Сократите текст, используя приемы «исключение» и «обобщение»
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
7. Перескажите исходный текст, используя приёмы сжатия и сохраняя микротемы (объем – 70-90 слов)
Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: все усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.
А проблемы психологические, ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствовать себя зависимым: чужие оценки кажутся ему более важными и значимыми, чем собственные. Каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное - ему хочется одобрения ото всех: начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.
Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни ученые ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты. (161 слово)
8. Перескажите исходный текст, используя приёмы сжатия и сохраняя микротемы (объем – 70-90 слов)
В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.
Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.
Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества. (179 слов)
9. Перескажите исходный текст, используя приёмы сжатия и сохраняя микротемы (объем – 70-90 слов)
Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.
Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (138 слов)
Часть 2
Тест
(за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
Задание 3
«Средства выразительности»
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. | Глаза громадные, как прожекторы.(В. Маяковский.) В сто сорок солнц закат пылал… (В. Маяковский) И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам) |
Метафора, развёрнутая метафора | Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. | Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) В саду горит костер рябины красной (С.Есенин) Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова) Одевало весь морозный мир синим шелком неба..(М.Булгаков) |
Олицетворе-ние | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.) Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость. (А. Пушкин) Ветер спит, и все немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. (А.Фет) |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. (используются слова как, словно, будто, подобно) | Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел... (Н. Заболоцкий) |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин.) Я пробегаю жадным взглядом вестей горючих письмена. (М. Волошин) |
Антитеза (противопоставление) | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. | А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. Вот уже подлее! А новое так отрицает старое… (А. Володин.) Ты — прозаик — я поэт, Ты богат — я очень беден, Ты румян как маков цвет, Я ж, как смерть, и тощ, и бледен. (А. Пушкин) |
Лексический повтор | Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. | Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня! (А. Володин.) |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. | Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?(А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.) |
Фразеоло-гизм | Устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Как правило, недопустима перестановка составляющих элементов. | «зайти в тупик», «бить ключом», «держать камень за пазухой», «водить за нос», «сгорать от стыда», «делать вид», «рукой подать», «куда глаза глядят», «ловить на лету», «перевести дух» |
Синонимы | Слова, звучание и написание которых различно, но при этом у них похожее значение | огонь — пламя, трудный — тяжелый |
Практика