Билеты по искусству средних веков. часть 1.
БИЛЕТЫ ПО ИСКУССТВУ СРЕДНИХ ВЕКОВ. ЧАСТЬ 1.
Билет 1. Периодизация искусства западноевропейского средневековья.
Первый период: позднеантичный или раннехристианский. Эпоха великого переселения народов (5-7в) и к 7в на западе образуется совершенно новый этнос (в Галлии и северо-западной Германии – франки, на севере Испании – вестготы, в Северной Италии – остготы (потом лангобарды), в Британии – англосаксы).
Второй период: раннее средневековье - начинается с коронации Карла Великого (768-814г). Тёмные века - время экономического, демографического и культурного спада. Каролинский период 8-10в - формирование зрелого средневековья. Начинается с создания империи Карла. Заканчивается тогда когда средневековье обретает черты зрелости: первые крестовые походы (конец 11в), формирование романского искусства.
Третий период: зрелое средневековье - формирование самостоятельной философской мысли на латыни, рождение литературного нового языка. Начинается со 2п 11в. Середина 12 века - сложение готики. 13в- расцвет монастырских орденов, формулировка схоластики. Конец зрелого средневековья - нет единой границы, но важны некоторые обстоятельств: чума - вторая половина 30-40г 14в.
Четвертый период: позднее средневековье - в середине 14 века сильный подъем цивилизаций, и в это же время возникает итальянский ренессанс (воспринимается как антисредневековый). Позднее средневековье характеризуется обострением национальной самоидентификации. Итальянцы хотят найти свое прошлое и поэтому обращаются к античности. 16 век по сути является концом большого периода, происходят изменения.
Билет 2. Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
Сан Лоренцо за стенами в Риме, Санта Прасседе в Риме, баптистерий во Фрежюсе, баптистерий св.Иоанна в Пуатье, Темпьетто Лангобардо в Чивидале, Сан Педро де ла Наве в Испании, Сан Юлиан де лос Прадос, Санта Мария де Наранко.
В искусстве разных племен и народов Западной Европы в 5-8 вв было много разных черт. Но на территории Древней Италии сильнее давали о себе знать отзвуки античных традиций и строительных навыков (искусство остготов и лангобардов). Упрощение и изменение заимствованых у позднего, христианского Рима основных форм культовых зданий применительно к новым условиям, с иной техникой, а вместе с тем и новой художественной выразительностью. Деградация строительной техники и вырождение римско-античного понимания отношений конструкции и декора.
Изменение формы и орнаментации колонны: теряет свою органичную стройность, превращается в круглый каменный блок, приобретает богатую орнаментику, не имеющую отношения к структурной роли колонны.
+ Вторичное использование фрагментов разбираемых античных зданий
Рим:
Архиектура наиболее консервативна. Тип базилики с плоским перекрытием и тип центрического здания.
Из Рима пришел на Запад тип большого базиликального храма с расположением его основных частей по одной продольной оси.
Главная церковь в Латеране
Старая базилика Святого Петра: западная ориентация, прообраз крипты с обходом;
Базилика Санта Праседе. Реконструкция базилики как храм – мартирий и перенесение туда мощей пап и мучеников, остававшихся в катакомбах. Устройство крипты, одной из самых первых в Риме, для размещения реликвий. Связь с возросшим значением самого культа реликвий в Риме в эпоху иконоборчества. (Почти одновременное появление (чуть раньше) крипты в Санта Мария ин Космедин). Размещение части реликвий в капеллах, построенных для этого.
Искусство остготов
Королевство остготов в Северной и Средней Италии с центром в Равенне.
Опирались на ранее разработанные типы построек. Прежде всего, культовые постройки ( строители были византийские архитекторы, так что сооружения Равенны – византийское искусство).
Утверждается тип базилики:
Образцы: Сан Паоло фуори ле мура
В Равенне – церковь Сант Аполлинаре Нуово ( плоские деревянные перекрытия, высокий средний неф), Сант Аполлинаре ни Классе
+ центрические сооружения: церковь Сан Витале в Равенне, гробница Теодориха (526-530, римская традиция погребальных сооружений, двухэтажное центрические сооружение, нижний этаж – десятиугольный, крестовообразный в плане, верхний – круглый, обход с арками на консолях и колоннами)
Искусство лангобардов
Мастера-каменьщики – «мастера с озера Комо», существовали регламентированные правила строительства!
