Жизненный режим певца и некоторые

ОБЩЕГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Значение режима и соблюдение общегигиенических правил

Всякая деятельность, которой занимается человек, связана с тратой нервной и мышечной энергии. В зависимости от вида работы, тратится больше одна или другая, что и служит осно-

20* 611

ванием для деления людей по виду их деятельности на людей умственного и физического труда. Как мы помним, в результа­те траты энергии возникает явление утомления, которое обычно снимается последующим отдыхом. Вся деятельность-организма построена на смене траты энер­гии и ее последующего восстановления.

Профессиональная певческая деятельность, как и процесс обучения пению, связаны с большой тратой нервно-мышечной энергии. Певец-профессионал или подвинутый учащийся поют, как показывает практика, не менее 2—3-х часов в день. В это время они целиком отдаются воплощению своих исполнитель­ских задач, совершенствованию вокально-технических средств, нахождению новых вокальных возможностей своего голоса. Они погружаются в трудную вокальную работу всем своим сущест­вом. Эта большая творческая деятельность требует огромной1 сосредоточенности внимания, мобилизации всех эмоциональ­ных ресурсов и интеллектуальной сферы певца.

Повседневная напряженная творческая работа требует от певца полного сосредоточения всех его психических сил, боль­шой затраты нервной энергии при одновременной затрате нема­лой мышечной работы. Вследствие этого естественно и неиз­бежно наступает утомление. Если это утомление не будет снято последующим отдыхом, то, накопляясь, оно приведет к переутомлению и может привести к еще более серьезным нару­шениям деятельности организма — к его заболеванию.

Поэтому как всякий труд, певческая деятельность требует своих норм работы и отдыха и их правиль­ного распределения во времени. Это особенно важно для певца, у которого не только творческие возможности, но к само звучание голоса целиком определяется состоянием орга­низма.

Полноценная деятельность возможна тогда, когда организм не утомлен, когда жизненный тонус высок и когда все творче­ские возможности могут быть легко мобилизованы. Именно в этом состоянии легко разрешаются наиболее сложные техниче­ские и исполнительские задачи. Однако жизнь с ее многочислен­ными отвлекающими, утомляющими моментами часто делает певца недостаточно работоспособным, снижает его тонус и творческую энергию.

Для того чтобы певческая деятельность выполнялась на воз­можно более высоком уровне, чтобы певческие успехи ученика были наилучшими, каждому певцу, серьезно относящемуся к своей деятельности, необходимо соблюдать определенный р а-циональный жизненный и профессиональный режим, выполнять определенные гигиениче­ские правила. Надо сказать, что подавляющее большин­ство крупнейших отечественных и зарубежных певцов прошлого и настоящего — люди строгого жизненного и профессионального




режима. Все они придерживались определенных, выработанных для себя гигиенических правил.

Под целесообразным общим режимом сле­дует понимать умение так рационально его построить, чтобы все жизненные функции протекали нормально, обеспечивая высокий тонус во время работы, и не оставляли бы утомления. Ежедневная большая творческая работа певца должна распре­деляться так, чтобы она протекала в период наибольшего подъ­ема и активности организма. Нормальный жизненный режим и соблюдение гигиенических правил обеспечивает здоровье чело­века. Певец — это прежде всего здоровый че­ловек с устойчивой психикой, крепкими нер­вами, хорошим тонусом мышц и здоровыми внутренними органами. Голосовая функция тесно связана и с нервной системой человека, и с эндокринной си­стемой, и с состоянием внутренних органов.

Известно, что при большом волнении голос может перестать' звучать, он срывается. Сильные психические переживания мо­гут привести к полной потере речевой и певческой функции. Певец лишается голоса совсем либо теряет основные профессио­нальные качества: выносливость, блеск, возможность петь forte, брать высокие звуки, выдерживать тесситуру (так называемая фонастения).

Следовательно, режим жизни должен быть построен так, чтобы н ерв н а я система певца не подвергалась сильным неожиданным нагрузкам, психическим травмам, перенапряже­нию, чтобы, утомляясь в процессе жизни и певческой деятель­ности, — она систематически получала возможность полного вос­становления.

