Изображение человека и животного в статике и динамике

В I классе была заложена основа изучения строения человека и животного. Дети усвоили приемы наблюдения и изображения этих объектов в виде упрощенных или стилизованных объемных и плоскостных форм (в лепке\ рисунке). Во II классе совершенст­вуется изображение этих объектов. Усложняются позы человека в статике и динамике. Человек изображается во фронтальном и профильном положении в разных, не очень сложных позах (напри­мер, стоящим с руками на поясе; спокойно идущим; идущим бы­стро; быстро бегущим и т. п. — рис. 41).

Изображение человека и животного в статике и динамике - student2.ru

Для рисования с натуры каждому, учащемуся нужно вылепить из пластилина человечка. Такое задание может быть домашним, поскольку это пройденный в I классе материал. Дети под руко­водством учителя сами преобразуют исходную позу вылепленного человечка в нужную позицию. Учитель демонстрирует эти изме­нения положения формы на подвижной модели (рис. 42), затем показывает на доске последовательность изображения (например, рис. 43).

Демонстрацию модели учитель сопровождает показом на бу­маге способа изображения человека в статическом положении и в динамике, используя прием работы кистью пятном, без прори­совки карандашом; Для этой работы применяется гуашь. Обычно дети высказываются против использования черного цвета для си­луэта. Они отвергают его как «некрасивый цвет». В таком случае можно предложить использовать темно-синий тон.

Во II классе учащимся предлагается освоить хотя и упрощен­ные, но более близкие к реалистическим способы изображения. Так, более точно изображается форма туловища, животного, фор­ма головы, ног (рис. 44).

При обучении приемам изображения собаки, лошади, коровы и др. в состоянии покоя и в движении используется заранее при­готовленная подвижная модель каждого животного (рис. 45, 46).

При изучении этой темы у детей вызывают большой интерес наскальные живописные изображения животных в пещерах (VII): (например, мамонты, олени, быки, кабаны в пещерах Каповой на Южном Урале и Тешик-Таш в Средней Азии, в пещерах Альта- мирской и Фон де Гом; гравированные рисунки лошади, лани на кости и роге, найденных в пещере Кастильо, сцены охоты в пещере Испании). Выполненные изображения отличаются свеже­стью, непосредственностью восприятия, своеобразием способов изображения, напоминающих детский рисунок. Учащихся очень привлекает доступность этих, близких к их уровню способов изо­бражения.

Учащимся можно предложить иллюстрировать какой-нибудь рассказ о животных, который дети уже прочитали на уроках чтения.

Изображение деревьев

Если с I класса не проводить работы по формированию прие­мов наблюдения и рисования деревьев, у детей закрепляются не­совершенные способы их изображения (рис. 47, а). Нужно от­метить, что некоторые дети по мере развития их познавательной изобразительной деятельности начинают самостоятельно обога­щать схематическое изображение результатами наблюдений (рис. 47,6) и в конце концов некоторые из них отходят от при­вычной схемы, начиная рисовать только по наблюдению (рис. 47, в). Однако такого рода совершенствование изображения объекта характерно лишь для отдельных детей, как для нормаль­но развивающихся, так и для детей с нарушениями слуха.

Изображение человека и животного в статике и динамике - student2.ru Изображение человека и животного в статике и динамике - student2.ru Изображение человека и животного в статике и динамике - student2.ru ///

Во II классе работа направлена на совершенствование прие­мов наблюдения и способов изображения, усвоенных детьми в I классе. Ставится задача организовать наблюдения деревьев в природе, сформировать у учащихся умения запечатлевать целост­ный образ объекта через анализ и выявление частей, характерных признаков.

Сначала провести такой анализ целесообразнее при рассматри­вании картин, где задачи наблюдения и изображения уже решены и их нужно только выделить и осознать. С этой целью использу­ются репродукции или слайды картин художников И. Шишкина («Дубы», «Корабельная роща», «Рожь», «Среди долины ров­ный...», «Кама близ Елабуги»), И. Левитана («Березовая роща», «Весна. Большая вода»), К. Тройона («Приближение грозы»), К. Коро («Порыв ветра. Озеро в сумерках»), Г. Курбе («Лес Фон­тенбло»), В. Сидорова («Ясный день 22 июня»), В. Бялыницкого- Бирули («Осень»); В. Гаврилова («Березы») или др. по выбору учителя.

Рассматривая картину, следует обратить внимание учащихся на ствол дерева, сучья, ветви и основание ствола, переходящее в корни. Нужно выделить характерные черты, отличающие сосну от ели, березу от дуба. Так, у березы длинные сочленения веток, молодые отростки на концах веток как бы падают вниз, — это ха­рактерная особенность плакучей березы. Мощные ветви дуба ши­роко раскинуты. У сосны верхние ветви сравнительно короткие, направлены вверх. С увеличением новых отростков увеличивается тяжесть на концах веток, и они, не выдерживая, начинают проги­баться. Это характерный изгиб, отчетливее проявляющийся в ниж­них, более старых ветках. У ели ветки опущены вниз под тяже­стью хвои. Нужно обратить внимание детей на изменение формы кроны деревьев и пространственного расположения частей при по­рывах ветра; подчеркнуть, что изображение движения формы яв­ляется одним из выразительных средств рисунка (отражает жиз­ненность, правдивость образа).

После анализа картин, набросков и зарисовок учителя на бу­маге тушью или гуашью возможно проведение наблюдений в при­роде. Учитель ставит перед второклассниками задачу на прогулке в парке или на пришкольном участке наблюдать особенности строения и признаки, характеризующие тот или иной вид дере­ва; форму ствола, его пространственное расположение; наблюдать, как сучья присоединяются к стволу, как они расположены по от­ношению к стволу дерева (опущены, подняты немного кверху и т. д.), как переплетаются ветки, напоминая красивый, сложный узор; как стволы, ритмично расходясь и сходясь, образуют «хо­ровод».

Учащимся предлагается посмотреть, как под воздействием вет­ра склоняются ветви и стволы.

Рассказ или стихотворение, которые дети изучили на уроках чтения, поможет определить сюжетное содержание рисунка, его композицию (например, рассказ «На лесной полянке зимой» или др.).

После наблюдения дети делают зарисовки с помощью палочки тушью или гуашью. Учитель предлагает такие задания детям: «Нарисуй, как переплетаются ветви и сучья разных деревьев и получается узор из ветвей и сучьев. Нарисуй, как деревья сходятся и расходятся, напоминая хоровод. Дует ветер и деревья сгибают­ся, ветви наклоняются по направлению ветра. Пусть ваш рисунок называется «Ветреный день», «Деревья и ветер» или «Деревья зимой».

Значение некоторых слов и словосочетаний в задании следует дополнительно разъяснить детям с помощью жестов (например, таких: ветви переплетаются, деревья сходятся и расходятся, де­ревья гнутся, ветви наклоняются по направлению ветра).

Наши рекомендации