание эскиза в технике «Пятна».
Создание эскиза в технике «Пятно и линия».
Создание эскиза методом «Ритмизация».
Создание эскиза методом «Геометризация».
Создание композиции методом соединения цветной поверхности с элементами графических форм.
Создание композиции методом соединения живописной поверхности с элементами графических форм.
Создание эскиза на основе свободного динамического движения форм в композиции.
Создание композиции методом соединения фактурной поверхности с элементами графических форм.
Свободная авторская интерпретация натюрморта (пейзажа, фигуры человека или портрета)- «Фри-стайл»
Создание свободной интерпретации методом «Абстрагирования».
Во время работы над эскизами студент может выбрать несколько (5-7) методов и поработать с ними для создания интересного авторского решения - основного эскиза, по которому будет выполнена курсовая зачетная работа.
1- Необходимо нарисовать или написать 1-2 этюда для того ,чтобы понять тональную гамму натюрморта, определить композицию тональных пятен ,формат произведение. Основная работа выполняется в технике «А –ля –прима», поэтому необходимо ответственно решить все задачи указанные выше, при создании этюда. Предварительные этюды могут быть маленького размера: Формат бумаги от Ф-А16, Ф-А8 и Ф А4.
2- Выполнить основной рисунок на листе бумаги Ф -А4 или Ф -А3
,в соответствии с форматом выбранного этюда.
3- Написать или нарисовать основную работу в технике « пуантелизм».
4- Оформить основую работу и этюды на паспорту.
Это задание может быть выполнено на белой бумаге, на черной бумаге белым цветом и на цветной бумаге черным цветом по выбору студента.
Список красок (гуашь, акварель), необходимых для занятий цветной графикой для создания эскизов.
Для занятий живописью необходимо приобрести в специальных магазинах профессиональные художественные краски со знаком «ЗК»-«Завод красок»
1 Белила
2 Глубокая черная.
3 Кадмий лимонный.
4 Кадмий желтый.
5 Охра желтая
6 Охра золотистая.
7 Сиена натуральная.
8 Охра красная
9 Марс коричневый (светлый или темный)
10 Умбра натуральная.
11 Умбра жженая.
12 Сепия.
13 Оранжевая.
14 Красный алый.
15 Кармин
16 Краплак.
17 Фиолетовая светлая или темная.
18 Кобальт синий
19 Ультрамарин.
20 Синий «ФЦ»
21 Травяная зеленая.
22 Изумрудная светлая или темная.
23 Травяная зеленая темная.
24 Берлинская лазурь
25 Сажа газовая
К этому списку могут быть добавлены дополнительные краски по мере необходимости.
На отечественных предприятиях производится более 40 наименований гуашевых и акварельных красок различных составов и оттенков.
Демонстрационные материалы
9 Методическое обеспечение дисциплины «Цветная графика» и демонстрационные материалы.
1.Методический фонд с 2009 по 2016гг.
2 Показ слайдов исторического иллюстративного материала и современных художников.
3. Показ слайдов и иллюстративного материала работ студентов кафедры.
4. Электронная библиотека кафедры дизайна пространственной среды.
10 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материалы и инструменты Формат бумаги для основной работы Ф-А4, Ф-А3. Формат бумаги для предварительных этюдов Ф-А16, Ф-А8,Ф-4. Набор гуашевых красок, акварель, краска для печати,тушь. Ручка с пером и тушь. Карандаши разной мягкости, резинка; фломастеры разной толщины: черные и цветные. Губка. Ткани, салфетки бумажные. Кисти колонковые, щетинные или синтетические: плоские и круглые. Палитра. Валик резиновый |
Банка с чистой водой
Просмотр методического фонда кафедры ДПС.
Мольберты, этюдники, столы и стулья, компьютер. Бумага, кисти, краски, резинка, карандаши. Другие материалы, необходимые для создания учебных заданий по цветной графики: цветная бумага, планшеты, ножницы, линейки –для создания монотипии и коллажа.
