КОКЬЮ-ХО — дыхательные упражнения ниндзя

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

УПРАЖНЕНИЕ 1. Освоение «нижнего» дыхания.

Выполняется в любом положении, стоя, сидя или лежа. Вдох производится через нос, во время которого плечи и грудь остаются в покое, а живот выпячивается как можно больше вперед (как мяч, заполняемый воздухом). Диафрагма опускается вниз, помогая наполнить воздухом нижние отделы легких. Выдох через нос или через открытый рот (лучше практиковать и тот, и другой методы), свободный, во время которого живот втягивается. Этот метод лежит в основе многих дыхательных упражнений, так или иначе связанных с элементами Земли и Воды. Практиковать его следует 1–2 раза в день, утром — с 4 до 6 утра и вечером — с 23 до 1 ночи. Те же рекомендации относятся и к трем последующим упражнениям.

УПРАЖНЕНИЕ 2.Освоение «среднего» дыхания.

Исходное положение, как и в предыдущем, не имеет большого значения в этом упражнении. Во время вдоха живот и плечи остаются неподвижными, а грудная клетка расширяется, ребра несколько разворачиваются. При этом воздух должен заполнить в основном средние сегменты легких. Выдох через нос или открытый рот, свободный. Грудная клетка при этом несколько сжимается. Метод лежит в основе дыхательных упражнений, связанных с элементами Огня и Воздуха.

УПРАЖНЕНИЕ 3.Освоение «верхнего» дыхания.

Начало упражнения и исходное положение — то же. Вдох через нос, во время вдоха живот и грудь остаются неподвижными, что способствует заполнению воздухом преимущественно верхних отделов легких. Выдох в обратном порядке: голова наклоняется вперед, плечи опускаются. Этот способ является базовым для многих упражнений элементов Воздуха и Пустоты.

УПРАЖНЕНИЕ 4.Объединяющий метод дыхания.

Это упражнение объединяет три предыдущих и вырабатывает у занимающегося навыки более сложной техники дыхания, используемой в некоторых восстановительных, накапливающих энергию и очищающих упражнениях. Очень четко в этом способе прослеживается связь с «полным» дыханием йогов. Начинать его практику следует после уверенного усвоения предыдущих (примерно через 3–4 недели после начала практики кокью-хо). Начало упражнения полностью совпадает с тремя предыдущими (положение тела не имеет решающего значения). Вдох через нос свободный, вначале выпячивается живот, диафрагма опускается вниз, затем расширяется грудная клетка и в последнюю очередь поднимаются плечи и несколько назад отклоняется голова. Выдох через нос или открытый рот в следующем порядке: вначале втягивается живот, поднимается диафрагма, сжимается грудная клетка, опускается голова и опускаются плечи.

УПРАЖНЕНИЕ 6. «Солнечное дыхание» (ЙО-НО КОКЬЮ).

Для выполнения этого упражнения следует выйти на улицу в тот момент, когда солнце начинает всходить. Повернувшись лицом на восток, начинайте глубокое, спокойное дыхание (как в упражнении 4). Представляйте себе, что с каждым вдохом в Ваше тело вливается светлая, искрящаяся энергия; боли и недомогания проходят. Вы полны свежих сил и ощущения радости от полноты Вашей жизни. Количество дыхательных циклов в этом упражнении не регламентировано: для каждого человека это является сугубо индивидуальным. Можно также рекомендовать после нескольких повторений сочетать этот метод дыхания с общим или точечным самомассажем, некоторыми простыми упражнеиями из системы ЮНАН ТАЙСО. Если Вы больны, можно выполнять целенаправленный лечебный массаж, очищающие процедуры (прокашляться, вывести из организма излишки слизи и мокроты т. п.). После выполнения упражнения, если Вы не тренируетесь по утрам, можно вернуться домой и лечь спать.