При неустойчивой нервной системе, при сильной ее реактив­ности и быстрой утомляемости легко возникают различные нарушения нервной деятельности, немедленно сказывающиеся на голосе. Сегодня голос ученика звучит прекрасно и кажется, что он многое уже постиг. Педагог доволен, думает о дальней­шем пути, каким его следует вести, а назавтра все достигнутое разваливается как карточный домик. Ученик производит такое впечатление, будто он никогда не учился или все забыл. И са­мому ему петь трудно, и педагог растерян, думая, что, очевидно, выбранный метод не идет ученику на пользу.

Между тем причина заключается в том, что ученик перед уроком или накануне поволновался, расстроился или провел бессонную ночь, в результате чего нервная система оказалась заторможенной и усталой. Тормозятся прежде всего последние, лучшие достижения — навыки, как менее крепкие. Кроме того, усталая или травмированная нервная система не дает нужного тонуса организму, и протекание всех функций оказывается за­трудненным и нарушенным. Часто у таких учеников по глазам, по той манере, с которой они здороваются и входят в класс,

* 613

уже можно судить о том, будет ли урок удачен или нет. Людям с неустойчивой нервной системой не следует выбирать себе такую трудную в смысле нервной нагрузки профессию, как пев­ческая. Такие ученики,-даже при наличии хороших данных, ред­ко могут достигнуть профессионализма. Они в процессе заня­тий испытывают огромные затруднения, мучаются сами и ста­вят в неудобное положение педагога. Относительный успех в этом случае возможен только, если ученику создаются исклю­чительные условия жизни: точный разумный режим жизни и работы, исключение всяких волнующих моментов, идеальные гигиенические условия и т. п.

Однако в практической жизни это трудноосуществимо, и бо­лее того — это все же не может выработать профессионального певца, стойкого к постоянным сильным нагрузкам на нервную систему. Каждое выступление — всегда испытание для нервной системы. Не только нахождение новых навыков, формирование рефлексов представляет большую нагрузку для нервной систе­мы, но и выполнение старых. И.П.Павлов писал: «...повторение достигнутой задачи — это тоже труд, и он может кончиться кри­зисом» '. Это тем более верно, когда задачу приходится выпол­нять в неблагоприятных для нервной системы условиях публич­ного выступления.

Но даже в том случае, когда ученик обладает устойчивой нервной системой, хорошо переносит сильные нагрузки, он дол­жен с большим вниманием относиться к гигиеническим прави­лам, способствующим сохранению высокого тонуса и длитель­ной работоспособности нервной системы.

Мышечная система тесно связана с нервной. Для певца необходима достаточная мышечная активность. Мышеч­ная активность зависит от тонуса нервной системы. С другой стороны, и умеренная, работа мышц оказывает тонизирующее влияние на нервную систему. Хорошо развитые и активно дей­ствующие мышцы всегда способствуют хорошему жизненному тонусу. Не случайно там, где профессия связана с повседневной тренировкой мышц (как, например, в институтах физкультуры, в балетных школах), люди не1 только иначе двигаются, но у них другой, более высокий жизненный тонус. Уныние, упадок настроения, вялость — здесь более редкое явление. Певец не может не обращать внимания на состояние мышечной системы, которая должна получать систематическую умеренную нагруз­ку. Пассивность в движениях, лень, сидячий образ жизни не способствуют хорошему состоянию организма, снижают его

активность.

Кроме того, работами последнего десятилетия было установ­лено, что общая мышечная активность непосредственно воздей-

жизненный режим певца и некоторые - student2.ru 1 «Павловские среды», т. II, М.—Л., АН СССР, 1949, стр. 593.

ствует на тонус мускулатуры гортани, т. е. на самый механизм голосообразования. Работающие скелетные мышцы рефлекторно стимулируют тонус гортанного сфинктера. Таким образом, дея­тельность мышечной системы является мощным стимулятором жизненного тонуса организма вообще и голосового аппарата в частности. Каждый певец должен знать об этой взаимосвязи и использовать ее в целях поддержания активности своего орга­низма и голосового аппарата.

На общем состоянии организма и на работе голосового аппа­рата в сильной степени отражается состояние внутрен­них органов. Работа внутренних органов, учет особенностей их функции должен входить как один из элементов при состав­лении режима дня. Состояние многих внутренних органов, в частности желудка, сердца, может непосредственно сказываться на работе голосового аппарата, тормозя его деятельность, не говоря уже о заболеваниях этих органов, при которых рефлек­торно может нарушаться работа гортани. Болезненное или особое функциональное состояние этих органов в момент пения в сильной степени способно затруднить певческую функцию. На полный желудок — петь трудно не только из-за механических причин,вследствие ограничения движений диафрагмы, но и рефлекторно. Поэтому певцу рекомендуется в дни выступления обедать за 3—4 часа до выступления, не перегружая себя едой.

