Профилактика профессионального выгорания.

Лекция 3.

Дата проведения: 16.05.2017.

Лектор:Яковлева А.В.

1. Авторитет вожатого.

2. Напарничество:

- понятия, функции, эффективное напарничество;

- самоменеджмент.

3. Профилактика профессионального выгорания.

4. Дисциплина в отряде.

5. Поощрения и наказания в условиях ДОЛ.

6. Лидерство и руководство:

- определения, стили, качества и черты личности лидера.

Авторитет вожатого

Авторитет вожатого должен быть правильным!!!

Неправильный авторитет Правильный авторитет
«Дешевый» авторитет Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать. Вожатый с дешевым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всем сторону детей, в том числе и в вопросах панибратства. Такого вожатого дети вроде бы и будут любить, но не по-настоящему, т.к. к нему не будет уважения. Мнение вожатого уже не берется в расчет, потому что дети заранее знают, что он всё разрешит. Дешевый авторитет – это ещё и большая подстава напарника, поскольку он будет вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым». Плюс ко всему, у такого вожатого нет рычагов воздействия на детей. «Злой авторитет» Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один – угроза, и он работает. Но когда становится нечем угрожать, то можно получить беспредел со стороны детей задолго до Королевской ночи. Дети воспринимают вожатого как своего врага и будут использовать любую возможность, чтобы отомстить. К злому вожатому естественно нет уважения, потому что уважают за что-то хорошее. Есть ещё один момент – если вы всегда общаетесь с детьми жестко, то у вас нет «зазора», чтобы увеличить жесткость в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый начинает говорить на повышенных тонах или с «металлом в голосе», всем становится понятно, что что-то не так. А злой вожатый всегда на взводе и ему добавлять металл уже некуда. «Авторитет» Правильный авторитет строится на доверии и уважении. Дети уважают вожатого за его выдающиеся качества, за его справедливость. Дети доверяют вожатому, как другу, готовы слушаться его как старшего и мудрого товарища. Когда у вожатого есть авторитет, у него нет толчков к нарушению дисциплины. И это верно, потому что дети будут слушаться не потому, что им что-то за это пообещали или чем-то пригрозили, а потому, что так сказал любимый вожатый. Когда у вас правильный авторитет, вам открыт путь к детским душам. Вы можете создавать атмосферу в отряде, можете зажигать и вдохновлять детей на творчество. Не нужно стремиться завоевать любовь детей, стремитесь завоевать уважение. Еще одна популярная проблема в отряде – это распределение авторитета между вожатыми. Зачастую, основную инициативу и главную роль в отряде на себя берет тот вожатый, который имеет больше опыта – если он работал в этом качестве ранее, либо тот, который просто более активен и уверен в себе. Такое развитие событий характерно для многих подобных ситуаций, и в сущности - это правильно и нет ничего плохого на первый взгляд. Но это одновременно и не всегда правильно. Во-первых - распусканием дисциплины, дезорганизованностью отряда и ослаблением контроля над ним. Дети – очень чутки к восприятию лидера и очень быстро понимают, чье слово в отряде имеет вес и кого надо слушаться беспрекословно, а чьему можно и не уделять особого внимания. Впоследствии возможны ситуации, когда дети демонстративно игнорируют одного из вожатых, подчеркивая при этом авторитет другого, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В результате, на отряде остается, фактически, один вожатый и ему, даже при его авторитете, будет невероятно трудно в одиночку справляться с распоясавшимся отрядом. Во-вторых - его напарник(ца), кроме комплекса неполноценности и нервного срыва, тоже вряд ли сможет почерпнуть что-то из подобной педагогической практики. Чтобы избежать этого, необходимо с самого начала смены правильно строить общение с детьми и с напарником, справедливо и в относительно равной степени распределять педагогические обязанности на отряде и рабочую нагрузку. При первой же беседе, на вечере знакомств, следует кроме представления обоих вожатых, сразу объявить детям, что в течение всей смены по всем вопросам они могут обращаться к любому из вожатых и всё, что говориться вожатыми во время обращения к ним – говориться от имени обоих. Таким образом, ребята должны понять, что среди вожатых нет «главного» и «неглавного», а они ОБА представляют собой - руководство отряда. На протяжении смены нужно постоянно поддерживать этот статус, не допуская ошибок и оплошностей. Вожатые должны как можно чаще общаться и делиться друг с другом важной информацией после планерок, или других важных событий, чтобы быть осведомленными всегда в равной степени. Должны быть солидарны друг с другом в своих решениях, будь то поощрения, наказания детей, или что-то еще. Тем самым, исключаются эпизоды, когда один вожатый разрешает то, что запретил другой или когда один смотрит на определенные проступки «сквозь пальцы», а другой наказывает за них, ведь с этого и начинается разделение детьми вожатых на «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого» и т.д. Во время обращения к детям от лица вожатого и, особенно в присутствии напарника(цы), следует избегать местоимения «я» и заменять его на «мы», тем самым подчеркивая, что это исходит от обоих вожатых. Кроме того, желательно, чтобы оба вожатых одинаково активно и дружелюбно общались со всем отрядом, не зависимо от личных симпатий и антипатий, или от полового признака, участвовали в подготовке и проведении различных мероприятий вместе с детьми и жили вместе с отрядом активной и интересной жизнью. Очень важно сформировать мотивацию пребывания в отряде у детей - напомнить им, что их отдых в лагере напрямую и, в первую очередь, зависит от вожатых. Необходимо объяснить им, что отряд – это единое целое и чем быстрее они научаться оправдывать этот статус, тем быстрее смогут добиться успехов. Необходимо ввести систему «проступков и санкций», то есть систему, которая в равной степени будет касаться каждого и, при нарушении дисциплинарных моментов, справедливо и в равной степени для каждого предусматривать свое наказание. Для старших отрядов эта система должна быть оправданно жесткой. Таким образом, у детей уходит ощущение, что их наказывают непосредственно вожатые. Появляется чувство ответственности за свои поступки, так необходимое в будущем любому человеку и, мягко говоря, не мешающее во время пребывания в лагере.