Но постройки весьма примитивны:
Темпьетто Лангобардо в Чивидале («лангобардский храмик»)
Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны): начало 8 века, небольшая трехнефная базилика без трансепта с тремя апсидами, перекрытая полукуполом апсида, применение различных по типу опор (четырехугольные столбы, колонны), капители колонн – заимствованные формы римского композитного и коринфского ордера (но грубые и плоскостные)
! Возможно именно Лангобарды ввели в употребление крипту (полуподвальное помещение со сводами и подпирающими их столбами, обычно строившиеся под восточной, алтарной частью церкви).
Вестготы: испытали давление арабов, Тулузское королевство (Южная Галлия, Испания).
Сан Педро де ла Наве, 680-711г. Очень мощный камень, приземистая, полностью крест, только с востока к тому рукаву вровень выдвигаются две прямоугольные со скошенной крышей, базиликально пониженные апсиды.
Церковь Сан Юлиан де лос Прадос близ Овьедо, 8 век. Прямоугольное завершение хора, против трех нефов находятся три апсиды, заключенные в общий прямоугольник, разделенные стенами и не закругленные изнутри. Снаружи она довольно примитивна, колонки в окнах как в византии, прозрачные орнаменты. Внутри осотатки прошлого. Алтарная часть со сводами, колонны не вторичного потребления, а сделанные заново. Ордера получают характер пристенных декораций. Живописная декорация- своды имитируют позднеантичный декор с кессонами, переработка меандра в сложные плетения. Большое количество изображений престолов (кевориев). Напоминают помпейский стиль, это символическое изображение церковных соборов (съездов священников). Это взято из иконоборческой Византии. То есть смесь различных традиций.
- базилика с трансептом
- ПЕРВЫЕ НАСТОЯЩИЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ СВОДЫ
- ордера: пристенный характер
- живопись: своды имитируют позднеантичный декор с кессонами
= синтез античности и иконоборчества
Церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо: однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках, изыщные удлинённые пропорции аркад с тонкими колоннами, мастерство кладки из нерегулярных каменных блоков. Пристенные аркады, счетверенные колонки, собирающиеся в общую капитель, медальоны находятся напротив вертикалей опор арок. Появляется ритмизация пространства. Форма должна быть внятной и должна структурно демонстрировать свой порядок
- мотивы спиралевиных канелюр
- подвесные медальоны
- смешение мотивов и тенленций: перекрыта цилиндрическим сводом; колонны декоративные
- идея = декор должен структурировать и упорядочивать пространство
1) пространство должно обладать зримой структурой
2) не скрывает, а демонстрирует силу
3) промысленно и продуманно
= наложеннас на структуру рациональная сетка
- влияние византии не велико
- сетка демонстративного логического порядка
Ирландцы и англосаксы:
Британские острова: римская традиция почти не оставила следа, а к 6 веку фактически утрачена. Строительство христианских сооружений в Ирландии с 5 века.
Характерно: однокомнатные небольшие «оратории» без окон с одной дверью (пример: Ораторий Галлерус, 9 век)
Церкви: связь с деревянной архитектурой, слабое развитие строительной техники (пример: Башня Бартона в Норсгемптоншире)
Монастыри в Ирландии: на небольшой территории объединились кельи и небольшие капеллы ( Монастырь на острова Скеллинг-Майкл (822-1225 гг) – 2 капеллы и 6 разбросанных полусферических каменных хижин).
Мозаики ц.Козьмы и Дамиана, Cан Лоренцо за стенами Рима, Cв.Агнессы, оратория папы Иоанна VII при базилике св.Петра, оратория Cв.Венанция при Латеранской базилике; фрески ц.Санта Мария Антиква; мозаики капеллы Cан Дзено церкви Санта Прасседе; мозаики ц.Санта Мария ин Домника.
