Сценарно-режиссерская работа над эпизодом публицистического и агитационного представления
Эпизод-—ритмически организованное по законам драматургии часть произведения, раскрывающая тему через развитие мысли в действии. I
; Для режиссера действие — это развитие конфликта, .движение его к кульминации- и дальше к разрешению (развязка, финал).
Мысль эпизода всегда проходит через . событийный ряд.. •Событийный ряд — это своеобразные точки опоры для выявления и удержания мысли. При монтаже эпизода мысль может иметь последовательное (сюжетное) или непоследовательное (ассоциативное) развитие.
В ассоциативном монтаже действие совмещается с «наплывами»: зримое возвращение к прошлому, зримое размышление, зримые мечты.
С. Образцов в статье «Режиссер условного театра» советует режиссерам для наиболее точного выявления конфликта пользоваться методом «за и против».
«Точно распределив расстановку лагерей, сгруппировав-единомышленников (сознательных и бессознательных — это-' безразлично) и выяснив ту цель, достижения которой желает зритель и представитель зрителя на сцене (чаще всего так называемый главный герой), я беру чистый лист бумаги, делю его вертикальной линией пополам и над левой половиной пишу слово «за», а над правой «против». Налево я выписываю все то, что помогает приближению к -намеченной цели, будет ли это действие самого героя или его единомышленников, или помогающие внешние обстоятельства, или неудачи противного лагеря.
Направо я выписываю все тр, что мешает осуществлению намеченной цели: все удачи врагов, все мешающие внешние обстоятельства, все ошибки героя, все его поражения. Если. все «за» и «против» соединить стрелкой, то сверху вниз на вашем листе бумаги побежит, как молния, зигзагообразная линия, и вы увидите ритм вашего будущего спектакля, его-пульс».4 '
В этой же статье С. Образцов советует проверять количество «за» и «против».
.При формировании эпизода эти советы, несомненно, помо-. гут сценаристу-режиссеру точно выбрать линию развития борьбы.
В, сценариях и режиссуре театрализованных представлений и публицистических спектаклей монтаж эпизодов и по сегодняшний день находит самое широкое применение. Практи ~ка определила" ряд ярких сценических форм публицистических представлений:
Спектакль — свидетельство.
Спектакль — митинг.
Спектакль — манифест.
Спектакль — диспут.
'Спектакль — плакат.
Спектакль — памфлет.
Спектакль — разбирательство.
Спектакль — репортаж.'
Спектакль — призыв.
Спектакль — проверка.
Спектакль — портрет и т. п.
В чем же заключается их жанрозое различие?
«Жанровое различие между произведениями заключается, ломимо различного способа отбора предлагаемых обстоятельств, еще и в разных «правилах игры» по отношению к зрителю. Способ общения актера со зрительным залом в каж-.дом спектакле должен определяться по своему. Характер его -заложен в самой ткани произведения, в самом его содержании. И когд'а начинается спектакль, актер как бы 'уславливается со зрителем относительно «правил игры» в,сегодняшнем '•спектакле. В одной пьесе он непосредственно обращается к .людям, сидящим в зрительном зале, в другой — играет так, «будто зрительного зала не существует».5
Жанр — способ отражения действительности. Жанры сце-;нической публицистики можно условно разделить по их содержательным и формально-выразительным признакам. В содержании современного публицистического спектакля прежде всего присутствует злободневная мысль, актуальная проблематика, направленные на непосредственную пропаганду, в _массах социально-политических идей.
Как же из монтажа эпизодов создается композиция?
Рассмотрим учебную работу «Эмигрант», проследив за по--строением композиции из монтажа эпизодов.
Взяв за основу стихотворение В. Захарченко «Старик», студенты обратились к изучению исторического материала, связанного с событиями 1920 года в Крыму — последнем оплоте врангелевских войск. Коллективно была разобрана и обсуждена пьеса М. Булгакова «Бег». Изучение исторической -обстановки того времени помогло студентам отчетливее пред-
ставить себе происходившие события, лучше выстроить четкую логику, соорентироваться в художественном материале и-определить свою гражданскую позицию. Разбор и анализ, пьесы М. Булгакова «Бег» эмоционально ввели студентов в судьбы эмигрантов, давая возможность последовательно проследить возникновение противоречивых чувств в душе героя. И начало стихотворения В. Захарченко «Старик» позволило выстроить сценический стержень композиции. -После подробного подготовительного периода студенты создали «Роман жизни» этого человека и определили сценарно-режиссерскук> мысль композиции. "." Мысль: Самый страшный суд — суд своей совести.
Исходя из этой мысли и создавался литературный сценарий композиции. А на его основе была сделана режиссерская разработка, предлагаемая вниманию читателя.