Критерии оценивания грамотности

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм  
  Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки.
  Допущено две-три ошибки.
  Допущено четыре и более ошибки.
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм  
  Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок.
  Допущено три-четыре ошибки.
  Допущено пять и более ошибок.
ГК3 Соблюдение грамматических норм  
  Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка.
  Допущено две ошибки.
  Допущено три и более ошибки.
ГК4 Соблюдение речевых норм  
  Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок.
  Допущено три-четыре ошибки.
  Допущено пять и более ошибок
ФК1 Фактическая точность письменной речи  
  Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.
  Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов.
  Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов.
  Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4

Примечания

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов. Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или

изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по вышеприведенной таблице;

– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);

– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31206) «48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах

определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».

Существенным считается расхождение в 10 и более баллов, выставленных двумя экспертами за выполнение заданий 1 и 15 (суммируются баллы по всем позициям (критериям) оценивания задания

каждым экспертом: ИК1–ИК3, С1К1–С1К4, С2К1–С2К4, С3К1–С3К4, ГК1– ГК4, ФК1). В этом случае третий эксперт перепроверяет задания 1 и 15 по всем позициям оценивания. За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.

Часть 1

Изложение (сжатое)

Критерии оценивания сжатого изложения баллы
ИК1 Содержание изложения  
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив всеважные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы
ИК2 Сжатие исходного текста  
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста  
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/илиимеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3


Теория

Сжатое изложение — это особый вид пересказа, который ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания

Наши рекомендации