Деконструкция античности, но приверженность к антикизирующей изобразительной традиции. Рим меньше всего подвержен примитивизации, но все равно постепенный переход ко все более плоскостной линейной и схематичной манере. Римская эллинистическая художественная культура, воздействие востока, полы, саркофаги. Сан Лоренцо в Милане – культура умирающая, Сан Лоренцо фуори ле Муро – конструктор из руин. С н9в – новый подъем мозаичного искусства (как-то все связано с иконоборчеством).
· Живописное наследие Рима 6-9 веков представлено мозаиками и фресками. Оно говорит об охранительных тенденциях Рима, приверженности к антикизирующей изобразительной традиции. Рим был менее всего подвержен примитивизации. Однако постепенный переход ко все более плоскостной, линейной и схематической манере в 7 и 8 веках
· Римские мозаики 6-7 веков не в лучшей сохранности. Все они обнаруживают близость к провинциальной струе восточноримского искусства как в техники мозаичной кладки, так и в стиле.
Позднеантичный стиль изображения и раннехристианский тип иконографии, проявившиеся в начале VII века - зеленые и золотые гирлянды аканфа на синем фоне, божественный Агнец в окружении 4 голубей, символизирующих евангелистов.
· В начале 9 века – новый подъем мозаичного искусства в Риме
- папа Пасхалий: хочет возродить честь древнего Рима
- строятся храмы на мощах святых
Мозаика ц. Козьмы и Дамиана в Риме, 526-530г. Очень большая апсида, с 6в дошла она и триумфальная арка. Христос стоит на возвышении, как бы шаг вперед делает и рукой всех обводит, Петр и Павел подводят Косму и Домиана, еще есть папа (правда поздний) и святой Федор (рядом с ним изображена птица-феникс). Внизу к центру сходятся овечки. У образов активная энергетика. Мастер, скорее всего, был римлянином, так как очень плотные складки, римский тип лица, мозаика – почти статуарная пластика. Внизу (где овечки) посередине изображена она овечка с нимбом, стоит на холме, из которого вытекают 4 реки. На триумфальной арке поклонение агнцу (на престоле овечка, по сторонам 4 ангела и символы евангелистов, ниже 24 апокалиптических старца). Композиция не закончена, так как при перестройке что-то меняли в стенах и частично их разрушили, была потеряна часть мозаик. Очень необычный фон вокруг Христа – вообще темно синий, но вокруг его фигуры горизонтальные линии красные, белые, голубые – как будто море на закате. Дважды изображенный Спаситель – новая ступень в иконографии.
Сан Лоренцо за стенами в Риме. Изображение на триумфальной арки, Христос синит на земном шаре-мандорле, золотой фон, угрюмые черты лица, к нему подходят по три человека с каждой стороны.
Мозаики оратория Св. Венеция при Латеранской базилике (ок. 640-649 гг): новое мироощущение, отрешенность образов, изолированность фигур, переливы холодной сине-голубой гаммы.
Базилика Санта Мария Антиква. В Риме сильная византиезирующая струя, из Константинополя бегут иконопочитатели. Первая римская базилика, посвященная Богородице. Здесь все стены, как винегрет. Слои художественной деятельности разных Пап, которые выступали как заказчики (до 8в кучу всего рисовали). Около 8в она стала разрушаться, в 9в она уже не служила, и ее засыпал культурный слой, в 19в ее отрыли. Так как это римское здание, ориентировано на юг. На стенах полипсест – по старым слоям делали новые (фрески). Там есть фреска, ее называют Прекрасный Ангел (из композиции Благовещения 7в, относится к правлению папы Иоанна 7, 705-707г), одухотворенный облик, сияющее выражение, совершенная скульптурная пластика, мягкая сочная живопись. Хотя проглядывается и римская основа (есть некая грузность форм). Там еще есть Благовещение 6в. И еще куча композиций. В западной части беглое, свободное изображение апостола Андрея, живой вдохновенный взор. Архангел Гавриил из Благовещения (на столбе). При папе Иоанне 7 тоже. Многоцветие, переливы, просвечивание тонов. Свечение. Хотя сделан он могучим. Здесь виден и чистый классический стиль, и классический стиль, соединенный с местными традициями.
