Раздел iii. образность художественного текста
Образные средства языка и конкретные средства создания образности
Образность—одна из сторон художественного текста, существенно отличающая его от произведений таких стилей речи, как научный, официально-деловой. Образность художественного текста создается за счет взаимодейсгвия языковых единиц разных уровней (звуковых, лексических, морфологических, синтаксических), реализованных в тексте. Язык обладает своим набором образных средств, т. е. средств, с помощью которых говорящий может передать образное представление, воссоздать «кусочек действительности», выразить отношение к описываемому. Наш язык богат метафорами, экспрессивной лексикой, он располагает достаточно большим набором суффиксов, которые служат для выражения эмоций, характеристик, оценок. Неиссякаемым источником образности является русская фразеология. Образные средства языка активно используются в разговорной речи, в публицистике, частично в научной речи (например, в такой ее разновидности, как устная научная речь: лекция, доклад). Образность художественного текста отличается индивидуальностью. Художественный текст не терпит стандарта, и в этом его существенное отличие от текста публицистического. Возьмем для примера отрывок из газетной статьи: В годы гражданской войны ельчане во главе с большевиками шли в первых рядах строителей молодой Советской Республики. Они храбро воевали на фронтах гражданской войны, ремонтировали бронепоезда, отправляли хлеб в Петроград, Москву и шили для Красной Армии обмундирование.
Выделенные языковые средства являются образными, но использованы они по принципу стандарта. Можно говорить и об образной функции однородности, с помощью которой в тексте создается собственно экспрессивный эффект (эффект интенсивности, усиления). Творческая индивидуальность автора в данном случае не проявляется.
Задача ЛАТ — выявить приемы, средства создания индивидуальной образности художественного текста, которая может проявляться на всех его языковых уровнях.
Например, по данным ученых, занимающихся проблемой звукового символизма (В. В. Левицкий, А. П. Журавлев, В. И. Безруков и др.), «понятия маленького, тонкого, слабого, блестящего, красивого, приятного символизируются мягким, глухим, фрикативным, верхнего подъема, переднего ряда звуками. Понятия большого, толстого, грубого, тяжелого, сильного и пр. символизируются: твердым, звонким, смычным, дрожащим, нижнего подъема, заднего ряда звуками» (40, с. 32). Данные
4юнетической символики проявляются в образной функции аллитераций. Аллитерация всегда индивидуальна, она не закреплена в языке как готовое для использования средство. С помощью аллитерации предмет не называется, а имитируется. В процессе анализа необходимо выявить образную основу аллитерации. Так, в стихотворении Н. Асеева «Кумач» звук [р] символизирует огромную непоколебимую силу революционных идей, а повторение этого звука в соединении с ритмом стиха, точной рифмой имитирует марш победителей, победное шествие героев под красным знаменем; ср. также повторяемость гласных непереднего ряда [а], [ы], [о], поддерживающую символическую отне-сенность звука [р].
Красные зори,
красный восход,
красные речи
у Красных ворот,
и красный,
на площади Красной,
народ.
ЛАТ предусматривает разграничение языковых уровней проявления образности, с одной стороны, и осуществление комплексного анализа образной структуры целого текста, с другой стороны.
Задания
39. Выпишите толкования понятий «образ», «образный» («образность») из следующих справочных пособий: 1) Философский словарь/Под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. М„ 1945, с. 285; 2) Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966, с. 275; 3) Тимофеев Л. И., Т у-раев С. В. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974, с, 241—248.
Проанализируйте каждое определение. Как можно разграничить понятия «образ» и «образность» в гносеологическом и онтологическом аспектах? Какую специфику вы обнаружили в лингвистическом и литературоведческом подходах к данному понятию?
40. Проанализируйте задание к упражнению 240 учебника русского языка для 4-го класса (М., 1980). Выделите аспект анализа языкового материала. Какова цель анализа? Оформите основные выводы.
41. Из каждой строки стихотворения Ф. И. Тютчева выпишите ряды согласных звуков. В чем проявляется звуковой гдмволизм? Можно ли говорить об имитационной функции аллитерации? Проделайте аналогичную работу на материале гласных звуков
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
42. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Кирсанова «Любовь математика». В чем главная языковая особенность этого текста? Какие языковые элементы текста приобретают образность, не свойственную им в языке?.
Расчлененные в скобках подробно
эти формулы явно мертвы.
Узнаю: эта линия — вы1
Это вы, Катерина Петровна!