Напарничество





Как вам известно, вожатые в лагере зачастую работают парами, в некоторых лагерях в тройках. И не секрет, что успех и эффективность работы на протяжении всей смены зависит от того, как вы поладите друг с другом, как выстроите взаимоотношения и работу.

Напарник – это человек, с которым работаете, делаете что-либо в паре, вдвоем.

Определяющими факторами эффективного напарничества являются:

1. Готовность обоих участников к взаимодействию.

После распределения вожатых на отряды многие сталкиваются с тем, что не знают вожатого и не представляют, что ожидать в различные рабочие моменты. При неблагоприятном развитии событий, когда напарник в чем-то слабее, вы всю ответственность берете на себя, начинаете работать с этой установкой. Итог – профессиональное выгорание на смене. Поэтому нужно взаимодействовать с напарником в любом случае.

2. Познакомьтесь с напарником.

Встретьтесь, познакомьтесь с напарником, обменяйтесь телефонами. Не бойтесь рассказать о своих хобби, увлечениях, своих привычках (порой пагубных). Обязательно расскажите о своих медицинских, физиологических и психологических особенностях, чтобы напарник мог в любой момент смены помочь и заметить всё вовремя. Смена – это большое общежитие, правила проживания и нахождения в нём отличаются от тех правил, когда живёте вы одни. В особенности, если напарники разного пола, важно уточнить все интимные моменты проживания.

3. Совместно занимайтесь подготовкой к смене.

Подготовьте игры на первые три дня смены (организационный период). Обговорите важные для вас моменты в работе, чтобы на смене не могло возникнуть противоречий.

4. Не стремитесь встать с другом на один отряд.

Помните, что дружба в городе и работа на смене в условиях совместного проживания – абсолютно разные вещи. Порой ожидают разочарования в человеке, ибо он открывается вам совершенно с другой стороны.

5. Влюбленных на один отряд не ставят.

