Агитбригадное представление в клубе

Одна из самых важных форм агитационно-пропагандистс­кой деятельности клуба — организация инициативных объеди­нений, которые берут на себя функции коллективных пропа­гандистов и агитаторов, превращаясь таким образом из объ­екта в субъект воспитательного воздействия клуба.

. К таким общественно-инициативным объединениям отно­сятся клубы молодежи, клубы ветеранов труда, советы обще­ственных музеев, штабы походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, редколлегии устных газет и журна­лов, политические, философские, дискуссионные клубы и дру­гие объединения.

Среди них есть общественно-инициативный коллектив, ко­торый занимается агитацией и пропагандой художественными средствами. Это агитационно-художественная бригада, соеди­няющая в себе черты как общественно-инициативного объеди­нения, так и коллектива художественной самодеятельности.

Будучи агитационно-пропагандистским объединением, агитбригада тесно связана с жизнью производственного кол­лектива. Она черпает из его трудовой деятельности темы и сюжеты для злободневной пропаганды и агитации силами ху­дожественной самодеятельности с помощью образного языка искусства. В этом и состоит главная особенность агитбригады как клубного коллектива.

С точки зрения сценарно-режиссерской этот вывод чрезвы­чайно важен, так как именно общественный настрой, целевая установка, с которой приходят в коллектив- агитбригады его участники, определяют выбор темы представления и подбор соответствующего материала, проводимый ими самими. При­чем, в агитбригаде подбор актуального критического местно-

го: материала выступает как эффективный вид общественной деятельности.

Для режиссера очень важно создать в агитбригаде атмос­феру коллективного творчества, сделать йаждого из ее участ­ников общественным корреспондентом, собирающим злобо­дневный материал будущего сценария.

- |В течение! многих лет автор данного пособия принимал не­посредственное участие в создании агитбригадных программ, анализировал деятельность ряда коллективов и пришел к вы­воду о необходимости применения в агитбригаде такой двух­сторонней художественно-педагогической методики, которая •одновременно организует общественную и исполнительскую деятельность участников. •

Отрыв агитбригады от реальной среды, которая питает ее специфическое творчество, немедленно сказывается на худо­жественности программы, делает ее бледной, однообразной.

Понятие реальной базы само по себе чрезвычайно широко: от бригады и цеха предприятия — до города или района. Од­нако оно всегда конкретно. Изменяется лишь состав участни­ков. В бригадном или цеховом коллективе — это рабочие ^бригады, цеха; в городе или районе — это представители раз­нообразных социальных и возрастных категорий.

Двухсторонняя методика организации агитбригады позво­ляет также сделать вывод о том, что методически неверно -оценивать деятельность агитбригады только по художествен­но-исполнительскому уровню. Она не'является обычным кол­лективом художественной самодеятельности и ее нельзя ста­вить в-один ряд с народным театром, хореографическим ан­самблем, студией художественного слова. Это, как говори­лось, агитационно-художественный коллектив, поставивший перед собой цель рассказать о своем труде, выразить худо­жественными средствами свое отношение к нему, бороться именно таким образом с недостатками. Тяга к художествен-яо-образному публицистическому оформлению местного ма­териала характеризует метод деятельности агитбригады, а не -ее суть. Мы имеем здесь дело с самодеятельным искусством, которое ставит перед собой цель: художественно-публицисти­ческое оформление жизни, быта трудового коллектива. Имен­но с позиций единства двух начал —- общественного и художе­ственного— должен строить свою деятельность в агитбрига­де режиссер. При этом необходимо подчеркнуть, что общест­венно-политическое значение деятельности агитбригады не должно умалять значения художественной стороны, значения режиссуры.

В агитбригаде, как ни в каком другом виде самодеятель­ности, огромная ответственность лежит на художественном руководителе. Это должен быть педагог, умеющий возглавить, свой подвижный, социально-активный коллектив, направить его деятельность в нужное русло, и в то же время — подлинный, художник, способный обрабатывать черпаемый из жизни ма­териал, находить ему яркое образно-режиссерское решение-Выступление агитбригады—-важное средство агитации в ху­дожественной форме. Местные партийные органы доверяют творческому коллективу агитбригады наряду с пропагандой; передового опыта вести и критику. Это огромное доверие за­служивает такой коллектив, который имеет принципиальную» гражданскую позицию, убежденность и страстность, художе­ственный вкус.

