Агитбригадное представление в клубе
Одна из самых важных форм агитационно-пропагандистской деятельности клуба — организация инициативных объединений, которые берут на себя функции коллективных пропагандистов и агитаторов, превращаясь таким образом из объекта в субъект воспитательного воздействия клуба.
. К таким общественно-инициативным объединениям относятся клубы молодежи, клубы ветеранов труда, советы общественных музеев, штабы походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, редколлегии устных газет и журналов, политические, философские, дискуссионные клубы и другие объединения.
Среди них есть общественно-инициативный коллектив, который занимается агитацией и пропагандой художественными средствами. Это агитационно-художественная бригада, соединяющая в себе черты как общественно-инициативного объединения, так и коллектива художественной самодеятельности.
Будучи агитационно-пропагандистским объединением, агитбригада тесно связана с жизнью производственного коллектива. Она черпает из его трудовой деятельности темы и сюжеты для злободневной пропаганды и агитации силами художественной самодеятельности с помощью образного языка искусства. В этом и состоит главная особенность агитбригады как клубного коллектива.
С точки зрения сценарно-режиссерской этот вывод чрезвычайно важен, так как именно общественный настрой, целевая установка, с которой приходят в коллектив- агитбригады его участники, определяют выбор темы представления и подбор соответствующего материала, проводимый ими самими. Причем, в агитбригаде подбор актуального критического местно-
го: материала выступает как эффективный вид общественной деятельности.
Для режиссера очень важно создать в агитбригаде атмосферу коллективного творчества, сделать йаждого из ее участников общественным корреспондентом, собирающим злободневный материал будущего сценария.
- |В течение! многих лет автор данного пособия принимал непосредственное участие в создании агитбригадных программ, анализировал деятельность ряда коллективов и пришел к выводу о необходимости применения в агитбригаде такой двухсторонней художественно-педагогической методики, которая •одновременно организует общественную и исполнительскую деятельность участников. •
Отрыв агитбригады от реальной среды, которая питает ее специфическое творчество, немедленно сказывается на художественности программы, делает ее бледной, однообразной.
Понятие реальной базы само по себе чрезвычайно широко: от бригады и цеха предприятия — до города или района. Однако оно всегда конкретно. Изменяется лишь состав участников. В бригадном или цеховом коллективе — это рабочие ^бригады, цеха; в городе или районе — это представители разнообразных социальных и возрастных категорий.
Двухсторонняя методика организации агитбригады позволяет также сделать вывод о том, что методически неверно -оценивать деятельность агитбригады только по художественно-исполнительскому уровню. Она не'является обычным коллективом художественной самодеятельности и ее нельзя ставить в-один ряд с народным театром, хореографическим ансамблем, студией художественного слова. Это, как говорилось, агитационно-художественный коллектив, поставивший перед собой цель рассказать о своем труде, выразить художественными средствами свое отношение к нему, бороться именно таким образом с недостатками. Тяга к художествен-яо-образному публицистическому оформлению местного материала характеризует метод деятельности агитбригады, а не -ее суть. Мы имеем здесь дело с самодеятельным искусством, которое ставит перед собой цель: художественно-публицистическое оформление жизни, быта трудового коллектива. Именно с позиций единства двух начал —- общественного и художественного— должен строить свою деятельность в агитбригаде режиссер. При этом необходимо подчеркнуть, что общественно-политическое значение деятельности агитбригады не должно умалять значения художественной стороны, значения режиссуры.
В агитбригаде, как ни в каком другом виде самодеятельности, огромная ответственность лежит на художественном руководителе. Это должен быть педагог, умеющий возглавить, свой подвижный, социально-активный коллектив, направить его деятельность в нужное русло, и в то же время — подлинный, художник, способный обрабатывать черпаемый из жизни материал, находить ему яркое образно-режиссерское решение-Выступление агитбригады—-важное средство агитации в художественной форме. Местные партийные органы доверяют творческому коллективу агитбригады наряду с пропагандой; передового опыта вести и критику. Это огромное доверие заслуживает такой коллектив, который имеет принципиальную» гражданскую позицию, убежденность и страстность, художественный вкус.
