Тема № 12: Искусство западной Европы 17 века.

Введение. Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. 17 век был также временем подъема различных видов искусства. Художественную литературу данного периода отличали невиданно широкий охват действительности и многообразие жанровых форм. Достаточно сказать, что это столетие, начало которого еще связано с именами Шекспира и Сервантеса, представлено такими корифеями, как Лопе де Вега в Испании, Мильтон в Англии, Корнель, Расин и Мольер во Франции. Высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая поэма и лирический сонет, ода и сатира — в каждом из этих жанров были созданы произведения непреходящей художественной ценности. Это был период постепенного освобождения от культовых форм и широкого проникновения в искусство светских элементов, время зарождения и формирования новых жанров и разработки соответствующих им новых художественных средств искусства. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Высшие достижения западноевропейского искусства 17 в. были связаны с искусством пяти континентальных стран — Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. В произведениях мастеров Высокого Возрождения главное место занимал образ человека; его реальному окружению отводилась чаще всего подчиненная роль. В искусстве 17 в. значение окружающей человека среды многократно возрастает. Это не просто арена его действия — это наделенная повышенной образной активностью сфера его бытия, в неразрывном взаимодействии с которой только и может быть понят образ человека.

17 столетие обычно именуется веком барокко (Происхождение самого термина «барокко» не установлено, как стилевая категория этот термин впервые стал применяться в 18 в. по отношению к архитектуре, а затем и к изобразительному искусству Италии 17 столетия.). Многие из зарубежных ученых объявляют искусство всех национальных школ 17 века вариантами одного стиля — стиля барокко. Такая оценка устарела и упрощает общую картину развития искусства, особенности различных художественных направлений.

В тех странах, где предпосылки для развития барокко оказываются более слабыми или отсутствуют вовсе, как это было в буржуазной республике Голландии, господствующее значение в искусстве приобретает реализм. Реалистические течения, связанные с идеологией прогрессивных общественных слоев, получают широкое распространение и в других национальных школах.

Стремление по-новому использовать античное наследие, выразив в классических формах современные идеалы и представления, приводит к развитию классицизма, получившего особенно яркое выражение в искусстве Франции.

Эти важнейшие течения в искусстве 17 века развивались не изолированно, а в непосредственной связи, нередко в пределах одной национальной школы и даже в творчестве одного и того же мастера. Параллельное развитие различных тенденций художественной культуры 17 века сопровождалось не только их борьбой, но часто и взаимным слиянием и взаимопроникновением.

Глоссарий: барокко, классицизм, реализм.

Италия 17 века.

Родина барокко — Италия, где в выдающихся художественных центрах (Риме, Мантуе, в меньшей степени — в Венеции и Флоренции) произвели первые образцы барокко в архитектуре, скульптуре, живописи.

Архитектура - Лоренцо Бернини, Франческо Борромини.

Живопись Италии XVII века

Первое направление академическое, оно связано с именами семьи художника Карраччи. Лодовико Карраччи, его двоюродные братья Агостино и Аннибале основали в Больнье Академию живописи. Опираясь наЖивопись

достижения мастеров Возрождения, Карраччи создали разновидность алтарной картины . Наиболее известен стал Аннибале, выполнявший портреты, религиозные композиции, жанровые и героические пейзажи. "Автопортрет" Аннибале Карраччо замечателен неожиданно точным и неприукрашенным изображением натуры.

Последователи Карраччо - Г. Рени, Ф. Альбани, Доменико, Гверчино . Однако стоит отметить некоторые "неакадемические" черты в их творчестве. Теплым чувством согреты многие образы Гвидо Рени ("Иосиф с младенцем Христом на руках").

Смелый новатор и основоположник реалистического направления в итальянской живописи XVII века - Микеланжело Караваджо (1573 — 1610), которого можно причислить к крупнейшим мастерам этого времени. Миф, легенда и аллегория живут в его творчестве. Но он с огромным интересом смотрит вокруг, обращается к рядовому и жизненному. « Каждая картина, что бы она ни изображала и кем бы ни была написана, — утверждал Караваджо, — никуда не годится, если все ее части не исполнены с натуры; этой наставнице нельзя ничего предпочесть”. И еще: «...художник — стоящий человек, если он умеет хорошо писать и хорошо передавать натуру».

Новаторские черты творчества - энергичные контрасты света и тени, предельная рельефность.

Исключительно ярко дарование неаполитанца Сальватора Розы - мастера психологической характеристики.

Монументальная живопись: Пьетро да Кортона, Андреа Поццо.

Изобразительный ряд: церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане Ф.Борромини; колоннада собора Св.Петра , балдахин собора Св. Петра. « Экстаз святой Терезы», «Давид» - Л.Бернини; «Юноша с лютней», « Призвание апостола Матфея», «Обращение Павла», «Успение Марии» - Караваджо; «Святой Себастьян» Гвидо Рени.

Искусство Франции 17 века.

В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643—1715 гг.) «Государство — это я» имела под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма. Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны.

Архитектура: Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр, Жюль Арлуэн-Мансар, Клод Перро – ансамбль Версаля.

Скульптура Во второй половине XVII в. классицизм стал официальным придворным стилем. От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций), требовались торжественность и пышность. Мастера стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. Франсуа Жирардон, Антуан Куазевокс, Пьер Пюже.

Живопись: В начале XVII столетия основным центром развития живописи во Франции был не Париж, её столица, а восточная провинция Лотарингия и её главный город Нанси. Жорж де Латур (1593-1652) Луи Ленен (между 1600 и 1610—1648),

Графика: Жак Калло (1592 или 1593—1635)

Никола Пуссен - основоположник классицизма,крупнейший представитель и его теории, писал: «Живопись есть не что иное, как изображение духовных понятий, хотя и воплощенных в телесных фигурах.» Этому полностью соответствовали и средства художественного выражения классицистической живописи, которая отдавала предпочтение пластике и линейно-графическому началу. Отношение классицизма к цвету и живописности прекрасно выражено кратким определением Пуссена, звучащим как афоризм: «...краски в живописи — словно приманка.»

Клод Лоррен (1600—1682) – новое содержание классического пейзажа .

Глоссарий: абсолютизм, партерный парк

Изобразительный ряд: Жак Калло серии офортов «Бедствия войны»;Луи Ленен«Семейство молочницы»;Жорж де Латур«Магдалина со свечой и зеркалом», «Св. Себастьян и святые жены»;Никола Пуссен«Танкред и Эрминия», «Царство Флоры», «Спящая Венера», «Аркадские пастухи» — «Et in Arcadia ego« («И я был в Аркадии»),«Пейзаж с Полифемом»,цикл картин «Времена года»; Клод Лоррен«Отплытие святой Урсулы»;Шарль Лебрен(1619—1690) – росписи Версаля; ансамбль Версаля(архитекторы Луи Лево, Андре Ленотр, Жюль Ардуэн-Мансар), арх. Перро - Восточный фасад Лувра,Габриэль –Малый Трианон ,Пьер Пюже «Милон Кротонский»,Персей и Андромеда; Франсуа Жирардон - « Апполон и нимфы», гробница кардинала Ришелье; Антуан Куазевокс – «Меркурий верхом на Пегасе», портрет Людовика 1V.

Наши рекомендации