Не случайно в постановлении ЦК КПСС «О повышений роли устной политической агитации в выполнении решений 25 съезда КПСС» от 25 февраля 1977 года говорится: «Призна­но необходимым серьезно улучшать деятельность агитколлек­тивов, создаваемых при первичных и цеховых парторганиза­циях, обеспечить высокое качество их работы, не гнаться за количественными показателями. Агитаторами должны утвер­ждаться прежде всего коммунисты, а также наиболее автори­тетные беспартийные активисты. Надо шире вовлекать в агит­коллективы мастеров, бригадиров и других руководителей среднего звена, которым можно доверить это важное партий­ное поручение».1

Поиск образности конкретного агитационно-пропагандист­ского материала, собранного в коллективе, — важнейшее на­правление деятельности режиссера агитбригады и обязатель­ный момент работы над сценарием.

Агитбригадное образное действие должно быть точным,, острым, разящим. Его задача — не оставить людей равнодуш­ными, вызвать определенную реакцию. Отсюда и должно быть-стремление к сатирическому осмыслению факта, чрезвычайно1 важное для агитбригадното искусства.

В одном из агитбригадных представлений агитбригадчики-использовали такой факт: бригада строителей, взявшая со­циалистическое обязательство закончить в срок строительство коровника, затянула его сдачу на два года. Сценарное реше-

2 «Ленинградская правда», № 43, Л., 1977, с. 1.

ние этого факта в сатирическом агитбригадном действии вы­глядело так: тр« тощих застывших от холода буренки, запо­рошенные снегом, тесно прижимаются друг к другу под ог­ромным нарядным «социалистическим обязательством строи­телей». Перечитывая его, тяжело вздыхая, они перечисляют" имена строителей, подписи которых стоят под «обязательст­вом».

Рассмотрим еще пример образного сценического решения документального факта. В журнале «Крокодил» сообщалось,., что пожарники пожарного поезда так увлеклись «забиванием козла», что не заметили как загорелся их собственный поезд.. Спасала их городская пожарная команда. Это был факт. А. вот как его интерпретировал -режиссер. Под музыку выходил хор пожарных, которому по ходу действия предстояло коммен­тировать все события. Пожарники пожарного поезда появля­лись с шатунами паровоза, которые трансформировались в кувалды (одна сторона .красная, другая сделана под «доми­но»). Поезд набирал скорость, а вместе со скоростью во.з-растал и темп игры. Кувалды-домино все сильнее и сильнее обрушивали силу своего удара на крышку железного ящика с песком. Напрасно дежурные службы взывали о помощи, требовали остановки поезда. Игра продолжалась до тех пор, пока от мощных ударов пожарных не вспыхнул песок.

Методика режиссерской разработки факта предусматри­вает следующие моменты:

1. Поиск самого факта.

2. Поиск художественного материала (миниатюры, басни, сатирического стиха), органично и эмоционально воплощаю­щего этот факт.

3. Поиск яркой формы образного решения.

4. Включение в сценическое действие музыки, пантомимы,, танца.

При работе с местным материалом режиссер и весь кол­лектив агитбригады должны помнить, что они делают собы­тие достоянием масс, факт п'олучает общественную огласку. Поэтому необходимы тщательный отбор и проверка материа­ла. Проверка'фактов позволяет участникам агитбригады пра­вильно их осветить, сделать их действенными по отношению' и к тому.человеку, о котором говорится со сцены, (прослав­ляется ли он или критикуется), и по отношению к зрительской аудитории. Нечего и говорить о том, что. факт должен быть., актуальным и злободневным. Однако оперативность отклика зяе должна снижать художественности агитбригадной режис-• суры.

Время требует от режиссера агитбригады искать новые вы­разительные средства. На смену подаче факта через плакат, диаграмму, частушки и тексты ведущего приходит обр.азное решение эпизода, точно раскрывающее режиссерскую мысль и эмоционально повествующее о том или ином событии.

Важная особенность режиссуры агитбригадного представ­ления в том, что она не предполагает создания драматурги­чески завершенных образов. На сцене мы скорее видим пер-.-сонажи, очерченные наиболее характерными штрихами, и по-•этому задача исполнителя не столько добиваться перевопло­щения в данный персонаж, сколько уметь подать его в актив­ной и яркой форме. Именно поэтому участник агитбригады .должен быть синтетическим исполнителем, умеющим читать, петь, танцевать, владеть элементами пантомимы .быть импро­визатором.