Не случайно в постановлении ЦК КПСС «О повышений роли устной политической агитации в выполнении решений 25 съезда КПСС» от 25 февраля 1977 года говорится: «Признано необходимым серьезно улучшать деятельность агитколлективов, создаваемых при первичных и цеховых парторганизациях, обеспечить высокое качество их работы, не гнаться за количественными показателями. Агитаторами должны утверждаться прежде всего коммунисты, а также наиболее авторитетные беспартийные активисты. Надо шире вовлекать в агитколлективы мастеров, бригадиров и других руководителей среднего звена, которым можно доверить это важное партийное поручение».1
Поиск образности конкретного агитационно-пропагандистского материала, собранного в коллективе, — важнейшее направление деятельности режиссера агитбригады и обязательный момент работы над сценарием.
Агитбригадное образное действие должно быть точным,, острым, разящим. Его задача — не оставить людей равнодушными, вызвать определенную реакцию. Отсюда и должно быть-стремление к сатирическому осмыслению факта, чрезвычайно1 важное для агитбригадното искусства.
В одном из агитбригадных представлений агитбригадчики-использовали такой факт: бригада строителей, взявшая социалистическое обязательство закончить в срок строительство коровника, затянула его сдачу на два года. Сценарное реше-
2 «Ленинградская правда», № 43, Л., 1977, с. 1.
ние этого факта в сатирическом агитбригадном действии выглядело так: тр« тощих застывших от холода буренки, запорошенные снегом, тесно прижимаются друг к другу под огромным нарядным «социалистическим обязательством строителей». Перечитывая его, тяжело вздыхая, они перечисляют" имена строителей, подписи которых стоят под «обязательством».
Рассмотрим еще пример образного сценического решения документального факта. В журнале «Крокодил» сообщалось,., что пожарники пожарного поезда так увлеклись «забиванием козла», что не заметили как загорелся их собственный поезд.. Спасала их городская пожарная команда. Это был факт. А. вот как его интерпретировал -режиссер. Под музыку выходил хор пожарных, которому по ходу действия предстояло комментировать все события. Пожарники пожарного поезда появлялись с шатунами паровоза, которые трансформировались в кувалды (одна сторона .красная, другая сделана под «домино»). Поезд набирал скорость, а вместе со скоростью во.з-растал и темп игры. Кувалды-домино все сильнее и сильнее обрушивали силу своего удара на крышку железного ящика с песком. Напрасно дежурные службы взывали о помощи, требовали остановки поезда. Игра продолжалась до тех пор, пока от мощных ударов пожарных не вспыхнул песок.
Методика режиссерской разработки факта предусматривает следующие моменты:
1. Поиск самого факта.
2. Поиск художественного материала (миниатюры, басни, сатирического стиха), органично и эмоционально воплощающего этот факт.
3. Поиск яркой формы образного решения.
4. Включение в сценическое действие музыки, пантомимы,, танца.
При работе с местным материалом режиссер и весь коллектив агитбригады должны помнить, что они делают событие достоянием масс, факт п'олучает общественную огласку. Поэтому необходимы тщательный отбор и проверка материала. Проверка'фактов позволяет участникам агитбригады правильно их осветить, сделать их действенными по отношению' и к тому.человеку, о котором говорится со сцены, (прославляется ли он или критикуется), и по отношению к зрительской аудитории. Нечего и говорить о том, что. факт должен быть., актуальным и злободневным. Однако оперативность отклика зяе должна снижать художественности агитбригадной режис-• суры.
Время требует от режиссера агитбригады искать новые выразительные средства. На смену подаче факта через плакат, диаграмму, частушки и тексты ведущего приходит обр.азное решение эпизода, точно раскрывающее режиссерскую мысль и эмоционально повествующее о том или ином событии.
Важная особенность режиссуры агитбригадного представления в том, что она не предполагает создания драматургически завершенных образов. На сцене мы скорее видим пер-.-сонажи, очерченные наиболее характерными штрихами, и по-•этому задача исполнителя не столько добиваться перевоплощения в данный персонаж, сколько уметь подать его в активной и яркой форме. Именно поэтому участник агитбригады .должен быть синтетическим исполнителем, умеющим читать, петь, танцевать, владеть элементами пантомимы .быть импровизатором.
