Изображение человека и животного в статике и динамике
В I классе была заложена основа изучения строения человека и животного. Дети усвоили приемы наблюдения и изображения этих объектов в виде упрощенных или стилизованных объемных и плоскостных форм (в лепке\ рисунке). Во II классе совершенствуется изображение этих объектов. Усложняются позы человека в статике и динамике. Человек изображается во фронтальном и профильном положении в разных, не очень сложных позах (например, стоящим с руками на поясе; спокойно идущим; идущим быстро; быстро бегущим и т. п. — рис. 41).
Для рисования с натуры каждому, учащемуся нужно вылепить из пластилина человечка. Такое задание может быть домашним, поскольку это пройденный в I классе материал. Дети под руководством учителя сами преобразуют исходную позу вылепленного человечка в нужную позицию. Учитель демонстрирует эти изменения положения формы на подвижной модели (рис. 42), затем показывает на доске последовательность изображения (например, рис. 43).
Демонстрацию модели учитель сопровождает показом на бумаге способа изображения человека в статическом положении и в динамике, используя прием работы кистью пятном, без прорисовки карандашом; Для этой работы применяется гуашь. Обычно дети высказываются против использования черного цвета для силуэта. Они отвергают его как «некрасивый цвет». В таком случае можно предложить использовать темно-синий тон.
Во II классе учащимся предлагается освоить хотя и упрощенные, но более близкие к реалистическим способы изображения. Так, более точно изображается форма туловища, животного, форма головы, ног (рис. 44).
При обучении приемам изображения собаки, лошади, коровы и др. в состоянии покоя и в движении используется заранее приготовленная подвижная модель каждого животного (рис. 45, 46).
При изучении этой темы у детей вызывают большой интерес наскальные живописные изображения животных в пещерах (VII): (например, мамонты, олени, быки, кабаны в пещерах Каповой на Южном Урале и Тешик-Таш в Средней Азии, в пещерах Альта- мирской и Фон де Гом; гравированные рисунки лошади, лани на кости и роге, найденных в пещере Кастильо, сцены охоты в пещере Испании). Выполненные изображения отличаются свежестью, непосредственностью восприятия, своеобразием способов изображения, напоминающих детский рисунок. Учащихся очень привлекает доступность этих, близких к их уровню способов изображения.
Учащимся можно предложить иллюстрировать какой-нибудь рассказ о животных, который дети уже прочитали на уроках чтения.
Изображение деревьев
Если с I класса не проводить работы по формированию приемов наблюдения и рисования деревьев, у детей закрепляются несовершенные способы их изображения (рис. 47, а). Нужно отметить, что некоторые дети по мере развития их познавательной изобразительной деятельности начинают самостоятельно обогащать схематическое изображение результатами наблюдений (рис. 47,6) и в конце концов некоторые из них отходят от привычной схемы, начиная рисовать только по наблюдению (рис. 47, в). Однако такого рода совершенствование изображения объекта характерно лишь для отдельных детей, как для нормально развивающихся, так и для детей с нарушениями слуха.
///
Во II классе работа направлена на совершенствование приемов наблюдения и способов изображения, усвоенных детьми в I классе. Ставится задача организовать наблюдения деревьев в природе, сформировать у учащихся умения запечатлевать целостный образ объекта через анализ и выявление частей, характерных признаков.
Сначала провести такой анализ целесообразнее при рассматривании картин, где задачи наблюдения и изображения уже решены и их нужно только выделить и осознать. С этой целью используются репродукции или слайды картин художников И. Шишкина («Дубы», «Корабельная роща», «Рожь», «Среди долины ровный...», «Кама близ Елабуги»), И. Левитана («Березовая роща», «Весна. Большая вода»), К. Тройона («Приближение грозы»), К. Коро («Порыв ветра. Озеро в сумерках»), Г. Курбе («Лес Фонтенбло»), В. Сидорова («Ясный день 22 июня»), В. Бялыницкого- Бирули («Осень»); В. Гаврилова («Березы») или др. по выбору учителя.
Рассматривая картину, следует обратить внимание учащихся на ствол дерева, сучья, ветви и основание ствола, переходящее в корни. Нужно выделить характерные черты, отличающие сосну от ели, березу от дуба. Так, у березы длинные сочленения веток, молодые отростки на концах веток как бы падают вниз, — это характерная особенность плакучей березы. Мощные ветви дуба широко раскинуты. У сосны верхние ветви сравнительно короткие, направлены вверх. С увеличением новых отростков увеличивается тяжесть на концах веток, и они, не выдерживая, начинают прогибаться. Это характерный изгиб, отчетливее проявляющийся в нижних, более старых ветках. У ели ветки опущены вниз под тяжестью хвои. Нужно обратить внимание детей на изменение формы кроны деревьев и пространственного расположения частей при порывах ветра; подчеркнуть, что изображение движения формы является одним из выразительных средств рисунка (отражает жизненность, правдивость образа).
После анализа картин, набросков и зарисовок учителя на бумаге тушью или гуашью возможно проведение наблюдений в природе. Учитель ставит перед второклассниками задачу на прогулке в парке или на пришкольном участке наблюдать особенности строения и признаки, характеризующие тот или иной вид дерева; форму ствола, его пространственное расположение; наблюдать, как сучья присоединяются к стволу, как они расположены по отношению к стволу дерева (опущены, подняты немного кверху и т. д.), как переплетаются ветки, напоминая красивый, сложный узор; как стволы, ритмично расходясь и сходясь, образуют «хоровод».
Учащимся предлагается посмотреть, как под воздействием ветра склоняются ветви и стволы.
Рассказ или стихотворение, которые дети изучили на уроках чтения, поможет определить сюжетное содержание рисунка, его композицию (например, рассказ «На лесной полянке зимой» или др.).
После наблюдения дети делают зарисовки с помощью палочки тушью или гуашью. Учитель предлагает такие задания детям: «Нарисуй, как переплетаются ветви и сучья разных деревьев и получается узор из ветвей и сучьев. Нарисуй, как деревья сходятся и расходятся, напоминая хоровод. Дует ветер и деревья сгибаются, ветви наклоняются по направлению ветра. Пусть ваш рисунок называется «Ветреный день», «Деревья и ветер» или «Деревья зимой».
Значение некоторых слов и словосочетаний в задании следует дополнительно разъяснить детям с помощью жестов (например, таких: ветви переплетаются, деревья сходятся и расходятся, деревья гнутся, ветви наклоняются по направлению ветра).