-Сильная византинизирующая струя
-Околовизантийское искусство
Санта Прасседе в Риме, мозаики капеллы Сан Дзено 817-824г. Образ глорификации императора. Христос с 4 Никами-ангелами. Стилистика контурная, нет цветового пятна. Фон становится все более абстрактным (за Христом опять закат на море). Сестра Пуденцианы, церкви сестер (Пуденцианы и Прасседы) стоят по сторонам от Санта Марии Маджоры. Тоже церковь Пасхалия. Эта базилика менее перестроена, но создана позже. Еще у них был брат, тоже мученик, Федор, для него здесь есть капелла. Оригинальность строения – здесь есть две триумфальные арки перед алтарем. В целом, вся композиция – это поклонение агнцу (он расположен на престоле), под ним в конхе Христос с предстоящими, по сторонам Петр и Павел подводят к Христу двух святых сестер, рядом с Прасседой стоит их брам (справа), рядом с Пуденцианой стоит папа Пасхалий (слева). Завершают композицию две пальмы, на левой птица-феникс. По главной вертикальной оси расположены все самое главное: Христос, агнец, и на верху на самом Христос, там же, со внутренней стороны арок расположены вензели Папы. Агнец, по сторонам от него ангелы и символы евангелистов, под ними изображены 24 апокалиптических старца (по 12 с каждой стороны). На второй арке тема страшного суда, Христос по центру и сидящие (поясные) апостолы, к нему подходят тучи людей. В конхе внизу расположены 12 овец, идущих к Христу, под ними большая надпись про Папу. Линии ликов жесткие, черные, создают настрой, моделировки брошенные и внезапные, четкой конструкции нет, хотя общая симметрия ее создает. Наверху вход в капеллу Феодора. Вокруг арки два пояса, там изображения в медальонах: вверху Христос, под ним Богородица. По сторонам от Христа ученики, по сторонам от Марии некоторые святые и жены, в основании два портрета пап (переделаны в 19в). В ликах усилено все главное. В капелле свод, но вспарушенный, поэтом выглядит как купол. Христос с центре в медальоне, 4 ангела поддерживают обруч медальона. Все стены в мозаиках. Золотой фон. На одной из сторон Петр и Павел готовят престол Господу. Апостолов хотели поставить на землю, поэтому им создали что-то вроде зеленых квадратов по ногами (они касаются ногой части своего квадрата), на нижней линии квадрата растут цветы.
- контуры жесткие черные
- моделировки внезапные
- общей конструкции нет, но конструкции создают
- желание передать нечто о большой духовной перспективе
- просто, набросочно НО очень эффектно
- очень выразительно
- нарастание стилизации
= воспроизводится структура!!! Стилистика нет
Санта Мария ин Домника. Все огрубляется, триумфальная арка и конка.
-Попроще и погрубее
Итог: нарастание стилизации. воспроизводится античная структура, но стилистика и форма совсем не античная.
Пентатевх Ашбернхема, Кодекс Эгино, Геласьенский Сакраментарий (Ватикан), Геллонский сакраментарий (Париж), Кодекс Ауреус из Кентербери, Евангелие Дарроу, Линдисфарнское Евангелие, Келлская книга, Эхтернахское Евангелие.
Франки: с 7в важнейшим из разделов меровингского искусства стала книжная миниатюра. Центр книгописания в Северной Галлии, крупные мастерские – монастыри Люксёй в Бургундии и Корби, скриптории Флёри. Манускрипты той поры – литургические книги, сочинения отцов церкви, реже – Евангелия. Повествовательные сцены отсутствуют, предпочтение символическим и сакральным знакам (фронтисписы украшает крест в арке, венки и аркады). «Меровингский курсив» - динамичный и декоративный характер букв. Яркая цветовая гамма с преобладанием красных, зеленых, желтых и синих тонов.
«Геллонский Сакраментарий», 780г, Париж. Мария в узорчатом восточном платье, капюшоне, с крестом и кадилом в руках, изображения сливаются с буквами (Распятие = T ; фигура Марии = I).
В поздней античности завершился переход к средневековому типу книги – кодексу – и принципу украшения её страничными миниатюрами.
Наиболее ранние памятники почти не сохранились, но есть более поздние копии (9 век).
