Особенности рисования старших дошкольников.
Отражение в рисунках впечатлений, наблюдений окружающей действительности. Вводится рисование с натуры. Отражение в рисунках своего эмоционального настроения. Создание разнообразных сюжетных композиций, передача динамики, художественных акцентов, пространственных соотношений. Совершенствование техники рисования различными материалами. Использование нетрадиционных способов изображения (пальчиковая и ладошковая техники; нитяная, текстильная фактура; штампы, печатки). Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов. Использование образцов в декоративном рисовании для прямого следования и для решения творческих задач. Ознакомление детей с принципами стилизации природных форм.
Формирование у детей знаний об особенностях выразительных средств живописи, графики, декоративно-прикладного искусства (цвет, композиция, колорит, ритм, динамика, экспрессия, фактура, детали и др.).
Подведение детей к восприятию понятия жанра в изобразительном искусстве. Особенности методики проведения занятий по различным жанрам (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовые сюжеты, мифология и др.).
В старшей группе воспитатель чаще привлекает детей к наблюдению предметов и явлений во время прогулок, обращая внимание на то, как предмет можно нарисовать.
Важно воспитание самостоятельности, критической самооценки, доброжелательной оценки работ товарищей. Необходимо устарших дошкольников развивать самостоятельную художественно-творческую деятельность.
ВОПРОС №19. Особенности организации и методики проведения занятий по рисованию в дошкольных учреждениях.
Виды рисования в дошкольном учреждении:
предметное рисование, сюжетное рисование, декоративное рисование.
Обучение изображению предметов осуществляется по принципу от общего к частному, от большого к деталям. Существует рисование с натуры, по памяти, по представлению. Важно знать, что идет постепенное усложнение задач обучения и требований к качеству изображения и выразительности от группы к группе.
Существует сюжетное рисование. Здесь важны принципы композиционного построения детских рисунков. Использование цвета и колорита как выразительного средства.
Типы занятий по рисованию в ДОУ:
на тему, предложенную воспитателем (занятия по освоению нового программного материала и повторению пройденного, упражнения в изобразительных и технических навыках);
на тему, выбранную ребенком, рисование по воображению, творческие и фантазийные композиции - все это рисование по замыслу.
Существует декоративное рисование. Значение декоративного рисования для формирования художественного вкуса и развития эстетического восприятия неоценимо и бесспорно. Ознакомление детей с народным искусством на занятиях декоративным рисованием основано на приемах обучения построению узоров (в полосе, круге, квадрате, треугольнике).
Применяется принцип последовательного обучения и ознакомления с техникой рисования декоративных элементов (прямых линий, мазков, точек, кругов, колец) в определенной ритмической последовательности, дети знакомятся с понятием симметрия. Создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов.
Существует различные формы организации занятий по рисованию:
фронтальные - со всеми детьми группы; по подгруппам; индивидуальные; коллективные работы.
На всех занятиях рисованием следует обучать детей технике рисования, приемам работы с различными материалами (живописными, графическими).
Графика происходит от слова «графо» (пишу, рисую) – работа сухими графическими материалами. Графические материалы – карандаши простые и цветные, пастель, уголь, фломастеры, восковые мелки. Графическими средствами выразительности являются: линия, штрих, тон.
Живопись – живое письмо, выполняется красками. Живописные материалы: Акварель – краска на водной основе. Гуашь – кроющая краска, необходимо использование белил.
Карандаши д.б. хорошо оточены и хранить их следует в стаканчике острием вверх, так же хранятся кисти. На занятиях каждому ребенку необходимо иметь промокашки и палитры.
На занятиях по рисованию ставятся различные задачи: учить передавать строение предмета, учить соотносить размер предмета с листом, различать цвета спектра и их оттенки, развивать композиционные навыки. Необходимо учить отражать в рисунках впечатления, от наблюдений окружающей действительности своего эмоционального настроения.
Занятия рисованием способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения, творческих способностей.
Существуют разнообразные методы обучения рисованию (наглядно-действенные, игровые, словесные).
Спецификой организации занятий по рисованию в ДОУ является сочетание индивидуальных форм работы с детьми и игровых приемов. Использование нетрадиционных способов изображения (пальчиковая и ладошковая техники; нитяная, текстильная фактура; штампы, печатки, монотипия и т.д.).
• На занятиях рисованием следует подвести детей к восприятию понятия жанра в изобразительном искусстве.
• Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); Сюжетные изображения.
• Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
• Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.