Решение педагогических ситуаций.
Лет
прогнозируемые ситуации | возрастные особенности | варианты решения |
слёзы, тоска по дому | болезненно переживает разлуку с семьёй | отвлечь интересными делами, переключить внимание, провести беседу о доме - но завершить о том, что же хорошего его ждёт в лагере, в отряде |
раздражительность, тоска по дому | чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки | дать конкретное легко выполнимое задание, чтобы он почувствовал себя нужным в новом коллективе |
множество вопросов | любознательность | внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания |
трудно засыпает, просыпается «попить», не умеют застилать постель, разбрасывают вещи, постоянно грязные и т.д. | отсутствуют навыки самообслуживания, соблюдения режима дня | терпеливо приучать к порядку, проявлять особое внимание вечером к таким детям: сказку, песенку, погладить по голове и т.д. Напоминать детям о регулярном времени на умывание, туалет. |
привычка есть медленно, всухомятку | находится во власти домашних привычек | следить за тем, чтобы съедали первое блюдо, не торопить |
готовы пробовать всё на вкус | повышенный интерес ко всему новому | беседа о ядовитых растениях, грибах, микробах и т.д. |
опасность травматизма | демонстрируют свою смелость | беседа о правилах техники безопасности, заполнить время полезными делами |
страхи в темноте | боязнь темноты | не оставлять одного в темноте |
копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых | слепое подражание взрослым | объяснять, если скопировали дурной пример, личным примером показывать другую модель поведения |
«ужасы» про вожатую в «Белом доме» и т.д. | неумение концентрироваться, бурное эмоциональное развитие | слушайте эти рассказы и сами не пугайтесь, постарайтесь сконцентрировать ребёнка на фактах. Часто дети переоценивают ситуацию, «накручивают» её. Помогите им снять эту «накрутку», концентрируйтесь на фактах, а не на эмоциях. |
ругается нецензурными словами | низкий уровень культуры, внешнее проявление взрослости, незанятость ребёнка, влияние круга общения | при всех чётко и спокойно скажите ребёнку, что вы чувствуете: «Когда ты говоришь такие слова, у меня возникает чувство...» и далее: «Я хочу, чтобы в нашем отряде не звучало этих слов» |
Лет
прогнозируемые ситуации | возрастные особенности | варианты решения |
обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости | половое созревание | внимательное доброе отношение, стремление разобраться в причинах поведения |
курение, употребление «взрослого» лексикона, бодрствование после отбоя | внешнее проявление взрослости борьба за авторитет, комплексы, воздействие молодежной культуры, незанятость ребёнка, влияние круга общения | разъяснительные беседы, заполнить время полезными делами, приучать к режиму дня. По поводу сквернословия - можно разрешить подростку (тет-а-тет) высказать все известные ему ругательства так, чтобы ему самому это перестало быть интересным. И тут же предложить ему выразить ту же мысль только без бранных слов. Беседы о молодёжной субъкультуре, о том, что она манипулирует человеком, навязывает стереотип поведения, что всегда не нравится твоим близким и любимым тобой людям. |
замкнутость, одиночество | обострённое переживание своих недостатков | переключать внимание ребёнка, давать поручения, связанные с необходимостью общения |
непослушание, действия «наперекор», постоянные споры | стремление к самостоятельности | вникать в их интересы, сотрудничать с ними, направлять самостоятельность в нужное русло |
появление тайн, озорство, шалости, | неуёмная фантазия | тактично разузнать секреты детей, совместно их сохранять, разумно использовать. Организовать интересные дела с элементами романтики |
импульсивен, невнимателен, излишне активен-бегает взад-вперёд, редко занимается чем-то, задирается, постоянно убегает | гиперактивность- как правило это защитная реакция снять тревогу | защитить ребёнка от его собственных действий, сделать так, чтобы он участвовал в обычной лагерной жизни. Это требует значительного контроля, но контроль должен быть доверительным. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача. |