Фундамент сценического действия — сценарная основа. •Однако, зачастую агитбригада не в силах каждый раз быстро •создать свой собственный сценарий. Как же сохранить систематичность выступлений, а не единичность «от смотра к смотру»?
Анализ опыта подсказывает нам, что составными частями агитбригадного представления должны стать не номера, а тематические блоки-эпизоды. Эпизод, как монтажный блок, «служит хорошим «каркасом» для местного факта и при обработке на местах позволяет мгновенно откликнуться агитбригаде на любую злободневную тему. Практика показывает, что наиболее типичными путями поиска режиссерского сквозного хода являются':
1. Понимание и учет специфики производства, на базе ко-••торого работает агитбригада.
Это требование предостерегает режиссера от выбора шаблонных сквозных ходов, кочующих из бригады в бригаду: агитмашина, агитпарбход, стрельба из сатирической пушки, •создание агитбригадных комбайнов, «Машин времени» и т. п.
Уже в самом названии агитбригады и соответственно в режиссерском решении представления часто отражается специ-•фика производства. Например: Агитбригада «Игла» на швейной фабрике им. Володарского, «Огонек» в Ленэнерго, «Почтальон» на Главпочтамте и т. п.
Агитбригада Красносельского бумажного комбината построила свой сквозной ход на противопоставлении двух объ-
явлений: «Комбинату требуются» и «Комбинату не требуются». Для промышленных предприятий такой ход закономерен. 2. Заключение со зрителем «условий условного» через песню или стих: игру или трансформацию детали.
а) Через песню или стих путем использования, например-такой строфы:
Нельзя!
•Нельзя,
Чтоб в завтра заползли рвачи, пьянчуги, карьеристы, ханжи, хапуги и врали как в новый дам вползают крысы! Нельзя!
Нельзя, ' •
чтоб портили нам кровь И завра, оклоччик и мошенник! И мы стреляем вновь и вновь В осточертевшие мишени!
б) Построение игрового действия.
Коллектив «Северянка», представляющий морской город^ Архангельск, начинает свои выступления веселой игрой, в которой распределяются судовые должности-роли на агиттепло-ходе «Северянка». Рейс «Северянка» — это сквозной ход пред-, ставлення, а калейдоскоп номеров с положительным и отрицательным материалом — пристани, у которых агиттеплоход,; делает остановки.
в) Трансформация деталей.
В молодежном агиттеатре Красного Села в программе «Боярка—БАМ» такой деталью служат красные шпалы. Вначале на торцах шпал мы видим дату «1918», и начинается рас-; сказ о строительстве железной дороги под Бояркой. Корчагин-цы укладывают шпалы, рельсы. Морозы, вьюги, бандитские, пули выбивают из их рядов товарищей. Растет количество красных обелисков (трансформация шпал). Но комсомольцы-не отступают, потому что «сталь закаляется при большом огне : и сильном охлаждении». Шпалы превращаются в раскаленные бруски стали, по которым, как в набат, бьет рабочий мо- : лот.
к г) Установление ассоциативного ряда и вовлечение в дей-л ствие зрителей. :
Участники представления, показав в эпизоде «Звезды не гаснут» подвиг трех Героев Советского Союза, погибших в боях за Ленинград, обращаются в ^зал с просьбой подняться кавалерам медали «За оборону Ленинграда». Вставшим уча
стайкам салютуют со сцены залпами красных гвоздик и белых ромашек. (Из программы «Школьный вальс 41-го года»).
д) Трансформация детали, работающей на создание художественного образа представления.
В программе одного из агитколлективов режиссер точно использовал в сквозном ходе представления трансформацию пил. Двенадцать пил из гибкой фанеры, имеющие двухстороннюю окраску — серебристую и красную в зависимости от содержания эпизодов превращались участниками представления -то в борт машины, то в круглую волну, то в обрывки телеграфных лент, то в раскачивающиеся туловища пьяниц, тек в пилы лесорубов. 'Агитбригада, взяв конкретную деталь, близкую и понятную по восприятию рабочим леспромхоза, сделала из нее поэтический образ. Летят под ее острыми зубьями опилки всего того, что заслоняет дорогу. 1И наоборот, эти же «стрые зубья звучат дивной мелодией скрипок, когда к ним прикасаются руки людей труда.