Подлинники: Ватиканский (Римский) Вергилий (420/30 гг)
Миниатюры «Кведлинбургской Италы» (после 400 года, Берлин)
В 4в сочинения языческих авторов вытесняются религиозными текстами: списки Евангелия, литургические книги, комментарии и сочинения отцов церкви. Метод иллюстрирования: сначала – графические украшения колофонов (в конце выходные данные автора); затем – украшение таблицы канонов – согласований евангельских текстов (в начале книги, оформлялись как парадный вход: в виде импозантной арки или аркады); в дальнейшем – изображения евангелистов и иллюстрации некоторых евангельских сцен.
· В 4 веке сочинения языческих авторов вытесняются религиозными текстами: списки Евангелия, литургические книги, комментарии и сочинения отцов церкви. Метод иллюстрирования: сначала – графические украшения колофонов; затем – украшение таблицы канонов – согласований евангельских текстов (в начале книги, оформлялись как парадный вход: в виде импозантной арки или аркады); в дальнейшем – изображения евангелистов и иллюстрации некоторых евангельских сцен
«Евангелие Августина Кентерберийского» (конец 4 века, Кембридж): сохранилось 2 миниатюры (Евангелист Лука на троне в глубокой нише), линейно-графический стиль.
Ирландцы и англосаксы: возникли особое каллиграфическое письмо. Слово – магический знак, буква – священная религия, увеличенная буква в начале текста – инициал. Инициалы достигают огромных размеров, заполняя собой всю страницу. Их декорация – разнообразные мотивы, основа которых в кельтском наследии. Преобладает вечно движущийся варварский орнамент. Позднеантичная умирающая культура и кельсткий хтонический мир – два направления после 787 – собор иконопочитателей: изображения не отвергаются, и не почитаются, они нужны для иллюстрации. В 3/3 7в – воздействие Итало-византийского толка. Центр, из Кентербери распространялось влияние Рима. Отсюда обычай создавать пурпурные кодексы, написанные золотом, первенствующая роль – антикизирующие фигуративные изображения. Ирландия и Британия подверглись влиянию римской цивилизации в значительно меньшей степени, чем Испания или Галлия, и в этих областях долго-сохранялись пережитки родового строя. Ирландская церковь долгое время не была связана с римской и сохраняла свои особенности. Ее церковные обряды содержали некоторые черты местных языческих культов. Это, несомненно, отразилось и на художественной культуре монастырских скрипториев. Здесь слагается и получает широкое распространение своеобразный орнаментальный стиль, особенно полно выраженный в книжной миниатюре. Его характерной особенностью являются геометризм и линейно- плоскостная трактовка форм, распространившиеся и на изображение человека. Согласно новейшим изысканиям, стиль этот окончательно сложился во 2п 7в в Западной Англии. В качестве наиболее обычных мотивов можно назвать спирали, чаще всего в сочетании с раструбами (так называемый спирально-трубчатый орнамент), лестничный мотив из ломающихся под прямым углом линий, шахматный узор и особенно характерный зверино-ленточный орнамент: ленты со змеиными или звериными головами на концах, сплетающиеся в сложные, запутанные извивы. В человеческой фигуре обычно сохраняются лишь основные элементы человеческой фигуры, без которых изображение вообще перестает быть понятным. Англо-ирландские миниатюры выполнены с редким каллиграфическим мастерством при помощи пера, без какой бы то ни было моделировки. Золото и серебро не применяются.
«Золотой кентерберийский кодекс» («кодекс Аурес из Кентербери», сер8в, Стокгольм).
«Евангелие из Дарроу», 2п 7в, Дублин. Небольшая, соединение разных орнаментальных форм (точки, завитки, спирали, раструбы, ленты, обращающие сложные плетения, орнаментальные мотивы и головы фантастических животных), в расположения мотивов есть симметрия, страница имеет обрамление и центральное поле. Структурированный хаос, огромное количество плоского орнамента; где есть изображения – человек или птица, там они в орнаментальных рамах на пустом фоне, геральдические и сами плоские. Человек – коврик.