Краткий словарь терминов
Акцент от лат.- accentus -ударение, выделение, подчеркивание-акцентирование или акцентация одного из элементов композиции, с помощью различных средств, таких как :цвет, тон, линия, контраст и другие.
Анализ- от греч. analysis –«разложение» , «расчленение»,-творческий метод, при котором рассматриваемое явление мысленно разлагается на составляющие его части. Противопоставляется синтезу, когда эти части соединяются в одно целое.
Анализ и синтез–два главных действия , составляющие творческий процесс художника.
Аппликация—от франц.application, от лат. – application – прикладывание. Способ изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу кусков разноцветной бумаги, картона, ткани, металлической фольги или других материалов.
Анализ- от греч. analysis –«разложение» , «расчленение»,-творческий метод, при котором рассматриваемое явление мысленно разлагается на составляющие его части. Противопоставляется синтезу, когда эти части соединяются в одно целое.
Анализ и синтез–два главных действия , составляющие творческий процесс художника.
Блик–от нем. Blick-взор, взгляд, родственно русскому - блеск.
На старославянском –блискати - сверкать, сиять. Означает максимальный отблеск, отражение на какой- либо поверхности в той ее точке, где лучи света падают перпендикулярно.
Вариант, вариация –от лат.-variatio-различие, изменение, разнообразие.
Это один из способов художественного формообразования, суть которого состоит в варьировании; тонкое различие одного и того же цвета по светлоте. Валеры достигаются техникой лессировок, создании новой композиции из готовых ,ранее существовавших элементов, частей ,в ином соотношении и связях.
Можно сказать «варианты эскизов» или «вариации эскизов», «тема с вариациями». Работа над вариациями эскизов является одним из видов работы над композицией произведения, его подготовительным этапом.
Вдохновение- от древнерусского –дъх- дуновение, дыхание;
вздох, дышать - отсюда: дух, душа- состояние творчества, откровение, душевного подъема, внутреннего озарения, этап формирования художественной идеи.
Валер- от франц. valeur-ценность, достоинство, иметь силу, стоить. В искусстве живописи или росписи это тональный ньюанс, минимальное использованию тона.
Видение живописное- видение и понимание цветовых отношений натуры с учетом влияния среды и общего состояния освещенности, которое характерно для натуры в момент ее изображения.
Видение художественное - умение дать необходимую эстетическую оценку качеств, заложенных в натуре. Перед изображением натуры художник в основных чертах уже видит ее образное живописное решение с учетом определенного материала и изобразительного языка, в котором работает данный художник. Ему помогает в этом предварительный проект, который называетсяэтюд, а такжеэскиз будущего произведения, в которых художник ищет и отмечает выразительные качества натуры..
Воздушная перспектива-изменениецвета ,очертания, и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом .
Геометризация –от греч. geo - земля metria- измерение- в искусстве способ последовательного упрощения изобразительных форм путем выявления и подчеркивания их геометрической структуры: центра, вертикальных и горизонтальных осей, диагоналей, геометризация всегда усиливает декоративность изображения. Вместе с другими приемами: инверсией, ритмизацией, пропорционированием, схематизацией и уравновешиванием геометризация входит в понятиетрансформации
Градация -от лат.-gradatio-постепенное повышение от gradus- «градус» -степень, ступень/последовательность , постепенность качественных изменений формы. В архитектуре и скульптуре от одного объема к другому; в живописи и графики от одной силы тона или цвета к другой.
Гамма цветовая-от греч. gamma-от названия греческой буквы, обозначающей в средневековой теории музыки самый низкий звук для построения звукоряда; в изобразительном и декоративном искусстве целостность цветовых оттенков ,получаемая за счет выделения одного цвета в качестве основного, доминирующего и частично проникающего во все остальные цвета, например: холодная гамма, теплая гамма, красная гамма, серебристая и другие.
Гармонияотгреч.-harmonia –соответствие ,согласие, созвучие- эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Объединение различных частей формы возможно на основе какого- либо общего признака: цвета, фактуры, силуэта, массы. Отсюда рождаются различные способы, средства и методы гармонизации. Гармонизация является одной из ступеней ( уровнем) композиции. Колористическая гармонизация достигается цветовой гаммой. Гармонию наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой.
