Основы западноевропейского искусства Средних веков
Ю.И. Арутюнян
Всеобщая история искусства:
Основы западноевропейского искусства Средних веков
ПРОГРАММА
Введение. Место искусства в средневековой культуре
Понятие «Средние века». Хронологические рамки курса, периодизация. Особенности средневековой культуры. «Романская» и «германская» составляющая культуры. Универсализм. Традиционализм, ретроспективизм, анонимность. Проблема символики, троп, экзегеза, уровни смысла, материальность символа. Место искусства в культуре Средневековья. Отражение представлений о Вселенной в архитектуре и изобразительном искусстве. Иерархизм, дидактика. Споры о возможности изображения: образ и первообраз, «Библия неграмотных», «немая проповедь». Свободные и механические искусства. Замысел и исполнение. Отношение к творчеству. Влияния. Иконография, тематика. Стили. Источники по искусству Средневековья: проблема Прекрасного в теологии и схоластике, этимология о Вселенской Церкви, рассуждения о сущности искусства, хроники, гиды паломников, притчи и легенды, трактаты художников, сборники образцов, статуты цехов. История изучения и реставрации средневекового искусства. Негативное отношение к средневековому искусству авторов эпохи Возрождения (Бокаччо, Гиберти, Манетти, Вазари), XVII-XVIII веков. Пробуждение интереса к средневековому искусству на рубеже XVIII-XIX столетия. Гете о Страсбургском соборе. Романтические тенденции в английской культуре и обращение к Средневековью. Гюго о типологии средневековой архитектуры. Начало изучения и реставрации памятников, введение периодизации (Томас Рикман, Шарль де Жервиль, Арсис де Комон), разграничение романского и готического стилей. Проспер Мериме. Реставрационная деятельность Э.Э.Виолле ле Дюка. Искусствознание о Средних веках. Археологические изыскания и анализ истории памятников, выделение этапов развития и локальных школ. Иконографический метод изучения средневекового искусства (Эмиль Маль). Проблемы интерпретации символики (аб. Обер). Венская школа искусствознания (Макс Дворжак). Проблемы формы и стиля. Исследования Анри Фосийона и представители формальной школы медиевистики во Франции. Ю. Балтрушайтис. Вопрос о путях распространения иконографических мотивов и художественных приемов (А.К.Портер). Расширение методологии формального анализа в медиевистике. Роль иконологического метода в изучении средневекового искусства (Э .Панофский). Археология. К.Дж. Конан и его школа. Проблема обобщения материала и анализа исторического контекста. Школа «Анналов». Понятие «Долгое Средневековье». Жак Ле Гофф, Жорж Дюби. «Клуатры». Интерпретация памятников в современных исследованиях средневекового искусства, круг проблем (Линда Зейдель, Кэтрин Хорст, Элиан Вергноль, Айлин Форсайт и др.). Отечественные исследования средневековой культуры. Зарождение медиевистики и ее развитие в рамках Петербургского Университета. Исследования И.М. Гревса и его школа. Л.П. Карсавин, О.А. Добиаш-Рождественская. П.М. Бицилли. А.Я. Гуревич. В.А. Бычков. С.С. Аверинцев. Основные труды по искусству Средних веков. Труды Ц.Г. Нессельштраус. К.М. Муратова, В.Н. Тяжелов, Е.П. Ювалова, Е.И. Ротенбеог и др. Основные направления изучения, тематика современных изысканий.
Искусство Европы V-VIII вв.