Жизнь прочерчена острым углом, в тридцать градусов пущен уклон, и разрезан надвое я вами, о, биссектриса моя1
43. Прочитайте отрывки из произведений А. Н. Толстого. Какие языковые средства выполняют образную функцию? Как данные средства помогают читателю «увидеть» персонаж и охарактеризовать его?
1. Рощин знал его [Саблина] по Москве еще гимназистиком, ангельским хорошеньким мальчиком... совсем еще так недавно добропорядочный гимназистик прогуливался с грамматикой.. 2. Войдя, они остановились около стола, где штабной офицерик в широких... галифе диктовал что-то хорошенькой блондиночке. 3. Глупость! О глупость российская... А мужичок? Ох мужичок! Заплатит он горько за свои дела (мысли Рощина).
44. Прочитайте текст упражнения 336 учебника русского языка для 7—8 классов (М., 1979). С помощью каких языковых средств автор воссоздает повадки животных, их настроение? Есть ли закономерность в использовании этих средств1'
45. Сопоставьте языковой состав пародируемого текста и пародии. Какие языковые средства пародист использует с целью создания иронии?
Вечерний шмон
. .Две копейки сэкономил. — Т( лько длинные гудки. ...Позвоню на виллу Сименону, Си:ле;!он ажанам позвонит — Тары-бары, и тебя без шмону Выпустят в объятья аонид.
(А. М е ж и р о в)
Я звоню на виллу Сименону И, уняв волнение и дрожь, Начинаю разговор без шмону:
— Одолжите две копейки, Жорж.
Но ответил голосом печальным Мне закоренелый мастодонг.
— Я не фраер, гражданин начальник, И не надо брать меня на поит.
Селява, живу лишь на получку, С мокрыми делами завязал. А Софи за золотую ручку Жан Кокто по пьянке отчукал.
Я хожу не в клифте, а во фраке, На котлы сменял свое перо— На фиг нужно, чтоб в кабацкой драке Мне его всадили под ребро.
Я хочу по-честному работать, Пусть придется подтянугь ремеьь. Надоело мне по фене ботать — У меня от этого мегрэнь.
Так что вы, коллега, извините— Я ни франка вам не одолжу А еще раз ночью позвоните — Все майору Пронину скажу!
(Б. Б р а и н и н)
46. Сопоставьте два текста. На каком основании их можно объединить? Выпишите из каждого текста конкретные средства создания образности. Каков их характер? К какому функциональному стилю вы отнесете каждый текст?
Сергею хочется сделаться маленьким-маленьким и убежать, спрятаться от красного паука и страшного металлического хохота.
Паук схватил за руки, больно придавил глаза, бешено завертелся сплошным красным колесом.
— Петров, Петров! — донеслось откуда-то издалека, и колесо стало черным.
— Какой молодец!.. Отключил!.. На верную смерть шел... Руки, руки... осторожней... — голоса слились и потонули в красно-черном туздане.
Шофер «Скорой помощи» резко хлопает дверью, бегом направляется в кабину...
(Влад. Титов)
Когда плотник Игорь Федорович Котелкин в секундном отвлечении от работы, задумавшись, сунул руку под циркулярную пилу и мгновенным взглядом осознал, что нету начисто отрезанной кисти, мысль об ужасней непоправимости потрясла его вместе с болью.
— Инвалид... Безрукий.. Как жить?. Как семью кормить без руки?.. Боль и страшные, до холодного пота мысли обессиливали, отупляли. Равнодушно он понял, что «Скорая помощь» приехала, что его культяшку бинтуют...
(В. Михайлов)
Основные типы образных слов
По замечанию Р. А. Будагова, «слово — это не только одна из центральных категорий языка, но и понятие, которым постоянно оперируют все люди, независимо от их профессий, взглядов и убеждений. Выражают мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих людей, усваивают новые или незнакомые слова...» (41, с. 117). Можно добавить, что через слово воспринимается прежде всего и художественная речь, что именно слово является, по выражению А. М. Горького, первоэлементом литературы.
Одно из основных свойств художественной речи—ее образность—воспринимается прежде всего через образное слово.
С лингвистической точки зрения образным можно назвать всякое слово, сохраняющее в языке внутреннюю производность, мотивированность. С этих позиций выделяются различные т и-пы образных слов.
1. Производные слова с ощутимой внутренней формой типа белоснежный (ср. белый снег), крохотный (ср. кроха}. Образность подобных слов заключается не только в сопоставимости с производящей основой, но и в наличии гиперболичности выражаемого признака: белоснежный («очень белый»), крохотный («очень маленький»).