Гравюра-от франц. Gravure, от graver-вырезать, от лат. Grave- тяжело,глубоко – техника нанесения углубленного рисунка на твердые материалы: металл, камень, стекло. Это вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы – доски из металла(меди, стали, цинка), дерева или линолиума с нанесенного на нее углубленного рисунка.Рисунок награвирован специальными резцами (штихилями) или травлением кислотой.
Гравюра делится на два вида: высокой и глубокой печати. При высокой печати-гравюра на дереве (ксилография) печатная краска накатывается на поверхность доски и выступающие ее части печатаются на черным или каким -либо другим цветом, а углубленные части остаются белыми. При глубокой печати (гравюра на металле, офорт, резцовая гравюра) краска затирается в глубь штриха, выступающие части дают белый цвет или светлый тон, а углубленные штрихи –темный.
Графика в интерьере-Когда графика является произведениемизобразительного или декоративного искусства, ее используют для украшения интерьера. Для периода Просвещения (16,17 и 18-ый века) стало модным собирать коллекции графических листов, выполненных по рисункам известных художников, таких как: Дюрер, Рембрант, Рубенс, Пиранезе, Клериссо и другие. Это были иллюстрации с их картин или их собственные рисунки, размноженные с помощью печатных оттисков. Техника гравюры дала возможность тиражировать произведения искусства, создавать тематические альбомы ( Клериссо «Римские древности»-как пример), а также иллюстрировать тиражи книг, не меняя их качества. Произведения графического искусства из этих альбомов начали вставлять в рамы и украшать ими гостиные, кабинеты и другие помещения своих домов, гостиниц и других общественных зданий, также как подлинные авторские рисунки.
Графика интерьера-Это особый вид графики , относящийся к проектированию интерьеров. Она бывает черно-белой (ахроматической) и цветной. Если интерьер существует и требуется его реконструкция, то сначала делается исследование существующей ситуации, ее анализ и предварительные зарисовки и композиционные поиски, поиски наилучших тоновых и цветовых состояний объекта.
Автор-проектировщик должен определить, что необходимо сохранить в данном интерьере, а что изменить, учитывая психологию восприятия интерьера, которая зависит от цвета и способа освещения помещений.
Когда решение принято, то основной проект выполняется в соответствующих программах на компьютере.
Если интерьеры создаются в заново строящемся здании, где уже определены цели и задачи архитектурного объекта, то можно сразу начать с создания предварительных эскизов и зарисовок для помещений определенного назначения. Когда эскизы отобраны и одобрены, можно переходить к выполнению основного проекта на компьютере.
Бурное развитие компьютерных технологий активно влияет на мир цветной графики, позволяя дизайнеру соединить ручные техники цветной графики с возможностями компьютерной техники и многоцветной цифровой печати на принтерах.
Цветная графика-тоже, что и графика черно - белая, только с дополнительным использованием цвета, как выразительного средства.
Декупюр -от франц. – decoupure – вырезание. Французкое название техники вырезание ажурного орнамента из различных материалов, как правило, для последующей аппликации, интарсии или маркетри, с использованием шаблонов или трафаретов для фигур и фона. В более широком смысле слова- один из способов формообразования.
Живопись-от русск. –живо и писать ; от др. инд.-pimcati- украшать, чертить; picas- вид, форма, цвет; от греч.-pixilos-пестрый; от лат. -pingere-рисовать. Живопись является одним из видов изобразительного искусства, заключающегося в создании картин , которые полно и живо отображают действительность. В отличии от живописи как самостоятельного вида искусства , живописный подход ( способ) может использоваться в других его видах . Сущность живописного подхода в изображении или проектировании объекта заключается во взаимосвязи с окружающей пространственной, световоздушной и цветовой средой . Следствием такого подхода является «растворение» форм в окружающей их цветовой среде, игре света и тени, бликов и рефлексов. Теоритической основой живописного подхода в проектировании являются основы (законы) колористики и цветоведения.
