Это занимательная детская игра, которая, однако, нравится и взрослым
- 20 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.
1. На середину комнаты выходит доброволец, остальные участники находят себе по партнеру. Затем «эники» (так в данном случае называются игроки) образуют два круга, один внутри другого. «Эники» во внутреннем круге ходят по часовой стрелке, во внешнем — против. Доброволец (ведущий) сидит в центре круга на полу.
2. Ведущий мысленно загадывает число (от одного до сорока) и начинает громко считать. При этом «эники» в обоих кругах идут в противоположных направлениях. Когда ведущий доходит до задуманного числа, он громко кричит: «Эники-беники!», и все игроки находят заранее выбранных партнеров. Пары кладут друг другу руки на плечи и садятся на корточки.
3. Игроки, усевшиеся на корточки последними, идут к ведущему и вместе с ним садятся на пол. Теперь эта троица загадывает новое число и в следующем раунде громко считает, пока не дойдет до задуманного числа.
4. Чем больше участников занимает место в середине круга, тем громче произносятся числа и тем меньше остается «эников».
5. Когда вне круга останется только одна пара игроков, они встают рядышком и кланяются игрокам в центре.
Поговорим!
В этой игре участники знакомятся друг с другом и учатся свободно, без подготовки, говорить в группе - 30 минут -
Подготовка----------------------------------------------------------------
Вам понадобятся мяч, секундомер и лист бумаги, на котором написано название темы (ее предстоит развивать участникам). Темы должны соответствовать интересам игроков.
1. Проинформируйте участников о целях игры: в течение минуты нужно говорить на заданную тему, не делая пауз. Все отступления от темы запрещены; связанность, логика, построение фраз — дело второстепенное; важнее всего непрерывный поток речи.
2. Никто не должен перебивать или комментировать оратора. Говорит только тот, кто держит в руках мяч.
3. Группа сидит в кругу, оратор должен стоять либо на своем месте, либо в центре круга.
4. Вручите кому-нибудь из членов группы мяч и отметьте начало действия, крикнув: «На старт, внимание, марш!» Следите за временем. Через минуту скажите «Стоп!».
5. Выступавший участник передает мяч другому члену группы, а Вы в этот момент задаете новую тему.
Замечания
Будьте внимательны при распределении тем: старайтесь подобрать такую тему, раскрыть которую будет оратору по силам.
Список тем для игры
«Поговорим!»_______
Возможные варианты:
• Похвала лени.
• Как можно кого-нибудь расположить к себе?
• Преимущество медлительности.
• Как начальник может «убить» интерес своих сотрудников к работе?
• Что может привести к развалу любой команды?
• Что такое любовь?
• Ошибки, которые может совершить ведущий.
• Как можно позаботиться о плохом настроении в семье?
• Как можно настроить против себя партнера?
• Что можно сделать, когда влюбишься?
• Что можно сделать, когда плохо себя чувствуешь?
Фопель К. Сплоченность и толерантность в труппе
Глава 3.Игры, которые объединяют
Скажи мне пять слов...
Эта игра способствует активизации участников группы - 10 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Вам понадобится предмет, который легко можно пустить по кругу, например, теннисный мяч или свернутая газета. Подготовьте карточки, на каждой из которых написано обобщающее слово, к нему нужно подобрать пять других слов, подходящих под эту категорию. Так, если Вы написали слово «пряности», то возможным ответом будет: корица, перец, шафран, гвоздика, мускатный орех. Проследите за тем, чтобы категории были интересными и не требовали от участников специальных знаний. Возможные варианты обобщающих слов: политики; кинорежиссеры; бизнесмены; вестерны; известные любовные пары; пороки; коктейли; нобелевские лауреаты; филантропы; основатели городов; цели этой грулпы; преступники.
1. Участники усаживаются в круг и передают предмет слева направо по кругу. Это направление удерживается до тех пор, пока во втором раунде не сменится ведущий. Он стоит в центре круга. Желательно, чтобы первый раунд проводили Вы.
2. Убедитесь в том, что предмет аккуратно передается по кругу, и закройте глаза. Примерно через 20 секунд крикните: «Внимание:» Тот, у кого в данный момент будет находиться предмет, должен сначала передать его дальше, а затем взять у Вас карточку и записать на ней пять слов, подходящих под категорию, которая там указана.
