Раздел iii. образность художественного текста

Образные средства языка и конкретные средства создания образности

Образность—одна из сторон художественного текста, су­щественно отличающая его от произведений таких стилей речи, как научный, официально-деловой. Образность художественного текста создается за счет взаимодейсгвия языковых единиц раз­ных уровней (звуковых, лексических, морфологических, синтак­сических), реализованных в тексте. Язык обладает своим набо­ром образных средств, т. е. средств, с помощью которых говоря­щий может передать образное представление, воссоздать «кусо­чек действительности», выразить отношение к описываемому. Наш язык богат метафорами, экспрессивной лексикой, он рас­полагает достаточно большим набором суффиксов, которые слу­жат для выражения эмоций, характеристик, оценок. Неиссякае­мым источником образности является русская фразеология. Об­разные средства языка активно используются в разговорной речи, в публицистике, частично в научной речи (например, в та­кой ее разновидности, как устная научная речь: лекция, доклад). Образность художественного текста отличается индивиду­альностью. Художественный текст не терпит стандарта, и в этом его существенное отличие от текста публицистического. Возьмем для примера отрывок из газетной статьи: В годы граж­данской войны ельчане во главе с большевиками шли в пер­вых рядах строителей молодой Советской Республики. Они храбро воевали на фронтах гражданской войны, ремон­тировали бронепоезда, отправляли хлеб в Петроград, Москву и шили для Красной Армии обмундирование.

Выделенные языковые средства являются образными, но ис­пользованы они по принципу стандарта. Можно говорить и об образной функции однородности, с помощью которой в тексте создается собственно экспрессивный эффект (эффект интенсив­ности, усиления). Творческая индивидуальность автора в дан­ном случае не проявляется.

Задача ЛАТ — выявить приемы, средства создания индиви­дуальной образности художественного текста, которая может проявляться на всех его языковых уровнях.

Например, по данным ученых, занимающихся проблемой звукового символизма (В. В. Левицкий, А. П. Журавлев, В. И. Безруков и др.), «понятия маленького, тонкого, слабого, блестящего, красивого, приятного символизируются мягким, глухим, фрикативным, верхнего подъема, переднего ряда зву­ками. Понятия большого, толстого, грубого, тяжелого, сильного и пр. символизируются: твердым, звонким, смычным, дрожащим, нижнего подъема, заднего ряда звуками» (40, с. 32). Данные




4юнетической символики проявляются в образной функции алли­тераций. Аллитерация всегда индивидуальна, она не закрепле­на в языке как готовое для использования средство. С помощью аллитерации предмет не называется, а имитируется. В процессе анализа необходимо выявить образную основу аллитерации. Так, в стихотворении Н. Асеева «Кумач» звук [р] символизи­рует огромную непоколебимую силу революционных идей, а по­вторение этого звука в соединении с ритмом стиха, точной риф­мой имитирует марш победителей, победное шествие героев под красным знаменем; ср. также повторяемость гласных непередне­го ряда [а], [ы], [о], поддерживающую символическую отне-сенность звука [р].

Красные зори,

красный восход,

красные речи

у Красных ворот,

и красный,

на площади Красной,

народ.

ЛАТ предусматривает разграничение языковых уровней проявления образности, с одной стороны, и осуществление комп­лексного анализа образной структуры целого текста, с другой стороны.

Задания

39. Выпишите толкования понятий «образ», «образный» («образность») из следующих справочных пособий: 1) Философский словарь/Под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. М„ 1945, с. 285; 2) Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966, с. 275; 3) Тимофеев Л. И., Т у-раев С. В. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974, с, 241—248.

Проанализируйте каждое определение. Как можно разграничить поня­тия «образ» и «образность» в гносеологическом и онтологическом аспектах? Какую специфику вы обнаружили в лингвистическом и литературоведческом подходах к данному понятию?

40. Проанализируйте задание к упражнению 240 учебника русского языка для 4-го класса (М., 1980). Выделите аспект анализа языкового ма­териала. Какова цель анализа? Оформите основные выводы.

41. Из каждой строки стихотворения Ф. И. Тютчева выпишите ряды согласных звуков. В чем проявляется звуковой гдмволизм? Можно ли го­ворить об имитационной функции аллитерации? Проделайте аналогичную работу на материале гласных звуков

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

42. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Кирсанова «Любовь ма­тематика». В чем главная языковая особенность этого текста? Какие язы­ковые элементы текста приобретают образность, не свойственную им в языке?.

Расчлененные в скобках подробно

эти формулы явно мертвы.

Узнаю: эта линия — вы1

Это вы, Катерина Петровна!