Европа после падения Римской империи, возникновение варварских королевств. Христианизация и роль церкви в новой системе. Распространение монашества. Сочетание античной и «варварской» традиций, особенности декоративных мотивов, влияние Востока. «Полихромный стиль». «Звериный стиль». Начало строительства храмов. Расцвет книжного искусства. Искусство Италии времен остготов и лангобардов. Фибулы из Чезены. Золотой оклад Евангелия и корона Теоделинды. Мавзолей Теодориха в Равенне. Античные и раннехристианские анские традиции, влияние Византии в монументальной живописи Рима. Книжная миниатюра (Кембриджское Евангелие), особенности иконографии и художественные приемы, связь с раннехристианским искусством. Рельефы алтаря и кивория церкви Сан Мартино в Чивидале. Искусство Испании времен вестготов. Господство полихромного стиля: клад из Гварразары - фибулы и вотивные короны. Церковные постройки: Сан Хуан де Баньос, Сан Педро де ла Наве. Скульптурная декорировка капителей. Книжная миниатюра («Пятикнижие Ашбернхема») - декоративность, колористическое своеобразие. Искусство государства франков времен Меровингов. Сочетание германского и галло-римского наследия в меровингской художественной культуре. Формирования государства и распространение христианства, Хлодвиг. Художественное ремесло, изделия полихромного стиля из Виттислингена, из захоронения Хильдерика, из гробницы Арнегунды в Сен Дени. Реликвии и церковная утварь. Легенды о Святом Элигии и приписываемые ему произведения. Источники о храмах, монастырях, жилых постройках и укреплениях времен Меровингов. Меровингская базилика и ее отличие от раннехристианской, храмы на могилах Святых и мучеников. Сен-Мартен в Туре, Сен-Жермен-де-Пре. Баптистерий Сен-Жан в Пуатье, крипта Сен-Поль в Жуарре. Декоративное убранство храмов. Распространение рельефов в Аквитании и на северо-востоке. Скульптура гипопея в Пуатье. Саркофаги крипты монастыря в Жуарре. Каменные надгробия района Рейна: стеллы из Нидердоллендорфа, Хорнхаузена. Книжная миниатюра и важнейшие центры изготовления книг в государстве франков. Работа монастырских скрипториев. Новые принципы декорировки рукописей, украшение текста, букв, полей. Стилизация, символические мотивы. «Гелазианский Сакраментарий». «Геллонский Сакраментарий». «Псалтирь из Корби». Англо-ирландское искусство. Особенности ирландской культуры, влияние наследия кельтов. Христианизация Ирландии и роль монастырей, их миссионерская деятельность. Ирландские монастыри на островах Иона и Линдисфарн. Древнейшие изделия из металла и их орнаментика, «звериный стиль», спираль и плетенка. Полихромный стиль. Находка их Сеттон-Ху. Ирландские монастыри и монастырская архитектура, сведения из литературных источников. Каменные кресты, происхождение и иконография. Стела в Дувиллауне, кресты в Мууне, Рутвелле, Монастербойсе. Англо-ирландская книжная миниатюра: происхождение, своеобразие орнамента, художественные приемы, расположение иллюстраций, особенности образного языка. «Катах». «Евангелие из Дурроу». «Евангелие из Эхтернаха». «Евангелие из Личфилда». «Санкт-Галленское Евангелие». «Амиатинский кодекс». «Евангелие из Линдисфарна». «Золотой кодекс». «Келлская книга». «Саутгемптонская Псалтирь». Искусство Скандинавии. Особенности скандинавской культуры первого тысячелетия. Клады. Влияние римских изделий на местные художественные промыслы. Эпоха Вендель: предметы и их декорировка, шлемы, бронзовые бляшки. Клад из Осберга, плетеные орнаменты, стилизованные фигуры, особенности резьбы. Каменные стелы острова Готланд: особенности изображений, тематика. Камень Горма в Еллинге, христианизация Скандинавии.
Готика в Европе
Европа в XIII-XIV веках. Крестовые походы. Расцвет средневековых городов. Городские коммуны. Городские школы и скриптории. Университеты. Ереси. Нищенствующие ордена. Учреждение инквизиции. Схоластика и мистические учения. Развитие литературы на национальных языках. Куртуазная и лирическая поэзия. «Роман о Розе». Сборники дидактических притч. Наивысший расцвет средневековой культуры в XIII веке. Особенности готического искусства, его связь с городом. Ведущая роль архитектуры, ее влияние на изобразительные искусства. Формирование и распространение готики в Европе. Особенности городского строительства в эпоху готики. Городской собор: его роль в жизни города, особенности конструкции и строительной техники, нервюрный свод. Витражи. Идея Небесного Иерусалима в облике и интерьере собора. Особенности планирования городов, общественные и оборонительные постройки, жилые дома. Замки. Готическая скульптура и ее роль в декоративном убранстве собора. Иконографическая программа скульптуры, значение символики и аллегории. Появление светских сюжетов, интерес к индивидуализации и реальности. Появление круглой скульптуры. Вытеснение стенных росписей витражами. Проблема синтеза искусств. Готическая книга и ее особенности.
