Оптическое воздействие цвета
Каждый знает, что в одной одежде он выглядит широким и тяжёлым, а в другой более стройным. И дело здесь не только в покрое, но в основном в цвете. Мы воспринимаем цветной мир и не всегда замечаем, что цвет «корректирует» размеры предметов этого мира. Одни цвета предметы «приближают» к нам, другие удаляют. Например, оранжевые робы дорожных рабочих зрительно «укорачивает» расстояние между ними и приближающимся транспортом, чтобы водитель вовремя среагировал.
Эти способности цвета воздействовать на нашу психику очень важны в сценографии. Часто на сцене нужно поставить или подвесить предмет на ближнем плане, а свободной штанкеты в этом месте нет, его подвешивают там, где есть, но окрашивают таким образом, чтобы у зрителя было впечатление, что предмет находится недалеко. Иногда раскраска предметов, путающих зрителя по их масштабу и удалённости, помогает создать на сцене нелепую ситуацию, что бывает необходимо в абсурдистских спектаклях.
Оптические качества цвета очень важны в создании театральных костюмов, которые иногда должны сильно изменить пропорции актёра. Поэтому знания этих возможностей режиссёру необходимы.
Психофизическое воздействие цвета
Воздействуя на человеческое подсознание, цвет меняет физическое состояние человека. Всем известно, что войдя в комнату, окрашенную синими или фиолетовыми тонами, человек испытывает ощущение прохлады или даже холода. Эксперименты показали, что в окружении одних цветов люди становятся физически более активными, у них повышается кровяное давление, улучшается аппетит, в окружении других – давление падает, активность снижается. Есть цвета, которые создают ощущение влажности воздуха, а другие наоборот. Некоторые цвета создают чувство комфорта, физического наслаждения, а есть цвета, способные вызвать отвращение, доходящее до рвоты, способные вызвать бред у людей с пограничным состоянием психики. Это, конечно, крайние реакции на цвет. Не случайно последние десятилетия даже научная медицина берёт на вооружение цветотерапию. Конечно, при помощи только изменения цветового климата человека от серьёзных проблем со здоровьем вылечить нельзя, но существенно помочь процессу оздоровления можно.
Эти возможности «работы» цвета с человеческой психикой всегда использовались в театре. Они помогали создать нужный физиологический климат в спектакле, концерте, помогали зрителю глубже проникнуть в образный строй, создаваемый на сцене творческим коллективом.
Эмоциональные реакции человека на цвет
Для создания сценографического образа чрезвычайно важны знания эмоциональных реакций зрителя на те или иные цвета. Большинство людей не скрывают, что им нравится та или иная цветовая гамма. Они не всегда могут объяснить причину своих вкусов. Этим занимаются психотерапевты, психологи, диагностируя тот или иной психологический тип, или ту или иную патологию. Но факт, что цвет не оставляет равнодушной сферу человеческих эмоций, оспорить невозможно. Цвет может очень быстро как неожиданно зазвучавшая музыка, изменить настроение человека, от грусти к веселью, от безволия, равнодушия к активному интересу. Цвет может вызвать страх, умиление, восторг, чувство покоя, чувство ухода от реальности, чувство надежды и любви.
Символика цвета
Цвет сопровождает человека в течение всей истории развития цивилизации и, конечно, всё это время «работает» с его психикой. В разных географических регионах, у народов с разными темпераментами. Исторически сложилась традиция восприятия цвета. Эта традиция нашла выражение в приметах, пословицах, поговорках, географических названиях и, главное, в определённом отношении к различным цветам. Это отношение и получило выражение в символике цвета. Символика цвета это, то смысловое наполнение, которое человек воспринимает вместе с «молоком матери», изначально, и поэтому, трудно переоценить значимость символического смысла различных цветовых тонов. Цвет самостоятельно несёт содержание, именно то, которое он нёс десяткам и сотням поколений людей, живших задолго до сегодняшнего зрителя, и с этими поколениями у него «кровная» связь. Зритель подсознательно напрягается, увидев чёрную сцену, так как у всех его предков чёрное символизировало смерть. А когда к чёрному добавляется кармин, страх приобретает особый оттенок, так как два тысячелетия христианства, выработали совершенно определённое отношение к этому цветовому сочетанию, и каждый, самый неискушённый зритель, увидев на сцене Мефистофеля в чёрном плаще с красным подбоем, точно чувствует и знает, кто на этой сцене выражает силы тьмы. Даже в тех случаях, когда исторически смысловое наполнение отношений к тому или иному цвету изменилось. Условия жизни уже не требуют таких же реакций на цвет, люди по-прежнему относятся к этому цвету, в большинстве, случаев даже не зная причины, именно такого отношения. Очень ярким примером этого феномена может стать символика пурпурного цвета. По остальным психологическим параметрам пурпурный (холодный красный) цвет пассивный, затормаживающий жизненные процессы, но символика его прямо противоположна, это сила, власть, богатство. Такое противоречие сложилось от того, что в древности краситель для пурпурных тканей стоил баснословно дорого. Его добывали из моллюсков, которые надо было отыскивать и поднимать со дна моря. Добыча его была значительно дороже добычи жемчуга. Кроме того, для окраски одежды только одного человека нужно было достать килограммы этих моллюсков, так как люди носили не сшитую одежду (в ткани просто завёртывались, и на одну только тогу нужно было 5 метров ткани двухметровой ширины). Поэтому позволить себе носить пурпурную одежду могли только очень богатые, облечённые властью люди. Это и нашло отражение в символике пурпурного цвета, существующего до сих пор, хотя сейчас цена пурпурного красителя не отличается от цены любого другого. В России, несмотря на бесконечные споры о направлении нашего менталитета, бытует многовековая традиция европейского понимания цветовой символики. У нас траур чёрный, а не белый, как в Китае; символ жизни зелёный, а не красный как на юго-востоке.
Режиссёр не может не учитывать сложившуюся символику цвета в подборе выразительных средств для сценического оформления, костюмов и окраски светового луча. Ошибки здесь «дорого» стоят для успеха спектакля, так как здесь мы имеем дело с подсознанием зрителя, руководить которым особенно трудно. Помочь режиссеру избежать ошибок может таблица 1 «Психологическое воздействие цвета».
Таблица 1