Эпизод шестой «ПЕТЛЯ ЗАТЯНУЛАСЬ»
Справа танцевальным ритмично-синхронны-м шагом появляются советские моряки. Они останавливаются развернутой линией, лицом к старику.
Старик поднимается к ним навстречу, но не выдерживает их взгляда и снова садится, закрыв лицо щет-
морякам почис-
ками. Предлагает тить 'ботинки.
Матросы поворачиваются спиной и перестраиваются в «живой канат», который идет по диагонали в правый дальний угол. «Живой канат» очень медленно, сбросив с кнехта петлю, двигается <в правый угол. Старик, как за магнитом, идет за ним, потом пробует остановить петлю. Но... канат исчезнет.
Старик машет дряхлой рукой уходящему судну, тянет ее в сторону последнего гудка и застывает в «стоп-неа«е».
Задача моряков: понять что это за странный старик?
Задача старика: Хоч(у получить хоть чуточку прощения. Гудок.
Событие: «судно •уходит»
Задача старика: Еще хоть «а миг продлить сопри-косновение с Родиной, еще хоть на миг удержать видение России.
Прощальный гудов.
Тихо тема «Рябины»
На контрольном уроке третьего дневного курса отделения массовых представлений народный артист СССР, профессор И. М. Туманов при разборе эпизода «Эмигрант» сказал: .«Эпизод— это единый сплав разнородного материала, раскрывающего в драматургическом действии авторскую мысль. Главное в формировании'—правдивое и образное доказательство этой мысли. Правда, только правда и никакой ее приблизительности. Мне нравится во многом эпизод «Эмигрант». Втяем1 видна режиссерская фантазия, яркая форма, умение использовать всю многообразную палитру режиссерских выразитель-' ных средств, включая такие емкие, как символ, метафора. Но мне иногда не хватало понимания режиссерской позиции. Я очень хотел понять: режиссер жалеет старика или беспощадно, осуждает? То, что образ старика решен в двух планах: старость и молодость — это интересно. Но для чего понадобилось. такое раздвоение?»6. На вопрос И. М. Туманова ответил преподаватель-куратор этого эпизода: «Нам хотелось, чтобьк
6 Стенограмма встречи Туманова со студентами III курса. Л., 1976 г.
«4
старик, спустя пятьдесят лет, посмотрел на поступки молодости совсем другими глазами».
«Вот-вот, — подхватил И. М. Туманов, — именно «другими глазами»! Необходимо найти в сквозном действии такие смысловые точки, когда старику хочется остановить себя в поступках молодости, принять другое решение. Вот тогда рельефными станут все драматургические столкновения и мы поймем, что перед нами не изживший себя злопыхатель на Советскую власть, а человек, осознанно переживающий трагедию неисправимых ошибок^молодости. Вот тогда канат станет" сценической метафорой «последней натянутой струной» его жизни. При всей объективности изображаемого события режиссер Обязан помнить о своей гражданской позиции художника-идеолога 7.
В разговор включился известный ленинградский драматург Д. Аль, преподающий сценарное мастерство и драматургию на отделении массовых праздников и представлений:; «Сценарий представляется мне интересным и значительным. В нем удачно сочетаются два необходимых в данном случае элемента. С одной стороны — общественная, социальная значимость. С другой — человеческая глубина переживаний героя эпизода».
'Студент задал Д. Алю вопрос: «Можно ли считать эпизод «Эмигрант» документальным, имея ввиду, что в основе сценария лежит стихотворение, входящее в дневник автора, который тот вел в своем путешествии и где записал встречу с-эмигрантом, изображенным затем в стихотворении?».
