Московский коммунальный концептуализм
— содружество московских альтернативных художников, которые создавали текстовые объекты и языки описания, а также работали в жанре перформанса. Для многих из них коммунальные и авторитарные речевые практики служили объектом сознательной или бессознательной рефлексии. В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. М., Ad Marginem, 1998.
МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ
— романтический, мечтательный и психологизирующий вариант международного концептуального искусства 60—70-х годов. Б. Гройс. Московский романтический концептуализм. «А-Я» № 1, 1979.
МУЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
— то, благодаря чему происходит перенос (трансфер) инстинкта самосохранения с физического тела индивида на результаты его деятельности, заслуги и достижения — достижения в области культуры, науки и т.д. Соответственно, музеологическая функция задается формулой «Я — наследие». В. Тупицын. Музеологическое бессознательное. Парашют, 1998.
Н
НАРЕЗАНИЕ
— принцип работы с текстом, применявшийся в практике МГ, когда дискурс на ту или иную тему направлялся содержанием цитат из книг, вслепую выдернутых из шкафа и открытых наугад. П. Пепперштейн. Метафорические тела Ульяновых, 1988.
НЕДОНОС БАНКИ
— метод прекращения процесса в самый кульминационный момент. Прекращение формообразования в момент его начала. В. Захаров. Fama & Fortune Bulletin, 1991 (7), Wien.
НЕЗАЛИПАНИЕ
— двойственное отношение к своему «Я», своему месту в мире, своему занятию, которое лучше всего определить как своеобразное «мерцание»: то ты попеременно находишься внутри всего этого, то снаружи. Это «мерцание» происходит постоянно, в одном и том же ритме — то ты сохраняешь свой «идентитет», то теряешь его; то совмещаешь себя со своей профессией или делом, то—в следующее мгновение - оставляешь их. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993.
НЕЗАМЕТНОСТЬ
— одна из «Категорий КД». В значении «демонстрационная незаметность» — эстетический прием, предполагающий наличие какого-либо (часто — основного) события в той пространственно-временной зоне общей событийности акции, которая «здесь и теперь» находится за пределами внимания и интереса зрителей. В значении «экспозиционная незаметность» — скрытый от автора на первом этапе его работы элемент механизма творческой избирательности, влияющий на построение работы (например, история с коробкой из-под люстрового светильника, из которой была сделана работа А.М. «Пушка» в 1975 г., построенная на соотношении светового и аудиального впечатлений). А. Монастырский. ЦЗИ-ЦЗИ, 1985. (Термин «Незаметность» в первом значении разработан при участии Н. Паниткова.) (ПЗГ- с. 408.)
НЕИЗВЕСТНОЕ
— центральная категория медгерменевтического дискурса. «То, что находится за поверхностью (картины и т.п.) и что нельзя распознать в качестве наличествующего или невозможного, операторами которого являются допущения и оговорки как варианты одного и того же». — С. Ануфриев. Сергей Волков. 1989. Формула Неизвестного: «Нам точно известно, что нам неизвестно, известно ли нам неизвестное или неизвестно». — П. Пепперштейн. Идеология Неизвестного, 1988.
НЕОЛЖЕИСКУССТВО
— согласие называть современное искусство «лжеискусством» по сформировавшейся с юности привычке находить подобное определение современного искусства в доступной (советской) литературе 60—70-х годов. Приставка «нео» здесь указывает на то, что автор и себя считает работающим в этой традиции лжеискусства: «Я всю жизнь мечтал делать Настоящее искусство, но всегда получалось только современное». Ю.Альберт, Серия работ «Элитарно-демократическое искусство», 1987.
НИ УМУ, НИ СЕРДЦУ
— термин С. Ануфриева. Определение автором не предоставлено. (Название одного из этапов первой выставки КЛАВЫ, 1987.)
НОВАЯ ИСКРЕННОСТЬ
— в пределах утвердившейся современной тотальнойконвенциональности языков искусство обращения преимущественно к традиционно сложившемуся лирическо-исповедальному дискурсу и может быть названо «новой искренностью». Д. А. Пригов. Предуведомление к текстам «Новая искренность», 1984.
