Глава восемнадцатая. Охота за силой
Теперь, когда мы лучше понимаем, кто и что вы есть в плане моделей вашего поведения, мы можем выяснить, как вам, мужчине, следует строить свои отношения с окружающим миром.
Эволюция устроила все таким образом, что мужчина является охотником. Но что именно подразумевается здесь под "охотой"? Говоря совсем уж попросту, речь идет о приобретении знаний посредством личного опыта, и, как мы уже отметили, знание это есть сила — сила, которую можно использовать для выполнения своего предназначения и для обретения еще большей силы. Для большей же ясности давайте рассмотрим, что это означает практически.
Охотясь за силой, мужчина прилагает свои усилия в пяти областях, имея в виду двоякую цель. Он, во-первых, стремится обрести силу при помощи своего внутреннего мира, а во-вторых, обрести свободу в плане мира внешнего, расположенного за рамками его дома и личных отношений.
Охотясь за силой во внутреннем мире, мужчина обретает знание в пяти основных сферах приложения своих усилий. Это трезвость, действие, чувствование, сердечность и намерение.
Трезвость — это способность оценивать любую жизненную ситуацию соответственно ее действительной значимости. Эту способность часто называют ясностью мысли, и она жизненно важна, поскольку нельзя предпринять какие-либо действия, не определившись относительно своих обстоятельств и ценностей.
Естественно, эта способность предполагает необходимость быть безжалостным в том смысле, что необходимо отставить в сторону свои эмоции и не позволять им затуманивать поставленную цель.
Трезвость не означает бессердечия, но подразумевает необходимость быть честным и объективным, даже если правда оказывается горькой. С этой точки зрения трезвость можно понимать как качество осознания, которое основывается преимущественно на прочном знании, и следует отметить, что из всех осуществляемых нами изменений ценны лишь те, при совершении которых нам была свойственна трезвость.
Слово действие говорит само за себя, однако следует иметь в виду, что под ним подразумевается реализация таких решений, которые продвигают нас вперед в наших поисках счастья и достижения своей цели. Речь идет не о действиях наподобие тренировки в спортзале, домашней уборки или танцев. Важно именно действие, порождающее значимые перемены в нашей жизни. Ну и, само собой разумеется, действие не имеет ничего общего с реакцией, а это значит, что простое многократное совершение одних и тех же глупостей действием на самом деле не является.
Чувствование, как мы знаем, есть "чувствование нутром", то есть интуиция. Это способность чувствовать себя свободно во всех сферах жизни, не быть ограниченным рамками логических допущений. В силу самой своей природы чувства обязательно должны быть подкреплены последующим опытом. Имея дело с чувствованием, мы имеем дело с сердцем, и это единственный способ "почувствовать свой путь во тьме непознанного".
Сердечность — это качество человека, определяющее его склонность к взращиванию.
Она заставляет его беспокоиться о том, что необходимо ему, как и любому живому существу, чтобы расти, приносить плоды и преуспевать.
Намерение же есть способность сосредоточиться на том, что наиболее важно для вас в жизни, будь то взращивание всходов в саду, взращивание мечты о собственном доме или взращивание веры в то, что вы успешно заявите свои права на силу как настоящий мужчина. Иными словами, взращивание больше связано с физическим ухаживанием за кем-то или чем-то (в том числе и за самим собой), намерение же означает, что вы сосредоточиваетесь на том, чего хотите, и потому делаете все, что в ваших силах, для осуществления своего желания. С помощью силы, обретенной благодаря охоте в своем внутреннем мире, мужчина также охотится в мире внешнем, где опять-таки оказывается вовлеченным в пять сфер деятельности, а именно: образование, политику, целительство, религию и науку. Усилия, приложенные во всех этих сферах, даруют как знание, применимое в рамках большего целого, так и знание о самом большем целом, — и легко видеть, каким образом они ведут к свободе. Но чтобы избежать на этот счет предубеждений и поверхностных оценок, давайте вкратце рассмотрим каждое из них в отдельности.