Жизнь прочерчена острым углом, в тридцать градусов пущен уклон, и разрезан надвое я вами, о, биссектриса моя1

43. Прочитайте отрывки из произведений А. Н. Толстого. Какие языко­вые средства выполняют образную функцию? Как данные средства помо­гают читателю «увидеть» персонаж и охарактеризовать его?

1. Рощин знал его [Саблина] по Москве еще гимназистиком, ангель­ским хорошеньким мальчиком... совсем еще так недавно добропорядочный гимназистик прогуливался с грамматикой.. 2. Войдя, они остановились око­ло стола, где штабной офицерик в широких... галифе диктовал что-то хо­рошенькой блондиночке. 3. Глупость! О глупость российская... А мужичок? Ох мужичок! Заплатит он горько за свои дела (мысли Рощина).

44. Прочитайте текст упражнения 336 учебника русского языка для 7—8 классов (М., 1979). С помощью каких языковых средств автор воссоз­дает повадки животных, их настроение? Есть ли закономерность в ис­пользовании этих средств1'

45. Сопоставьте языковой состав пародируемого текста и пародии. Какие языковые средства пародист использует с целью создания иронии?

Вечерний шмон

. .Две копейки сэкономил. — Т( лько длинные гудки. ...Позвоню на виллу Сименону, Си:ле;!он ажанам позвонит — Тары-бары, и тебя без шмону Выпустят в объятья аонид.

(А. М е ж и р о в)

Я звоню на виллу Сименону И, уняв волнение и дрожь, Начинаю разговор без шмону:

— Одолжите две копейки, Жорж.

Но ответил голосом печальным Мне закоренелый мастодонг.

— Я не фраер, гражданин начальник, И не надо брать меня на поит.

Селява, живу лишь на получку, С мокрыми делами завязал. А Софи за золотую ручку Жан Кокто по пьянке отчукал.

Я хожу не в клифте, а во фраке, На котлы сменял свое перо— На фиг нужно, чтоб в кабацкой драке Мне его всадили под ребро.

Я хочу по-честному работать, Пусть придется подтянугь ремеьь. Надоело мне по фене ботать — У меня от этого мегрэнь.

Так что вы, коллега, извините— Я ни франка вам не одолжу А еще раз ночью позвоните — Все майору Пронину скажу!

(Б. Б р а и н и н)

46. Сопоставьте два текста. На каком основании их можно объеди­нить? Выпишите из каждого текста конкретные средства создания образ­ности. Каков их характер? К какому функциональному стилю вы отнесете каждый текст?

Сергею хочется сделаться маленьким-маленьким и убежать, спрятаться от красного паука и страшного металлического хохота.

Паук схватил за руки, больно придавил глаза, бешено завертелся сплошным красным колесом.

— Петров, Петров! — донеслось откуда-то издалека, и колесо стало черным.

— Какой молодец!.. Отключил!.. На верную смерть шел... Руки, руки... осторожней... — голоса слились и потонули в красно-черном туздане.

Шофер «Скорой помощи» резко хлопает дверью, бегом направляется в кабину...

(Влад. Титов)

Когда плотник Игорь Федорович Котелкин в секундном отвлечении от работы, задумавшись, сунул руку под циркулярную пилу и мгновенным взглядом осознал, что нету начисто отрезанной кисти, мысль об ужасней непоправимости потрясла его вместе с болью.

— Инвалид... Безрукий.. Как жить?. Как семью кормить без руки?.. Боль и страшные, до холодного пота мысли обессиливали, отупляли. Рав­нодушно он понял, что «Скорая помощь» приехала, что его культяшку бин­туют...

(В. Михайлов)

Основные типы образных слов

По замечанию Р. А. Будагова, «слово — это не только одна из центральных категорий языка, но и понятие, которым посто­янно оперируют все люди, независимо от их профессий, взгля­дов и убеждений. Выражают мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих людей, усваивают но­вые или незнакомые слова...» (41, с. 117). Можно добавить, что через слово воспринимается прежде всего и художественная речь, что именно слово является, по выражению А. М. Горько­го, первоэлементом литературы.

Одно из основных свойств художественной речи—ее образ­ность—воспринимается прежде всего через образное слово.

С лингвистической точки зрения образным можно назвать всякое слово, сохраняющее в языке внутреннюю производность, мотивированность. С этих позиций выделяются различные т и-пы образных слов.

1. Производные слова с ощутимой внутренней формой типа белоснежный (ср. белый снег), крохотный (ср. кроха}. Образ­ность подобных слов заключается не только в сопоставимости с производящей основой, но и в наличии гиперболичности выра­жаемого признака: белоснежный («очень белый»), крохотный («очень маленький»).

Приведем еще несколько примеров: подснежник — слово не только обозначает название цветка, но и передает образное представление о нем (растущий под снегом), ползунки—слово

не только обозначает костюм для ребенка, но и передает пред­ставление (ползать).