Законченность, завершенностьТакая стадия в работе надпроизведением, когда достигнута наибольшая полнота выполнения творческого замысла, или когда выполнена определенная изобразительная задача.
Идея-от греч.-idea-прообраз, причина, вид, форма-от phidein-увидеть. Идея является одной из основных форм мышления человека наряду с воображением, памятью, представлением, фантазией. Она помогает создать обобщенный образ окружающей действительности. В художественной деятельности она является основой темы, сюжета, мотива. В ранней античной философии это слово означало вид, прообраз всех вещей; позднее стало употребляться в переносном значении как высшее , абстрактное понятие о чем –либо.
Изобразительное средство:
-изображение-от из и др. русск.-образ,
от-праслав. ob и raz, rez-резать,делать черту-способ создания зрительного художественного образа.
-средство-от русск.-средний; лат.-neutrum-средний, промежуточный, переходный-один из основных компонентов техники и технологии работы художника и дизайнера связывающий его творческий метод с используемыми им материалами и приемами.
-изобразительное средство- К изобразительным средствам относятся: точка ,линия, штрих, зигзаг, росчерк, мазок, пятно, объем, пространство. Характер практического применения изобразительных средств
во взаимосвязи с теми или иными материалами определяет конкретный вид искусства или художественной деятельности: архитектуру, дизайн, живопись, скульптуру, графику или декоративное искусство.
Колорит –от итал. –colorito , от лат.-color цвет. Слово обозначает общую эстетическую оценку произведений искусства, проектов, объектов окружающей среды, целостности их цветовых отношений.
Колористика –от лат. –color – цвет. Наука о цвете, изучает закономерности зрительного восприятия цвета, использования цвета и его сочетаний в различных областях человеческой деятельности.
Коллаж– от франц.-collage- наклеивание.
Техника и вид изобразительного искусства, заключающийся в наклеивании на какую – либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
Ксилография – от греч. xylon - дерево и grapho – пишу, черчу, рисую. Вид графики, гравюры на дереве, гравирование по дереву и оттиск на бумаге с такой гравюры. Ксилография бывает двух видов: продольная(обрезная) когда резец движется вдоль волокон продольной доски дерева( см. лубок), и поперечная - при движении резца во всех направлениях по торцовому срезу. Продольная гравюра появилась в Китае в 1-ом веке н.э. Это гравированные буддийские книги, так называемые ксилографы. В Европе ксилография появляется в 8-ом веке н.э. Поперечная или торцовая гравюра изобретена английским художником Томасом Бьюиком в 18-ом веке.В современной ксилографии используются специальные породы дерева высокой твердости(груша, бук, самшит), что делает эту технику лучшей в тиражировании миниатюрных изображений в книжной графики и при создании экслибрисов.
Кьяроскуро-цветная ксилография печатается с нескольких досок. Рисунок и цвет, в этом случае, тщательно согласовываются. Эта техника изобретена итальянским художником Уго де Карпи в 1516 году. Печать производится с досок последовательно от светлых цветов к темным, от куда и название –от итал. chiaroscuro –cветотень; от– chiaro – светлый и scuro – темный. Эта техника дает возможность создавать цветные гравюры с тонкими переходами от светлого к темному цвету.
Композиция-от лат.-compositio- собирание, соединение, составление, сочетание – один из способов формообразования художественного произведения путем собирания существующих , готовых и сочиненных форм и соединение их в единое целое. Искусство сочинения и составления произведения искусства или архитектуры сообразно замыслу автора, его идеи. Композиция один из типов создания структуры, организацию конструктивных связей, не только функциональных ,но и эстетических. В качестве изобразительных средств композиции могут использоваться : линия, плоскость ,объем , пространство, цвет. В основе действий с формами лежит комбинаторика ,Средствами гармонизации формы являются симметрия, асимметрия, ритм, пропорциональные отношения, средствами художественной выразительности –контраст ,динамика, статика, масштабность .При работе над композицией архитектор, дизайнер или художник должны учитывать качества и особенности материалов из которых проектируется или, в дальнейшем, создается объект или произведение искусства. Композицией называется также процесс создания художественного произведения, его конечный результат и дисциплина , изучающая закономерности этого процесса.
