Это сочетание круглой скульптуры с высоким и низким рельефом, а также соотношение скульптуры с гладким массивом стены было характерно для произведений русского классицизма первой трети XIX столетия.
Захаров умер, не увидев Адмиралтейства в законченном виде. Во второй половине XIX века территория верфи была застроена доходными домами, многое в скульптурном убранстве уничтожено, что исказило первоначальный замысел великого зодчего.
Адмиралтейство тесно связано с архитектурой центра города. Отсюда берут начало три проспекта: Вознесенский, Гороховая ул., Невский проспект. Адмиралтейская игла перекликается со шпилями Петропавловского собора и Михайловского замка.
Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX века («русского ампира») был КАРЛ ИВАНОВИЧ РО́ССИ (1777–1849).
Первоначальное архитектурное образование Росси получил в мастерской Бренны, затем совершил поездку в Италию, где изучал памятники античности. Самостоятельное его творчество начинается в Москве, продолжается в Твери. Одна из первых работ в Петербурге – постройки на Елагином острове (1818).
Про Росси можно сказать, что он «мыслил ансамблями». Дворец или театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц. Так, создавая МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ в Петербурге (1819–1825, теперь Русский музей), он организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский проспект, соразмеряя при этом свой замысел с другими близлежащими постройками – Михайловским замком и пространством Марсова поля.
Главный подъезд здания, помещенного в глубине парадного двора за чугунной решеткой, выглядит торжественно, монументально, чему способствует коринфский портик, к которому ведут широкая лестница и два пандуса. Многое в декоративном убранстве дворца Росси делал сам, причем с безукоризненным вкусом – рисунок ограды, интерьеры вестибюля и Белого зала, в цвете которого преобладало белое с золотом, характерное для ампира, как и роспись гризайлью.
При создании АНСАМБЛЯ ДВОРЦОВОЙ ПЛОЩАДИ в Петербурге (1819–1829) стояла труднейшая задача – соединить в единое целое барочный дворец Растрелли и монотонный классицистический фасад ЗДАНИЯ ГЛАВНОГО ШТАБА И МИНИСТЕРСТВ. Архитектор нарушил унылость последнего ТРИУМФАЛЬНОЙ АРКОЙ, открывающей выход к Невскому проспекту, и придал правильную форму площади – одной из самых больших среди площадей европейских столиц. Триумфальная арка, венчаемая колесницей Славы (скульпторы С. Пименов и В. Демут-Малиновский), сообщает всему ансамблю высокоторжественный характер.
Лучшее сооружение Росси – АНСАМБЛЬ АЛЕКСАНДРИ́НСКОГО ТЕАТРА в Петербурге, был начат в конце 1810х годов и завершен в 1830е годы, включал здание театра, построенного по последнему слову техники того времени и с редким художественным совершенством, прилегающую к нему Александринскую площадь, Театральную улицу за фасадом театра, получившую в наши дни имя ее зодчего, и завершающую его пятигранную Чернышеву площадь у набережной Фонтанки. Кроме того, в ансамбль вошло соколовское здание Публичной библиотеки, видоизмененное Росси, и павильоны Аничкова дворца, построенные Росси еще в 1817–1818 гг.
Последнее творение Росси – ЗДАНИЕ СЕНАТА И СИНОДА в Петербурге (1829–1834, ныне Центральный исторический архив) на знаменитой Сенатской площади, в центре которой стоит «Медный всадник». Хотя оно по-прежнему поражает дерзостным размахом творческой мысли архитектора, соединившего триумфальной аркой два здания, разделенных Галерной улицей, нельзя не отметить появление новых черт, характерных для позднего творчества зодчего и последнего периода ампира в целом: некоторой дробности архитектурных форм, перегруженности скульптурными элементами, жесткости, холодности и помпезности.
Творчество Росси – истинный образец градостроительства, архитектурного ансамбля. Как некогда Растрелли, он сам составлял систему декора, конструируя мебель, создавая рисунки обоев, а также возглавлял огромную команду мастеров по дереву и металлу, живописцев и скульпторов. Цельность его замыслов, единая воля помогли созданию бессмертных ансамблей.
«Самым строгим» из всех архитекторов позднего классицизма был ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ СТА́СОВ (1769–1848).
Архитектор построил КАЗАРМЫ ПАВЛОВСКОГО ПОЛКА в Петербурге на Марсовом поле (1817–1821), Императорские конюшни в Петербурге на набережной Мойки (1817–1823), ТРОИЦКИЙ (ИЗМАЙЛОВСКИЙ) СОБОР в Петербурге, 1828–1835), триумфальные арки: НА́РВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА в Петербурге (1827-1834 в память Отечественной войны 1812 года, медная колесница —П. К. Клодт, С. С. Пименов, скульптурный декор — С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, М. Г. Крылов, Н. А. Токарев),МОСКОВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА в Петербурге(1834-1838, 12-колонные ворота в виде портика дорического ордера сооружены в память победы в русско-турецкой войне 1828-29 гг, отлиты из чугуна, с медными коваными деталями; высота 24 м, ширина 36 м), оформлял интерьеры (например, Зимнего дворца после пожара 1837 г. или Екатерининского Царскосельского после пожара 1820 г.) – везде Стасов подчеркивает массу, ее пластическую тяжесть. Его соборы и их купола грузны и статичны, колонны, обычно дорического ордера, столь же внушительны и тяжеловесны, общий облик лишен изящества. Если Стасов прибегает к декору, то это чаще всего тяжелые орнаментальные фризы.