Это звучит смешно, но это факт. Причин для этого немало. Ярче примеров неэффективного взаимодействия напарников не придумаешь. Всё предельно просто – вожатые, являющиеся парой, будут заниматься только собой, своими проблемами, ухаживаниями, «разборами полетов» и чем угодно, но не детьми. Не говоря о том, что в любом случае, как бы вы ни старались скрыть свои отношения, они всё равно будут на поверхности. В детском оздоровительном лагере это критично. Хотите сохранить свои отношения – не вставайте на один отряд.

6. Говорите друг с другом.

У каждого человека есть своя точка «кипения» и до неё лучше не доводить. Всегда разговаривайте – это помогает решить проблемы, обозначить то, что вас беспокоит, внести ясность в ситуацию и просто донести важную информацию о детях, мероприятиях и т.д. Если вы молчите – значит у вас всё в порядке!

7. Давайте друг другу отдохнуть.

Это не означает, что один «пашет», а другой отдыхает. Это означает, что при истощении сил у одного из напарников, другой должен временно взять чуть больше функций, чем обычно. Например, если программа лагеря позволяет, то один напарник укладывает детей и дежурит весь тихий час, а второй отдыхает. Заботьтесь друг о друге!

8. Не выясняйте отношения при детях.

Возможно, это относится к вожатскому этикету, но является немаловажным для эффективного взаимодействия вожатых. Выясняя отношения при детях, вы оба теряете авторитет перед ребятами. И они не раз вам могут напомнить о своем поведении.

9. Напортачил один – виноваты оба.

Вы равнозначно несете ответственность за то, что ваши дети покажут дети на мероприятии и концерте, за здоровье и жизнь детей, за их поведение и поступки. И нечего пенять друг на друга.

10. Не будь «звездой».

Этот пункт больше касается опытных вожатых, отработавших в лагерях много смен. Никогда не нужно думать, что напарник, который приехал впервые, ни на что не годиться. Будьте куратором, методистом, другом – вы не выполняете всю работу за напарника, а советуете, как нужно сделать то или иное дело правильно. Помолчите, дайте напарнику пообщаться с детьми. Вы не самая важная персона в отряде и не тяните «одеяло на себя».

Негативизм как защита

Способов снизить эффект выгорания очень много. Есть целые технологии, которые разработаны на основе индустриально-организационной психологии. Они позволяют повысить производительность труда, улучшить психологический климат и социальные показатели в организации.

Надо сказать, что люди и без всякой науки пытаются бороться с выгоранием. Но эти методы зачастую «варварские», негативные. Например, профессиональный цинизм (выражающийся даже в особых выражениях, терминах). Прислушайтесь, как некоторые вожатые называют между собой детей? Эту галдящую ватагу, которая так и норовит перевернуть всё верх ногами? Другой негативный метод – физическое и эмоциональное отчуждение, стремление держать детей на расстоянии, не допускать прикосновений, не замечать их физической оболочки, жизненных проблем, душевных состояний. Вырабатывается профессиональный цинизм, который помогает избежать разочарований. Хотя многим это кажется нечестным: разве можно работать с детьми, не испытывая к ним никакой эмоциональной привязанности?

Еще один способ избежать «растраты себя» - ритуализация. В общении с детьми всегда придерживаться ритуала, заведенного порядка, требовать беспрекословного следования указаниям. Тогда работа идет как по рельсам. Отдельным “работникам” помогает также энергетический «вампиризм». Здесь нет никакой мистики, просто человек использует момент чужого смущения, страдания, унижения, неудачи, чтобы возвыситься, самоутвердиться. Тогда подавление окружающих становится сильной и продуктивной мотивацией. Хотя и не вполне конструктивной и комфортной. Бывает, что человек справляется с выгоранием, подчеркивая собственную ценность, необходимость, незаменимость своей персоны и работы. Во многих коллективах есть такие, без высочайшего соизволения коих сделать ничего невозможно. Они абсолютно незаменимы. Однако приходит день, его сменяет другой работник, и все идет как прежде, организация отнюдь не рассыпается в прах.

Особый способ борьбы со стрессом (и выгоранием в частности) это использование психоактивных веществ. Это могут быть всевозможные стимуляторы, которые предлагает психофармакология. Впрочем, порой в ход идут обычные алкогольные напитки и сигареты.

