Теоретические сведения о процессах познания предметов и явлений (I, II, III)
Изображение предметов, включающее передачу их формы, пропорций, конструкции, осуществляется при условии, если они познаны рисующим и если рисующий7 владеет изобразительными навыками.
Восприятие — важнейший для изобразительной деятельности познавательный процесс, который осуществляется в результате непосредственного воздействия предметов на органы чувств. Восприятие-отражение не отдельных, а различных свойств предметов в их совокупности, взаимосвязи друг с другом. Выделение признаков предметов происходит при включении в процесс наглядно-образного отражения мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, благодаря которым познание осуществляется глубоко и разносторонне.
Анализ —это мысленное расчленение предмета на части ввыделение его свойств. В процессе развития ребенка вначале имеет место действенный анализ, когда ребенок в практическом действии расчленяет предмет на части. Синтез противоположен анализу —это мысленное соединение частей или свойств, сочетание признаков предмета, причем для синтеза обязательно установление отношений между частями, свойствами. Операция сравнения включает в себя анализ и синтез. В предметах вычленяются те или иные признаки, свойства или иные особенности (цвет, форма, величина, конструкция, назначение и т. д.), в результате чего в них устанавливается сходное и различное. При мыслительной операции абстракции в ряде предметов выделяются общие, одинаковые или сходные, свойства и рассматриваются отдельно от других свойств предметов, которыми они различаются друг от друга (выделяется только цвет или только форма, отвлекаясь от других свойств, например, от материала, назначения и т. п.). Абстракция является необходимой предпосылкой обобщения. Обобщение — это мысленное объединение предметов на основе сходства их свойств и признаков. Обобщение может проходить как по существенным, так и по несущественным признакам.
В изобразительной деятельности мыслительной операции анализ, синтез, сравнение, абстракция и обобщение играют решающее значение. Благодаря анализу и синтезу вычленяются признаки (детали, общая форма предметов). На основе сравнения, абстракции и обобщения возможно вычленение именно существенных, важнейших признаков в предмете, характеризующих их форму, конструкцию, окраску. Важнейшая роль принадлежит мыслительным операциям в усвоении и совершенствовании способов изображения предметов не только сходных, но и различных — через обобщение приемов изображения.
* * *
Во II классе, обучая детей изображению конкретных предметов с натуры, по представлению, по памяти и воображению, учитель ставит перед собой общие и конкретные задачи. В качестве общих выдвигаются задачи развития способностей детей к элементарному анализу, умению видеть изображаемый предмет целостно, сравнивать форму и конструкцию предметов в покое и движении, умению искать сходство между изображением и натурой, находить сходство и различия в рисунках, выполненных правильно и с ошибками, вычленять эти ошибки.
Одной из общих задач можно назвать и приобретение графических навыков, умения работать разнообразными художественными материалами.
Более частными задачами можно считать совершенствование у детей способов наблюдения и изображения конкретных предметов (деревьев, человека, отдельных предметов, рисуемых с натуры).
Умения учащихся воссоздавать в рисунке форму, пропорции и конструкцию предметов
К началу учебного года учащиеся имеют знания о том, что предмет характеризуется формой, которую нужно стараться увидеть и воспроизвести точно. Чтобы рисунок был похож на изображаемый предмет, нужно увидеть его главные детали, понять, как же эти детали соединяются в целое (т. е. понять конструкцию предмета).
В окружающем нас мире почти все предметы обладают объемной формой (за исключением предметов, условно называемых плоскостными, например, листья и др.). У учащихся II класса должен накопиться определенный опыт Наблюдения не только формы, но и объема. Об этом свидетельствуют попытки отдельных детей передавать в рисунке объем округлых предметов.
Передача объема в изображении возможна, если рисовальщик замечает особенности изменения формы при перемещении ее в пространстве относительно точки зрения и уровня зрения. Эта задача еще сложна для второклассника, поэтому переход от плоскостного изображения к объемному осуществляется через этап смешанного изображения (см. рис. 37, 38).
Для смешанного изображения характерно совмещение способов объемного и плоскостного изображения по выделенным признакам формы. Обычно дети на этом этапе изображения уже выделяют отдельные признаки изменения формы относительно уровня зрения и точки зрения и делают попытку воспроизвести увиденное* хотя допускают в рисунках характерные ошибки (см. изображение дна и верха кружки —рис. 37, г —ж; изображение боковой и верхней стороны кубика — рис. 38,д — ж).
Изображение человека, животных во II классе остается не объемным, поскольку еще не используется светотень. Работа учащихся направлена на передачу в рисунке этих объектов движения и относительно более точного воспроизведения их формы и пропорций.