Теоретические сведения (I, И, V) об особенностях специфического для изобразительной деятельности восприятия

Любой предмет имеет форму, конструкцию, он существует в пространстве, являясь его частью. Каждый предмет отличается от

других множеством внешних и внутренних признаков и свойств, образующих систему и характеризующих его облик. Нарушения этой системы ведут к искажению внешнего вида предмета, его эстетических свойств.

Человек воспринимает предметы окружающего мира, познает их, запечатлевает. Познание осуществляется на разных уровнях. Проявление эстетических чувств при рассматривании объекта изображения (любование его красотой) обостряет восприятие, по­могает выделить необходимые для изображения признаки (форму, строение и др.).

В результате восприятия в предмете могут быть выделены только самые заметные, хотя и мало значимые внешние признаки, лишь в обобщенной форме (это уровень различения и узнавания, низшая форма восприятия, свойственная и животным). В резуль­тате такого восприятия представления о предмете получаются по­верхностные, непригодные для его изображения.

Восприятие может быть анализирующим. Для такого рода восприятия характерно выделение важных признаков и свойств предмета, которые определяют его форму, конструкцию, положе­ние в пространстве (И. М. Сеченов назвал такое восприятие «де­тальным видением»). Оно возможно лишь при рационально орга­низованном обследовании предмета, которое осуществляется бла­годаря мыслительным операциям: анализу, синтезу, сравнению и др. В результате такого восприятия предмета получаются пол­ные, точные, отчетливые представления о нем, на основе которых и возможно изображение.

Важнейшим признаком предмета для его изображения являет­ся его общая форма. Определить ее можно только в том случае, если отвлечься от всех других признаков этого предмета (частей, деталей цвета) и постараться посмотреть на него, как говорят художники, обобщенно, целостно, в единстве всех его свойств и частей.

Целостное видение важно не только для выделения общей формы объекта изображения, нахождения его пропорций, но и при передаче объема, когда осуществляется поиск пространственных отношений, при нахождении цветовых отношений, т. е. оно играет решающую роль в передаче сходства предмета и рисунка.

* * *

Совершенствование восприятия учащихся, анализирующего и целостного видения, происходит на каждом уроке изобразитель­ного искусства в процессе практической работы и на уроках вос­приятия произведений искусства. Однако, согласно программе, вы­деляются занятия, которые специально нацелены на развитие уме­ния обследовать предмет, выделяя в нем особенности обобщенной формы и главные детали, пропорциональные отношения частей и целого, своеобразие конструкции. В I классе предусматривается восемь таких уроков. Детей нужно учить рассматривать и вслед за этим изображать плоские, несложной формы предметы (ли­стья, флажки), а также объемные предметы несложной, мало расчлененной, преимущественно округлой формы (фрукты, овощи, народные игрушки).

Уже в I классе перед учителем изобразительного искусства ставится задача начать работу по формированию умений изобра­жать такие сложные для анализа объекты, как человек, деревья, животные. Нужно помочь детям увидеть характерные особенности формы тела животных и человека, строения различных видов де­ревьев (ели, березы, сосны), показать приемы их изображения. Программой предусмотрен постепенный переход от объемного изображения к изображению на плоскости. Для этого используют­ся два вида практической работы в определенной последователь­ности: 1) лепка объемного изображения после наблюдения и об­следования предмета, 2) рисование с натуры вылепленной фигур­ки (человечка, утенка, зайчика или др.) карандашом без после­дующей работы красками.

В работе по развитию целостного и аналитического восприятия, по формированию изобразительных графических умений необходи­мо уделять место формированию у детей эстетических чувств, пониманию красоты, эстетическому отношению к действительно­сти. Для этого в качестве объектов наблюдения и изображения нужно подбирать высокохудожественные произведения искусства, народного творчества. Подвергая предмет анализу, нужно обра­щать внимание на красоту его формы, характерные части, до­ступно объяснять функциональную обусловленность, целесообраз­ность формы, конструкции объектов природного и рукотворного происхождения, т. е. начинать проводить работу над понятием сущности красоты.

Наши рекомендации