Составление определенного и твердого рас­порядка дня, режима отдыха, работы и питания для боль­шинства учащихся представляет значительные трудности в связи с различными условиями жизни, работы и учебы. Все же жизнь показывает, что, несмотря на самые, казалось бы, неблагоприят­ные условия, часть студентов умеет так организовать свой ре­жим дня, что основные гигиенические нормы оказываются выполненными и занятия протекают у них успешно. В то время другие, имеющие лучшие условия для жизни и работы, оказы­ваются неспособными наладить свой режим дня. Из практики известно, что главное заключается не в объективных условиях, а в психических качествах ученика, в воле, целеустремленности, собранности и умении подчинить всю свою жизнь основной за­даче — борьбе за овладение трудным искусством пения, за свое место в искусстве.

При наличии этих качеств все сложности бытовых, финан­совых и иных ситуаций таким ученикам удается успешно пре­одолевать. Другие же успокаиваются, ссылаясь на объективные причины. Мы уверены, что если каждый учащийся певец пере­смотрит свой распорядок дня, то он найдет массу возможностей для выполнения основных гигиенических правил, нужных для его лучшего продвижения по пути вокального совершенствова­ния. Все дело в целеустремленности и воле ученика, которые оказываются в одних случаях способными преодолеть все жиз­ненные препятствия, а в других — нет.



Общегигиенический режим должен включать в себя определенный распорядок отдыха, труда, питания, физиче­ских движений и т. п.

Как мы уже говорили, чередование утомления и отдыха по­зволяет организму выполнять любую деятельность постоянно, в течение всей жизни. Вспомним, что и вся жизнь человека строится на этом чередовании активности и отдыха. За време­нем дневной активности, когда человек тратит много энергии, наступает сон — когда восстанавливаются затраченные силы, и с утра человек оказывается снова в деятельном состоянии. Благодаря смене активности и последующего отдыха (сокраще­ния и расслабления) сердце человека способно работать в тече­ние всей жизни. Расчеты показали, что в течение суток оно находится в состоянии активной работы, т. е. в сокращении, —-девять часов, а пятнадцать — в расслабленном состоянии — в со­стоянии отдыха. Задача отдыха — снять утомление, восстановить работоспособность организма в целом или какого-либо его ор­гана.

Сон

Полный отдых организм получает во время сна. Сон — это разлитое торможение нервных клеток мозга, во время которого они восстанавливают энергию для последующего дневного воз­буждения. Сон, достаточный для восстановления энергии нерв­ных клеток, должен длиться 7—8 часов для взрослого человека. В более молодом возрасте норма сна несколько увеличивается — до 9 часов в сутки. Эти нормы весьма условны и в значительной степени зависят от свойств нервной системы того или другого человека. Каждый должен знать норму своего сна, после кото­рой он чувствует себя действительно полностью отдохнувшим, готовым к новой работе.

Для того чтобы сон наступал скоро, был глубоким и ровным, необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего важно ложиться в постель всегда примерно в одно и то же время, тогда, в силу сложившегося стереотипа, сон будет при­ходить скорее и легче. Важно на ночь не перегружать свою нервную систему мыслями, требующими большого сосредоточе­ния, не занимать ее волнующими проблемами, не давать ей большой умственной работы. За 1—2 часа до сна нужно пере­ключаться на спокойную беседу, чтение легкой беллетристики, пасьянс. Еще более целесообразно выйти на полчаса — час на спокойную прогулку по улице. Такая прогулка — лучший отдых после работы, дающий хорошее переключение энергии с умст­венной работы на двигательную. Весьма существенно не есть много на ночь и принимать пищу не позже чем за 2—3 часа до сна. На ночь не следует пить ничего возбуждающего (кофе,

крепкий "чаи, алкоголь) и не есть острого. Все эти доступные каждому мероприятия помогают легко и спокойно засыпать, спать глубоким сном и просыпаться бодрым, хорошо выспав­шимся, с желанием быстро встать.