Франция в XIII-XIV веках, культурные и исторические особенности. Сложение основных конструктивных и художественных приемов готической архитектуры в северной Франции, Иль-де-Франс. Перестройка церкви аббатства Сен-Дени и роль аббата Сугерия в решении ее декоративного убранства. Соборы в Шартре и Сансе. Раннеготические постройки в Лане и Париже: шестичастные своды, эмпоры. Собор Парижской Богоматери - его композиция, структура и символика, размещение архитектуры. Зрелая готика во Франции. Собор в Шартре, Реймсе и Амьене. Сент-Шапель в Париже. Пламенеющая готика. Собор в Руане. Декоративные формы в убранстве соборов Шартра и Амьена конца XIV века. Монастырские постройки. Мон Сен Мишель. Готика южной Франции. Собор в Альби. Своеобразие крепостного и замкового строительства. Замок Куси. Папский дворец в Авиньоне. Особенности сооружений периода Столетней войны. Своеоразие городской архитектуры: планировка, фортификационные сооружения. Каркассон. Мосты, ратуши, жилые дома. Готическая скульптура. Портал аббатства Сен-Дени. Королевский портал собора в Шартре. Формирование системы скульптурного убранства готического собора и этапы развития французской скульптуры XIII-XIV веков. Эволюция пластической формы от простого силуэта и плавной сдержанности движений к манерной оживленности, живописной игре складок в середине XIII века и к детализации и измельченности форм в XIV столетии. Скульптура Собора Парижской Богоматери, соборов в Шартре, Амьене, Сен-Шапель в Париже. Особенности светской монументальной скульптуры. Портрет. Расцвет готического витража и его роль в храме. Композиционное построение. Розы. Витражи соборов в Шартре, Бурже, Анжере, Оксерре, Туре, Труа. Сен-Шапель. Изменение колорита, распространение техники окраски стекол, гризайль в XIV веке. Витражи Эвре, Страсбурга. Особенности композиционных решений и художественных приемов. Особенности готической миниатюры во Франции. Влияние витража на композицию и колорит иллюстрации начала XIII--13 века. «Псалтирь Бланки Кастильской». Изменение характера декора и композиции миниатюр в середине XIII века, интерес к архитектурным мотивам и светский характер изображений, внимание к деталям костюмов, оружию. «Псалтирь Людовика Святого». Использование накладного золота. «Бревиарий Филиппа Красивого». Декоративные мотивы и дролери в миниатюрах XIV века. Мастерская Жанна Пюселля. «Беллевилльский Бревиарий». «Большие французские хроники». Распространение рукописей светского содержания. Вкус к коллекционированию книг, библиотеки Карла V, Филиппа Бургундского, Герцого Жанна де Берри. Миниатюра конца XIV - начала XV веков, связь с искусством итальянского Проторенессанса. «Большой Часослов», «Прекраснейший Часослов герцога Беррийского» работы Жакмара де Эсден. Андре Боневе. «Псалтирь герцога Беррийского». Парижская школа миниатюры, «Часослов маршала Бусико», пространственные построения. Работа братьев Лимбург. «Богатейший Часослов герцога Баррийского», изображение современной архитектуры и пейзажа, портреты. «Часослов Рогана».
Англия в XIII-XIV веках, культурные и исторические особенности. Раннее проникновение готических форм в Англию и стойкость их в английской архитектуре. Своеобразие английского готического храма: удлиненный план, небольшая высота соборов, высокая башня на средокрестье, сложное плетение нервюр. Этапы развития готики в Англии, стилистическая неоднородность. Кентерберийский собор, соборы в Солсбери, Линкольне, Уэльсе. Вестминстерское аббатство. Развитие «украшенного стиля», соборы в Личфилде, Или, Экстере. «Перпендикулярный стиль» поздней готики в Англии. Капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, капелла Кембриджского колледжа. Гражданская архитектура Англии. Особенности оборонительных сооружений, дворцовых комплексов. Замки Виндзор, Пемброк, Карнарвон. Общественные сооружения и хозяйственные постройки. Распространение скульптурной декорировки фасадов готических храмов Англии. Скульптурные украшения архитектурных элементов, отсутствие единой программы, преобладание отдельных фигур. Скульптура соборов в Солсбери, Йорке, Уэльсе. Английские надгробия, стремление к портретности. Английская книжная миниатюра периода готики. Особенности декорировки: орнаментальное начало в инициалах, бордюрах, дролери. Связь с французской миниатюрой XIII-XIV веков. «Псалтирь Робера де Лилль», «Псалтырь королевы Мери», английские иллюстрированные «Апокалипсисы».
Особенности культурно-исторического развития Фландрии XIII-XIV веков. Роль городов. Своеобразие нидерландской готики и значение гражданской архитектуры. Ратуша в Брюсселе, торговые ряды в Брюгге, биржа в Ипре. Влияние французской готики на церковное зодчество Нидерландов. Собор святой Гудулы в Брюсселе, соборы в Антверпене и Утрехте. Распространение «кирпичной готики». Жилые дома в Брюсселе и Утрехте. Особенности нидерландской книжной миниатюры XIV века, роль местных художников во Франции. Расцвет живописи Фландрии XIV-XV веков.
