Роль педагога в художественном развитии детей с проблемами

Учебно-воспитательную коррекционно-направленную работу по художественному воспитанию и развитию в специальном образовательном учреждении для детей с проблемами ведут педагоги. Им принадлежит решающая роль в приобщении детей к искусству и формировании художественной культуры. В детском саду это музыкальный руководитель, дефектолог, воспитатели, в школе — учите-ля-дефектологи, преподаватели изобразительной деятельности, музыки и пения, ритмики.

Положение о ведущей, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Оно отмечается классиками педагогической мысли — Я. А. Комен-ским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и др.

В начале XX в. П. Ф. Каптерев (1982) подчеркивал значимость личности учителя в педагогическом процессе, при этом он выделял те или другие свойства, повышающие или понижающие воспитательное влияние обучения. К таким качествам относятся научная подготовка учителя и учительский талант. К нравственно-волевым свойствам педагога были отнесены объективность, внимательность, чуткость (особенно к слабым, трудным ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

В работе с детьми с проблемами значение педагогического руководства возрастает. Без помощи педагога дети с отклонениями в развитии зачастую оказываются не в состоянии овладеть знаниями и умениями в художественной деятельности, которыми нормальные дети овладевают обычно самостоятельно в процессе накопления жизненного опыта. В научных исследованиях по специальному образованию и в практике работы в специализированных детских садах и школах выяснена роль личного примера педагога в художественном воспитании и обучении детей с проблемами. Интерес к личности педагога, особенно в школе, положительное отношение к нему часто является важным фактором, определяющим интерес и от-

ношение детей с проблемами к тому или иному учебному предмету, связанному с искусством.

Педагог по одному из видов искусства в школе, музыкальный руководитель в детском саду, будучи примером для детей с различной недостаточностью, является в то же время их ближайшим советчиком, помощником, особенно если дети, находясь в интернатах и даже бывая дома, не всегда получают в семье необходимое им соучастие в художественной деятельности.

На педагога-дефектолога, музыкального работника, учителей музыки и пения, изобразительной деятельности и ритмики возлагаются определенные обязанности, обеспечивающие развитие детей с проблемами посредством искусства. Обязанности каждого из них определяются соответствующими квалификационными характеристиками.

Дефектолог специального дошкольного образовательного учреждения участвует в работе по художественному воспитанию детей:

— предоставляет результаты диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер на каждого ребенка, которые помогут музыкальному руководителю и воспитателю, педагогам дополнительного образования составить общую картину отклонений в развитии ребенка и определить его возможности и перспективу в художественном воспитании;

— совместно с музыкальным руководителем, воспитателем определяет коррекционные задачи, решение которых осуществляется посредством общения ребенка с искусством и включения его в художественную деятельность;

— осуществляет помощь музыкальному руководителю и воспитателю в планировании направлений коррекционно-развивающей работы по художественному воспитанию дошкольников с проблемами в детском саду;

— участвует в подготовке и организации культурно-досуговой деятельности дошкольников с проблемами в дошкольном учреждении. Музыкальный руководитель в специальном детском саду:

— отвечает за постановку музыкального воспитания и развития детей с проблемами;

— проводит диагностическое обследование возможностей детей с проблемами в музыкальной деятельности;

— планирует коррекционно-направленную работу по музыкальному воспитанию дошкольников с проблемами в развитии в соответствии с особенностями их нарушений;

— проводит различные по структуре и организации музыкальные занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);

— совместно с воспитателем организует разные виды коррекци-онно-направленной музыкальной деятельности вне занятий (музыкально-игровую, музыкально-театрализованную, игру на детских музыкальных инструментах);

— организует и проводит культурно-досуговую деятельность дошкольников в специальном детском саду, составляет план проведения праздников, утренников, досугов, руководит их подготовкой и проведением, участвует в изготовлении костюмов, праздничного оформления;

— консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников с проблемами.