Конструкция-от лат.-constructio – построение .В произведениях искусства построение является способом связей его отдельных частей, элементов, в зависимости от их функции (назначения) и идеи в композиции: движения ,опоры ,равновесие изображения, целостности,
Контраст- от франц.-contraste- противоположность, от лат.-contra-против.
В искусстве является одним из средств формообразования, основанным на зрительном восприятии максимального различия форм, величин, цвета, фактуры и других видимых свойств объектов окружающей действительности .В дисциплине о цвете- колористике, существуют понятия одновременного и последовательного контрастов.
Линия– от лат. linea – льняная нить. В геометрическом смысле линия одномерна, это след от движущейся точки. В практике художника и дизайнера линия происходит от движения карандаша или другого рисующего материала по изобразительной поверхности. Она всегда имеет некоторую толщину, контрастность по отношению к фону, тональность, цвет или фактуру. В отличии от абстрактной математической и чертежной линий, она материальна и не одномерна.
В изобразительном искусстве линия всегда мыслится как граница поверхности. Одной своей стороной она принадлежит этой поверхности, а другой - окружающему пространству. В изображении объемных форм линия-это поверхность, видимая в профиль (контур).
Она является одной из основных изобразительных и выразительных средств в рисунке и графике.
Линогравюра. Гравюра на линолеуме – от лат. linum –лен, полотно; от лат. oleum - масло, от франц. graver – вырезать.
Один из видов гравюры высокой печати, в котором гравирование проводится на линолеуме, пластике, пенопласте Линолеум изготавливается из полимерных материалов на тканевой основе. Линогравюра получила широкое распространение из-за дешевизны материалов и легкости работы с ними с 60-ых годов 20-ого века. Эта техника близка к гравюре на дереве (ксилография).Она позволяет использовать большие плоскости и крупный штрих.
Литография– от греч. lithos – камень, и греч. - grapho - пишу. Вид печатной графики, основанной, в отличии от гравюры, на технике плоской печати. На поверхность специального литографского камня, известняковых пород, обрабатывается литографским жировым карандашом и тушью. После травления зажиренные участки камня принимают краску, а пробельные и протравленные кислотой оказываются к ней не восприимчивыми. Характерной особенностью литографской манеры является фактура рисунка, зависящая от зернистости литографского камня.
Мазок-от греч.-masso-давлю, перемешиваю; от русск.-мазать. Является одним из основных средств в живописи и графике, от сюда техника «мазковой» роспии и такой графической техники, как «монотипия»
Модель-от франц.-modele, от дат.-modulus-мера, образец. Это слово имеет множество значений в художественной практике : оригинал; объект для изображения- натурщик или натурщица ,макет, мысленный план или теоритическая модель. Понятие моделирования близко к понятию –композицияи является по отношению к ней подготовительным иливспомогательным методом.
Метод-от греч.-methodos-способ, путь. Главный, основополагающий способ решения какой-либо проблемы или подхода к ней. Творческий метод художника лежит в основе его профессиональной деятельности и определяется совокупностью философских, мировоззренческих, специальных знаний; практически выражается в понятии композиция.
Монотипия– от греч. monos - один и typos –отпечаток; вид печатной графики, в котором с каждой формы получается только один отпечаток. Техника монотипии заключается в непосредственном рисовании кистью масляной или типографской краской на металлической или пластиковой пластине с последующей печатью на влажную бумагу аналогично офорту. Отсутствие тиража делает каждую монотипию уникальным произведением искусства. Она характеризуется мягкими тональными и цветовыми переходами, недостижимых в других техниках, и своеобразной фактурой
МУЗА-от греч.–musai - мыслящая. В древнегреческой мифологии название девяти богинь-покровительниц различных видов творческой деятельности человека, покровительниц искусств. Предводителем муз являлся Апполон-Мусагет. Музы всегда изображались со своими атрибутами,по которым их можно было легко распознать.