Аналогично: зимник—«путь, по которому ездят только в зимнее время»; джигитовка — «разнообразные сложные упраж­нения на скачущей лошади» (от джигит}; живодер—перен. о жестоком человеке, мучителе (драть живое); криводушный— «поступающий против совесги, кривящий душой; неискренний, лживый».

Внутренняя форма (производность, мотивированность) помо­гает слову выполнять функцию характеристики.

2. Образными можно назвать слова, мотивированные звуко­подражанием: кукарекать, кукушка, чавкать, мяукать, дребез­жать, ухать, гопак, шамкать, охать, шуршать, гоготать, хохо­тать и др.

3. Образными можно назвать слова с переносным типом лексического значения, сохраняющие внутреннюю смысловую (семантическую) двуплановость. Соотношение с производным значением при тает слову экспрессивность, характерологичность. Приведем примеры из нормативных толковых словарей: дубо­вый (перен.)—«о чем-либо грубом; неотесанном; нечутком»;

золото (перен.)—«о ком-, чем-либо, отличающемся большими достоинствами»; клад (перен.) — <-о человеке или предмете, об­ладающем большими достоинствами»; раб (перен.)—«человек, целиком подчинивший свою волю, свои поступки кому-, чему-либо»; пятно (перен.) — «что-либо позорящее, порочащее или крайне неприятное»; сжать (перен.)—«сократить, ограничить».

Как видим, язык обладает широкими лексическими возмож­ностями для выражения образных представлений. Эти языковые возможности могут быть реализованы на уровне речи, в том числе и на уровне речи художественной. А. А. Потебня называл свойство языка, связанное со способностью лексических единиц передавать образные представления, символичностью, поэтично­стью языка (см., например, 42).

Отметим, что длительное употребление лексических единиц в речи делает их привычными для говорящего коллектива. Мо­тивированность, образность затушевывается и исчезает. В язы­ке активно функционируют слова, лишенные мотивированности, образности, с исчезнувшей внутренней формой (слово, стол, петь, яркий и т. п.). Забвение внутренней формы А. А. Потебня называл прозаичностью языка. Итак, язык обладает тенденция­ми к проявлению образности и необразности, символичности и несимволичности, поэтичности и прозаичности.

Писатель, стремящийся передать образные представления, с одной стороны, использует образные (символические, поэтиче­ские) свойства языковых единиц, а с другой стороны, старается оживить стертую образность или создать образность индивиду­альную, несвойственную языку. В связи с этим можно говорить о типах образных слов, выделяемых на уровне худо-

жественной речи. Образность этих слов носит индивидуально-стилистический характер.

1. Окказионализмы (стилистические неологизмы).

Данный тип образных слов обладает набором признаков, которые отличают их от слов «канонических», языковых: 1) ок­казионализмы принадлежат только речи; 2) они творимы (не­воспроизводимы); 3) обладают словообразовательной производ-ностью; 4) нормативны; 5) обладают функциональной одноразо-востью; 6) экспрессивны; 7) обладают номинативной факульта­тивностью; 8) сохраняют индивидуально-авторскую принадлеж­ность (совокупность признаков окказионального слова выделе­на А. Г. Лыковым; им же подробно описан каждый из назван­ных признаков—см. 43, с. 11—37).

Со структурной точки зрения окказиональные слова неодно­родны и поэтому подлежат внутренней классификации. Посколь­ку мы говорим об окказионализмах в общем плане, не будем останавливаться на вопросе их внутренней типологии. Окказио­нализм—это слово, употребленное в художественной речи: его звуковая оболочка неизвестна нормированному литературному языку. Приведем примеры авторских окказионализмов В. Мая­ковского: Нас—двое. (Храненных. загнанных ланями; ади-ще города; выбряцав шпоры в горящей мазурке, выкоу-'lUTb русый ус: лица не вы грущу; эта масломясая, б bi­ff, о морда я орава; мотаешь головою, кудластый; все вы па бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в кало­шах и без калош; в ношую жуть ушел от окон хмурый, декаб-р ы и; плачет ли, как побитый, хмуренький д е к а б р и к; Я ду­мал — ты всесильный б ожище, а ты недоучка, крохотный божик; Вильгельмов сапог Николаева шпористей и т. п.

Анализ окказиональных слов следует проводить с соблюде­нием двух методологических правил:

а) обязательно сопоставление с нормированной, общеприня­той языковой параллелью; такое сопоставление даст возмож­ность выявить характер внешней новизны окказионализма и определить его тип (фонетический, морфологический, словооб­разовательный: префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный); б) обязательна опора на контекст (в узком и широком его понимании): словосочетание—предложение_ текст—цикл произведений—творчество в целом.

