Как метод ознакомления с искусством

Цель: создать условия для формирования у студентов умения анализировать средства выразительности изобразительного искусства (на примере книжной иллюстрации) и составлять искусствоведческий рассказ по конкретному произведению.

Задание:

1. Определите роль книжной графики в развитии личности ребенка.

2. Перечислите: средства выразительности изобразительного искусства, их функции.

3. Рассмотрите иллюстрации Е.М. Рачева. Ответьте на вопросы, данные занесите в таблицу 1.

А) Как художник использует такие функции рисунка, как:

передача формы предмета; величины; движения; пропорции; масса; объем; фактура; мимика, жесты; характерные детали, их выписанность; обстановка; фон, на котором сделано изображение; очеловечивание сказочных героев. Докажите это на примере конкретных иллюстраций. Какими материалами пользуется иллюстратор для создания своих работ?

Сделать выводы:

1. Все ли функции рисунка использует художник?

2. Какие функции представлены лучше?

3. Что лежит в основе рисунка: линия или пятно?

4. Почему иллюстрации Е.М. Рачева можно назвать сказочными?

Б) Какие цвета характерны для иллюстраций Е.М. Рачева?

Особенности использования изобразительной функции цвета; выразительной; декоративной, композиционной.

Выводы: Какая функция цвета наиболее ярко используется (не используются) Е.М.Рачевым?

В) Рассмотреть иллюстрации Е.М.Рачева с целью применения законов композиции:

Какими приемами художник выделяет СКЦ? Как передается пространство в иллюстрациях Е.М.Рачева? Сколько планов в его иллюстрациях? Какими способами передается перспектива? Как используется линия горизонта? От чего зависит выбор формата? Сколько героев обычно в 1 иллюстрации художника и какие способы их расстановки использует Е.М.Рачев?

Г) какие особенности композиции характерны только для книжной графики?

Как осуществляется связь иллюстраций: по расположению в рисунках Е.М.Рачева? Как иллюстрация, созданная Е.М.Рачевым, связана с текстом? Что богаче текст автора или созданная к нему иллюстрация? Докажите примером: Найдите слова из текста, к которым создана конкретная иллюстрация. Как Е.М. Рачев раскрывает мысль автора? Чем иллюстрация богаче (беднее) текста, в чем она точно ему соответствует?

(Упражнение: чтение вслух отрывка из текста, подбор иллюстраций к нему; выбор иллюстраций и нахождение отрывка, к которому создан рисунок).

Выводы: Какие законы композиции использует художник?

Какие законы композиции не применяются Е.М.Рачевым?

Как связаны иллюстрации этого художника-графика с текстом, к

которому они созданы?

5. Понятие «искусствоведческий рассказ». Его цель, структура.

Таблица 1

Особенности применения средств выразительности изобразительного искусства

в иллюстрациях Е.М. Рачева

Рисунок Цвет Композиция Связь с текстом
       

К зачету:

1. проанализировать особенности творчества любого художника-живописца. Составить таблицу «Особенности применения средств выразительности».

2. Составить искусствоведческий рассказ по одному произведению выбранного художника, проанализировать образ, созданный автором.

Оформить рассказ на листе А-4, приложить к нему проанализированную иллюстрацию и отрывок из текста, к которому создана иллюстрация.

Направление Педагогическое образование

Профиль Дошкольное образование

2017 – 2018 уч.год

Курс ЗФО, 6 семестр

Лабораторное занятие № 1

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ

ПРЕКРАСНОГО И БЕЗОБРАЗНОГО

Вопросы для обсуждения:

1.Теоретическая часть.

1. «Прекрасное» и «безобразное» – основные категории эстетики.

2. Проявление прекрасного и безобразного в разных сторонах действительности.

· Возможности понимания дошкольниками прекрасного и безобразного на уровне: восприятия; представления; оценки; деятельности.

3. Пути формирования понимания прекрасного и безобразного у детей старшего дошкольного возраста.

2. Практическая часть. Цель: знакомство с диагностиками.

Литература:

Основная:

1. Вершинина Н.А. Особенности понимания детьми дошкольного возраста категорий прекрасного и безобразного. // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – С.95-96.

2. Вершинина Н.А. Характер представлений детей о прекрасном и безобразном (вербальный уровень). // Народная культура Русского Севера. Живая традиция.: Сб.науч.тр. / Отв. Ред. Н.В. Дранникова, С.В. Козлов. – Архангельск: ПГУ, 1998. – С.116-121.

3. Вопросы теории эстетического воспитания. // Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: АПН РСФСР, 1962. – С.17-45.

4. Дронова О., Левищева И. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 6. – С.98-101.

5. Кононова В.О. Особенности суждений дошкольников о прекрасном и безобразном сказочном герое // Стратегия развития дошкольника и младшего школьника в XXI веке: Герценовские чтения. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С.55-57.

6. Лепихина Т. Уроки красоты (конспекты занятий) //Дошкольное воспитание. - 1996. - № 9. – С.20-27; № 12. – С.22-26.

7. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1984. – С.183-202.

Дополнительная:

1. Ковалева И.Ю. Формирование представлений о прекрасном и безобразном в образе человека у детей 6-7 лет средствами художественной литературы и графики // Дипломная работа / Науч.рук. Н.А. Вершинина. – Северодвинск, 2000. – 73 с.

2. Кононова В.О. Особенности восприятия прекрасного и безобразного детьми 6-7 лет // Дипломная работа / Науч.рук. Н.А. Вершинина. – Северодвинск, 1994. – 60 с.

3. Марксистско-ленинская эстетика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Высшая школа, 1983. – С.116-126.

4. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева. – М.: Политиздат, 1989. – С.447.

Задание:

1.Подготовить сообщение по темам:

а) «Прекрасное» – категория эстетики (1чел.) – 5 мин;

б) «Безобразное» – как категория эстетики (1чел.) – 5 мин;

в) Пути формирования понимания прекрасного и безобразного у детей старшего дошкольного возраста (по результатам изучения источника 2 из дополнительной литературы) – 10 мин.

2. На основе анализа предложенной литературы доказать, что дети дошкольного возраста способны понимать «прекрасное» и «безобразное» на уровне восприятия.

3. Сравнить особенности понимания «прекрасного» и «безобразного» детьми младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста на уровне представлений.

4. Доказать тезис: «Дети дошкольного возраста способны давать оценку прекрасному и безобразному».

5. Доказать, что дети дошкольного возраста могут рисовать на тему «Самое красивое (некрасивое)».

Занятие № 2

Наши рекомендации