Воспитательв организации художественной деятельности:

— активно участвует в работе по всестороннему гармоническому развитию и воспитанию дошкольников с проблемами средствами искусства;

— совместно с дефектологом планирует коррекционно-направленную работу средствами искусства (изобразительную деятельность, художественно-ручной труд, знакомство с художественной литературой);

— принимает участие в музыкальных занятиях, оказывает детям практическую помощь в овладении движениями под музыку в играх и плясках, совместно с детьми играет на детских музыкальных инструментах;

— проводит занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации и т. д.) и художественно-ручному труду, обеспечивает коррекционную направленность подобных занятий с учетом особенностей и характера наблюдаемых нарушений в развитии ребенка;

— организует микрохудожественную среду в группе, создает игровые зоны для художественной деятельности детей (музыкально-игровой, театрализованной, индивидуальных занятий по изобразительной деятельности, художественному труду), наполняет их необходимыми материалами, атрибутами;

— организует и проводит художественную деятельность детей вне занятий в индивидуальной и подгрупповой формах, способствует развитию творческих проявлений детей в свободной художественной деятельности;

— активно участвует в культурно-досуговой деятельности в детском саду, помогает музыкальному руководителю в подготовке и проведении праздников и досугов.

Учитель музыки и пенияв специальной школе:

— планирует работу по музыкальному развитию детей с проблемами в разных формах;

— проводит уроки музыки и пения;

— совместно с учителями-дефектологами, педагогом изобразительной деятельности организует внеклассную работу по музыкально-эстетическому воспитанию детей, организует кружковую, факультативную работу (хоровой, вокальный коллектив);

— участвует в проведении культурно-досуговой деятельности в специальной школе.

Педагог по ритмикев специальном дошкольном и школьном образовательном учреждении:

— совместно с дефектологом проводит диагностическое обследования моторики детей (мелкой и общей, артикуляционной), уровня развития чувства ритма;

— планирует коррекционную работу средствами движений;

— проводит занятия с дошкольниками и уроки ритмики в школе;

— организует работу с детьми вне занятий (танцетерапия, хорео-терапия).

Преподаватель изобразительной деятельностив специальной школе:

— проводит диагностическое обследование возможностей детей в изобразительной деятельности, выявляет отклонения в развитии моторики, пространственных представлений, сенсорных эталонов (цвета, формы, пространства), представленных на листе бумаге;

— планирует уроки по изобразительному искусству, подбирает материалы к ним;

— проводит уроки по изобразительной деятельности;

— организует и проводит кружковую внеклассную работу по изобразительной деятельности с детьми по интересам;

— принимает участие в культурно-досуговой деятельности в школе, в оформлении праздников, концертов.

Чтобы успешно осуществлять работу по художественному развитию детей, дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатель, педагог по изобразительному искусству, по ритмике должны обладать знаниями, умениями и качествами, необходимыми для проведения такой работы. Эти специалисты должны иметь знания по общей, возрастной и специальной психологии и педагогике, что является фундаментом их профессионально-теоретической подготовки. Важным для педагога специального образовательного учреждения являются знания по клиническим дисциплинам, которые позволяют понять природу того или иного нарушения — первичные причины нарушений в психофизическом развитии с точки зрения действия биологических факторов в единстве с социальными, определяющими особенности и перспективы коррекции отклонений в развитии ребенка.

Особое значение имеет владение педагогом коррекционными технологиями, которые могут им использоваться в процессе художественного воспитания детей с проблемами.

К профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с проблемами, предъявляются достаточно высокие требования — дидактичности, коммуникативности, общей культуры поведения.

В отечественной педагогике и педагогической психологии (в трудах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, в исследованиях Ф. И. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, А. И. Щербакова, В. А. Сластенина, И. В. Страхова и др.) определены основные компоненты профессиональности педагога. Психологическая характе-

ристика педагога, работающего как с нормально развивающимися детьми, так и с их сверстниками с проблемами, включает описание его способностей, умений, посредством которых реализуются основные педагогические функции.