· Ангел в «Книге из Дурроу» уподобляется плоской, покрытой геометрическим орнаментом стеле, к которой приставлена голова в фас и ноги в профиль, в то время как руки вовсе отсутствуют. Условность трактовки переносится и на раскраску. Художник, не смущаясь, расцвечивает тело то красной, то синей краской (например, в сцене распятия Сент- Галленского евангелия). Что касается техники, то англо-ирландские миниатюры выполнены с редким каллиграфическим мастерством при помощи пера, без какой бы то ни было моделировки. Золото и серебро не применяются.
«Евангелие из Келлса», к7в, Дублин. Это библия, мельчайшие орнаменты, феноменальная каллиграфическая культура. Это абсолютна другая цивилизация, кельтский мир. Ощущение структурированного хаоса, они не иллюстрируют, это культура вещей, а не изображений. Густота орнамента – это свидетельство его значимости. Сам шрифт готов превратиться в орнамент. Это все - нечеловеческий мир, который в античности уже давно был вытолкнут. Орнаментальный подход к телесной форме, символы и знаки.
- ощущение структурированного хаоса
- не иллюстрация вещи, а создание предмета
- культура вещей, а не изображений. Шрифт = орнамент
- искусство балансирует на грани смысла и бессмыслицы
- архаично, но не примитивно
· осязаемая связь с ювелирным искусством (орнаментальная страница = драгоценный оклад)
«Евангелие из Эхтернаха», к7в, Париж. Экспрессивные изображения животных – символов евангелистов, высокая каллиграфичность контурной линии, страница заполнена рядами плоских ленточных спиралей.
В ирландских мастерских возникли особое каллиграфическое письмо. Слово – магический знак, буква – священная религия, увеличенная буква в начале текста – инициал. Инициалы достигают огромных размеров, заполняя собой всю страницу. Их декорация – разнообразные мотивы, основа которых в кельтском наследии. Преобладает вечно движущийся варварский орнамент.
Архитектура – см. №6
Миниатюра – см. №7
Монументальная живопись:
· сохранилась плохо
· росписи были распространены как в культовых постройках, так и в светских
· 9 в. – мозаики и фрески украшали стены императорских дворцов и епископских резиденций; прославляли подвиги библейских царей и античных полководцев и императоров, победы каролингских суверенов
· художник должен был приспособить раннехристианские мотивы к новым условиям и выразить с наибольшей ясностью рассказываемую им историю. Императорские указы, так называемые Libri carolini (Карловы книги), подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг»
· главное – дидактическая роль священных изображений, предпочтение отдано слову!
· Рабан Мавр:
- только написанное может служить путеводной нитью, изображение же искажает истинный смысл вещей
- фигурные стихи + комментарии на Ветхий завет
· произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты. здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал.
· принципы и приемы изобразительного повествования заимствовались из христианской традиции, следовательно, из поздней античности. Однако, хотел этого или не хотел художник раннего средневековья, он создал не повторение или подражание античным образцам, а нечто вполне своеобразное и самобытное
· одна из характернейших черт – экспрессия!
v Мозаики оратория в Жерменьи де Пре (рубеж 8-9 вв; ок. 806 г.)
- личная оратория архиепископа Теодульфа
- необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами но сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства
- по стилистике – Римское!