Д. Аль ответил, что эпизод «Эмигрант» считать документальным нет никаких оснований. Необходимо внести ясность. и в вопрос более частный, но исключительно важный для понимания самой сущности документального жанра. Термин-«литература факта» предельно не точен, когда речь идет о произведениях документального жанра. Авторы, употребляющие это выражение, приравнивают факт и документ. Между тем факт и документ вещи разные. Факт, тем более исторический, вообще не может фигурировать в литературном произведении. Писатель-документалист имеет дело только с документом, который уже не адекватен факту, а есть то или иное целенаправленное, иногда активно-тенденциозное изображение-факта. В документальном произведении мы встречаемся не с •фактом, а с образом факта, взятым из документа и допо.ляи-'тельно обработанным автором».
Итак документальный театр ставит на обсуждение образы факта. Принцип инсценировки документа предусматривает "распределение текста по ролям и предъявляет к сценаристу .высшее требование — знание законов драматургии.
(Выступая в роли режиссера, сценарист осмысляет материал поэтически через систему выразительных и иносказательных средств театра, переводя многие тексты на язык пластических форм сцены.
Анализ практической работы показывает, что критерием .для отбора художественного материала .при формировании эпизода служат: художественное достоинство материала, возможности его эмоционального воздействия, элемент неожи-. данности, (свежесть материала, малоизвестность), возможность пластического решения на сцене.
Итак, создавая композиции путем монтажа эпизодов, мы
..должны помнить что в них должны действовать живые люди,
наделенные живыми человеческими характерами и что про-
.изведение и в целом и в отдельных эпизодах должно иметь
.целостную драматургическую структуру.
Очень важным моментом переосмысления образного строя является перенос готовой формы театрализованного представления или эпизода, созданного в условиях сценической коробки, в предлагаемые обстоятельства театра под открытым небом. К этому эпизоду применимы многие законы, которые обосновал К. Станиславский при «переходе актеров из выгородки на сцену». Но мы говорим не только об актерском исполнении.. То, что было таким ярким, динамичным и захватывающим в пластическом рисунке на сцене, при переходе на поле • стадиона, вдруг тускнеет, становится тягостным и быстро на-. доедающим. В чем же тут секрет?
Если на сцене каждый выход нового участника, каждый новый ракурс деталей или исполнителей создает своеобразный допинг новизны в восприятии действия, то в условиях большого пространства все эти мелкие рисунки сглаживаются и зритель следит за развитием сюжета и мысли только через основную масштабную мизансцену. Зрите'льский глаз настоятельно требует постоянной смены видеоряда зрелища. Что же делать? Можно за счет увеличения, количества участников расширить и укрупнить рисунок, но такой ввод является по •существу новой перестановкой эпизода, требующей больших затрат репетиционного времени. А наша задача сохранить
алмаз, создать для него новую оправу. Восполнить пробел, возникший при переносе готового художественного образа представлений или эпизода из сценических рамок на поле ста4 диона, помогает только подключение новых выразительных, средств, которые заполнят паузы видеоряда, создавая фот или органично вписываясь в действие. К таким выразительным средствам относятся фоновые группы на трибунах, труп--пы спортсменов или воинов в массовом рисунке на поле, тех-ника и технические средства.
Рассмотрим эпизод «Малая земля», который свыше пятидесяти раз прошел на сцене, а в театрализованном представлении «Мы от плоти твоей Россия», посвященном 100-летию г. Кустаная, получил право выхода на поле стадиона.
Композиция состояла из трех частей: «Десант», «Бой»,. «Бескозырки». В первой части добровольцы-моряки Новороссийска уходили на шлюпках на Малую землю. Деталью для смысловой трансформации стали весла, которыми гребли десантники. Во-второй части, спаренные весла превращались в. зенитные орудия, расположенные по диаметру большого металлического обруча, как бы обозначающего контур зенитной башни, снятой с корабля. Ведя бой с самолетами противника, контур медленно вращался, разрывался на части и застывал,, вскинув, как руки, два разорванных конца в небо.
В третьей части моряки возлагали бескозырки погибших на весла и весла трансформировались в крутые волны черного моря, по которым плыли бескозырки, как символ бессмертия погибших героев.
Стихи, песни, музыка и документы, входя в ткань композиции эпизода, эмоционально усиливали пластический рисунок.