Педагог, занимающийся художественным развитием детей с проблемами, должен иметь следующее способности:

— академические художественные — способности в определенном виде искусств: педагог, работающий в области искусства, обязан уметь петь, играть на музыкальном инструменте, рисовать, лепить, танцевать, чувствовать музыку, владеть искусством выразительного чтения, пластикой тела;

— креативные — способности к творческому видению проблем, созданию новых ценностей, предполагающие наличие мотивов, знаний, умений, творческого потенциала, обеспечивающих решение коррекционно-развивающих задач в художественном развитии детей с проблемами;

— дидактические — способности передавать детям учебный материал по искусству, учитывая их возможности, преподносить материал ясно и понятно, вызывать интерес к разным видам искусства; такие способности дают возможность педагогу при необходимости реконструировать предлагаемый детям материал, трудное сделать легким, сложное — простым, непонятное — понятным, организовать поэтапную самостоятельную работу детей;

— перцептивные — способности проникать во внутренний мир ребенка: наблюдательность педагога, связанная с тонким пониманием особенностей личности ребенка с проблемами, которые могут проявляться в процессе общения с искусством; умение в нужный момент оказать ребенку поддержку в преодолении трудностей в художественной деятельности, сопереживать его успехам;

— речевые — способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, владеть художественно-речевой выразительностью;

— организаторские — способности сплачивать детский коллектив на основе интереса к художественной деятельности, активизировать творческие проявления детей; а также правильно организовывать свою собственную работу, связанную с решением коррекционно-развивающих задач средствами искусства, планировать разные формы работы, правильно распределять время;

— коммуникативные — способности к общению с детьми; умение найти правильный подход к ребенку, установление контакта посредством общения в художественной деятельности — изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной; создание атмосферы успеха в работе с детьми с проблемами;

— прогностические — способности, выражающиеся в предвидении последствий своих действий в воспитательном коррекционно-развивающем проектировании личности ребенка путем использова-

ния искусства, художественной деятельности; умении прогнозировать развитие тех или иных положительных качеств личности ребенка в процессе обучения искусству; определение возможностей и путей компенсации отклонений в развитии ребенка средствами искусства и художественной деятельности.

Деятельность педагога, организующего художественную деятельность детей с проблемами, реализуется в определенных педагогических ситуациях, совокупностью самых разнообразных действий — перцептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-образующих, исследовательских, контрольных, оценивающих и т. д. Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение тех или иных коррекционно-развивающих, педагогических задач, в том числе и средствами искусства.

Практика работы в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида свидетельствует о том, что педагог, работающий в области художественного воспитания с детьми с проблемами, может успешно выполнять свои обязанности по художественному развитию ребенка и компенсации отклонений в развитии детей средствами искусства при условии постоянного глубокого изучения индивидуальных особенностей своих воспитанников и применении современных коррекционных технологий художественной педагогики, артпедагогики.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Назовите основные группы принципов, использующихся в артпеда-гогике.

2. Дайте характеристику основным методам артпедагогики.

3. Раскройте содержание и средства художественного развития детей с различными проблемами.

4. Покажите педагогические аспекты формирования основ художественной культуры у детей с проблемами в развитии в младенческом и раннем возрасте.

5. Раскройте педагогические подходы формирования основ художественной культуры у детей с проблемами в дошкольном детстве.

6. Раскройте педагогические аспекты формирования основ художественной культуры у младших школьников.

7. Покажите, что характерно для формирования основ художественной культуры у старших школьников с проблемами в коррекционной школе.

8. Охарактеризуйте формы организации художественной деятельности детей с проблемами в развитии в специальном образовательном учреждении.

9. Покажите роль педагога в художественном развитии детей с проблемами.

10. Раскройте основные функции педагога, организующего художественную деятельность детей с проблемами в специальном образовательном учреждении.

РАЗДЕЛ IV

АРТГЕРАПИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛАВА 1

Наши рекомендации