v Фрески из церкви Св. Иоанна в Мюстере
- живопись располагалась пятью регистрами, каждый из которых был разбит на прямоугольные поля, заключенные в рамки
- один из первых повествовательных циклов раннего средневековья
- объединение эпизодов из жизни святых с библейскими и особенно подробно разработанными евангельскими сценами
- западная стена: Страшный суд – сгущенная, эмоциональная атмосфера
- попытки возродить античные приемы живописи, основанной на зрительной иллюзии + близость к раннехристианской традиции
- античное: классическая архитектура, правильные пропорции фигур, естественные движения, энергичная светотеневая моделировка – объемность НО мастер не всегда понимает формы, которые воспроизводит (нарушение плавности движений, искажение перспективы) – зато много экспрессии
v Фрески дворца в Ингельхайме
- на одной из стен большого зала дворца в Ингельсгейме были изображены сцены, представляющие смерть действительных и легендарных героев древности: Кира, Нина, Фалариса, Рема, Ганнибала и Александра Македонского. На противоположной стене были представлены сюжеты из современной истории: основание Константинополя, сцены из жизни Теодориха, победа Карла Маргелла над фризами, покорение Пипином Аквитании и, наконец, коронация Карла и покорение им саксов
v Росписей в крипти церкви Сен Жермен в Оксерре, посвященные жизни св. Стефана (ок.850)
- живая убедительность рассказа
- монументальность+представительность
- как бы ни были наивны изобразительные приемы мастера из Оксерра, его искусство носит повествовательный характер, недавно еще чуждый и недоступный художественной фантазии германцев и кельтов
Кодекс Геро, Псалтирь Эгберта, Registrum Gregorii, Евангелие Оттона III, Бамбергский Апокалипсис, Евангелие аббатисы Уты, Евангелие Хитды, Золотой кодекс из Эхтернаха, Золотой кодекс собора в Шпайере.
· Конец 10 – начало 11 вв – золотые века немецкой средневековой миниатюры
· Около середины 10 столетия в живописи, преимущественно в миниатюре, наметился переход к новому стилю, несущему на себе отпечаток простоты и монументальности форм
· Светотень и глубина, столь характерные, например, для некоторых памятников каролингской миниатюры (Аахенское евангелие), постепенно исчезают, уступая место плоскостному, условному изображению с энергичным, сильно выраженным контуром. Пейзажный фон сводится к нескольким символическим знакам, изображающим горы и здания, или заменяется фоном нейтрального характера.
· Моделировка посредством теней сведена к минимуму. Она заменяется системой линий, разделяющих форму на отдельные части. Так, например, обнаженная фигура моделируется посредством дополнительных внутренних контуров, подчеркивающих очертания живота, груди, колен; на одеждах складки материи сочетаются в определенные группы. Постепенно вырабатывается особый условный язык передачи форм посредством линейных знаков, причем разнообразие более раннего времени уступает место ритмической правильности. Сравнительные пропорции фигур и частей пейзажа уже не вполне зависят от естественных масштабов, а вытекают из символического смысла данной сцены
· Опора на традиции раннехристианского и каролингского искусства НО очень быстрый отход от этих традиций (80е гг 10в – старые традиции; 90егг 10в – торжество нового стиля)
· Характерные черты: плоскостность, графичность, локальность цвета
· Византийское влияние: золотой фон, архитектура и пейзаж сводятся до минимума и приобретают условный характер
· Стремление более интенсивно выразить духовное начало – преувеличения (причудливо изогнутые тела, непомерно вытянутые руки, выскакивающие из орбит глаза)
· = византинизирующий колорит + придворная отточенность!
· Ведущая школа – 1) в скрипториях острова Рейхенау (расцвет: 970-1125); 2) Основателем второго художественного центра — школы Трира — Эхтернаха был, по-видимому, Экберт, архиепископ Трирский
· Часто – изображения неподвижно и торжественно восседающих на троне императоров (лишены всякой индивидуальности, не портреты, а олицетворения идеи божественного происхождения императорской власти.
· Стилистически мир еще очень примитивен!!! Очень рваный мир; множество отдельных традиций и волн примитива + традиции аристократического двора Оттона
· Основное направление развития идет в сторону усиления символического содержания образов, углубления религиозного чувства. Аскетические фигуры, напряженные позы, суровые, изнуренные лица, широко раскрытые глаза все чаще встречаются на страницах оттоновских рукописей. Главным средством для передачи внутреннего состояния человека становилась экспрессия линий и красок.
· С точки зрения содержания миниатюра этого времени обнаруживает стремление к обширным циклам, взятым главным образом из Нового завета. Наступает время богословской разработки догматов христианской церкви как общей основы для мировоззрения, охватывающего небо и землю, — время ранней схоластики. На страницах средневековых рукописей изображение вещей в их действительных связях часто вытесняется теперь системой изобразительных символов, непонятных без тщательного изучения деталей и чтения надписей умозрительного содержания.