Большое значение для сна имеет чистота воздуха и темпе­ратура комнаты, где проходит сон. Комнату на ночь необходимо хорошо проветрить, и, если позволяет погода, оставить откры­тым окно или, по крайней мере, форточку. Сон в душном, жарком помещении не протекает глубоко и спокойно.

На режим сна должен обратить самое серьезное внимание каждый певец, так как только хороший сон способен восстано­вить утомленную нервную систему. Указанные мероприятия,' способствующие хорошему сну, как правило, доступны в сед! учащимся пению и требуют лишь воли для организаций режима дня и подготовки ко сну.

Сложнее с подготовкой ко сну певцов-артистов, которые возвращаются поздно со спектакля или концерта в возбужден­ном состоянии. Здесь прогулка пешком из театра, не слишком обильная еда на ночь, теплый душ, чистый воздух в комнате, отвлекающее занятие — пасьянс, легкое чтение — облегчают за­сыпание.

Если человек страдает бессонницей, —необходимо обратиться к врачу. Нарушения режима отдыха нервных клеток не могут пройти незнаказанно. Иногда приходится применять медикамен­тозные снотворные средства. Но прибегать к ним следует исчер­пав все названные выше профилактические средства. Предва­рительно необходимо посоветоваться с врачом.

Питание

Еда человека, занимающегося пением, должна быть доста­точно калорийной, разнообразной и необильной. Певцу следует избегать острых блюд, раздражающих слизистые оболочки, а также излишне горячих, обжигающих или, наоборот, слишком холодных. Излишне горячие напитки, например очень горячий чай, обжигающе действует на слизистую оболочку, рот и глотку, в результате чего нарушается ее нормальная функция и воз­никает катаральное воспаление или атрофический процесс. Горло начинает сохнуть, легко подвергается воспалительным процессам. Слишком холодные блюда, например кушанья, только что вынутые из холодильника, мороженое, сильно охлаж­денное питье, — могут вызвать простудные заболевания, осо­бенно если их употреблять будучи разгоряченным, непосред­ственно после пения, после активной мышечной работы.

Необходимо, чтобы питание распределялось равно­мерно в течение дня. Нельзя питаться всухомятку, кое"

61?

как, между делом. Правильное, регулярное, калорийное, разно­образное питание — залог хорошего бодрого состояния орга­низма. Особенно важное значение имеет распределение питания в течение дня. Важно всегда питаться в одно и то же время, с небольшими отклонениями в ту или другую сторону. Орга­низм привыкает к определенному стереотипу смены различного вида работы, питания и отдыха. Этот стереотип надо всемерно поддерживать. В какое время человек привыкнет принимать пищу, — зависит от условий его работы, но выработанного ре­жима следует, по возможности, придерживаться ежедневно. Каждый хорошо знает, что привыкнув питаться в определенные часы, он с точностью часового механизма к этому времени на­чинает ощущать голод, следовательно организм уже пригото­вился для принятия пищи.

Состав пищи ничем не лимитируется, за исключением упо­мянутых выше очень горячих, очень холодных и очень острых блюд, что диктуется состоянием желудочно-кишечного тракта и привычками певца. Следует лишь обращать внимание на разно­образие употребляемой пищи и достаточное присутствие в ней

витаминов.

Витаминизация организма особенно необходима в зимний и весенний период, когда человек мало бывает на воздухе, мало облучается солнцем. Насыщение организма вита­минами повышает сопротивляемость к инфекциям, улучшает его деятельность, повышает жизненный тонус. На зиму падает наи­большая нагрузка в смысле работы и наименее благоприятная обстановка в смысле внешних условий существования. Общая низкая температура, резкая смена температуры, охватывающая человека при переходе из помещения на улицу, короткий день, недостаток солнца и малая возможность пользоваться свежим воздухом — все это угнетающе действует на организм, способ­ствует возникновению простудных заболеваний. Простудные же заболевания в свою очередь ослабляют организм. Кроме того, певец начинает беречься и меньше пользоваться свежим воз­духом. Витаминизация, особенно в зимний период,— весьма су­щественное подспорье, повышающее жизненный тонус орга­низма.

