Сократите текст, используя приемы «исключение» и «обобщение»

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

7. Перескажите исходный текст, используя приёмы сжатия и сохраняя микротемы (объем – 70-90 слов)

Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: все усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

А проблемы психологические, ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствовать себя зависимым: чужие оценки кажутся ему более важными и значимыми, чем собственные. Каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное - ему хочется одобрения ото всех: начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни ученые ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты. (161 слово)

8. Перескажите исходный текст, используя приёмы сжатия и сохраняя микротемы (объем – 70-90 слов)

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества. (179 слов)

9. Перескажите исходный текст, используя приёмы сжатия и сохраняя микротемы (объем – 70-90 слов)

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (138 слов)

Часть 2

Тест

(за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Задание 3

«Средства выразительности»

Гипербола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. Глаза громадные, как прожекторы.(В. Маяковский.) В сто сорок солнц закат пылал… (В. Маяковский) И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)
Метафора, развёрнутая метафора Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) В саду горит костер рябины красной (С.Есенин) Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова) Одевало весь морозный мир синим шелком неба..(М.Булгаков)
Олицетворе-ние Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.) Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость. (А. Пушкин) Ветер спит, и все немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. (А.Фет)
Сравнение Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. (используются слова как, словно, будто, подобно) Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел... (Н. Заболоцкий)
Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин.) Я пробегаю жадным взглядом вестей горючих письмена. (М. Волошин)
Антитеза (противопоставление) Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. Вот уже подлее! А новое так отрицает старое… (А. Володин.) Ты — прозаик — я поэт, Ты богат — я очень беден, Ты румян как маков цвет, Я ж, как смерть, и тощ, и бледен. (А. Пушкин)
Лексический повтор Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня! (А. Володин.)
Риторический вопрос, восклицание, обращение Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?(А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)
Фразеоло-гизм Устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Как правило, недопустима перестановка составляющих элементов. «зайти в тупик», «бить ключом», «держать камень за пазухой», «водить за нос», «сгорать от стыда», «делать вид», «рукой подать», «куда глаза глядят», «ловить на лету», «перевести дух»
Синонимы Слова, звучание и написание которых различно, но при этом у них похожее значение огонь — пламя, трудный — тяжелый

Практика



Наши рекомендации