Приведем еще несколько примеров: подснежник — слово не только обозначает название цветка, но и передает образное представление о нем (растущий под снегом), ползунки—слово
не только обозначает костюм для ребенка, но и передает представление (ползать).
Аналогично: зимник—«путь, по которому ездят только в зимнее время»; джигитовка — «разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади» (от джигит}; живодер—перен. о жестоком человеке, мучителе (драть живое); криводушный— «поступающий против совесги, кривящий душой; неискренний, лживый».
Внутренняя форма (производность, мотивированность) помогает слову выполнять функцию характеристики.
2. Образными можно назвать слова, мотивированные звукоподражанием: кукарекать, кукушка, чавкать, мяукать, дребезжать, ухать, гопак, шамкать, охать, шуршать, гоготать, хохотать и др.
3. Образными можно назвать слова с переносным типом лексического значения, сохраняющие внутреннюю смысловую (семантическую) двуплановость. Соотношение с производным значением при тает слову экспрессивность, характерологичность. Приведем примеры из нормативных толковых словарей: дубовый (перен.)—«о чем-либо грубом; неотесанном; нечутком»;
золото (перен.)—«о ком-, чем-либо, отличающемся большими достоинствами»; клад (перен.) — <-о человеке или предмете, обладающем большими достоинствами»; раб (перен.)—«человек, целиком подчинивший свою волю, свои поступки кому-, чему-либо»; пятно (перен.) — «что-либо позорящее, порочащее или крайне неприятное»; сжать (перен.)—«сократить, ограничить».
Как видим, язык обладает широкими лексическими возможностями для выражения образных представлений. Эти языковые возможности могут быть реализованы на уровне речи, в том числе и на уровне речи художественной. А. А. Потебня называл свойство языка, связанное со способностью лексических единиц передавать образные представления, символичностью, поэтичностью языка (см., например, 42).
Отметим, что длительное употребление лексических единиц в речи делает их привычными для говорящего коллектива. Мотивированность, образность затушевывается и исчезает. В языке активно функционируют слова, лишенные мотивированности, образности, с исчезнувшей внутренней формой (слово, стол, петь, яркий и т. п.). Забвение внутренней формы А. А. Потебня называл прозаичностью языка. Итак, язык обладает тенденциями к проявлению образности и необразности, символичности и несимволичности, поэтичности и прозаичности.
Писатель, стремящийся передать образные представления, с одной стороны, использует образные (символические, поэтические) свойства языковых единиц, а с другой стороны, старается оживить стертую образность или создать образность индивидуальную, несвойственную языку. В связи с этим можно говорить о типах образных слов, выделяемых на уровне худо-
жественной речи. Образность этих слов носит индивидуально-стилистический характер.
1. Окказионализмы (стилистические неологизмы).
Данный тип образных слов обладает набором признаков, которые отличают их от слов «канонических», языковых: 1) окказионализмы принадлежат только речи; 2) они творимы (невоспроизводимы); 3) обладают словообразовательной производ-ностью; 4) нормативны; 5) обладают функциональной одноразо-востью; 6) экспрессивны; 7) обладают номинативной факультативностью; 8) сохраняют индивидуально-авторскую принадлежность (совокупность признаков окказионального слова выделена А. Г. Лыковым; им же подробно описан каждый из названных признаков—см. 43, с. 11—37).
Со структурной точки зрения окказиональные слова неоднородны и поэтому подлежат внутренней классификации. Поскольку мы говорим об окказионализмах в общем плане, не будем останавливаться на вопросе их внутренней типологии. Окказионализм—это слово, употребленное в художественной речи: его звуковая оболочка неизвестна нормированному литературному языку. Приведем примеры авторских окказионализмов В. Маяковского: Нас—двое. (Храненных. загнанных ланями; ади-ще города; выбряцав шпоры в горящей мазурке, выкоу-'lUTb русый ус: лица не вы грущу; эта масломясая, б biff, о морда я орава; мотаешь головою, кудластый; все вы па бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош; в ношую жуть ушел от окон хмурый, декаб-р ы и; плачет ли, как побитый, хмуренький д е к а б р и к; Я думал — ты всесильный б ожище, а ты недоучка, крохотный божик; Вильгельмов сапог Николаева шпористей и т. п.
Анализ окказиональных слов следует проводить с соблюдением двух методологических правил:
а) обязательно сопоставление с нормированной, общепринятой языковой параллелью; такое сопоставление даст возможность выявить характер внешней новизны окказионализма и определить его тип (фонетический, морфологический, словообразовательный: префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный); б) обязательна опора на контекст (в узком и широком его понимании): словосочетание—предложение_ текст—цикл произведений—творчество в целом.