Исторические и культурные особенности Германии в XIII-XIV веках. Готическое искусство Германии, разнообразие местных традиций и их причины. Немецкая готическая архитектура. Влияние французских конструктивных и художественных особенностей на немецкие постройки. Хор собора в Магдебурге, церковь святой Елизаветы в Марбурге. Особенности немецкого церковного строительства: зальный тип здания, массивность стен, трехлепестковый хор. Кельнский собор, собор в Страсбурге. Формирование типа однобашенного собора. Соборы во Фрейбурге, Ульме. Зальные церкви поздней готики. «Кирпичная готика». Монастырская церковь в Хорине. Гражданская архитектура Германии. Ратуши в Любеке и Брауншвейге. Распространение фахверковых конструкций, типы жилых домов. Замки. Особенности скульптурного убранства готических соборов в Германии. Скульптура «Золотого портала» церкви святой Марии во Фрейберге. Скульптура Страсбургского собора, соборов в Бамберге, Магдебурге. Особенности эмоционального строя немецкой готической пластики, эволюция скульптурных форм. Скульптура Наумбургского собора. Позднеготическая скульптура Германия: статуи западного фасада соборов в Страсбурге, убранство Кельнского собора. «Прекрасный колодец» в Нюренберге. Сохранение готических черт немецкой пластики вплоть до XVI века. Технические и художественные особенности немецкого витража. Витражи соборов в Аугсбурге, Мерзебурге, Наумбурге, церкви святой Елизаветы в Марбурге.
Особенности немецкой книжной миниатюры, распространение рукописей светского содержания, «Рукопись Манессе». Особенности итальянской культуры XIII-XIV веков, сочетание романских, византийских, готических и восточных влияний. Формирование Проторенессанса. Своеобразие итальянской архитектуры, сохранение романского типа зданий. Церковь Сан Франческо в Ассизи. Постройки Арнольфо ди Камбиово Флоренции. Соборы в Сиене и Орвието – особенности построения фасада, полихромный декор. Миланский собор. Особенности гражданской архитектуры Италии. Палаццо Веккио во Флоренции. Палаццо Пубблико в Сиене. Особенности монументальной скульптуры. Рельефы церковных кафедр. Своеобразие итальянской живописи XIII_XIV веков.
Испания XIII-XIV веков, исторические и культурные особенности. Отсутствие стилистического единства испанской готической архитектуры. Характерные черты испанской готики: небольшая высота храмов, значительная ширина построек, небольшие оконные проемы, сохранение нерасчлененной плоскости стен, неразвитость каркасных конструкций, своеобразие декора. Соборы в Леоне, Бургосе, Толедо. Влияние французской готики. Смешение мавританских и готических черт в соборе Севильи. Особенности храмов Каталонии: единство пространственного построения. Постройки Барселоны. Общественные здания и городские укрепления. Дворцовые комплексы. Распространение монументальной скульптуры в храмах Кастилии, влияние французских скульптурных программ, особенности иконографии. «Портал славы» церкви Сант Яго де Компостела. Скульптура церкви Квидан Родриго.
Чехия в XIII-XIV веках: расширение границ, подъем городов, культурные связи с Италией, Германием, Францией. Чешская готическая архитектура. Собор святого Вита в Праге, его строительство – Матьяш Аррасский, Петер Парлерж. Развитие городского строительства: Карлов мост в Праге, Пороховая башня. Замок Карлштейн. Скульптурные работы мастерской Петера Парлержа в соборе святого Вита в Праге. «Прекрасные мадонны». Развитие станковой живописи в Чехии. Вышебродский алтарь, особенности его композиционного и живописного решения. Мастер Теодорих и его работы в Карлштейне. Тржебоньский алтарь, своеобразие колористического решения, экспрессия образов. Высокий уровень чешской книжной миниатюры. Объединение Польши в XIV веке. Развитие крепостной архитектуры и городского строительства. Укрепление в Кракове, ратуши в Познани и Гданьске. Строгость и простота построек. Костел святой Марии в Познани. Мариацкий костел в Кракове. «Кирпичная готика». Особенности польской скульптуры XIV века, королевские гробницы в Вавельском соборе Кракова. Венгрия в XIII-XIV веках. Вопрос своеобразия венгерской архитектуры. Церковь Матьяша в Буде, постройки в Шопроне. Зальный тип храмов, простота форм, особенности декора. Статуя святого Георгия в Праге. Бронзолитейная мастерская братьев Коложвари. Алтарная живопись XIV-XV веков.