Вожатых можно понять: их работа тяжела именно в психоэмоциональном плане. Неудивительно, что в некоторых педагогических коллективах нередко встречаются как люди, страдающие от «выгорания», так и те, кто использует «варварские» методы его избегания.

Дисциплина в отряде.

Хорошая дисциплина в отряде создает атмосферу живых взаимоотношений и продуктивного сотрудничества. Она не вредит, а открывает новые горизонты, развивая самоконтроль и приучая к продуктивной деятельности. Хорошая дисциплина незаметно помогает ребенку совершать правильные поступки в нужное время и в нужном месте. Хорошо спланированная программа поможет избежать многих ошибок. Дети лучше всего усваивают на примере своих руководителей. В лагере, где дисциплина поставлена должным образом, программа всегда начинается вовремя и идет плавно, без запинок и приходит к своему логическому завершению.

Дисциплинарные методы

Всегда

Личная беседа. Беседуя с подопечным наедине, будьте хозяином положения. Четко укажите ему на то, что он сделал неправильно, и попросите его объяснить свое поведение. Сам ребенок иногда в состоянии предложить выход из создавшейся ситуации. Проводите такие беседы в дружелюбной манере, но добейтесь того, чтобы подопечный понял ваш деловой, конструктивный настрой.

Используйте влияние группы. Приложите все усилия, чтобы создать в группе такой идеал поведения, любое нарушение которого приводило бы к неодобрению со стороны членов группы.

Обращайте внимание на индивидуальные особенности. Не забывайте о том, что все дети своеобразны и не похожи один на другого. Принимайте во внимание их происхождение, их физическое и умственное состояние, а также серьезность того или иного нарушения.

Никогда

Не наказывайте в гневе. Не прибегайте к использованию угроз и предупреждений, которые невозможно осуществить.

Не принуждайте к извинениям при всех. Очень немногие дети считают, что они в чем-то виноваты, и чаще всего, они правы.

Не прибегайте к методу «шутовского колпака», или навешивания ярлыков. Такое наказание лишь усиливает противостояние или же вызывает смех. Иногда некоторые дети даже расценивают его как своеобразное поощрение.

Общие правила.

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнения "наказывать или "не наказывать", не наказывайте. Никакой "профилактики" на всякий случай.

3. Наказание не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, никогда не отнимайте подаренного Вами или кем бы то ни было - никогда.

4. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова.

5. Наказание должно быть без унижения. Что бы ни было, какая ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Оценивать нужно не личность ребенка, а поступок, который он совершил.

6. Ребенок должен осознавать справедливость наказания. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону.

Важные моменты:

1. Проявлять терпение.

2. Объяснить причину.

3. Выслушать обе стороны.

4. Нельзя наказывать: за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от вашей точку зрения.

5. В наказании и поощрении необходима своевременность. Наказывать мгновенно и справедливо.

6. Если «сцепились» двое наказать следует обоих, т.к. не бывает одного виновного. Если «достанется» обоим – обиженных не будет, все останутся довольны.

7. Маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять.

8. При разговоре с провинившимся ребенком нужно делать акцент на том, что накажут не только его, но еще и вожатого.

9. Взрослым детям можно дать возможность выбрать наказание самим. Сказать, например: «Ну и чего вы заслуживаете после такого?» (предварительно «раздуть», преувеличить их поступок).

10. Если ребенок жалуется родителям, то им необходимо объяснить мотив наказания, рассказать всю ситуацию и роль в ней «наказанного». («В целях воспитания и предупреждения подобного рода происшествий было необходимо поступить … и наказать…»).

11. Необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.

12. Необходимо создать себе такой авторитет, чтобы обида вожатого была для ребенка худшим наказанием.

13. Наказывать детей должен только вожатый - ни директор, ни старшие воспитатели, т.к. именно вожатый непосредственно работает с детьми, а не администрация.

14. Простить ребёнка или изменить меру наказания может только вожатый, его наказавший (в противном случае это может привести к значительным проблемам в управлении отрядом и в отношениях между вожатыми).