В агитбригадном сценарии дальнейшее действенное развитие заданного хода происходит:
а) Через событийный ряд сюжетной линии. Например,, в агитбригадном представлении т. Подпорожья
был использован сюжетный ход «Сыщик Холмс идет по следу». Этот ход позволил выстроить действие как цепь столкновений героя с негативными явлениями, отрицательными персонажами. При этом режиссеру необходимо было помнить, что на протяжении всего представления сквозной ход должен сохранять жанровое единство.
б) Через столкновение положительного и отрицательного материала (или персонажей).
К основным разновидностям агитбригадных представлений •относятся:
1. Представления-обозрения. (Калейдоскопы сатирического материала, объединенного сквозным сценарно-режиссерс-ким ходом).
2. Тематические представления. (Раскрытие одной темы в^ нескольких ракурсах — эпизодах).
3. Дискуссионные представления. (В основе этой формы лежит диспут, суд, репортаж. Заострить вопрос, привлечь к нему внимание общественности — вот что определяет гражданскую позицию коллектива в этом виде).
Режиссерский ход позволяет выстроить представление по принципу объединения самых разнообразных фактов и событий сквозной линией или прохождением через все эти эпизоды
44 •
•одного «героя». Предположим, человеку нужно пил учить -справку. Он' обходит на наших глазах одно учреждение за .другим и, сталкиваясь с различными представителями бюрократической" карусели, обнажает перед зрителями их сущ-
'НОСТЬ.
Сценарным сквозным ходом в обозренческих представлениях нередко служат различного вида путешествия на агит-машинах, агитпоездах, агитпароходах... Используется прием включения в действие литературного героя. Сквозной ход — приезд Васи Теркина в родной колхоз — не раз использовался агитбригадой в послевоенные годы.
Последние смотры агитбригад показали увлечение агитколлективов таким сквозным ходом, как сюжетный, построенный по мотивам русских сказок и баллад.
В отличие от обозренческого, тематическое агитбригадное представление подчинёно раскрытию одной темы в нескольких ракурсах сценарно-режисерской мысли. Истоки такого представления лежат в «Живой газете» 20-х годов, когда ее отделы иногда объединялись общей темой: Октябрьский номер, кампания за поднятие дисциплины, борьба с дезертирством и т. п.
Вот, например, агитбригадное тематическое представление «За тех парней». На предприятиях одного из районов1 шесть передовых молодых производственников работают за себя и за тех парней — Героев Советского Союза, погибших при освобождении города от фашистских захватчиков. Композиция сценария состоит из 5 эпизодов: Школьный вальс 41-го года. Солдатские дороги. Письма домой. Атака. Звезды не гас-яут.
В пятом эпизоде на экране воспроизводятся портреты героев, пробитые пулями комсомольские билеты .выдержки из писем погибших защитников Родины, обязательства комсомольцев комбината, работающих под девизом: «За себя и за того парня». Это представление перебрасывает эмоциональный мост от -наших дней к годам войны, несет эстафету героики.
Таковы основные виды, направления и принципы формирования агитбригады, представляющей собой знаменательное общественно-художественное явление наших дней, символизирующее союз труда и искусства.
Театрализованные массовые формы культурно-просветительной работы нельзя рассматривать как произвольную •структуру, зависящую лишь от творческого замысла органи затора. Они должны представлять собой комплексную художественно-педагогическую программу, построенную на конкретизированной информации, обусловленную потребностями данной аудитории,, дифференцированную с учетом ее демографических и социальных особенностей.
При таком программировании художественная -сторона должна находиться в полном соответствии и органическом; единстве с педагогической, что является главным условием? эффективности театрализации и ведущим принципом ее организационно-педагогической методики. ., :.,,.| Наиболее важной методической особенностью организации основных видов театрализованной массовой работы является наличие в каждом из них синтеза документального, художественного и педагогического начал. При этом художественная! линия реализуется через слово, музыку, песню, с помощью таких выразительных средств языка театрализации, как символ,, метафора, аллегория. Документальная линия реализуется через персонификацию героя театрализации и конкретизацию' события, лежащего в его основе.
Разрыв художественного и педагогического приводит к. обеднению театрализованной массовой культурно-просветительной работы, к превращению ее либо в разновидность устной пропаганды, либо в элементарное концертное выступле^-ние.
ГЛАВА 4