Искусство середины 13 -15 в.в.
XIIIв. 1237-41 г.г. - монголо-татарское нашествие
экономический и культурный упадок,
обособление Юго-Западных и Западных земель,
переселение народов на Северо-Запад, Запад, Север и Северо-Восток (земли, не пострадавшие от монголо-татарского ига)
Сер. XIV в. - восстановление городов,
возрождение искусств и ремесел,
сложение Русского централизованного гос-ва
Конец XIV–нач.XVв.в. – открытое выступлене против ига
(Куликовская битва, 1380 г.)
рост военной мощи, экономики,
культурный подъем
В искусстве – два культурных наследия
Москва, Тверь Новгород, Псков
(влад.-сузд. трад.) (собств. древн. трад.)
XVв. - ЗОЛОТОЙ ВЕК ИКОНОПИСИ.
Создание иконостаса – единой композиции, образованной несколькими рядами икон.
Деисус – главный ряд иконостаса (ядро – Христос, Мария, Иоанн Предтеча)
Светлый или золотой фон икон, резьба по дереву, позолота, драгоценные оклады.
Конкретный историзм – особое почтение местным иконам, изображение святых покровителей местного княжеского дома.
Праотцы | ||||||||||
Пророки | ||||||||||
Евангельские события (благовещение, рождество, успение и др.) | ||||||||||
Св. Петр | Арх. Мих. | Св. Мар. | Иисус Христос | Иоанн Предт. | Арх. Гавр. | Св. Павел | ||||
Тайная вечеря | ||||||||||
Местная храмовая икона святого построен | а | а | или праздника, в честь которого храм | |||||||
б | в | |||||||||
орнамент | г | д | орнамент |
(а, б, в, г, д) – Царские врата, а – Благовещение; б,в,г,д - евангелисты
а) Феофан Грек – живописец из Византии; фрески, иконы, миниатюры; певучие линии, звучный цвет, эмоциональные образы.
* иконы деисуса Благовещенского собора в Московском Кремле.
* «Богоматерь Донская» - двусторонняя икона в Московском Кремле.
б) Андрей Рублев – инок московского Андроникова монастыря, живописец; фрески, иконы, миниатюры; душевный покой, внутренняя гармония; легкие, воздушные силуэты; светлая палитра + крупные, локальные цветовые пятна.
* Росписи и иконостас Успенского собора во Владимире.
* Росписи собора Успения на Городке, Звенигород. «Звенигородский чин»
* Икона «Троица», Троицкий собор Сергиева монастыря близ Москвы; религиозный смысл – единство Бога-отца, Бога-сына и Святого духа; духовный смысл – символ согласия, слияния человеческих душ.
Свойства московской иконы: лиризм, духовность, идеально-спокойный мир; гармоничный человек, добрый и милосердный; светлые и прозрачные цвета (голубой, светло-зеленый, золотистый, вишнево-коричневый).
Угадайка №1 «Русское искусство до 16 века.»
1.Религия – верования древних славян до принятия христианства, святилища для обрядов по этим верованиям.
2.Прикладная техника украшения изделий из драг.металлов тончайшим плетением из крученой проволоки.
3.Первое государство славянских племен.
4.Укрепленный центр древнего города в Киевской Руси.
5.В иконописи тонкая золотая штриховка, акцент на прядях волос, краях одежды.
6.Ремесленная техника украшения металл.изделий линейным рисунком из золотой крошки.
7.Техника декоративного украшения архитектуры и предметов быта в Древней Руси.
8.Алтарная преграда в русских храмах.
9.Назвать главный ряд иконостаса. Перечислить ряды иконостаса снизу вверх.
10.Выдающийся иконописец из Византии, экспрессивный, живой стиль.
11.Русский город, возвысившийся в 15-16вв., как культурный и государственный центр.
12.Великий русский иконописец 15 века, образец высоко-духовного классического мастерства
Киевская Русь
ЯЗЫЧЕСТВО
КАПИЩА
КРЕМЛЬ ДЕТИНЕЦ
УЗОРОЧЬЕ
ФИЛИГРАНЬ / СКАНЬ
АССИСТ
Феофан Грек
Москва, ИКОНОСТАС
ДЕИСУС
МЕСТНЫЙ
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ
ПРОРОЧЕСКИЙ
ПРАОТЕЧЕСКИЙ
Андрей Рублев
Дионисий