15. Правила, ограничения обязательно должны присутствовать в жизни ребенка. Но их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими.

16. Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески-разъяснительным, чем повелительным.

17. Наказывая ребенка, правильнее лишать его приятного, чем делать плохое.

Как можно наказывать детей

Сном. Можно детей пораньше уложить спать или просто уложить спать, например, в Тихий Час (для взрослых детей) если они не умеют тихо вести себя в Тихий Час.

Пропуском какого-то мероприятия. Например, не пустить на дискотеку или еще на какое-то мероприятие (правда, на то мероприятие, на которое наказуемый хочет идти, а то это не будет наказанием), но тут надо быть уверенным (а именно надо лично контролировать наказуемого), что ребенок не предоставлен сам себе, а находится, например, в своей палате и никуда оттуда не выходит. Если же вы не можете это проконтролировать (или просто не хотите), то тогда не надо так наказывать ребенка. Дело в том, что мероприятия все предназначены, прежде всего, для того, чтобы вожатые могли контролировать детей. Надо постараться, чтобы ваши угрозы этого наказания не пришлось выполнять, а если уже и пришлось, то надо как деликатно смягчить его, объяснив ребенку, что если добросовестно отбудет (не будет его избегать и ныть) наказание в течение часа, то будет отпущен на Волю.

Лучший друг вожатого. Это довольно таки экзотический способ наказания и требует значительных умений и сил вожатого. Применяется он, исключительно, к детям старших отрядов. Наказуемый должен в течение всего дня стать "лучшим другом вожатого". Что это значит - он должен всегда и везде следовать за вожатым (как это водится у закадычных друзей) и ни на минуту не покидать его - если вожатый пошел в туалет, он ждет под дверью, если вожатый зашел в вожатскую, наказуемый ждет под дверью (например, дать этому товарищу стул и книжку). С одной стороны это вроде бы не наказание, но это только на первый взгляд - ребенок лишается коллектива (своего детского), наказуемый (это может самое главное) не может отойти покурить. В общем больше полдня никто не выдерживал, хотя сперва были полны энтузиазизма - просто, можно сказать, были рады что отделались таким пустяковым наказанием, но это наказание оказывалось очень действенным. Но стоит еще раз сказать, что это наказание требует значительных усилий от вожатого - вожатый должен быть уверен, в том, что он сможет удержать своего "лучшего друга" возле себя.

Можно заставить ребёнка написать объяснительную записку на имя старшего вожатого или директора лагеря о совершённом им поступке. При этом ребенок описывает как само действие, так и причину, побудившую его к этому действию. Когда ребёнок будет описывать свой поступок на бумаге, он более глубоко задумается о своих действиях, тем более что он объясняется такому уважаемому человеку, как старший вожатый или директор. Естественно, директору их никто не отдаёт. Но сам процесс почему-то действует, как взгляд удава на кролика. Объяснительная имеет и воспитательный смысл: она заставляет ребёнка осознать, что же он сделал, и почему он неправ.

Занимательное чтение. Это наказание развивает культурную сферу ребёнка. Как приятно иногда по вечерам послушать, например, чтение классики вслух. Например, дети могут познакомиться с «Анной Карениной». Они узнают не только трагедию жизни Анны, но и поймут, как опасно переходить железнодорожные пути в неподходящем месте. Этот приём можно использовать также для укладывания детей спать.

Написать сочинение, например, на тему "Почему для оформления пола использовались плитки коричневого цвета"

Доброе дело. Для данного наказания лучше всего использовать группу провинившихся детей. Им предлагается разучить песню или отрепетировать какую-нибудь сценку. В общем, подготовить развлекательную программу и отправиться в гости к соседнему отряду.

Написать письмо маме, папе, бабушке, дедушке о своём поведении. Да еще и сидеть с ним рядом, подсказывать, чего он там забыл и язвительно комментировать!

Грамотно и культурно общаться - одно из правил лагеря. Ребёнку, употребляющему нецензурную лексику, предлагается написать письмо своей маме. Его задачей является описать жизнь лагеря и своего отряда, используя всю ту нецензурщину, что вы слышали от него.