МУЗЕЙ-от лат.–museum, от греч.-museion- жилище муз. Теперь это организация , занимающаяся собиранием, хранением, изучением, реставрацией, демонстрированием, популяризацией ценностей культуры в различных областях творческой деятельности человека.
Натура– от лат–natura-природа, естество, сущность, форма, внешний вид, рождение. Это понятие является собирательным обозначением всего, что служит объектом изображения в искусстве. Например : рисование с натуры ,,этюд с натуры. С другой стороны , словом «натура» может называться внутренняя природа, естество ,качество души человека.
Натюрморт- от франц. -nature morte- мертвая природа. от анг. - still life; от немец. -stilleben-тихая жизнь. Слово обозначает жанр изобразительного искусства , произведение такого жанра, а также объект изображения, состоящий из отдельных форм ,окружающих человека, в которую могут включаться не только неодушевленные предметы, а и природные формы : цветы, плоды, птицы и звери. Поэтому существует более точное название этого жанра искусства- от анг. - still life; от немец. -stilleben-тихая жизнь.
Нюанс-от франц.—nuance-оттенок. Нюансировка-тонкое минимальное различие качеств формы: размера, тона, цвета, фактуры; один из приемов формообразования, состоящий в выявлении качественных нюансов; близок по смыслу понятию-моделировка.
Объем-от праслав.-ob, и –jeti-брать, вместе - о-хватывать. Слово обозначает трехмерное изобразительное средство ,которое используется в архитектуре, скульптуре, лепке, но может изображаться на плоскости как изобразительная поверхность в рисунке, графике, живописи.
Оттенок-от-тень-небольшое отличие ,нюанс в цвете или тоне. Например
золотистый оттенок того или иного цвета .Ахроматический оттенок –нюанс светлоты, тоже что и валер.
Отношения -взаимосвязь элементов изображения, существующая в натуре и используемая при создании произведений. Например, отношения цветов и оттенков ,тонов различной светлоты, размеров и форм предметов, пропорций, пространственные отношения.
Офорт,- от франц. eau-forte – «крепкая водка», азотная кислота. Разновидность, а также название техники углубленной гравюры на металле, в которой рисунок наносится процарапыванием грунта и последующим травлением кислотой. Временем травления обуславливается глубина и сочность штрихов при печати на бумаге. Штриховая гравюра без травления называется резцовой или сухой иглой, в зависимости от используемого инструмента. Техника офорта появилась на рубеже 15-ого - 16-ого веков, но своего расцвета достигла в 17-ом веке. Офортом также называют акватинту, мягкий лак , лавис и резерваж.
Пропорции-от-лат. –proportio - соотношение, соразмерность. Слово обозначает зрительную соотнесенность, различных форм соразмерность величин или их частей между собой , в основе которой лежит какая-либо мера: число, линейный отрезок, единица массы. Пропорция – средство гармонизации формы художественного произведения ,пропорциональность - ее эстетическое качество.
Пространство - от др. инд –prastaras – плоскость, равнина; от лат.- stratere – стелить, рассыпать .Слово имеет несколько значений: одно-всеобщее свойство материального мира; другое- изобразительное средство, действие которого основывается на зрительной взаимосвязи нескольких объемов .Пространство используется художником в скульптуре и архитектуре, оно может изображаться и на плоскости- и в рисунке, графике, живописи.
Пятноот др.русск. – пятъно-клеймо, знак, метка, от- пята – след Слово обозначает одно из основных изобразительных средств, характеризуется двухмерностью (плоскостностью), тональностью, фактурой.
Рисунок – от польск –rysunek, от -rysowae- чертить; от др. немец.- rizzan-rizen; от анг. -write- писать. Словом обозначается структурная основа зрительно воспринимаемой формы.; по смыслу близко понятиям абрис, контур; является основой изображения. Рисовать –означает выявлять внутреннюю структуру объекта., логику его построения, придавать ему ясность, красоту .Рисуют карандашом, пером сангиной, а красками - пишут (Живопись ,роспись ).