Фундамент сценического действия — сценарная основа. •Однако, зачастую агитбригада не в силах каждый раз быстро •создать свой собственный сценарий. Как же сохранить систе­матичность выступлений, а не единичность «от смотра к смотру»?

Анализ опыта подсказывает нам, что составными частями агитбригадного представления должны стать не номера, а тематические блоки-эпизоды. Эпизод, как монтажный блок, «служит хорошим «каркасом» для местного факта и при обра­ботке на местах позволяет мгновенно откликнуться агитбрига­де на любую злободневную тему. Практика показывает, что наиболее типичными путями поиска режиссерского сквозного хода являются':

1. Понимание и учет специфики производства, на базе ко-••торого работает агитбригада.

Это требование предостерегает режиссера от выбора ша­блонных сквозных ходов, кочующих из бригады в бригаду: агитмашина, агитпарбход, стрельба из сатирической пушки, •создание агитбригадных комбайнов, «Машин времени» и т. п.

Уже в самом названии агитбригады и соответственно в ре­жиссерском решении представления часто отражается специ-•фика производства. Например: Агитбригада «Игла» на швей­ной фабрике им. Володарского, «Огонек» в Ленэнерго, «Поч­тальон» на Главпочтамте и т. п.

Агитбригада Красносельского бумажного комбината по­строила свой сквозной ход на противопоставлении двух объ-

явлений: «Комбинату требуются» и «Комбинату не требуют­ся». Для промышленных предприятий такой ход закономерен. 2. Заключение со зрителем «условий условного» через пес­ню или стих: игру или трансформацию детали.

а) Через песню или стих путем использования, например-такой строфы:

Нельзя!

•Нельзя,

Чтоб в завтра заползли рвачи, пьянчуги, карьеристы, ханжи, хапуги и врали как в новый дам вползают крысы! Нельзя!

Нельзя, ' •

чтоб портили нам кровь И завра, оклоччик и мошенник! И мы стреляем вновь и вновь В осточертевшие мишени!

б) Построение игрового действия.

Коллектив «Северянка», представляющий морской город^ Архангельск, начинает свои выступления веселой игрой, в ко­торой распределяются судовые должности-роли на агиттепло-ходе «Северянка». Рейс «Северянка» — это сквозной ход пред-, ставлення, а калейдоскоп номеров с положительным и отри­цательным материалом — пристани, у которых агиттеплоход,; делает остановки.

в) Трансформация деталей.

В молодежном агиттеатре Красного Села в программе «Боярка—БАМ» такой деталью служат красные шпалы. Вна­чале на торцах шпал мы видим дату «1918», и начинается рас-; сказ о строительстве железной дороги под Бояркой. Корчагин-цы укладывают шпалы, рельсы. Морозы, вьюги, бандитские, пули выбивают из их рядов товарищей. Растет количество красных обелисков (трансформация шпал). Но комсомольцы-не отступают, потому что «сталь закаляется при большом огне : и сильном охлаждении». Шпалы превращаются в раскален­ные бруски стали, по которым, как в набат, бьет рабочий мо- : лот.

к г) Установление ассоциативного ряда и вовлечение в дей-л ствие зрителей. :

Участники представления, показав в эпизоде «Звезды не гаснут» подвиг трех Героев Советского Союза, погибших в бо­ях за Ленинград, обращаются в ^зал с просьбой подняться кавалерам медали «За оборону Ленинграда». Вставшим уча

стайкам салютуют со сцены залпами красных гвоздик и бе­лых ромашек. (Из программы «Школьный вальс 41-го года»).

д) Трансформация детали, работающей на создание худо­жественного образа представления.

В программе одного из агитколлективов режиссер точно использовал в сквозном ходе представления трансформацию пил. Двенадцать пил из гибкой фанеры, имеющие двухсторон­нюю окраску — серебристую и красную в зависимости от со­держания эпизодов превращались участниками представления -то в борт машины, то в круглую волну, то в обрывки теле­графных лент, то в раскачивающиеся туловища пьяниц, тек в пилы лесорубов. 'Агитбригада, взяв конкретную деталь, близ­кую и понятную по восприятию рабочим леспромхоза, сдела­ла из нее поэтический образ. Летят под ее острыми зубьями опилки всего того, что заслоняет дорогу. 1И наоборот, эти же «стрые зубья звучат дивной мелодией скрипок, когда к ним прикасаются руки людей труда.

