Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.
Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к ис-точнику познания.
Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е. если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых дан-ных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.
Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве — ему всегда нужен наглядный материал. Более того, реализуя на практике принцип наглядности, надо шире использовать его возможности.
Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.
Но еще важнее, чтобы натура наглядно раскрывала характерные особенности строения формы, показывала себя. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам.
Педагог продумывает, на какой высоте и в каком повороте установить натуру, смотрит, как она выглядит при верхнем, боковом и пря-мом освещении: не распадается ли форма на части, помогает ли свет
Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а следовательно, и на качество построения изображения. Особенно большое значение наглядность имеет на первоначальной ступени обучения.
Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления учащихся становятся более ясными и конкретными.
Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки, картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.
На занятиях живописью учащимся надо чаще наглядно показывать изменение цвета под влиянием рефлекса, изменение цветовых и тоновых отношений в зависимости от освещения и расстояния. Это можно продемонстрировать прямо на натурной постановке либо на примерах работ художников по репродукциям.
На уроках декоративного рисования в качестве наглядного материала могут с успехом быть использованы: иллюстрации, таблицы, предметы народного творчества (резьба по дереву, вышивка, кружева, народные игрушки, роспись — хохломская, городецкая, жостовская) и т. п.
Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства — рисунку и живописи.
Перечислим основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры:
1. схематические рисунки и таблицы,
2. гипсовые модели геометрических тел,
3. слепки с классических образцов скульптуры;
4. модели из проволоки, плексигласа и картона, наглядно раскрывающие конструктивные особенности строения натуры;
5. специальные модели и приборы для демонстрации явлений перспективы и светотени;
6. рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;
7. репродукции картин и рисунков мастеров;
8. кинофильмы, раскрывающие технику работы карандашом и кистью;
9. динамические пособия
Все эти средства наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать натуру - ее форму, структуру, цвет и фактуру.
И все же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика.
При изготовлении методических таблиц педагогу необходимо иметь в виду следующее:
1. Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графи-чески выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего указывает на узловые учебные задачи.
2. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап работы над рисунком.
3. Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая логически вытекает из предыдущей.
4. Рисунки выполняются очень четко и ясно. Не следует бояться "сухости" рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной и ясной.
5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими пользоваться
6. На таблицах желательно иметь заголовки— основную цель работы над рисунком на данном этапе.
Первый вид рисунка - работа на классной доске — является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребенка, на правильность его суждений.
Второй вид рисунка — это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного-двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.
Третий вид педагогического рисования — это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Некоторые методисты категорически возражают против таких исправлений, но эта точка зрения субъективна. Несомненно, что все указанные формы помощи учащимся в их работе над рисунком должны иметь место в школе.