Упражнение ЙО-НО КОКЬЮ исключительно благотворно сказывается на всем организме. В нем не столь важен сам метод дыхания, как время, когда он используется. Восход солнца, как издревне замечено на Востоке, очень стимулирует всю жизнедеятельность человека. Не менее важен психологический настрой практикующего на ощущение энергии, силы, духовной и физической молодости.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

КОКЬЮ-ХО — дыхательные упражнения ниндзя

Дыхание — основа жизни. Поэтому, переходя к описанию практических методов и приемов ниндзя, я решил начать разговор именно с методов дыхания и упражнений дыхательного характера. Важность этих методов предельно ясна — даже если не учитывать их воздействия на физиологические, психические и духовные процессы в организме, можно привести множество примеров, в которых именно дыхательные методы могут спасти жизнь лазутчику-ниндзя. Поэтому упражнениям, описанным в этой главе следует уделять достаточно внимания и времени, отрабатывая их до полного усвоения и добиваясь требуемого эффекта.

Для читателей, знакомых с одним-двумя дыхательными методами восточных систем (например, из йоги или каратэ), некоторые из описанных ниже видов дыхания могут показаться непонятными, необычными и даже странными. Однако не стоит огорчаться: постижение кокью-хо — это длительный процесс и понимание придет со временем.

Прежде всего следует уяснить, что же означает само понятие «КОКЬЮ-ХО». Кокью-хо можно перевести как «ДВИЖЕНИЕ КИ» или «ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА ВСЛЕД ЗА КИ». За этим скрывается глубокий смысл всех дыхательных упражнений ниндзя. Без присутствия КИ многие из них теряют всякий смысл. Важность этого принципа я объясню чуть позже.

Дыхательные методы ниндзя кокью хо (впрочем, как и многие другие виды искусств воинов-теней) вобрали в себя и пластично синтезировали многие дыхательные системы, практикуемые на Дальнем Востоке с древних времен. Это индийская и тибетская йога, даосские практики, дыхательные упражнения Чань (Дзэн) — буддизма, китайский ци-гун (КИ-КО по яп., что по понятию очень близко к КОКЬЮ-ХО)и многое другое. Этим и объясняется очень большое разнообразие как самих упражнений кокью-хо, так и целей, достигаемых с их помощью.

Прежде чем перейти к описанию собственно методов и упражнений, мне хотелось бы остановиться несколько подробнее на общих принципах дыхания, используемых в нин-дзютсу, а также на двух больших направлениях (или целях) в практике кокью хо.

Говоря о принципах дыхания, следует также сказать читателю, что многие из них являются также и принципами тренировки в боевых приемах и методах ниндзя (что лишний раз доказывает очень сложную структуру фундаментальных знаний ниндзя — их пересекаемость, взаимопроникновение и единство).

Первый принцип, на котором настаивают все без исключения учителя нин-дзютсу — это принцип ЕСТЕСТВЕННОСТИ (ШИЦЕН по яп.) — Любое неестественное движение или упражнение должно быть отброшено, так как оно противоречит основным законам Природы и, следовательно, не может быть достигнута гармония (АЙ по яп.) между Внутренним и Внешним. Стремитесь ЛЮБОЕ упражнение или метод сделать естественным для Вас, иначе Вы никогда не сможете по-настоящему постичь и овладеть нин-дзютсу.

Второй принцип — это принцип ПОСТОЯННОГО ПРИСУТСТВИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИИ (КИ) который, как уже упоминалось, отражен в самом названии кокью хо. Каждое действие, будь-то удар или дыхательный цикл, должно быть пронизано Вашим КИ, иначе оно не будет иметь того «наполнения», которое делает любое движение или прием ниндзя исключительно эффектным. Тренируясь в кокью хо, Вы должны научиться наполнять все тело потоком вселенской энергии и правильно ее использовать (не забывая при этом глубокого значения КИ — см. первую главу этой книги). Сейчас я перечислю несколько принципов работы с КИ, которые, возможно, помогут Вам в Ваших дальнейших практиках дыхания и тренировке боевых движений.

1. КИ ВО НЭРУ — тренировать КИ: Одной из главных целей при тренировке КИ на начальном этапе является появление твердой веры в то, что Ваше тело заполнено КИ Вселенной и Вы можете сохранять ее или высвобождать ее силу по собственному желанию. Это нужно тренировать в КАЖДОМ движении или методе.