Особо следует сказать о количестве пищи. Питание должно быть достаточным, но не обильным. Чувство насыщения у большинства людей приходит позднее того момента, когда ©рганизм получает необходимое количество пищи. В результате многие люди переедают, желая во что бы то ни стало встать из-за стола с ощущением сытости. Как считают многие спе­циалисты в области питания, большинство людей в наше время страдает от переедания, а не от недоедания. Переедание ведет к тому, что в организме помимо ожирения скапливаются различ­ные шлаки, излишки неиспользованных веществ. Ожирение наносит большой и непоправимый вред внешнему облику ар-

; а также может нарушать деятельность ряда его систем: сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной.

Каждый артист всегда обязан следить за своим внешним видом, так как полнота может сильно мешать воплощению многих образов. К сожалению, жизнь показывает, что многие певцы, и особенно певицы, сильно полнеют после 30—40 лет. Это значительно снижает впечатление от их выступлений на сцене. Большинство оперных героинь — девушки, молодые жен-щины, и выступление в этих ролях располневших певиц произ* водит крайне отрицательное впечатление, даже несмотря на великолепное пение. В наше время оперная сцена требует со­здания полноценного образа героя как в смысле вокально-драматического его воплощения, так и внешнего, сценического.

Обычно так называемые склонные к полноте люди стараются не есть тех или иных продуктов, чаще всего мучных и сладких блюд. Действительно, эти углеводные продукты способствуют накоплению жира. Но в конечном итоге решает вопрос не столько качество, а количество пищи, которое'съедает человек, и та мышечная работа, которую он производит за день. Часто бывает, что полнеющий человек не ест мучного и сладкого, старается есть растительную пищу, но не ограничивает ее количество, сравнительно мало ходит, т. е. в общей сложности поглощает большое количество питательных веществ, а тратит их мало. Такая диэта мало помогает. Склонность к полноте свя­зана с изменениями в эндокринной системе, а также с возраст­ным фактором. Однако, как правило, большинство певцов страдает ожирением от переедания и недостатка в мышечной работе, т. е. в движении. Страх за звучание голоса заставляет их беречься от активной мышечной работы, приучает вести спокойный и размеренный образ жизни при достаточно обиль­ном питании. Это и приводит к полноте, которая даже в началь­ных степенях становится заметной на сцене.

Сцена в этом отношении очень жестока, подчеркивая все недостатки фигуры, которые в жизни проходят незамеченный и.

Поэтому следует есть в строго определенные часы разно­образную пищу, но не позволять себе наедаться и вставать из-за стола с полным желудком. Все остальные способы, которые употребляются в быту с целью предотвратить ожирение, такие, как: не ложиться после еды, стоять или ходить и т. п., — в зна­чительной мере лишь самоуспокоение. Действенную пользу дают разгрузочные дни или лечение голоданием. Но для этих меро­приятий всегда следует обратиться за советом к врачу-спе­циалисту.

Распределение пищи в смысле ее количества в течение рабо­чего дня — это вопрос вкуса и привычки. Следует следить лишь за тем, чтобы вечером желудок не был переполнен. Вообще же суточную пищу надо делить на 3—4 раза, принимая максимум литания в первой половине дня.

Г., Роль физической работы >

Умеренная физическая нагрузка, связанная с активной работой мышечной системы, является мощным стиму­лом для тонизирования организма. Следует себя приучить к ежедневной достаточно активной утренней 15—20-минутной зарядке, приводящей в действие разнообразные группы мышц. Зарядка не только переводит организм из сонного со­стояния в активное, но и способствует развитию многочисленных мышц. Зарядка должна носить легкий, непринужденный харак­тер, без больших физических напряжений. В этом она отли­чается от тренировки, целиком рассчитанной на выработку силы, выносливости и ловкости определенных групп мышц.

Кроме того, зарядка ведет и к минимальной закалке, так гак делается в легкой одежде и при открытой форточке. Зарядку целесообразно закончить водной процедурой. Не надо думать, что закалка организма — это обязательное обливание холодной водой и т. п. Обычный теплый душ с последующим растиранием тела полотенцем, помимо гигиенических соображений, является тем минимальным закаливающим средством, которое приучает организм к лучшей выносливости против перемены темпера­туры. Зарядка и душ — это те виды закалки, которые доступны каждому человеку и которые всегда оказывают благотворное влияние на организм.