В агитбригадном сценарии дальнейшее действенное разви­тие заданного хода происходит:

а) Через событийный ряд сюжетной линии. Например,, в агитбригадном представлении т. Подпорожья

был использован сюжетный ход «Сыщик Холмс идет по сле­ду». Этот ход позволил выстроить действие как цепь столк­новений героя с негативными явлениями, отрицательными пер­сонажами. При этом режиссеру необходимо было помнить, что на протяжении всего представления сквозной ход должен сохранять жанровое единство.

б) Через столкновение положительного и отрицательного материала (или персонажей).

К основным разновидностям агитбригадных представлений •относятся:

1. Представления-обозрения. (Калейдоскопы сатирическо­го материала, объединенного сквозным сценарно-режиссерс-ким ходом).

2. Тематические представления. (Раскрытие одной темы в^ нескольких ракурсах — эпизодах).

3. Дискуссионные представления. (В основе этой формы лежит диспут, суд, репортаж. Заострить вопрос, привлечь к нему внимание общественности — вот что определяет граж­данскую позицию коллектива в этом виде).

Режиссерский ход позволяет выстроить представление по принципу объединения самых разнообразных фактов и собы­тий сквозной линией или прохождением через все эти эпизоды

44 •

•одного «героя». Предположим, человеку нужно пил учить -справку. Он' обходит на наших глазах одно учреждение за .другим и, сталкиваясь с различными представителями бюро­кратической" карусели, обнажает перед зрителями их сущ-

'НОСТЬ.

Сценарным сквозным ходом в обозренческих представле­ниях нередко служат различного вида путешествия на агит-машинах, агитпоездах, агитпароходах... Используется прием включения в действие литературного героя. Сквозной ход — приезд Васи Теркина в родной колхоз — не раз использовался агитбригадой в послевоенные годы.

Последние смотры агитбригад показали увлечение агит­коллективов таким сквозным ходом, как сюжетный, построен­ный по мотивам русских сказок и баллад.

В отличие от обозренческого, тематическое агитбригадное представление подчинёно раскрытию одной темы в нескольких ракурсах сценарно-режисерской мысли. Истоки такого пред­ставления лежат в «Живой газете» 20-х годов, когда ее отде­лы иногда объединялись общей темой: Октябрьский номер, кампания за поднятие дисциплины, борьба с дезертирством и т. п.

Вот, например, агитбригадное тематическое представление «За тех парней». На предприятиях одного из районов1 шесть передовых молодых производственников работают за себя и за тех парней — Героев Советского Союза, погибших при освобождении города от фашистских захватчиков. Компози­ция сценария состоит из 5 эпизодов: Школьный вальс 41-го го­да. Солдатские дороги. Письма домой. Атака. Звезды не гас-яут.

В пятом эпизоде на экране воспроизводятся портреты ге­роев, пробитые пулями комсомольские билеты .выдержки из писем погибших защитников Родины, обязательства комсо­мольцев комбината, работающих под девизом: «За себя и за того парня». Это представление перебрасывает эмоциональ­ный мост от -наших дней к годам войны, несет эстафету ге­роики.

Таковы основные виды, направления и принципы формиро­вания агитбригады, представляющей собой знаменательное общественно-художественное явление наших дней, символизи­рующее союз труда и искусства.

Театрализованные массовые формы культурно-просвети­тельной работы нельзя рассматривать как произвольную •структуру, зависящую лишь от творческого замысла органи затора. Они должны представлять собой комплексную худо­жественно-педагогическую программу, построенную на кон­кретизированной информации, обусловленную потребностями данной аудитории,, дифференцированную с учетом ее демо­графических и социальных особенностей.

При таком программировании художественная -сторона должна находиться в полном соответствии и органическом; единстве с педагогической, что является главным условием? эффективности театрализации и ведущим принципом ее орга­низационно-педагогической методики. ., :.,,.| Наиболее важной методической особенностью организации основных видов театрализованной массовой работы является наличие в каждом из них синтеза документального, художест­венного и педагогического начал. При этом художественная! линия реализуется через слово, музыку, песню, с помощью та­ких выразительных средств языка театрализации, как символ,, метафора, аллегория. Документальная линия реализуется че­рез персонификацию героя театрализации и конкретизацию' события, лежащего в его основе.

Разрыв художественного и педагогического приводит к. обеднению театрализованной массовой культурно-просвети­тельной работы, к превращению ее либо в разновидность уст­ной пропаганды, либо в элементарное концертное выступле^-ние.

ГЛАВА 4

Наши рекомендации