Теоретические сведения (I, И, V) об особенностях специфического для изобразительной деятельности восприятия
Любой предмет имеет форму, конструкцию, он существует в пространстве, являясь его частью. Каждый предмет отличается от
других множеством внешних и внутренних признаков и свойств, образующих систему и характеризующих его облик. Нарушения этой системы ведут к искажению внешнего вида предмета, его эстетических свойств.
Человек воспринимает предметы окружающего мира, познает их, запечатлевает. Познание осуществляется на разных уровнях. Проявление эстетических чувств при рассматривании объекта изображения (любование его красотой) обостряет восприятие, помогает выделить необходимые для изображения признаки (форму, строение и др.).
В результате восприятия в предмете могут быть выделены только самые заметные, хотя и мало значимые внешние признаки, лишь в обобщенной форме (это уровень различения и узнавания, низшая форма восприятия, свойственная и животным). В результате такого восприятия представления о предмете получаются поверхностные, непригодные для его изображения.
Восприятие может быть анализирующим. Для такого рода восприятия характерно выделение важных признаков и свойств предмета, которые определяют его форму, конструкцию, положение в пространстве (И. М. Сеченов назвал такое восприятие «детальным видением»). Оно возможно лишь при рационально организованном обследовании предмета, которое осуществляется благодаря мыслительным операциям: анализу, синтезу, сравнению и др. В результате такого восприятия предмета получаются полные, точные, отчетливые представления о нем, на основе которых и возможно изображение.
Важнейшим признаком предмета для его изображения является его общая форма. Определить ее можно только в том случае, если отвлечься от всех других признаков этого предмета (частей, деталей цвета) и постараться посмотреть на него, как говорят художники, обобщенно, целостно, в единстве всех его свойств и частей.
Целостное видение важно не только для выделения общей формы объекта изображения, нахождения его пропорций, но и при передаче объема, когда осуществляется поиск пространственных отношений, при нахождении цветовых отношений, т. е. оно играет решающую роль в передаче сходства предмета и рисунка.
* * *
Совершенствование восприятия учащихся, анализирующего и целостного видения, происходит на каждом уроке изобразительного искусства в процессе практической работы и на уроках восприятия произведений искусства. Однако, согласно программе, выделяются занятия, которые специально нацелены на развитие умения обследовать предмет, выделяя в нем особенности обобщенной формы и главные детали, пропорциональные отношения частей и целого, своеобразие конструкции. В I классе предусматривается восемь таких уроков. Детей нужно учить рассматривать и вслед за этим изображать плоские, несложной формы предметы (листья, флажки), а также объемные предметы несложной, мало расчлененной, преимущественно округлой формы (фрукты, овощи, народные игрушки).
Уже в I классе перед учителем изобразительного искусства ставится задача начать работу по формированию умений изображать такие сложные для анализа объекты, как человек, деревья, животные. Нужно помочь детям увидеть характерные особенности формы тела животных и человека, строения различных видов деревьев (ели, березы, сосны), показать приемы их изображения. Программой предусмотрен постепенный переход от объемного изображения к изображению на плоскости. Для этого используются два вида практической работы в определенной последовательности: 1) лепка объемного изображения после наблюдения и обследования предмета, 2) рисование с натуры вылепленной фигурки (человечка, утенка, зайчика или др.) карандашом без последующей работы красками.
В работе по развитию целостного и аналитического восприятия, по формированию изобразительных графических умений необходимо уделять место формированию у детей эстетических чувств, пониманию красоты, эстетическому отношению к действительности. Для этого в качестве объектов наблюдения и изображения нужно подбирать высокохудожественные произведения искусства, народного творчества. Подвергая предмет анализу, нужно обращать внимание на красоту его формы, характерные части, доступно объяснять функциональную обусловленность, целесообразность формы, конструкции объектов природного и рукотворного происхождения, т. е. начинать проводить работу над понятием сущности красоты.