НОМА
— введен П. Пепперштейном для обозначения круга московского концептуализма (этот термин заменил термин «Круг МАНИ» в конце 80-х годов). НОМА означает «круг людей, описывающий свои края с помощью совместно вырабатываемого комплекса языковых практик». Термин образован от слова «Ном», которым обозначались в Древнем Египте части расчлененного тела Озириса. «Номы» — территориальные единицы Древнего Египта, в каждой из которых, по преданию, была захоронена одна из частей тела Озириса. П. Пепперштейн. Доклад «Идеологизация неизвестного», прочитанный на семинаре «Новые языки в искусстве» в МГУ в январе 1988 г.
О
ОБСОСИУМ
— феномен в гносеологической упаковке. (В варианте А. М. — «Обсосы».) В. Сорокин. Из разговоров и текстов начала 80-х годов.
ОКНА
— конструкции, имитирующие реальные окна и являющиеся гибридом окна и картины, претендующие на демонстрацию сути картины. «Картина есть окно в мир». Альберти. И. Чуйков, 1967 (начиная с картины «Окно I»).
ОМЫ
— трансмутационные монады отдельной металичности, способные к вербализации, текстуализации и воплощению в образы. Омы легко вплетаются в различные знаковые узоры, будь то тексты, изображения или фотографии. Омы отдельных личностей часто вступают в соединения, «связки» с омами других личностей, животных и вещей, образуя двойные, тройные и многочленные (коллективные) омы. Примером такой коллективной омы является НОМА. В. Пивоваров. Метемпсихоз, 1993.
ОНАНИУМ
— эстетический аутоэротизм. В. Сорокин. Объект «Онаниум», 1988.
ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ИЗБУШКА
— название (почетное), присвоенное Пустотному Канону МГ. П. Пепперштейн. Письмо к С. Ануфриеву из Праги от 18 февраля 1988г.
ОТКРЫТАЯ КАРТИНА
— если классическая картина, которая в основном сохранила свои особенности и в эпоху модернизма, представляет собой замкнутое пространство, самодостаточный имманентный «мир в себе», то открытая, концептуальная картина — разомкнута. Она разомкнута, во-первых, в сторону зрителя. Она как бы постоянно не закончена, постоянно в работе и обретает смысл только в контакте, в диалоге со зрителем. И, во-вторых, она открыта в сторону других картин или художественных объектов, т.е. она исключительно контекстуальна и может быть «прочитана» только в связи с другими картинами-текстами. В. Пивоваров. Разбитое зеркало, 1977.
ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ, ИЛИ ОТ ДЮШАНА К ДЮШАНУ
— метод вторичного открытия Америки или изобретения уже Известного. Метод не предполагает ничего нового, ничего новаторского, ничего оригинального. В. Захаров. Последняя прогулка по Елисейским полям. — Кельнский Кунстферайн. Издательство Кантц, Остфильдерн, 1995.
П
ПАНОРАМЫ
— объекты, образованные выворачиванием обычной панорамы, так что внутреннее становится внешним, и наоборот. При этом наблюдатель оказывается не внутри панорамы, а снаружи, доводя таким образом разделение между объектом и субъектом до абсурда. И. Чуйков. Панорамы 1, П, III, IV, V, 1976 и инсталляция «Панорама» (1993) в Сантьяго-де-Компостелла.
ПОЕЗДКИ ЗА ГОРОД (ПЗГ)
— акционный жанр (и одновременно — книги КД), в котором делается содержательный акцент на эстетическом значении разных этапов пути к месту действия и формах оповещения о нем. Также — общий сюжет всех томов ПЗГ (включая 6-й том, сделанный А. М. и С. Хэнсген вне группы КД). Термин введен А. Монастырским совместно с И. Кабаковым в 1979г. А. Монастырский. Предисловие к 3-му тому ПЗГ, 1985. А. Монастырский. КД и «Поездки за город», 1992. А. Монастырский. Общий комментарий, в кн. «Поездки за город». М., Ad Marginem, с. 777, 1997.
ПО КРАЮ
— внутреннее ощущение самого себя как ушедшего, сбежавшего «от центра», устроившегося на краю жизни, обочине культуры, окраине любой профессиональной деятельности. И убеждение, что все жизненно важное происходит сегодня «на краях», в маргинальной зоне, на грани повседневности и культуры. Я. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993.