Однако прежде нам следовало бы обратить внимание на то, что в основе их всех лежит один общий принцип. Сущность его в том, что охота за силой как во внутреннем, так и во внешнем мире может быть успешной лишь в том случае, если охотник вникает в жизненные взаимосвязи и поддерживает их. Жизнь едина, и все мы являемся ее взаимосвязанными и взаимодействующими элементами. Жизнь есть не что иное, как единая огромная система взаимоотношений. Поэтому наши благополучие, счастье и успех полностью зависимы, во-первых, от нашего умения участвовать в этих взаимоотношениях, а во-вторых — от окружающего нас мира.
Но люди в своем мышлении и подходе к жизни стали столь индивидуалистичны, что перестали сколь-нибудь осмысленно контактировать с самими собой и другими людьми, так что в их нынешнем бессилии и той неразберихе, что царит в сегодняшнем мире, нет ничего удивительного.
Я не смогу использовать компьютер, если не обращусь к нему со знанием дела. Я не смогу вести с вами дела, если у меня не будет возможности контактировать с вами по деловым вопросам. Если вы не сумеете установить контакт со своей женой, ваш брак потерпит крах. Но если я не могу установить контакт со своей правой рукой, это значит, что нервная система моей правой руки нарушена и у меня нет возможности пользоваться этой рукой.
В жизни все точно так же, и "нервная система", позволяющая нам устанавливать с ней контакт, — это наши знания о взаимоотношениях. Без таких знаний мы парализованы, бессильны и никогда не обретем какой бы то ни было свободы.
То, что образование ведет к свободе, совершенно очевидно, ведь, не имей мы образования, мы никоим образом не могли бы быть истинно свободны, не могли бы быть хозяином самому себе. Однако образование не следует понимать исключительно как обучение академического плана. Последнее является частью образования, но истинная образованность означает способность управлять своей жизнью и справляться с теми испытаниями, через которые она заставляет нас пройти.
Единственный способ получить такого рода образование — это обрести уверенность в том, что мы мудро используем все получаемые в жизни "уроки", то есть непрестанно и почтительно изучаем свою жизнь. Ведь без подобного образования мы в конце концов превратимся в нищих, а стало быть, лишимся возможности выбирать.
С политикой все более или менее понятно, ведь она направлена прежде всего на то, чтобы вырабатывать стратегии, позволяющие манипулировать силой. Иными словами, мы определяем, чего мы хотим, а затем решаем, как лучше взаимодействовать с другими людьми, чтобы достичь своей цели. Это может оказаться не сложней, чем предложить нескольким строительным фирмам назначить цену за сооружение мостовой вокруг вашего дома и дать им понять, что вы намерены выбрать из них лучшего подрядчика. Для этого может потребоваться и не более тонкий ход, чем сказать директору школы, что вы с удовольствием пожертвуете школе некоторую сумму на новую спортплощадку, но лишь при условии, что учитель математики дополнительно позанимается с вашим сыном, сэкономив вам тем самым средства, необходимые для оплаты частного репетитора. Это может оказаться и не менее сложным делом, чем участие в кампании в защиту природы с целью получить поддержку населения района, без которой вы не сможете осуществить задуманное строительство. Но подоплекой всех подобных ухищрений является политика, дарующая свободу воплощения собственных желаний.
Целительство подразумевает свободу от недомоганий в широком смысле этого слова — от недо-моганий, вызванных своего рода нарушением равновесия. То есть в таком понимании целительство включает в себя также заботу мужчины об отношениях между людьми, независимо от того, что это за отношения. Так, если у его ребенка возникают трудности с математикой, мужчину начинают заботить взаимоотношения его сына с учителем, а также его собственные отношения с учителем сына и его школой. Аналогично, если строители запрашивают слишком много, он начинает обращать особое внимание на свои отношения со строительной индустрией. Но в обоих случаях эти отношения будут интересовать его с точки зрения наилучшего преодоления недомоганий.
