Особенности рисования старших дошкольников.

Отражение в рисунках впечатлений, наблюдений окружающей действительности. Вводится рисование с на­туры. Отражение в рисунках своего эмоционального настроения. Создание разнообразных сюжетных композиций, передача динамики, художествен­ных акцентов, пространственных соотношений. Совершенствование техни­ки рисования различными материалами. Использование нетрадиционных способов изображения (пальчиковая и ладошковая техники; нитяная, тек­стильная фактура; штампы, печатки). Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов. Использование образцов в декоратив­ном рисовании для прямого следования и для решения творческих задач. Ознакомление детей с принципами стилизации природных форм.

Формирование у детей знаний об особенностях выразительных средств живописи, графики, декоративно-прикладного искусства (цвет, компози­ция, колорит, ритм, динамика, экспрессия, фактура, детали и др.).

Подведе­ние детей к восприятию понятия жанра в изобразительном искусстве. Осо­бенности методики проведения занятий по различным жанрам (пейзаж, на­тюрморт, портрет, бытовые сюжеты, мифология и др.).

В старшей группе воспитатель чаще привлекает детей к наблюдению предметов и явлений во время прогулок, обращая внимание на то, как предмет можно нарисовать.

Важно воспитание самостоятель­ности, критической самооценки, доброжелательной оценки работ товари­щей. Необходимо устарших дошкольников развивать самостоятельную художественно-творческую деятельность.

ВОПРОС №19. Особенности организации и методики проведения занятий по рисованию в дошкольных учреждениях.

Виды рисования в дошкольном учреждении:

предметное рисование, сюжетное рисование, декоративное рисование.

Обучение изображению предметов осуществляется по принципу от общего к частному, от большого к деталям. Существует рисование с натуры, по памяти, по представлению. Важно знать, что идет по­степенное усложнение задач обучения и требований к качеству изображе­ния и выразительности от группы к группе.

Существует сюжетное рисование. Здесь важны принципы композиционного построения дет­ских рисунков. Использование цвета и колорита как выразительного средства.

Типы занятий по рисованию в ДОУ:

на тему, предложенную воспитателем (занятия по освое­нию нового программного материала и повторению пройденного, упраж­нения в изобразительных и технических навыках);

на тему, выбранную ре­бенком, рисование по воображению, творческие и фантазийные композиции - все это рисование по замыслу.

Существует декоративное рисование. Значение декоративного рисования для форми­рования художественного вкуса и развития эстетического восприятия неоценимо и бесспорно. Оз­накомление детей с народным искусством на за­нятиях декоративным рисованием основано на приемах обучения построению узоров (в полосе, круге, квадрате, треугольнике).

Применяется принцип последовательного обучения и оз­накомления с техникой рисования декоративных элементов (прямых ли­ний, мазков, точек, кругов, колец) в определенной ритмической последо­вательности, дети знакомятся с понятием симметрия. Создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов.

Существует различные формы организации занятий по рисованию:

фронтальные - со всеми детьми группы; по подгруппам; индивидуальные; коллективные работы.

На всех занятиях рисованием следует обучать детей технике рисования, приемам работы с различными ма­териалами (живописными, графическими).

Графика происходит от слова «графо» (пишу, рисую) – работа сухими графическими материалами. Графические материалы – карандаши простые и цветные, пастель, уголь, фломастеры, восковые мелки. Графическими средствами выразительности являются: линия, штрих, тон.

Живопись – живое письмо, выполняется красками. Живописные материалы: Акварель – краска на водной основе. Гуашь – кроющая краска, необходимо использование белил.

Карандаши д.б. хорошо оточены и хранить их следует в стаканчике острием вверх, так же хранятся кисти. На занятиях каждому ребенку необходимо иметь промокашки и палитры.

На занятиях по рисованию ставятся различные задачи: учить передавать строение предмета, учить соотносить размер предмета с листом, различать цвета спектра и их оттенки, развивать композиционные навыки. Необходимо учить отражать в рисунках впечатления, от наблюдений окружающей действительности своего эмоционального настроения.

Занятия рисованием способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения, творческих способностей.

Существуют разнообразные методы обучения рисованию (наглядно-действенные, иг­ровые, словесные).

Спецификой организации занятий по рисованию в ДОУ является сочетание индивидуальных форм работы с детьми и игро­вых приемов. Использование нетрадиционных способов изображения (пальчиковая и ладошковая техники; нитяная, тек­стильная фактура; штампы, печатки, монотипия и т.д.).

• На занятиях рисованием следует подвести детей к восприятию понятия жанра в изобразительном искусстве.

• Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); Сюжетные изображения.

• Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

• Использовать различные цвета и оттенки для создания вырази­тельных образов.

Наши рекомендации