2. КИ ВО ТОТО-НО ЭРИ — подготавливать КИ: Подготовка КИ заключается в умении накапливать ее и спокойно использовать при необходимости — быстро и в любое время.

3. КИ ВО ДАСУ — высвобождение КИ: Если при каком-либо движении (ударе, броске и т. п.) Вы будете мысленно представлять, как КИ выливается через Вашу руку или ногу, то вскоре Вы действительно почувствуете что Ваша конечность наполнилась силой. Такое использование мысли и называется «высвобождением КИ». Если Вы ВЕРИТЕ в то, что Ваше КИ испускает силу, Ваше КИ действительно выливается. До тех пор, пока КИ льется из Вашего тела, Ваш противник не сможет проникнуть Вам вовнутрь. Остановите течение энергии Вашей КИ или загоните ее внутрь и энергия Вашего противника будет полностью довлеть над Вами. Если Вы действительно хотите постигнуть все по-настоящему, Вы должны постоянно практиковаться в излиянии силы КИ. Совершенствуя это, вскоре Вы сможете увидеть, изливает ли Ваш противник энергию КИ или нет, только взглянув на его позу или фигуру.

4. КИ-НО НАГАРЭ — течение КИ: При постоянном течении КИ Ваше тело и дух становятся защищенными и мощными. Но если Ваше КИ изливается периодически, тело становится «неровным» и Вы очень быстро теряете энергию. Течение Вашей КИ, подобно Воде, может принимать различные формы и Вы можете вовлечь вашего противника в сильное течение Вашей энергии, подобно легкой соломинке.

5. КИ ВО КИРУ — обрывание КИ: Оборвать КИ значит оборвать ее течение. Если Ваш разум застывает или Вы заталкиваете КИ вовнутрь даже на мгновение, течение Вашей КИ обрывается и его сила мгновенно теряется. Следует практиковать БЕСПРЕРЫВНОЕ течение КИ.

6. КИ ГА НУКЭРУ — потеря КИ: Потерять КИ означает то, что Вы не в состоянии изливать свое КИ. То состояние, когда Вы не удовлетворены или устали после работы, очень похоже на потерю КИ. Вы никогда не достигнете успеха, если потеряете КИ. В такие моменты лучше не тренироваться вообще, поскольку если Вы будете практиковать технику без КИ, Вы рискуете приобрести неправильную технику и плохие привычки (например, излишнее напряжение в мышцах, которое приводит к замедлению реакции и скорости исполняемой техники). Еще раз хочу обратить Ваше внимание: Вы ВСЕГДА должны использовать КИ в своих тренировках — это значительно ускорит Ваш прогресс в овладении искусством нин-дзютсу.

Третий принцип, который не следует упускать из виду при практике дыхательных упражнений — это принцип РИТМА (РИЦУДО по яп.). Определенный ритм присутству-ет во всех явлениях Природы — начиная от смены времеи года и до циклов рождения и смерти. Поэтому, если ниндзя ставит перед собой цель гармонизации со Вселенной, он должен научиться ритминизировать свой дух и тело со всеми ее проявлениями. Как пример, можно указать читателю на четыре дыхательных упражнения, описанных в первой главе — их ритм соответствует ритму вибраций тонких энергий тех Первоэлементов, которые они символизируют в сознании ниндзя.

Четвертый принцип — «СЭЙКА-НО ИТТЭН» — принцип ТОЧКИ МЕНТАЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ как отправного пункта в развитии собственного КИ. Это могут быть психические центры тела, определенные точки акупрессуры или просто какое-либо слово или действие, которое помогает ниндзя достичь определенного состояния при дыхательной или медитативной практике. Глубокая концентрация способствует скорейшему постижению каких-либо действий или духовных методов, равно как и лучшему их усвоению. При описании упражнений я постараюсь дать «ключи» к ним (хотя, конечно, если читатель найдет какие-либо свои, более подходящие для него методы, вовсе не обязательно использовать те, что будут описаны). Практически во всех боевых искусствах Дальнего Востока в качестве центра ментальной концентрации используется точка ТАНДЭН (дан-тьен по кит.), расположенной примерно на 2–3 см ниже пупка. Эта точка также может быть использована Вами — если концентрация на ней будет приносить ощутимые плоды. Основная цель данного принципа — достичь полного абстрагирования от окружающего во время выполнения упражнений и одновременно полного слияния с ним Данное высказывание трудно понять, однако оно является одним из основополагающих установок при выполнении большинства практик и методов кокью-хо.

