Задатки и влияние среды на их развитие
Мы коротко коснулись ряда психических процессов, протекающих у человека в его деятельности. Теперь остановимся на тех психических свойствах личности, которые харак-
1 L'arte del canto. Vademecum del cantante. Teoria e practica per tutte le
voci de E. Panofca, op. 81, Milano, F. Lucca, 1853, p. 3.
2 T а м ж е, стр. 3.
теризуют каждого человека, на его интересах и склонностях, на его способностях, на его характере и темпераменте.
Каждый ученик несет в себе своеобразное сочетание интересов и склонностей, имеет различные способности, отличается своеобразным темпераментом и характером. Эти свойства составляют индивидуальность человека и вырабатываются в процессе жизни.
Все люди от природы родятся не одинаковыми. Они различны как по структуре своего тела, так и по протеканию физиологических процессов, а главное, они отличаются по структуре и особенностям функции нервной системы. Центральная нервная система, кора мозга имеет большие индивидуальные различия, а кроме того, она несет в себе следы опыта предшествующих поколений. Это служит основанием к тому, что разные виды деятельности у разных людей удаются по-разному. Эти врожденные различия людей по анатомо-физиологическим особенностям носят название задатков.
Однако, несмотря на эти природные различия людей, основным, определяющим фактором формирования качеств личности, является среда, в которой она формируется. Воздействия, которые переживает человек в течение своей жизни, формируют основные качества его личности. Его сознание, мировоззрение, являясь отражением общественного сознания, общественных идей, определяет его интересы, склонности и черты характера. Биографические данные часто дают нам ключ к пониманию того, почему ученик имеет те или иные черты характера, те или иные склонности, интересы и т. п. Воздействие среды, через которую он прошел, в частности влияние воспитания, обучения, подражания, имеют on p еде ля ющее значение в формировании личности.
Интересыи склонности
Ученика приводит в класс интерес к музыке и пению, склонность заниматься именно ею, а не чем-либо другим. К. С. Станиславский говорил о людях «актерского склада», я понимая под этим общую направленность личности заниматься этим видом деятельности. Когда нас что-либо глубоко и постоянно интересует, то в этом направлении постоянно сосредоточено наше внимание. Наличие стойкого, глубокого интереса к пению, склонность им зашшаться — залог успеха в этом деле. Человек, который увлекается то одним, то другим, — разбрасывается. Для успеха в деятельности важна устойчивость интереса, своего рода одержимость, которая характерна для большинства крупных деятелей искусства.
Однако, разумеется, при наличии основного, главного инте-
реса важно интересоваться и другими областями деятельности. В широте интересов отражается содержательность психической жизни человека. Для большинства выдающихся людей характерны разносторонние интересы при одном, центральном, ведущем, составляющем как бы стержень всей жизни. Интересы толкают человека к познанию. Они обладают побудительной сиДрй, заставляя человека действовать для удовлетворения своих интересов. Поэтому многие выдающиеся личности поражают нас своими многосторонними и глубокими знаниями.
Артист-певец не должен замыкаться только в рамки своей специальности. Бедность интересов показывает узость человека, ограниченность его внутренней жизни. Между тем для творческой деятельности необходима широта охвата жизненных явлений, полноценная внутренная жизнь и разносторонность интересов, объединенных одним, главным, центральным.
Глубокий устойчивый интерес толкает человека к познанию всего, что с ним связано, превращая часто жизнь таких людей в сплошной подвиг. Действительно, большие люди в науке и искусстве — это подвижники. Они умеют все подчинить главному интересу и активно действовать для его удовлетворения, поэтому они и не скучают. Для них дело и все связанное с ним полно неиссякаемого интереса.
Наличие глубокого устойчивого интереса —залог успеха как в вокальном исполнительстве, так и в вокальной педагогике. Для педагога, имеющего педагогический дар, голос— источник постоянного интереса. Все, что связано с голосом, с пением, с музыкой, со смежными специальностями, имеющими непосредственное отношение к искусству пения или к вокальной педагогике, вызывают у него неослабевающий интерес. Поэтому он с увлечением отдается педагогической деятельности,— в ней он находит удовлетворение своего интереса. Каждый новый ученик ставит перед ним новые задачи и побуждает к их творческому решению. Не имея такого интереса, — лучше не браться за эту трудную деятельность.