Ритм от –греч. -rhythmos- движение, такт; от rhein- течь ,eryein-тянуть.
. Ритм универсальное природное свойство ,одна из главных закономерностей организации « живой» природы и « не живой» материи, « биологические часы» организма человека. В искусстве –интуитивно или намеренно создаваемая упорядоченность формы. на основе чередования качественно различных ее элементов, что создает ощущение периодически повторяющихся акцентов..
Ритм следует отличать от метра –равномерной последовательности однородных элементов. Ритм – это изменение метра, его пульс.
В эстетической и художественной деятельности человека ритм и метр наряду с симметрией и пропорциями являются основными средствами гармонизации формы.
Рефлекс– от лат.-.reflexus- отогнутый назад. Означает отражение света в тенях предметов. В изобразительном искусстве используются тональные , ахроматические и цветовые рефсексы для выявления объемности форм и их связи с пространственной средой.
Светот др.русск-свъть, от др.инд. -cvetas-светлый, белый, блестящий. ,градация освещенности предметов, в искусстве –средство достижения иллюзорности, вместе с тенью, темнотой, тьмой.
Светотень -от-temnь тьма, темнота -градации светлого и темного ,соотношение света и тени на форме. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла в произведении. Светотень подчиняется общему тональному решению. Градации светотени: свет, блик, тень, полутон, полу тень, рефлекс.
Силуэтот франц. silhouette – плоскостное изображение; форма воспринимающаяся плоскостно в силу тонального контраста фигуры и фона. Явление силуэта может возникнуть и в процессе восприятия объемных форм, скульптурных и архитектурных, поэтому качество силуэтности используется как дизайнерами, так художниками и архитекторами, то есть во всех видах художественной деятельности.
Как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось во Франции в начале 18-ого века. Его название происходит от от имени министра финансов Этьена Силуэта, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля-силуэта. Сам он также увлекся, в последствии, вырезанием силуэтов из черной бумаги.
Стиль- от лат.-stylus, от греч.- stylos –стержень, палочка для письма на восковой дощечке. Слово означает сложившуюся систему принципов, закономерностей и правил определенного творческого метода, а также особенности художественных форм, присущих какой-либо исторической эпохи. Стилем также называют отражение этой системы в работе того или иного мастера или в конкретном его произведении. Понятие стиля необходимо отличать от индивидуальной манеры художника.
Студия.-от итал. –studio- старание, изучение ,от лат.-studere-стараться, усердно работать, прилежно изучать, добиваться, стремиться, штудировать.
Слово также означает мастерскую художника, скульптора, архитектора, учебное помещение, специально оборудованное для занятия искусством и освоения мастерства.
Структура-от лат.-structura- построение, расположение, строй; от structe – красиво, изящно, складно, взаимное расположение, способ связи частей какой-либо формы. Структура определяется единым характером связей составляющих ее элементов., способом формообразования. Характер этих связей определяет конкретный тип структуры. Например: конструкция как функциональная структура, композиция как смысловая целостность, текстура как внутреннее строение материала, его связь, соединение, зрительно воспринимаемый характер его поверхности.
Тон-от греч -tonos- напряжение ,ударение. В изобразительном искусстве одно из зримых качеств поверхности формы - степень светлоты или темноты Все тона делятся на две большие группы: хроматические и ахроматические или черно-серо-белые. Хроматические тона соответствуют основным цветам спектра и их производным. Оценка светлоты и темноты тона связана с явлением одновременного контраста и поэтому всегда субъективна.
Точка –от греч.-tuxos- толочь, долбить; от лат.-punctum- точка; от польск. - tokarz - точить, вытачивать, точно обрабатывать; от укр.- ткать, ткнуть, колоть, от этого слова происходят слова- точный, верный, пунктуальный .Слово обозначает элементарное изобразительное средство; теоретически не имеет размеров, практически пятно малых размеров различной формы.