Религия — это совсем не то, чем она представляется на первый взгляд. Под религией я понимаю здесь религию в истинном смысле этого слова, не имеющем ничего общего с мужским стремлением к отдельности, основанным на предрассудках. Под религией я понимаю внутренне присущее человеку стремление к пониманию себя в связи со смыслом и целью жизни. Таким образом, она оказывается в значительной степени связанной с построением осознания себя по отношению к жизни, поскольку именно таков истинный смысл религии — восстановление связи со своим "Я". На практике это означает избавление от социальной обусловленности и обретение свободы.
Понятие науки во многом говорит само за себя, в том смысле, что ее единственное предназначение состоит в улучшении качества нашей жизни путем получения информации, которую каждый человек может использовать для обретения свободы при помощи различного рода промышленных и образовательных технологий.
Уяснив двоякий подход мужчины к охоте за силой, разберемся теперь, как это выглядит на практике, обратив особое внимание на концепцию охоты за силой в мире в широком смысле этого слова.
Предположим, Шон приходит к выводу, что в его жизни недостает трезвости. Осознав это, он в тот же миг обращается внутрь себя, чтобы определить, какие из его решений оказались ошибочными. Он будет изучать свое поведение, пытаясь увидеть, что вызвало путаницу и недостаток ясности. В этом случае мы, разумеется, имеем дело с охотой за силой исключительно в рамках внутреннего мира Шона.
Но если жена Шона, Мэри, чувствует, что у ее сына имеет место недостаток ясности в отношении заданий по математике, она поделится своей озабоченностью с Шоном, и теперь уже им обоим придется уделить внимание внешнему миру. Их усилия, очевидно, окажутся сосредоточены на образовании, но, чтобы обрести трезвость, необходимую для помощи сыну, они начнут с выяснения вопроса, достигает ли своей цели система образования, которой следует их сын. Если же они почувствуют, что это не так, Шону и Мэри надлежит обратиться внутрь себя, чтобы выяснить, что же, по их ощущению, в этой системе не так и как наилучшим образом помочь сыну.
Эти примеры показывают, что независимо от того, охотится мужчина за силой внутри или вовне, ему и его женщине всегда приходится возвращаться к своим чувствам, то есть в свой внутренний мир. В этом, разумеется, и состоит истинный смысл исследования непознанного. Однако после того, как мужчина и женщина обратятся вовнутрь, их дальнейший образ действий оказывается совершенно различен, и именно то, что люди не понимают и не принимают во внимание этого различия, нередко становится причиной жестоких разногласий между полами.
Подход настоящей женщины состоит в том, что она использует усилия, прилагаемые ею во внешнем мире, только для того, чтобы войти в контакт с теми своими внутренними аспектами, с которыми в противном случае она не столкнулась бы. Таким образом, обращаясь к сердцу, женщина всегда имеет дело исключительно со своим внутренним миром, даже когда она взаимодействует с миром внешним. Дело же мужчины-охотника — охота за силой во внешнем мире. Поэтому вся его внутренняя охота нацелена на то, чтобы успешней охотиться во внешнем мире, и как раз в этом и заключается разница, ведь женщина, разумеется, охотится во внешнем мире только для того, чтобы оказаться более удачливой охотницей внутри.
Возвращаясь к примеру Шона и Мэри, мы видим, что Мэри, обретя необходимую ей трезвость и поняв таким образом, где источник проблем ее сына с математикой, делится своим открытием с Шоном, но затем перекладывает заботы по ее решению на него. Ведь это не ее дело — решать вопросы образования с директором школы. Вместо этого она изложит своему мужу те выводы, к которым пришла, и отойдет в сторону, предоставив ему как мужчине решать, какие действия следует предпринять.
Именно так и должно быть, ведь иметь дело с миром в широком смысле слова — забота мужчины. И поскольку он лучше для этого подготовлен, Мэри, если она не намерена "надеть брюки" и взять на себя роль охотника, должна с этого момента предоставить решать проблему ему.