3. Игрок выполняет задание до тех пор, пока к нему снова не придет предмет. Если он справился с заданием (сумел записать пять слов и назвал их), то он меняется с Вами местами и становится ведущим.
4. Вы садитесь вместе с игроками и снова запускаете предмет по кругу, но уже в другом направлении.
5. Если игрок не справился с заданием своевременно, ведущий остается на своем месте в середине круга.
6. При смене игроков Вы должны предложить другую категорию и проследить за тем, чтобы задание соответствовало игроку. Продолжайте игру не более 10 минут.
7.В конце игры обсудите следующие вопросы:
• Как чувствовали себя вызванные игроки?
• Что наблюдали остальные?
• Как игроки, которым пришлось выполнять задание, справлялись с цейтнотом и волнением?
• Какие психологические приемы Вы используете, чтобы нормально работать, несмотря на стресс?
Варианты)
В центре стоит ведущий, который предлагает одну из категорий, например, тропические страны, мегаполисы, насекомые и т. д. Затем он передает мяч какому-нибудь игроку в круге. Тот, кто получил мяч, должен назвать как можно больше слов, подходящих к данной категории. Когда он исчерпает свои возможности, то передает мяч другому игроку, который продолжает список и называет по меньшей мере еще три слова, не повторяя уже названное. Так мяч передается дальше, пока не происходит следующее: кто-то колеблется более 5 секунд или говорит слово, уже названное раньше. Тогда этот игрок становится ведущим и начинает следующий раунд с новой категорией.
Рисуем по подсказке
Это упражнение дает игрокам возможность поучиться взаимопониманию и умению четко и ясно передавать информацию - 45 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Отставьте столы и стулья в сторону, чтобы участники могли усесться на полу. Подготовьте два простых рисунка, состоящих, например, из квадрата, нескольких треугольников и пары кругов. Рисунки должны отличаться друг от друга. Сделайте достаточное количество экземпляров. Половина группы получает рисунок А, другая — вариант Б. Если Вы хотите, чтобы игра была достаточно сложной, то можете заготовить и не такие простые рисунки. Сложите листы бумаги так, чтобы до начала выполнения упражнения игроки не видели изображения.
1. Игроки делятся на пары и садятся спиной к спине так, чтобы не ви-
деть друг друга. Пусть партнеры решат, кто из них будет «тик», а кто —
«так».
2. Выдайте всем «тикам» сложенные листы с одним из подготовленных рисунков, а всем «такам» — по белому листу бумаги и карандашу. Потом объясните задание: в каждой «тик-так-команде» игрок «так» должен воспроизвести тот рисунок, который находится у «тика». При этом «тик» может только говорить, а «так» — слушать и рисовать (он не должен говорить, задавать вопросы или комментировать услышанное). Кроме того, «так» не имеет права даже взглянуть на оригинал.
3. Скажите «тикам», что они должны описывать рисунок предельно точно, например: «Нарисуй один круг около 2 см в диаметре в правом верхнем углу вертикально расположенного листа, отступив примерно 4 см от каждого края. Точно по середине листа должен быть квадрат, площадь которого составляет приблизительно 4 кв. см».
4. Проследите за тем, чтобы игроки в парах сидели спиной к спине. Потом «тики» могут развернуть свои оригиналы и описывать то, что они видят. В зависимости от сложности рисунка на выполнение этого задания отводится от 3до 5минут.
5. После этого игроки должны сравнить оригинал и копию. При этом мнениями относительно точности получившегося рисунка обмениваться нельзя.
6. Игроки меняются ролями: вариант Б раздается «такам», и дальше игра идет по описанному выше сценарию,
7. Теперь партнеры могут поговорить о том, как они чувствовали себя во время этого эксперимента и насколько достигли понимания между собой.
8. В конце игры, безусловно, следует устроить общее обсуждение и подвести итоги. Для обсуждения можно предложить следующие вопросы:
• Какие указания помогали, а какие — запутывали и затрудняли работу?
■ Чувствовали ли партнеры невербальные сигналы друг друга? (Позиция «спиной к спине» дает возможность следить за телодвижениями, частотой дыхания и т. п.)
• В какой роли Вы чувствовали себя лучше?
Воображаемый мяч