Классификация цветовых тонов хроматического круга
1. Цвета, находящиеся под углом 180 градусов, называются дополнительными цветами. Например, жёлтый и фиолетовый; красный и зелёный.
2. Цвета, находящиеся под углом более, чем 90 градусов, называются контрастными. К жёлтому, например, будут контрастны цвета от красного (через пурпурный, фиолетовый, синий) до зелёного включительно.
3. Цвета, расположенные в непосредственной близости друг от друга (не более, чем на 45 градусов), называются нюансами. Нюансами называются и близкие по насыщенности цвета одного цветового тона.
Гармония цвета
В предыдущей главе мы уже говорили, что закон гармонии имеет всеобщий характер. Золотая пропорция, конечно, относится и к цвету, т. к. каждый цветовой тон имеет свой размер волны, но в практике пользоваться такими расчетами неудобно, даже если сделать на основе их компьютерную программу, тем более, что математические включения, работающие исключительно с рациональной стороной человеческой психики, мешают активной работе творческих эмоций. Поэтому выработались закономерности организации цветовой гармонии, которые сопровождаются меньшими организационными издержками.
1. Гармоничны дополнительные цвета и контрасты. При очень жёстком условии, они должны быть одинаковой насыщенности.
Образованная таким образом гармония, передаёт содержание с яркими эмоциями. Например, в эскизе В. Серебровского к спектаклю «Женитьба» цвет выражает яркие переживания героев, их страсти, восторги, комизм ситуации. Гармония строится на контрастах красного, сине-зелёного, жёлтого. Картина А. Н. Мокрицкого «Девушка на карнавале» (1840 г.) строится на контрастах синего, красного, зелёного и передаёт праздничные переживания, сопровождающие итальянские карнавалы. А в картине Анри Матисса «Танец» (1910 г.) зритель испытывает противоречивые чувства страха, иронии, сарказма, предчувствия надвигающейся катастрофы.
Здесь тоже синий, красный и зелёный, но насыщенность их снижена через добавление чёрного и серого, что даёт негативную характеристику содержанию.
2. Гармоничны нюансы (и те, что близки по степени теплоты, и те, что являются близкими по насыщенности одного цветового тона).
Гармония хорошо передаёт негромкие чувства, тихие движения человеческой души. Посмотрим картину Ф. Васильева «Летний жаркий день» (1869 г.). Картина стоится на синих, сине-зелёных нюансах. Они хорошо передают застылость, неподвижность воздуха в жаркий летний безветренный день, когда все чувства заторможены от жары. Природа упоена солнцем, и тень даёт приятную истому. Чувство покоя и удовлетворения хорошо передаются этими цветовыми сочетаниями.
В картине Василия Рождественского «Уральский пейзаж» (1932 г.) тоже нет динамики, но она вызывает чувство скрытой печали, подспудного напряжения. Она строится на нюансах коричневых, зелёно-коричневых, красно-коричневых тонов. Эти цвета не создают явного драматизма, но хорошо передают тихое скрытое напряжение, которое поддерживается вертикальными и дробными ритмами рисунка.
В эскизе к спектаклю «Чайка» по пьесе А. П. Чехова художника Н. Шифрина композиция строится на нюансах синего и сине-зелёного. Создана синяя туманная среда, которая хорошо передаёт драматизм неспешности, «тягучести» существования персонажей на этой сцене. Скука тяжёлых предчувствий пронизывает всё пространство. Эмоции, внутренне напряженные, но не яркие. У Чехова драматизм всегда внутри, за кадром, от этого такие глубокие образы.
3. Гармоничны хроматичные и ахроматичные тона. Другими словами, с чёрным, белым и серым все цвета радуги хорошо гармонируют. Включение нейтральных цветов в композицию позволяет передать философский подход к поднимаемой проблеме, рассмотреть какие-то вечные истины. Сочетание с чёрным и белым вызывает яркие эмоции, в сочетании с серым более сдержанные. Перед нами сцена из спектакля «Серсо» В. Славина, художник И. Попова (1985 г.). Здесь гармония строится на сочетании серых тонов с яркими пурпурными вкраплениями.