Все методы и упражнения кокью-хо можно условно разбить на два больших раздела: лечебно-оздоровительный и боевой (хотя, конечно, такое разделение очень натянутое поскольку многие из упражнений отвечают и той и другой цели или в одном из них может присутствовать элемент другого). Однако, подобная классификация существенно облегчит общее описание упражнений и поможет читателю разобраться в главных и второстепенных целях, которые ставятся перед каждым из них. Оба эти раздела одинаково важны для изучения поскольку, как я уже говорил, все они едины в общем стремлении гармонизировать Внутреннее и Внешнее проявления Абсолюта для достижения каких-либо конкретных задач, которые могут возникнуть перед ниндзя.

К лечебно-оздоровительному разделу можно отнести те методы и упражнения, которые способствуют общему укреплению и оздоровлению организма, снимают боль и усталость, увеличивают защитные ресурсы, способствуют снятию излишнего психического или физического напряжения, увеличивают выносливость. Кроме того, сюда же можно отнести методы управления и контроля над эмоциями, способы релаксации и медитативные практики, связанные с дыханием. И конечно же, все методы накопления внутренней энергии КИ в человеческом теле, а также дыхательные способы работы с психо-энергетическими центрами. Именно упражнения этого раздела, в сочетании с ЮНАН ТАЙСО и КЭЙКОМАЭ ЗЕНСИН (упражнения по развитию гибкости и точечный массаж) позволяли в кланах ниндзя постепенно приобщать к занятиям боевыми искусствами детей, что имело) важное значение для ранней профессиональной специализации, а также поддерживать наилучшую форму у зрелых мастеров, которым приходилось выносить тяжесть изнурительных тренировок и схваток не на жизнь, а на смерть.

Естественно, что нужно было иметь достаточный запас прочности для экстремальных ситуаций, а также возможность для эффективного восстановления после больших физических, психических и энергетических затрат. Регулярные занятия этими упражнениями позволяли до самой смерти сохранять крепость тела и бодрость духа, способность к продуктивной жизнедеятельности.

К боевому разделу кокью-хо можно отнести все способы дыхания в схватке, а также некоторые специфические техники, которые используются при различных тайных операциях ниндзя — таких, как методы задержки дыхания под водой (при маскировке), бесшумное дыхание при подкрадывании и наблюдении, способы поддерживания дыхания при длительных монотонных нагрузках (например, при беге на большие расстояния или при подъеме на высокую стену замка, при котором все движения максимально замедлены). Боевые (прикладные) методы управления внутренней энергией для увеличения мощности удара, создания т. н. «железной рубашки», «облегчения» собственного веса при высоких прыжках или бесшумном перемещении по скрипящей поверхности — все эти техники относятся ко второму разделу нашей классификации. Методы контроля над эмоциями и умение приводить себя в соответствующее психологическое состояние (подавление чувства страха, спокойствие и т. д.) хотя и отнесены мною к первому разделу, с равным успехом может быть причислены и ко второму, поскольку в боевых методах ниндзя они играют очень важную, если не сказать решающую роль.

Ниже я постараюсь описать большинство основных методов оздоровительного и боевого характера, которые при правильном использовании уже через несколько недель регулярных занятий существенно повысят Ваш потенциал выносливости, иммунитета, внутренней энергии, а также позволят Вам подчинить контролю разума собственные эмоции, что так немаловажно в нашей переполненной стрессами жизни.

Для начала я опишу несколько упражнений, которые сами по себе не несут каких-либо функций, но являются составными частями других, более сложных методов и способствуют их скорейшему и более качественному усвоению. Их можно назвать «подводящими» или «начальными».

Наши рекомендации