При переносе готового образного решения на поле стадиона, стихи и песни оказались длинными, а вся зрелищная картина, при всей строгости формы, мелкой, утопающей в ог-,ромном пустом пространстве поля стадиона. Искали выход.. Режиссер по спорту получил задание силами фоновой группы на трибунах создать атмосферу боя, а спортивные группы на поле стадиона, с помощью голубых и белых планшетов., «раскинули» Черное море. Пятьсот бойцов советской армии, в. воинском обмундировании и при полном вооружении создали вокруг сценического пятачка, на котором разворачивалось действие эпизода, «живую» пятиконечную звезду, олицетворяющую нашу страну.
Если на сцене противник был лишь условно обозначен че •рез направления двух зениток, то здесь на дорожку вокруг поля стадиона выехали черные мотоциклы, в которых сидели •«фашисты» с большими вывесками-указателями: «На Москву», «На Ленинград», «На Новороссийск»... (на все города-герои). С треском и воем сирен мотоциклы окружили звезду и, создав блокаду, медленно начали ее сжимать. Упорно оказы-:вая сопротивление, звезда все же медленно сжималась, а когда на пятачке Малой земли погибли в смертном бою моряки, .вскинув над головами бессмертные знаки корабля, звезда рас-.прямилась, как стальная пружина, сбрасывая на своем пути гнемецкие указатели и мотоциклы...
Застывшие бескозырки на вздыбленных волнах Черного моря создавали нужный эмоциональный настрой для проведе-.ния Минуты молчания.
Так спортивные группы фона и массовки на поле помогли .восстановить и создать обобщающий художественный образ эпизода «Малая земля» . в условиях стадиона. Конечно, о спортивных выступлениях нужно говорить как об особой области воздействия на зрителя, но использование таких групп в театрализованном представлении в условиях стадиона, в соответствии с режиссерским замыслом несомненно помогает в создании полноценного художественного образа.
Несколько слов о кульминационном эпизоде. Эпизод выходящий на кульминацию должен отвечать главному требованию: быть наиболее зрелищным и эмоциональным в раскрытии темы праздника и наиболее активизирующим зрителя.
Таким в театрализованном представлении на стадионе, посвященном. 100-летию Кустаная, стал эпизод «Дети — наше будущее». На поле стадиона спортивные детские группы выполняли композицию «Дочки-матери» с большими куклами, а по дорожке стадиона, возглавляемая группой женщин, имеющих звание «Мать-героиня», двинулась цепочка детских колясок с детьми, родившимися в юбилейный год. Девяносто девять колясок везли мамы и одну папа. Кульминационным эпизодом в театрализованном представлении в г. Сыктывкаре, посвященном открытию международного турнира по хоккею с мячом, стал выезд большого чума, установленного на большие .серебрянные коньки. Чум везли четыре бурых медведя—-как бы сошедшие со старого герба города, а девушки в национальных костюмах, вышедшие из чума, преподносили капитанам команд большие пышные караваи хлеба с медом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика подтвердила мысль о необходимости-сценарно-режиссерского подхода к деятельности клуба, которую выдвигал еще А. В. Луначарский, утверждая, что «клуб силен тем, чем сильно искусство вообще. Он как и искусство умеет дро-пагандировать и агитировать так, что захватывает человека и •человек отдыхает и наслаждается, растет, видоизменяется,,. воспитывается».1
Режиссерский подход к культурно-просветительной работе повышает ее эффективность, расширяет границы влияния, •синтезирует эмоционально-образное и информационно-логическое начало в массовой пропагандистской работе, позволяя тем самым донести до ума и сердца человека определенную идею.
Важную роль играют сегодня в жизни каждого социалистического трудового коллектива и всего советского общества театрализованные клубные вечера, чествования передовиков труда, торжественные ритуалы, трудовые обряды, массовые праздники. Поэтому 'и необходимо внедрение в деятельность культурно-просветительных учреждений искусства театрализации, превращающей в объект сценарно-режиссерской разработки реальные события, знаменательные даты, повседневную жизнь коллектива. Не случайно все более настойчиво раздаются с мест требования о том, что нужны такие специалисты культурно-просветительной работы, которые могут создать сценарий массового зрелища и профессионально воплотить его в,жизнь.