· Для немецкой миниатюры 10—11 вв. характерно развитие отдельных от текста декоративно-изобразительных страниц, которых в обычном экземпляре евангелия бывало от двух до шести. В отличие от рукописей предшествовавшего времени манускрипты романского типа уже не знали самостоятельной жизни отдельных букв; текст оставался спокойным, вся декоративная сторона воплощалась в инициалах, которые обычно исполнялись в тонах золота и серебра.
· Пространственная глубина, эффекты света и перспективы исчезали, изображения делались более плоскими, возрастала роль линии, контура. Движение развивается в дрожащем, прерывистом ритме. Композиция часто строится на основе пересекающихся извилистых линий - Своей кульминации этот стиль достиг в первой трети 11 в. В середине 11 в. изображения становятся более монументальными, для них характерна величественность осанки и репрезентативность образа. Начинаются поиски закономерной, уравновешенной композиции, рисунок становится более спокойным! (Первая четверть 11 в – утверждение последовательного философско-догматического смысла)
v Кодекс Экберта (конец 10в) Муниципальна библиотека Трира
- художники Керальд и Гериберт
- живописные тенденции восходят к Евангелию Ады = процесс копирования каролингских рукописей
v Registrum Gregorii (Регистра св. Григория
- школа Трира!!!
- монументальный мотив антикизирующей культуры НО не греческая отвлеченность, а очень конкретно; элементы брутального натурализма
- внутренняя сосредоточенность и внимательность (но не Виз)
- изображение Оттона II и четырех фигур, очевидно, также олицетворяющих подвластные императору земли
- Общее понимание художественной формы, репрезентативность образа, композиционная схема и трактовка пространства позволяют говорить о монументальности целого. Для этого произведения, созданного выдающимся художником, характерна не чисто орнаментальная гармония красок, а подлинное живописное единство
!!! В 11 в. центром трирской школы стал близлежащий бенедиктинский монастырь Эхтернах. В рукописях эхтсрнахской школы встречаются многочисленные декоративные страницы, связанные с внутренним подразделением текста, украшенные обычно изображениями, подражающими восточным тканям. Декоративная разработка шрифта, в отличие от более ранних рукописей, сосредоточивается в инициалах, которые обычно исполнялись золотом и серебром. Пергамент, окрашенный пурпуром, и золотой шрифт, часто встречавшиеся в каролингских рукописях, исчезают
v Евангелие Оттона III, Мюнхен, Государственная библиотека
- Евангелист Лука: композиционный замысел – Школа Ады НО: изменилось все остальное!: = охваченный экстазом оракул (а не проповедник/писец)
легкие бесплотные фигуры, золотой фон, холодные, сияющие краски – впечатление неземного видения
- Въезд Христа в Иерусалим: продолжение процесса расслоения пространственных планов (каролинги); композиция совершенно плоскостна, фигуры на золотом фоне в двух ярусах друг над другом; фигуры разделены единой сценой, но связаны действием; деревья = сросшиеся грибы
- Разворот: Идеализированный портрет императора на троне + 4 склоненные женские фигуры (подвластные страны)
- Графическая манера, плоскостность; раскрашены чистыми яркими красками
- Стилистика: раскрасочная, схематическая примитивность
v Евангелие аббатисы Уты (между 1002 и 1025 гг.) Мюнхен, Государственная библиотека
= криптограммы на богословские темы
- несколько уровней текста, автор показывает все, что знает = словесно-образная конструкция+навязчивая геометрия
- богатство мотивов + разнообразие форм
- усложнение системы изображения; человеческие образы – в центре сложной орнаментальной композиции
- Фон разделен на отдельные поля с заключенными в них многочисленными фигурами, находящимися между собой в сложных символических сопоставлениях
- здесь налицо неорганическое соединение изобразительных форм с геометрией декоративных планов. Но все это искупается великолепным чувством целого, общей красотой графического комплекса
v Золотой кодекс из Эхтернаха
- суховатое и жесткое воспроизведение рукописей КВ
!!! Склонность к символизму наиболее ярко выражена и в монастырских школах Регенсбурга
v Золотой кодекс собора в Шпайере
- очень парадно
БИЛЕТЫ ПО ИСКУССТВУ СРЕДНИХ ВЕКОВ. ЧАСТЬ 1.