Однако зарядка — это лишь 15—20-минутная работа мышц. В течение дня певец обязательно должен выполнять другие виды умеренной мышечной работы, которые всегда благотворны для людей, затрачивающих в своей основной деятельности много умственной и нервной энергии. Такой минимальной формой мышечной работы может быть прогулка в течение 1—2 ча­сов в спокойном темпе, желательно на лоне природы, или, еще лучше, различные виды спорта, более активно воздействующие иа организм.

Певцу не противопоказаны занятия любыми видами спорта, за исключением тех, которые связаны с резким запиранием дыхания, как, например, тяжелая атлетика. Однако в любом виде спорта надо придерживаться умеренных нагру­зок, не ставя себе никогда чисто спортивных целей. Коньки и лыжи, плавание, теннис, волейбол, спортивная гимнастика, туризм, гребля — все это виды спорта, которыми может пользо­ваться певец, соблюдая осторожность в смысле нагрузки. Спорт должен умеренно тренировать организм, создавать хорошую за-жалку, повышать сопротивляемость, поднимать жизненный тонус. Однако спортивные занятия певец не должен доводить до сильной степени утомления.

Как показали исследования, — лучший отдых от основной деятельности —■ не бездеятельность, а переключение на другой вид работы. Общеизвестна польза смены труда умственного на

620..

физический. Лев Толстой, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, П. И. Чайковский и другие включали физический труд в раз­личных его видах в ежедневный режим. А. Ухтомский указывал, что для людей умственного труда «...смена книги на заступ, топор и рубанок должна служить оздоровляющим отдыхом». Ничто так благотворно не действует на организм в смысле снятия утомления, как так называемый активный отдых. Про­гулки, спорт, как и другие виды физической нагрузки — лучшее средство отдыха для людей, занятых творческим трудом. Отдых певца должен быть правильно и разумно организован.

В этом смысле весьма полезно один день в неделю полностью выключаться из рабочей обстановки, отдавая его другим видам работы, спорту и прогулкам. Особенно хорошо систематически проводить свободные дни за городом. Владимир Ильич любил отдыхать в полном уединении. Он писал матери: «...Здесь отдых чудесный, — купание, прогулки, безлюдие, безделие. Безлюдие и безделие для меня лучше всего» *.

Такое полное выключение из привычной рабочей обстановки, жизненных городских забот в наилучшей степени способствует хорошему отдыху, особенно если он протекает активно, с эле­ментами физической работы или спорта. В этих случаях, начиная новую неделю работы, человек чувствует себя особенно бодро, он хорошо настроен, и поэтому работа всегда ладится.

Организация каникулярного времени

Большую роль в поддержании хорошей работоспособности в течение всего года играет летний отдых и зимнее каникулярное время у учащихся. Следует на это время полностью отключиться от пения и музыки. Не надо думать, что найденное может потеряться, выученное — забыться. Все это восстанавливается очень быстро не долее недели при начале систематической работы после отпуска. Зато с какой внутренней энергией, с жаждой работы, с новыми творческими планами приходит в класс хорошо отдохнувший ученик! Легко заметить, что после хорошо, без певческой нагрузки проведен­ного отдыха голос певца всегда звучит отлично и ему удается то, что не удавалось до каникул. Если включение в работу идет постепенно и ученик не переутомляет себя неумеренными заня­тиями в первый-второй день, — эти удачи могут быть легко за­креплены.

Организация каникулярного отдыха как летнего, так и зим­него, в зависимости от индивидуальности ученика, может быть осуществлена по-разному. Однако она всегда должна пол­ностью переключить организм на другой вид деятельности. Хо-

жизненный режим певца и некоторые - student2.ru М. И. Ульянова. О Ленине. М., Партиздат, 1934, стр. 91.

рош отдых, связанный с новой сменой ярких впечатлений, например, туризм. Встречи с новыми людьми и незнакомой природой обогащают человека, занимают целиком его внимание, создавая полное переключение от привычной обстановки. Такой вид отдыха возбуждает, обогащает впечатлениями, будит наблю­дательность и фантазию певца.