Помывка рук. Отличное наказание для столовой. Оказывается, мытье рук в течение 20 минут, успокаивающе действует на ребенка.

У вас уже записаны правила отряда и висят на видном месте? Отлично!

При первом же, желательно самом мелком конфликте, нарушении или недоразумении, дополните правила списком возможных наказаний за проступки, приемлемых в вашем отряде. Соберитесь вместе, выслушайте тонну бредовых предложений о наказаниях, объясните заодно, почему те или иные способы вообще нельзя применять к людям, потому что они задевают достоинство. А варианты приемлемые запишите.

Примеры «нежелательного списка», только с подачи детей:

- бардак в комнате равен уборке территории и выносу мусора;

- «словесные баталии» с явно нецензурными эпитетами равны разучиванию детских песенок и выступлению перед отрядом с художественной программой;

- мелкая порча имущества равна починке испорченного, да и еще всегда найдется, что подправить в лагере.

Запишите все эти мелкие проступки со слов ваших детей (они подскажут, у них опыт) и пусть сами придумают равные по уровню действия - «оправдания».

А что касается крупных, серьезных нарушений, ссылайтесь на правила лагеря и сразу дайте понять, что: во-первых, это очень серьезно и как бы вообще неприемлемо для вашего прекрасного отряда, а во-вторых, отвечать будете лично вы: материально и морально. Дети обычно жалеют любимых вожатых и не дают им умереть с голоду на рудниках, отрабатывая детские провинности.

Лидерство и руководство

Вожатому во взаимодействии с подопечными часто приходится быть и руководителем и лидером. Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения вожатого в детском отряде и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием подопечных, нацеливанием их на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший вожатый вносит порядок и последовательность в выполняемую деятельность. Свое взаимодействие с подопечными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет детей и вселяет энтузиазм в них, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения детей к делу.

Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подопечными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подопечные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что вожатые видят себя определенной частью детского лагеря, как организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности детей, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от запланированного ранее. Лидеры строят свои отношения с подопечными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной деятельности.

Используя свой опыт, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего бонуса.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим личным качествам.

Лекция 3.

Дата проведения: 16.05.2017.

Лектор:Яковлева А.В.

1. Авторитет вожатого.

2. Напарничество:

- понятия, функции, эффективное напарничество;

- самоменеджмент.

3. Профилактика профессионального выгорания.

4. Дисциплина в отряде.

5. Поощрения и наказания в условиях ДОЛ.

6. Лидерство и руководство:

- определения, стили, качества и черты личности лидера.

Авторитет вожатого

Авторитет вожатого должен быть правильным!!!