Очевидно, что среди тех, кто трудится сегодня в клубе или в парке, руководит культурной жизнью трудового коллектива, района, города должны быть не только организаторы и •методисты, умеющие организовать клубную жизнь, знающие .интересы и запросы людей, но и пропагандисты-режиссеры^, владеющие сложным искусством театрализации в массовой культурно-просветительной работе. Подготовить такого сценариста и режиссера — значит выполнить социальный заказ •нашего времени.
Эффективность культурно-просветительной работы находится.в прямой зависимости от разработки понимания театрализации как особой художественно-педагогической методики, осмысляющей и подчеркивающей значимость реального фак та, события с помощью средств искусства, и вместе с тем расширяющей комплекс идейно-эмоциональных выразительных средств массовой работы. Приведенный материал свидетельствует о том, что клубные работники, владеющие методикой: театрализации, выступают как авторы ярких эмоционально-образных сценарно-режиссерских разработок, превращающих зрелищные мероприятия клуба в явление «Театра жизни»,, вызывающее живой интерес и массовое участие в нем трудящихся.
О подобной театрализации, имеющей важное педагогическое значение, говорила Н. К- Крупская, подчеркивая, что это как «резонатор, усиливающий все коммунистическое, все коллективистское, бодрое, прекрасное».2
Именно такое понимание театрализации в применении к: культурно-просветительной работе послужило фундаментом экспериментальной разработки методики, объединяющей в-, неразрывном единстве организацию по законам театра, как. материала, так и аудитории. Сущность театрализации и специфики методики ее организации обогащает методику массовой культурно-просветительной работы образностью и изобразительными- средствами искусства. Вместе с тем подтверждается необходимость акцентирования в методике фактора контаминации театральных средств с реальной действительностью, в которой они применяются, требующей всякий раз пси-холого-'педагогической обусловленности выбора средств идей--но-эмоционального воздействия. Отрыв театрализации от реальной жизненной ситуации ослабляет эффект ее воспитательного воздействия.
В силу этого клубный работник-сценарист и режиссер дол-жен соблюдать как важное условие методики театрализации-единство художественной и педагогической линии театрализованной культурно-просветительной работы.
Потребности современной культурно-просветительной работы и прогнозирование ее дальнейшего развития вызвали к: жизни новую художественно-клубную специальность в институтах культуры: «Режиссер массовых клубных представлений», само создание которой, осуществленное по инициативе1 Министерства культуры РСФСР, является велением времени,. ответом высшей культурно-просветительной школы1 на приня-
2 Крупская Н. К. Идеологические сочинения: Т, 7, Изд. АПИ РСФСР 1959, 141 с.
тые после XXIV, XXV и XXVI съездов КПСС решения партии в области идеологической работы.
Вслед за -Ленинградским институтом культуры им. Н. К. Крупской новые отделения открылись или открываются 'почти во всех институтах культуры страны. Разумеется, эта рожденная временем новая художественная специальность сегодняшнего культпросветработника только делает свои первые шаги. К тому же иногда она неверно трактуется на местах. Однако эта болезнь роста не снижает ее большого принципиального педагогического значения.
Следует отметить, что рассмотренная нами область клуб-но-реж'иссерского образования имеет свой специфический предмет обучения — методику театрализации.
Обобщение опыта (пока еще Не очень большого) создания методики театрализации и обучения студентов режиссуре массовых представлений, позволило разработать учебные планы, программы клубной специализации нового типа, а также •наглядно показало, что специальная режиссерская подготовка кадров формирует такого специалиста культурно-просветительной работы, который наиболее соответствует тенденции развития современного советского клуба и всей системы социально-культурной деятельности в условиях свободного вре-.мени.