Не менее полезен и уединенный отдых, где в тишине и не­сколько монотонной, спокойной обстановке, с малым кругом приятных людей, хорошо и беззаботно протекает время. Про­гулки, лодка, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и другие заня­тия хорошо успокаивают нервную систему, переключают дея­тельность организма в совсем иной режим. Постепенно проходит усталость, начинает пробуждаться творческая активность, снова хочется работать, хочется видеть других людей, хочется новых впечатлений. Возврат к работе становится основной темой дум/ и начинают зреть творческие планы. Такой уединенный, сосре­доточенный отдых, где можно углубиться, пересмотреть свою жизнь, свой накопленный жизненный и творческий багаж — чрезвычайно полезен. В отдалении от повседневности становится особенно ясным тот путь, которого следует держаться в жизни и творчестве, разъясняются сложные ситуации, более видимыми становятся пути преодоления препятствий, более четкими —цели.

Закалка и простудные заболевания

Большое значение для здоровья имеет закалка орга­низма и соблюдение определенных гигиенических правил, связанных с ней.

Мы уже упоминали о зарядке, водных процедурах и спорте, в высшей степени благоприятно отражающихся на состоянии организма, на сопротивляемости простудной инфекции. Следует приучить себя к прогулкам на свежем воздухе и не кутаться. Приучив себя к постоянной теплой температуре и к кутанью, певец подвергает себя опасности простудиться при перемене температуры: от открытой форточки, легкого сквозняка и т. п. Ведь работа заставляет всех людей, и певцов в том числе, ежедневно сталкиваться с различными условиями жизни: при­ходится из теплой комнаты выходить на холод, ждать транс­порта, стоять в раздевалке, находиться в прохладных или на­оборот сухих и жарких помещениях, дышать пыльным, накурен­ным и душным воздухом, снова выходить на улицу, на мороз и т. п.

Следует приучать себя к сменам температуры. Начиная е лета и осени не пропускать случая ежедневно уделять прогул­кам достаточно времени. Постепенный переход к зимним усло­виям не должен уменьшать времени, уделяемого свежему

воздуху. Такие прогулки подготавливают организм к безбояз­ненному включению в зимние виды спорта — лыжи, коньки. Спокойный темп на лыжах и коньках по многолетним наблюде­ниям автора не приносит вреда для голосового аппарата. Не следует лишь уделять им время непосредственно до и после пения.

Говоря о гигиенических правилах, помогающих организму в борьбе с простудными заболеваниями, о закалке организма, следует сказать нисколько слов о простудных заболе­ваниях. Надо помнить, что простудное заболевание — это пробуждение инфекции, имеющейся в дыхательных путях. Эта инфекция усиливаемся, если имеется непосредственный контакт с больными. Однако заболевание может не возникнуть, если сопротивляемость организма высока. Охлаждение здесь играет роль фактора, понижающего сопротивляемость, но не оно, соб­ственно, вызывает заболевание. Таким образом, чтобы не болеть простудными заболеваниями, следует, во-первых, по возмож­ности не контактировать с больными; и, во-вторых, стремиться к тому, чтобы жизненный тонус организма, его сопротивляемость были высокими. К этому и ведет закалка.

Нам приходилось наблюдать, когда люди в разгаре простуд­ного заболевания с явными признаками воспаления всех сли­зистых оболочек верхних дыхательных путей, не стесняясь, контактируют с певцами, и певцы не сторонятся этих людей, надеясь на свой организм. Это явно безграмотное, с точки зре­ния медицины, поведение, за которое многие платятся дорогой ценой.'

Хотя простудные заболевания и не являются большей ча­стью опасными для жизни, они выбивают певца из нормальной работы на значительный срок. В зависимости от организма, простудное заболевание протекает по-разному, все же чаще все­го острые признаки успевают пройти за неделю, а полное вос­становление голоса занимает, как щравило, около двух недель. Это в .случае если острый воспалительный процесс не ослож­няется хроническим процессом или не вызывает более серьез­ных нарушений в организме. Результатом остро протекшего воспалительного процесса, кажущегося таким обычным и якобы безобидным, является пониженный тонус организма, вялость, апатичность, легкая утомляемость. Среди местных явлений на­до отметить мешающую петь сухость. Перемена ощущений вследствие сухости сбивает молодого певца, и он ищет новых приспособлений, обходных путей, чем и расстраивает правильно найденную координацию.