Неправильный авторитет Правильный авторитет
«Дешевый» авторитет Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать. Вожатый с дешевым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всем сторону детей, в том числе и в вопросах панибратства. Такого вожатого дети вроде бы и будут любить, но не по-настоящему, т.к. к нему не будет уважения. Мнение вожатого уже не берется в расчет, потому что дети заранее знают, что он всё разрешит. Дешевый авторитет – это ещё и большая подстава напарника, поскольку он будет вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым». Плюс ко всему, у такого вожатого нет рычагов воздействия на детей. «Злой авторитет» Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один – угроза, и он работает. Но когда становится нечем угрожать, то можно получить беспредел со стороны детей задолго до Королевской ночи. Дети воспринимают вожатого как своего врага и будут использовать любую возможность, чтобы отомстить. К злому вожатому естественно нет уважения, потому что уважают за что-то хорошее. Есть ещё один момент – если вы всегда общаетесь с детьми жестко, то у вас нет «зазора», чтобы увеличить жесткость в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый начинает говорить на повышенных тонах или с «металлом в голосе», всем становится понятно, что что-то не так. А злой вожатый всегда на взводе и ему добавлять металл уже некуда. «Авторитет» Правильный авторитет строится на доверии и уважении. Дети уважают вожатого за его выдающиеся качества, за его справедливость. Дети доверяют вожатому, как другу, готовы слушаться его как старшего и мудрого товарища. Когда у вожатого есть авторитет, у него нет толчков к нарушению дисциплины. И это верно, потому что дети будут слушаться не потому, что им что-то за это пообещали или чем-то пригрозили, а потому, что так сказал любимый вожатый. Когда у вас правильный авторитет, вам открыт путь к детским душам. Вы можете создавать атмосферу в отряде, можете зажигать и вдохновлять детей на творчество. Не нужно стремиться завоевать любовь детей, стремитесь завоевать уважение. Еще одна популярная проблема в отряде – это распределение авторитета между вожатыми. Зачастую, основную инициативу и главную роль в отряде на себя берет тот вожатый, который имеет больше опыта – если он работал в этом качестве ранее, либо тот, который просто более активен и уверен в себе. Такое развитие событий характерно для многих подобных ситуаций, и в сущности - это правильно и нет ничего плохого на первый взгляд. Но это одновременно и не всегда правильно. Во-первых - распусканием дисциплины, дезорганизованностью отряда и ослаблением контроля над ним. Дети – очень чутки к восприятию лидера и очень быстро понимают, чье слово в отряде имеет вес и кого надо слушаться беспрекословно, а чьему можно и не уделять особого внимания. Впоследствии возможны ситуации, когда дети демонстративно игнорируют одного из вожатых, подчеркивая при этом авторитет другого, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В результате, на отряде остается, фактически, один вожатый и ему, даже при его авторитете, будет невероятно трудно в одиночку справляться с распоясавшимся отрядом. Во-вторых - его напарник(ца), кроме комплекса неполноценности и нервного срыва, тоже вряд ли сможет почерпнуть что-то из подобной педагогической практики. Чтобы избежать этого, необходимо с самого начала смены правильно строить общение с детьми и с напарником, справедливо и в относительно равной степени распределять педагогические обязанности на отряде и рабочую нагрузку. При первой же беседе, на вечере знакомств, следует кроме представления обоих вожатых, сразу объявить детям, что в течение всей смены по всем вопросам они могут обращаться к любому из вожатых и всё, что говориться вожатыми во время обращения к ним – говориться от имени обоих. Таким образом, ребята должны понять, что среди вожатых нет «главного» и «неглавного», а они ОБА представляют собой - руководство отряда. На протяжении смены нужно постоянно поддерживать этот статус, не допуская ошибок и оплошностей. Вожатые должны как можно чаще общаться и делиться друг с другом важной информацией после планерок, или других важных событий, чтобы быть осведомленными всегда в равной степени. Должны быть солидарны друг с другом в своих решениях, будь то поощрения, наказания детей, или что-то еще. Тем самым, исключаются эпизоды, когда один вожатый разрешает то, что запретил другой или когда один смотрит на определенные проступки «сквозь пальцы», а другой наказывает за них, ведь с этого и начинается разделение детьми вожатых на «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого» и т.д. Во время обращения к детям от лица вожатого и, особенно в присутствии напарника(цы), следует избегать местоимения «я» и заменять его на «мы», тем самым подчеркивая, что это исходит от обоих вожатых. Кроме того, желательно, чтобы оба вожатых одинаково активно и дружелюбно общались со всем отрядом, не зависимо от личных симпатий и антипатий, или от полового признака, участвовали в подготовке и проведении различных мероприятий вместе с детьми и жили вместе с отрядом активной и интересной жизнью. Очень важно сформировать мотивацию пребывания в отряде у детей - напомнить им, что их отдых в лагере напрямую и, в первую очередь, зависит от вожатых. Необходимо объяснить им, что отряд – это единое целое и чем быстрее они научаться оправдывать этот статус, тем быстрее смогут добиться успехов. Необходимо ввести систему «проступков и санкций», то есть систему, которая в равной степени будет касаться каждого и, при нарушении дисциплинарных моментов, справедливо и в равной степени для каждого предусматривать свое наказание. Для старших отрядов эта система должна быть оправданно жесткой. Таким образом, у детей уходит ощущение, что их наказывают непосредственно вожатые. Появляется чувство ответственности за свои поступки, так необходимое в будущем любому человеку и, мягко говоря, не мешающее во время пребывания

Наши рекомендации