2. Ко второму типу чисто речевых образных лексических единиц можно отнести слова с переносными значениями, которые неизвестны языку, не закреплены в его системе и, следовательно, не отмечены нормативными голковы-ми словарями. В данном случае образной новизной обладает лишь смысловая сторона слова. Например: лапы дуба (И. Уткин), Между домов поблескивало море, слепя горячей синькою глаза (Д. Кедрин); в пыли людской молвь: (И. Уткин); Я книгу времени читал (П. Антокольский); Не каждо
му дано увидать седую клинопись вершин (Л. Татьяниче-ва); Как холодно звякают листья (Р. Рождественский); Теперь свои занозы, и мозоли ему дороже и забот и дел (Н. Грибачев).
Конкретный анализ в опоре на нормативные словари часто показывает невозможность абсолютного разграничения языковых и неязыковых образных значений. Это объясняется переходным характером развивающихся языковых явлений; некоторые значения перестают быть индивидуальными, частотность их употребления в художественной речи возрастает. Тем не менее в систему языка они входят не сразу, должно пройти время, для того чтобы они заняли свое место в парадигматике лексико-се-мантического уровня. Итак, речевая образность шире собственно языковой. Изобразим соотношение языковых и речевых образных значений схематически.
3. В художественной речи образностью могут обладать слова с нормированной звуковой оболочкой и прямым значением (безобразная образность). Это происходит в том случае, когда контекстуальное окружение не только способствует выявлению предметного лексического значения слова, но и придает ему смысловые и стилистические оттенки, делает его изобразительным, экспрессивным. Восприятие такого слова связано с обязательным эмоциональным переживанием. Так, имена собственные (имена людей: Надежда, Мария, Фекла, Галина, Иван, Александр и др.) язык не наделяет эмоцио-
' Данный класс образных значений занимает промежуточное положение между речью и языком, отражая факты переходности, которые обусловлены процессами лексического развития.
нально-экспрессивной окраской. Они выполняют лишь функцию называния, но не функцию характеристики. Сравните у А. Блока:
Она пришла без спутников сюда... О нежная! О тонкая! — И быстро Ей мысленно приписываю имя:
Будь Аделиной! Будь Марией, Теплой!
Собственные имена наполняются эмоционально-экспрессивной характеристикой: с их помощью передается отношение к героине. Контекстуальные значения приобретают ситуативные признаки: нежность, утонченность, красота, романтичность, целомудренность... Но вот ситуация меняется. Девушка, за которой тайно наблюдает пылкий юноша, отвечает на пошлые ухаживания офицера:
Я хохочу! Взбегаю вверх. Бросаю В них шишками, песком, визжу, пляшу Среди могил — незримый и высокий... Кричу: «Эй, Фекла, Фекла!» И они Напуганы, сконфужены, не знают, Откуда шишки, хохот и песок.
Собственное имя Фекла приобретает в контексте оскорбительный, грубый оттенок. Через него передается целая гамма эмоций: издевка, отчаяние, гибель романтических представлений. В этом смысле его можно назвать образным (образно-оценочным).
Обобщая материал параграфа, следует подчеркнуть необходимость: 1) разграничения образных и необразных лексических единиц; 2) языковых и чисто речевых образных средств; 3) типологического разграничения образных единиц внутри каждой группы.
Контрольные вопросы
1. Определите понятие «образное слово» с лилгвистической точки зрения.
2. Расскажите, как выделить различные типы образных слов, основываясь на разграничении языка и речи.
Задания
47. Пользуясь нормативными толковыми словарями, приведите примеры различных типов языковых образных слов.
48. Прочитайте отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» в учебнике-хрестоматии для 5-го класса. Выпишите образные слова и определите их тип.
Проделайте аналогичную работу на материале следующих текстов:
И. Крылов. Демьянова уха (5-й кл.); А. Пушкин. Песнь о вещем Олеге (5-й кл.); В. Короленко. Дети подземелья (5-й кл.)—три абзаца, начиная со слов Я невольно сравнивал ее с моей сестрой...; В. Маяковский. Стихи о cobsickom паспорте (10-й кл.); А. Фадеев. Разгром (10-й кл.)—гл. VII, абзац от слов Тайга расступалась вечерней березовой опушкой...
49. Проследите характер сочетаемости образных и необразных языковых значений по «Учебному словарю сочетаемосги слов русского языка». Материал для анализа — словарные статьи белый, взрыв, густой, проводить.