Мы не можем здесь касаться вопросов лечения простудных заболеваний, но считаем, что каждый певец должен их знать, так как возникают они остро и следует принять разумные меры до обращения к врачу, что чаще всего бывает не в первый день заболевания. Для знакомства с лечением общих и профессио-

i 623

жизненный режим певца и некоторые - student2.ru жизненный режим певца и некоторые - student2.ru нальных заболеваний считаю возможным рекомендовать книгу А. М. Егорова «Гигиена голоса», где этот раздел изложен до­статочно полно 1.

i Курение и алкоголь

Прежде чем перейти к певческому режиму, нельзя не ска­зать несколько слов о курении и алкоголе. Никотин, со­держащийся в табаке, как и алкоголь, являются ядами для нервной системы и поэтому всегда вредны./Однако в резуль­тате систематического приема небольших дфз этих ядов орга­низм постепенно 'привыкает к ним, приспосабливается к их воз­действию и снижает их ядовитое действие. Оба эти яда вызы­вают в результате привыкания потребность систематического приема. Отвыкнуть от них трудно, а поэтому кто еще к ^ним не привык — не должен и пробовать.

Курение, кроме сильного общеотравляющего действия, вызывает местное раздражение всех слизистых оболочек дыха­тельных путей, поэтому у курильщиков они обычно находятся в состоянии хронического воспаления. Курильщики всегда стра­дают кашлем, при котором отхаркивается много мокроты. Та­кое постоянно раздраженное состояние слизистых оболочек весьма неблагоприятно для пения. Однако приспособляемость организма велика, и многие певцы позволяют себе курить. Но учащемуся пению курение особенно вредно, ибо меняющееся со­стояние слизистой оболочки меняет певческие ощущения. Педа­гог бывает в затруднении, 'не понимая, является ли охриплость голоса и мокрота результатом неправильных приемов или след­ствием курения. От курения голос становится более грубым, б нем появляются призвуки, сипотца — как следствие постоян­ного прохождения мокроты между связок во время пения. '

Общеядовитые свойства курения сказываются особенно сильно на сосудистой системе: на сердечных сосудах, на сосу­дах конечностей. Учащийся пению ни в коем случае не должен приучаться к курению. Следует помнить, что все начинают с одной-двух папирос и потом незаметно втягиваются. Курящие должны от этой вредной привычки возможно скорее отвыкнуть, в чем может оказать помощь медикаментозное лечение, пси­хотерапия и гипноз.

Алкоголь является ядом для нервной системы и отрица­тельно действует на голосовой аппарат. ' У некоторых голос «садится» после одной-двух рюмок вина. Алкоголь, хотя и в меньшей степени, чем курение, но все же раздражающе влияет на слизистые оболочки. Поэтому у алкоголиков голос обычно изменен: он более низкий и хриплый. 'Как и многие яды, алко­голь вызывает привыкание, и многие люди могут вначале без

жизненный режим певца и некоторые - student2.ru 1 А. М, Е г ор о в. Гигиена голоса. М., Музгиз, 1962.

заметного ущерба для работы употреблять небольшое количе­ство вина. Однако систематическое его употребление всегда вы­зывает нежелательные сдвиги в нервной системе, появляются признаки ее расстройства: раздражительность, плохой сон, не­точность движений и т. п.

Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь перед экза­меном или выступлением. Действие его основано на расторма-живании нервной системы — пьяный человек — это «человек без тормозов». В отношении движений растормаживание ведет-к дискоординации шх, поэтому движения пьяного неточны, раз­машисты, плохо согласованы. Все это в меньшей степени бы­вает даже при небольших дозах алкоголя. Снятие торможени» приводит к кажущемуся оживлению и легкости всех функций* но эта легкость, чисто внешняя, повышенная возбудимость — не результат действительного возбуждения нервных клеток, а следствие снятия торможения. О важнейшей роли тормозных, процессов в жизнили в частности в двигательной функции, мы уже много говорили. Понятно, что растормаживание не может повести к улучшений двигательной функции или сосредоточе­нию внимания, что важно для пения. Принятие алкоголя «для смелости» не может* привести ни к чему, кроме ухудшения вы­полнения вокального задания.

Если алкоголь употребляется в небольших дозах и не часто, он практически вредного действия на певческую деятельность. оказать не может. Однако частое и неумеренное его употребле­ние разрушающе действует и на нервную систему и на голос. Особенно легко страдают высокие голоса. Мужские голоса, осо­бенно низкие и более грубые, менее подвержены разрушающе­му действию алкоголя.

Большую роль во всех этих вопросах играют

Наши рекомендации