ПОЛАГАЮЩИЙ ЖЕСТ, ЖЕСТ ЗАЩИТЫ, ПРОЩАЛЬНЫЙ ЖЕСТ - «искусствоведческие» категории. Полагающий жест — жест «креации», с помощью которого автор (в порядке своего «богопод-ражания») творит «миры». Жест защиты - жест, с помощью которого создатель дистанцируется от созданных «миров», когда они становятся угрожающими. Прощальный жест — жест, адресованный «мирам», теряющим свою актуальность. П. Пепперштейн. Доклад «Идеологизацш неизвестного», прочитанный на семинаре «Новые языки в искусстве» в МГУ в январе 1988г.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СКАЗКА (Political skazka)
— определяет образность, составленную из традиционной фольклорной иконографии и визуального арсенала советской мифологии. М. Тупицына. And who are you?, in: Leonid Sokov, Zeus/Trabia, New York, 1986.
ПОЛОСА НЕРАЗЛИЧЕНИЯ
— зона демонстрационного знакового поля (чаще всего на границе с экспозиционным знаковым полем), в котором аудиальные или визуальные объекты действия не могут быть опознаны зрителями как определенно принадлежащие к действию. А. Монастырский. Краткое пояснение к акции КД «Место действия» и Приложение № 4 к той же акции, 1979. (О смысловой «полосе неразличения» см.: А. Монастырский. «О структуре акции «Обсуждение-2», 1986)
ПОНТОГРЮЭЛЬ БОКОВОГО ЗРЕНИЯ
— пограничная область между Известным и Неизвестным, «зона инкриминаций», постоянно увеличивающаяся и растущая в своих притязаниях (существующая «на понтах», берущая «на понт»). С. Ануфриев. Пантагрюэль бокового зрения, 1989.
ПОРНОАНГЕЛИЗМ
— беззащитность первично урбанизованных коллективных тел перед лицом практик развитой культуры потребления американского и европейского типа; неизбежные деформации этой культуры в новом контексте, делающие ее местами практически неопознаваемой. М. Рыклин. «Метаморфозы речевого зрения», из книги «Террорологики», с.83—96.
ПОРНОЛОГИЯ (порнологический шифт, порнологическая граница, порнологическая воронка)
— порнология: «оргиастическое» состояние речи (в православной традиции — «блудные брани»; порнологический шифт: постепенное «сползание» речи (текста) в состояние «брани»; порнологическая граница: невидимая граница в тексте, после которой отбрасываются нормы легальной речи (часто встречается в текстах Номы, особенно в прозе В. Сорокина); порнологическая воронка: окончательный «срыв» текста, сопровождающийся распадом речи, что само по себе составляет определенный эстетический фокус. П. Пепперштейн. Порнология продолжений, 1993.
ПРЕДМЕТ-РАМА
— ластический («художественный», стилистический) материал события, «внутри» которого выстраивается «пустое действие». Часто — как «помойка опредмеченных трансцендентностей». Одна из Категорий КД. А. Монастырский. Предисловие к 3-му тому «Поездок за город», 1985. (ПЗГ- с. 420, 425-в эссе «Цзи-Цзи».)
ПРЕДОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
— вид изобразительного искусства, при котором зрителю — с помощью сложного фигуративного сюжета, заложенного в произведении, — предоставляется самому интерпретировать это произведение. Термин С. Ануфриева начала 80-х годов. Определение предоставлено М. Чуйковой.
ПРОГРАММА РАБОТ
— в 1975 г. Автор (см.) заявил о начале ее осуществления. Предполагалось, что все последующие артистические жесты Автора включаются, втягиваются в заявленную П.Р. Очевидно, так оно и есть, несмотря на то, что впоследствии Автор перестал пользоваться этим термином. В принципе П.Р. означала то же, что потом стало повсеместно обозначаться как Проект. Нарочито безличный, «антипоэтический» пафос самого термина соответствовал тогдашнему устремлению к формализации (вплоть до бюрократизации) так называемого «творческого процесса». Л. Рубинштейн. Работы 1975г.
ПРОСТРАНСТВА ЛИКОВАНИЯ
— метро, парки культуры и отдыха, дворцы культуры, особо украшенные залы, где происходит обряд ликования, поражавший и захватывавший многих путешественников (например, Андре Жида в 1936 году). За обязательным для этих пространств экстатическим оптимизмом скрывается глубочайшая депрессия; по сути это закамуфлированные траурные обряды, объект которых в то время еще не может быть назван. М. Рыклин. «Sack to Moscow, sans the USSR», в книге «ЖакДеррида в Москве. Деконструкция путешествия», М., РИК «Культура», 1993, с. 108-127.