В таком мутном и сером пространстве пурпурные фужеры выглядят неожиданными акцентами, заряжают это пространство драматической энергией с одной стороны, а с другой говорит о духовном одиночестве каждого персонажа, что является главной проблемой этого спектакля.
На эскизе Ивана Билибина изображён костюм командора в комедии Лопе де Вега «Фуэне Овехуна» (1911 г.) Здесь гармония строится на сочетании зелёных, оранжевых, красных тонов с чёрным цветом. Перед нами личность, вызывающая яркие чувства. Мы видим сильного, волевого человека, чья роль значима для многих людей в этой истории.
В. Дмитриев, разрабатывая декорации и реквизит к «Бесприданнице» А. Островского (1948 г.), в сине-фиолетовой среде помещает героиню в красном платье, придающем ей драматизм, набрасывает на одно плечо белую шаль, символизирующую девичью чистоту. Сцена очень выразительна и многозначительна. Белая ширма защита от грязи и пошлости и ждущая своего часа чёрная шаль на спинке дивана создают у зрителя предчувствие трагического финала спектакля.
В предыдущей главе говорилось о том, что в тех случаях, когда художник пытается активно бороться со злом при помощи своего творчества, он обращается к категориям безобразного, трагического и даже низменного.
Конечно, при помощи гармонии безобразное и низменное не изобразить. Рассмотрим, каким образом при помощи цвета можно создать дисгармонию.
1. Негармоничные контрасты с разной степенью насыщенности. Например, натюрморт «Вазы, цветы и фрукты», известного театрального художника Николая Сапунова, рассказывает о тяжёлой атмосфере в духовной жизни России конца девятнадцатого начала двадцатого века, где перемешано и искреннее и искусственное. Общество задыхается от перегруженности разными эстетическими и политическими идеями. Огромное количество натуральных и искусственных цветов, реально существующих и изображённых, создают духовную «кашу», вязкую бесформенную среду, где мало здорового воздуха. Это ощущение создаётся негармоничной живописью, где насыщенная алая роза соседствует с разбелённым зелёным и ненасыщенным оранжевым и вишнёвым цветом соседних растений.
2. Негармоничны цветовые тона одинаковой насыщенности, находящиеся в хроматическом круге под углом 45 градусов. Чаще всего это тона одной цветовой зоны с большой разницей по степени теплоты, например, красный кармин (цвет пионерского галстука) и красный пурпур (цвет малины) образуют диссонанс. Такая дисгармония вызывает яркие пикантные эмоции, своеобразное визуальное «хулиганство». Иногда говорят: «Одет как петух», т. е. ярко, но не гармонично.
3. Негармоничны цветовые сочетания, состоящие из ненасыщенных тонов, ахроматической составляющей которых является большое количество серой краски. В эскизе к спектаклю «Чайка» А. Чехова художника В. Левенталя (1980 г.) мы видим композицию, построенную на нюансах одного только сине-зелёного тона с меняющейся насыщенностью через серые и чёрные цвета. Композиция негармонична и очень точно передаёт тягучую, бесконечную скуку, в которой существуют персонажи, одетые в белые костюмы, вызывающие ассоциации с другой реальностью. Эта, грязно-синие-зелёная бесконечная среда пронизана холодом и чувством невозможности с ней бороться одному, даже очень талантливому человеку. Это духовное болото, в котором все обречены завязнуть.
Психология цвета
Цвет активно действует на всё живое на нашей планете. Даже растения под разными цветными колпаками по-разному растут. Такие эксперименты проводились ещё в девятнадцатом веке. Выяснили, например, что под красным, оранжевым стеклом растения ускоряют рост, а под синим резко замедляют. Всем известно, что птицы очень реагируют на цвет и тонко его различают. А петухи, индюки и гуси становятся агрессивными, увидев яркие цвета, особенно из красной зоны спектра. Испанская коррида не существовала бы, если бы быки не различали цвета. А эксперимент, длящийся уже два столетия, отобрал как наиболее эффективный для раззадоривания быков цвет- кармин, и это не случайно. Ниже мы будем знакомиться с психологической природой визуального восприятия цвета. Каждая цветовая зона хроматического круга, каждый нейтральный и производный цвет вызывает совершенно определённые психологические реакции. Причём, цвет действует на психику человека в нескольких направлениях. Рассмотрим эти направления.