Действие третье. ПОКОИ ЦАРЯ ФЕДОРА
Этому действию Смоктуновский дал название: «Телепат».
Федор выходит измученный внутренней тревогой, терзающими его вещими снами:
«Ждет Ивана Шуйского. Его еще почему-то нет.
Сны связаны с конкретными делами в жизни. С чертовщиной.
Религиозный, суеверный: что-то произойдет???
Что же это такое!?"
События торопят друг друга, начинают выходить из-под контроля:
«Тревога-предвиденье».
На слова «Брат Дмитрий снился мне и плакал» комментарий:
«Сон - просто и просто. Что это такое? Не соучастник ли я?
ВЫ ЧТО-ТО НЕ ТО ДЕЛАЕТЕ».
И эта тревога рождает нежелание быть с Годуновым. Смоктуновский в комментарии к реплике Федора, что он не хочет заниматься делами, потому что «не совсем здоров», даст неожиданный подтекст:
«Я не болен! Когда ты со мной, я должен быть хорошо подготовлен».
Беседа с Годуновым, как схватка с противником, к которой надо быть в форме.
Он вел беседу с Годуновым, чуть внутренне удивляясь происходящему. На прошение царя Иверского («Царь Иверский? А где его земля?»):
«ГОСПОДИ, ЕСТЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ И ТАКОЕ».
А на слова о возвращении Димитрия:
«Вот те на! Так и сам я того прошу».
Он не хочет ссориться с Годуновым, но в их столкновении с Шуйским решительно встает на сторону последнего, проявляя царскую власть, чтобы закончить ссору. На слова «Нет, шурин, нет, ты учинил не так!» помета:
«Ты здесь не сопротивляйся.
Эта история закончена.
Исправить вину Бориса перед князем».
Но когда уже князь Шуйский начинает наступать на Бориса, Федор опять пытается соблюсти равновесие ситуации:
«ЭТО УЖ ТЫ ПЕРЕГНУЛ, ДРУЖОЧЕК
Но довольно. Больше не надо».
Шуйский уходит («куда-нибудь подале, чтоб не видать, как царь себя срамит!»). И вот тут Годунов протягивает донос на Шуйского. Смоктуновский помечает на полях еще одну черту Федора: «Не терпит доносов - ЧИСТОТА ВЫСОЧАЙШАЯ».
Не терпит не только по душевной чистоте, но потому, что они слишком на него действуют. Опять просыпается отцовская подозрительность, отцовский гнев начинает туманить голову, и внутреннее состояние царя, по Смоктуновскому: «Нет-нет, только не это. Подавляет в себе отца». Подавляет тяжелое наследство («Сын плоти и крови Иоанна Грозного»), тем выше победа — «Чистота высочайшая».
Зная за ним эту подозрительность и отцовскую кровь, Борис требует взять князя Ивана под стражу, а потом казнить. Для Федора—Смоктуновского — это момент, когда он по-новому узнает Бориса: «Боже мой! Боже мой! Ты — такой! Запах!!! Кровь, кровь!!!». Впервые Федор понимает шурина, ощущает чисто физиологически запах честолюбия, запах сырого мяса и крови. И отшатывается:
«Полно, князь! Довольно.
Мудро — корни глубоко.
Но больше так нельзя!
МИТЯ БУДЕТ ЗДЕСЬ И ЭТО НА ВСЮ ЖИЗНЬ».
И тут Смоктуновский отмечает, что его Федор не только нравственно не приемлет кровожадность и честолюбие Бориса, но отвергает его и как царь, заботящийся о благе государства:
«Разве тебе родина не дорога???
Я ведь от всего отказался.
Что же с землею будет??
Не разумно предполагает. Ну, как же это может быть, если будет так.
Напуган очень. Забился.
Фашизм».
В предложении Годунова он видит только его испуг за свое место, жажду власти, но не заботу о стране, не государственный разум. Сам же, по мысли Смоктуновского, ведет себя именно по-царски, как мудрый правитель.
Он, как помечает актер, «скрывает гнев» и принимает решение: «Я должен поступить так и только так» («Я в этом на себя возьму ответ!») и далее: «Мне Бог поможет».
Он понимает свой долг как долг миротворца, уверенный, что только милосердие спасет страну.
На словах «Каков я есть, таким я должен оставаться; я не вправе хитро вперед рассчитывать» комментарий внутреннего посыла:
«Не погибнет Русь!!!
Музыка слов.
Симфония. Полифония».
Оставшись вдвоем с Ириной, Федор проверяет свое решение и убежден, что поступил как должно: «В финале абсолютно уверен, что ему делать. Все правильно! Просветленный, уходит царь».
Подчеркнув «царь», Смоктуновский еще раз выделил важнейшее в своем Федоре — правитель по крови, по духу, по «царской идее».
Действие четвертое. ЦАРСКИЙ ТЕРЕМ. ПОЛОВИНА ЦАРИЦЫ
Окруженный ворохом государственных бумаг, Федор, по Смоктуновскому:
«Все время ждет, что или Борис, или Шуйские придут. Ждет или, или.
ТО ЛОБ ПОТРЕТ, ТО ЗА УХОМ ПОЧЕШЕТ И НИЧЕГО, БЕДНЯГА, НЕ ПОНИМАЕТ.