Общее правило звучит: «Наказывай только тогда, когда по-другому нельзя»

Но также есть и правило «Отсутствие наказания за осознанный проступок порождает вседозволенность».

Как можно и нужно поощрять отряд

Весь отряд:

Мероприятие (костёр, дискотека в корпусе, позитивное и яркое КТД и т.п.)

Договориться со старшим вожатым или с директором насчёт грамоты

Торжественное чаепитие.

Не строгий, но тихий сончас (не переусердствовать).

Индивидуально:

Старший возраст: грамота от вожатых или от директора лагеря; выразить благодарность на огоньке при всём отряде или лагере; хвалить только за серьезные и значительные поступки, а не по пустякам; назначить помощником вожатого.

Средний возраст: грамота, благодарность на огоньке при всём отряде, бэйдж (Самый-самый…), доска почёта, назначить помощником вожатого.

Младший возраст: грамота, игрушка, «шняжка», похвала при всём отряде (торжественно), обязательно чётко объяснить детям, за что вы хвалите ребёнка.

Учитывать:

Возраст (младших детей хвалить чаще, старших хвалить только за значимые поступки)

Как относится к ребенку отряд.

Замечать хорошие поступки непослушных детей.

Личность ребенка (похвалить его при всех или наедине).

Не хвалить:

В присутствии других не стоит восторгаться, ставить в пример.

За то, что достигнуто не своим трудом (природные особенности ребенка).

Больше двух раз за одно и то же.

Из жалости или из желания понравиться.

За счет унижения другого.

Хорошие способы похвалы:

Похвала авансом – авансирование личности: когда человеку плохо, хвалить за то, что есть и даже за то, чего нет; не захваливать; когда хотим ребёнка чему-то научить («ты это хочешь, у тебя получится, ты лучше, чем сам себе кажешься».

«Подъёмная» похвала – всякое повышение требований начинать с похвалы, вдохновить.

Косвенное одобрение – хвалить не хваля. Не хвалим, а наводим человека на самостоятельные выводы («Как хорошо, когда никто не балуется во время отбоя»).

«Рикошет» (средний, старший) – разговор между взрослыми, когда ребёнок может услышать. Начиная с 11-ти лет, рикошет действует сильнее личного обращения.

Попросить совета у ребёнка, как у равного себе (доверие).

Лидер дня (рейтинг)

Существует три типа особо нуждающихся в похвале:

Якобы неполноценный ребёнок с сильно заниженной самооценкой (закомплексованный, со смешной фамилией, и др.);

«Счастливец» (здоровый ребёнок с избытком сил, оптимизмом, с потребностью в подтверждении своих преимуществ);

Самолюбивый – не выносит неодобрения, расстраивается, сникает и ничего больше не хочет делать.

У каждого человека своя степень потребности в одобрении.

Система «смайликов», «звездочек» и т.п. для поощрения комнат. Устраивается соревнование между комнатами. Комнате, кто быстрее всех уснет в сончас, в отбой, кто чище всех уберется в санитарный час, на дверь вещается смайлик (звездочка и пр.). Какая комната к концу сезона наберет больше звездочек, та получит приз от вожатых. Призы должны быть действительно приятными и ради них стоит бороться весь сезон.

Если есть сомнение, хвалить или не хвалить, то лучше похвалить!

Лидерство и руководство

Вожатому во взаимодействии с подопечными часто приходится быть и руководителем и лидером. Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения вожатого в детском отряде и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием подопечных, нацеливанием их на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший вожатый вносит порядок и последовательность в выполняемую деятельность. Свое взаимодействие с подопечными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет детей и вселяет энтузиазм в них, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения детей к делу.

Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подопечными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подопечные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что вожатые видят себя определенной частью детского лагеря, как организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности детей, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от запланированного ранее. Лидеры строят свои отношения с подопечными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной деятельности.

Используя свой опыт, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего бонуса.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим личным качествам.

Наши рекомендации