2. Ко второму типу чисто речевых образных лексических еди­ниц можно отнести слова с переносными значения­ми, которые неизвестны языку, не закреплены в его системе и, следовательно, не отмечены нормативными голковы-ми словарями. В данном случае образной новизной обладает лишь смысловая сторона слова. Например: лапы дуба (И. Ут­кин), Между домов поблескивало море, слепя горячей синь­кою глаза (Д. Кедрин); в пыли людской молвь: (И. Ут­кин); Я книгу времени читал (П. Антокольский); Не каждо­

му дано увидать седую клинопись вершин (Л. Татьяниче-ва); Как холодно звякают листья (Р. Рождественский); Те­перь свои занозы, и мозоли ему дороже и забот и дел (Н. Грибачев).

Конкретный анализ в опоре на нормативные словари часто показывает невозможность абсолютного разграничения языко­вых и неязыковых образных значений. Это объясняется переход­ным характером развивающихся языковых явлений; некоторые значения перестают быть индивидуальными, частотность их упо­требления в художественной речи возрастает. Тем не менее в систему языка они входят не сразу, должно пройти время, для того чтобы они заняли свое место в парадигматике лексико-се-мантического уровня. Итак, речевая образность шире собствен­но языковой. Изобразим соотношение языковых и речевых об­разных значений схематически.

раздел iii. образность художественного текста - student2.ru

3. В художественной речи образностью могут обладать сло­ва с нормированной звуковой оболочкой и прямым значением (безобразная образность). Это про­исходит в том случае, когда контекстуальное окружение не толь­ко способствует выявлению предметного лексического значения слова, но и придает ему смысловые и стилистические оттенки, делает его изобразительным, экспрессивным. Восприятие такого слова связано с обязательным эмоциональным переживанием. Так, имена собственные (имена людей: Надежда, Мария, Фек­ла, Галина, Иван, Александр и др.) язык не наделяет эмоцио-

' Данный класс образных значений занимает промежуточное положение между речью и языком, отражая факты переходности, которые обусловлены процессами лексического развития.

нально-экспрессивной окраской. Они выполняют лишь функцию называния, но не функцию характеристики. Сравните у А. Блока:

Она пришла без спутников сюда... О нежная! О тонкая! — И быстро Ей мысленно приписываю имя:

Будь Аделиной! Будь Марией, Теплой!

Собственные имена наполняются эмоционально-экспрессив­ной характеристикой: с их помощью передается отношение к ге­роине. Контекстуальные значения приобретают ситуативные признаки: нежность, утонченность, красота, романтичность, цело­мудренность... Но вот ситуация меняется. Девушка, за которой тайно наблюдает пылкий юноша, отвечает на пошлые ухажива­ния офицера:

Я хохочу! Взбегаю вверх. Бросаю В них шишками, песком, визжу, пляшу Среди могил — незримый и высокий... Кричу: «Эй, Фекла, Фекла!» И они Напуганы, сконфужены, не знают, Откуда шишки, хохот и песок.

Собственное имя Фекла приобретает в контексте оскорби­тельный, грубый оттенок. Через него передается целая гамма эмоций: издевка, отчаяние, гибель романтических представле­ний. В этом смысле его можно назвать образным (образно-оце­ночным).

Обобщая материал параграфа, следует подчеркнуть необхо­димость: 1) разграничения образных и необразных лексических единиц; 2) языковых и чисто речевых образных средств; 3) ти­пологического разграничения образных единиц внутри каждой группы.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие «образное слово» с лилгвистической точки зрения.

2. Расскажите, как выделить различные типы образных слов, основы­ваясь на разграничении языка и речи.

Задания

47. Пользуясь нормативными толковыми словарями, приведите приме­ры различных типов языковых образных слов.

48. Прочитайте отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей Раз­бойник» в учебнике-хрестоматии для 5-го класса. Выпишите образные слова и определите их тип.

Проделайте аналогичную работу на материале следующих текстов:

И. Крылов. Демьянова уха (5-й кл.); А. Пушкин. Песнь о вещем Оле­ге (5-й кл.); В. Короленко. Дети подземелья (5-й кл.)—три абзаца, начиная со слов Я невольно сравнивал ее с моей сестрой...; В. Маяков­ский. Стихи о cobsickom паспорте (10-й кл.); А. Фадеев. Разгром (10-й кл.)—гл. VII, абзац от слов Тайга расступалась вечерней березовой опушкой...

49. Проследите характер сочетаемости образных и необразных языко­вых значений по «Учебному словарю сочетаемосги слов русского языка». Материал для анализа — словарные статьи белый, взрыв, густой, проводить.

Наши рекомендации