Трансформацияот лат.- transformationis- преображение, превращение от - trans - за, пере, через, и -forma – форма ,вид, облик. В искусстве это слово означает собирательное название различных приемов формообразования, художественного преображения формы.
Трафарет– от итал. traforetto – продырявленный, от лат. trans- foro – прокалываю. Пластина из картона, бумаги, дерева или металла с прорезанными в ней элементами- рисунка, орнамента или шрифта. Служит для воспроизведения или многократного повторения этих изображений на какой либо поверхности с помощью тампона, пульфона, аэрографа или валика.
трафаретная печать-печать при помощи трафарета, печатной краски и валика на различных поверхностях - ткань, бумага, картон, пластик и т.д.
Фактура- от лат.- factura – обработка, строение. .Слово обозначает зрительно-осязательное качество поверхности материала, например: гладкая, шероховатая. В искусстве это слово характеризует качество материалов и приемов. В переносном смысле фактура- индивидуальный почерк, особенность руки художника
Форма- от лат. – forma – вид, облик, лик, обличье, наружность, внешность. Слово обозначает внешний вид, то, во что облекается содержание. Форма любого объекта является как единство его внутренней конструкции и внешней поверхности.
Фотофильм печать - тоже, что и фототипия-от греч. photos – свет и typos - отпечаток, след. Одна из техник репродуцирования, плоская печать, в которой соединяется техника фотографии и трафаретной печати.
Фотографика–от греч. photos – свет и см. графика. Разновидность графики, использующая средства фотомонтажа, элементы или приемы фотоискусства, современные средства - компьютерные графические программы и цифровые печатные устройства.
Фрагмент - от лат. –fragmentum – обломок, кусок, осколок. Фрагмент представляет из себя часть композиции или художественного произведения, сохранившегося не полностью, а лишь частично. Фрагмент может состоять из отдельных деталей, складывающихся, в свою очередь , из элементов.
Художник –от ст. слав.- художный, от – праслав.-xodog – сведущий, опытный; от- готск. - handbags – ловкий, handus – рука; от лат. - artifex-искусный человек, достигший высшего мастерства. Художник это творчески мыслящая личность, человек, созидающий неповторимые художественные образы, в которых универсальные закономерности , отражаются в его личном индивидуальном восприятии.
Чертеж –от др. русск. – чьртежь, от пра-слав. chersti – резать, рубить. Первоначально – просека, граница вырубки леса. В художественном проектировании является точным изображением объекта в масштабе, его плана и конструкции: разрез, аксонометрия, ортогональ, перспектива. От сюда и - черта, чертить.
Цвет – от ст. слав. – цвет,цветок; от праслав. –kvet – мерцать, блестеть; от лат. – floris – цветок, цвет, отсюда – Флора –богиня цветов, весны и юности .Слово цвет обозначается одно из зрительных качеств окружающей человека среды, определяется физическими свойствами преломления и отражения световых лучей в пространстве и на поверхности различных тел.Цвет это определенный участок спектра, хроматический тон. Наука о цвете называется- колористика. В искусстве понятие цвета ,как изобразительного средства, необходимо отличать от материала-краски.
Шелкография-Разновидность графической техники, в основе которой лежит создание сита (трафарета из шелковой (исторически) или синтетической ткани (в наше время) натянутой на раму. Фотоспособом, где часть сита закрывается непроницаемой пленкой и не пропечатывается краской в соответствии с рисунком. Используется и в наше время для создания не больших тиражей при печати на тканях, бумаге и других материалах.Шелкография- Техника печати (переноса, перевода, тиражирования) цветных или черно-белых рисунков. на любую поверхность: бумагу, металл, дерево, ткань, керамику, через шелковое сито. Разновидность графической техники, в основе которой лежит создание сита. Трафарет из шелковой (исторически) или синтетической ткани (в наше время) натянутой на раму. Ткань резервируется специальным клеевым составом, где часть сита закрыва<