Чтобы разобраться в этом еще лучше, рассмотрим тот же пример, но слегка под другим утлом.
Предположим, что Шон выражает Мэри свою озабоченность по поводу школьных отметок сына. Пытаясь вникнуть в суть вопроса, Шон инициирует разумное сотрудничество с Мэри. Для этого он использует свои ощущения, объединив их со знанием происходящего на домашнем фронте, которым обладает она. Таким образом, Шон начнет с того, что поинтересуется у Мэри ее чувствами по поводу проблемы, а также задаст ей несколько вопросов о Джонни. Стали ли отметки Джонни хуже, чем бывали обычно? Все ли его отметки одинаково плохи? Всегда ли Джонни выполняет домашние задания, и если да, то насколько добросовестно? Жалуется ли Джонни по поводу своих школьных занятий? И так далее, и тому подобное. Но, задавая все эти вопросы, Шон использует знание Мэри о том, что происходит на домашнем фронте, чтобы оба они смогли обрести ясность относительно школьных отметок их сына.
Если же в результате рассмотрения всех этих возможностей Мэри придет к выводу, что источником проблемы является не сам Джонни, она выскажет это свое мнение Шону и они начнут искать ответ во внешнем мире. И если из разговора с сыном обнаружится, что источник проблемы находится в школе, Мэри как женщина снова обратится к своему внутреннему миру, чтобы найти там возможные решения проблемы. Придя к чему-то определенному, Мэри опять-таки поделится своими выводами с Шоном. Он же, как настоящий мужчина, тут же отправится в поисках' ответов в школу и начнет с того, что побеседует либо с учителями Джонни, либо с директором школы.
В связи с этим нам, во избежание неверных суждений, следует упомянуть о 'еще одном отличии мужчины от женщины. Оно состоит в том, что мужчины и женщины по-разному выражают себя, и сводится к тому факту, что, даже если женщина оказывается способна уяснить себе проблему, она нередко не может точно определить или сформулировать ее суть, — и не потому, что она глупа или несообразительна, а лишь по той простой причине, что в своем стремлении к трезвости настоящая женщина гораздо больше полагается на интуицию, чем на разум.
Поэтому не было бы ничего удивительного, если бы Мэри просто сказала Шону, что она уверена — проблема заключается в том, как Джонни учат в школе, или что она чувствует, что Джонни не повезло с учителем, или же в том, что он не находит с учителем общего языка. Женщина обычно твердо уверена, что обладает вполне отчетливым ощущением источника проблемы, но в большинстве случаев она не в состоянии выразить это свое ощущение более ясно, чем Мэри в нашем примере.
Соответственно, женщина чаще всего просто сообщает мужчине о своих различного рода ощущениях, предоставляя ему определить, как перевести эти ощущения на практический язык. Это особенно верно, когда дело, как в нашем примере, касается внешнего мира. Так что, если Мэри просто чувствует, что Джонни не выполняет домашних заданий должным образом, ей нет нужды особенно над этим задумываться. В деле воспитания Джонни и решении его проблем с домашними заданиями она следует за своими чувствами, поскольку то и другое вполне относится к ее внутреннему миру.
Но если проблема выходит за рамки ее мира, Мэри только сообщает Шону свои чувства и предоставляет ему думать над тем, как лучше управлять обучением сына в "том" мире. Мужчинам крайне важно иметь в виду этот момент, так как они часто думают, что, если женщина знает о том, что нечто нужно сделать, она должна действовать соответственно этому знанию. Однако настоящая женщина предпринимает необходимое ей действие исключительно в рамках своего сердца и своего мира. Внешний мир — охотничьи угодья мужчины, и она оставит эту область ему. Именно так она и должна поступать, ведь в противном случае она возьмет на себя мужскую роль, а значит — станет отбирать у мужчины его полномочия и поступать несправедливо по отношению к самой себе.