Особенности готических построек Скандинавских стран. Собор святого Кнуда в Оденсе. Собор в Тронхейме. Связь с северо-немецкой и английской строительной традицией. Черты французской готики в соборе в Упсале. Большая церковь в Стокгольме. Архитектура острова Готланд, зальные церкви, церковь святого Николая в Висби. Собор в Турку. Скульптурные мастерские Готланда.
Литература по курсу
Основная литература:
1. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Р.Томана - Кёльн: Konemann, 2001. – 504 с.
2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2006. – 368 с.
3. История искусства зарубежных стран / Под ред. Ц.Г. Нессельштраус. - М.: Сварог и К, 2003. – 672 с.
4. Мартиндейл Э. Готика / Э. Мартиндейл. – М.: Слово-Slovo, 2001. – 287 с.
5. Нессельштраус Ц.Г. Искусство западной Европы в средние века / Ц.Г. Нессельштраус. - М.-Л.: Искусство, 1964. – 392 с.
6. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья / Ц.Г. Нессельштраус. – СПб.: Азбука-классика, 2000. – 384 с.
7. Романское искусство: Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Р. Томана - Кёльн: Konemann, 2001. – 429 с.
8. Словарь средневековой культуры. \ Под ред. А.Я. Гуревича. – М.: РОССПЭН, 2007. 624с.
9. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в западной и центральной Европе \ В.Н. Тяжелов. - М.: Искусство, 1981. – 383 с.
Дополнительная литература:
1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса \ М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1990. – 543 с.
2. Безансон А. Запретный образ : Интеллектуал. История иконоборчества / Ален Безансон; [Пер. с фр. М. Розанова]. - М. : МИК, 1999. - 423 с. ; 22 см. Загл. и авт. ориг.: L'image interdite/ Alain Besancon. - Библиогр. в прим. в конце гл. - Указ. имен: с. 414 - 421.
3. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. / Ханс Бельтинг. Пер. с нем. К.А. Пиганович. – М.: Прогресс – Традиция, 2002. – 752 с.
4. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры \ П.М. Бицилли. - СПб: Мифрил, 1995. – 242с.
5. Богословие в культуре Средневековья \ под ред. Л. Лутковского. - Киев: Христианское братство "Путь к истине", 1992. 383 с.
6. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви \ В.В. Бычков. - М.: ладомир, 1995. – с. 593 с.
7. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина \ В.В. Бычков. М.: Искусство, 1984. – 264 с.
8. Виолле-ле-Дюк Э. Жизнь и развлечения в Средние века \ Э.Э. Виоле-ле-Дюк. СПб: Евразия, 1997. – 384 с.
9. Всеобщая история архитектуры / Под ред. А.В. Власова. Т. 3-4. - М.: Стройиздат, 1966. – 687 с.
10. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla, XIII в. / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1989. - 366 с.
11. Гуревич А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы / А.Я. Гуревич. – СПб.: СПбГУ, 2006. – 544 с.
12. Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. / А.Я. Гуревич. – СПб.: СПбГУ, 2007. – 560 с.
13. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. / А.Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1972. / А.Я. Гуревич. — 318 с; 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.
14. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. / А.Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1981. — 359 с.
15. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1990. - 395 с.
16. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: Светская праздничная жизнь в искусстве XI - XVI вв. \ В.П. Даркевич. - М.: Наука, 1988. - 341 с.
17. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: Пародия в литературе и искусстве XI - XVI вв. \ В.П. Даркевич. - М.: ООО ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2004. - 328 с.
18. Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. \ В.П. Даркевич. - М.: URSS, 2009. – 192 с.
19. Даркевич В.П. Аргонавты Средневековья. \ В.П. Даркевич. – М.: КДУ, 2006. – 256 с.
20. Даркевич В.П. Светская праздничная жизнь Средневековья\ В.П. Даркевич.. – М.: Индрик, 2006. – 432 с.
21. Дворжак М. История искусства как история духа / Макс Дворжак ; [Пер. с нем. А.А. Сидорова и др. под общ. ред. А.К. Лепорка]. - СПб. : Акад. проект, 2001. - 331,[2] с., [24] л. ил. : портр.; 21 см.- (Мир искусств).
22. Дмитриева Н.А.Краткая история искусств / Н. Дмитриева. - М.: АСТ-ПРЕСС : Галарт, 2000. - 623 с.: ил., цв. ил.
23. Дюби Ж. Тысячный год от Рождества Христова / Жорж Дюби. Пер. с фр. Н. Матяш. - М. : Путь, 1997. - 239 с.
24. Дюби Ж. Европа в средние века / Жорж Дюби ; [Пер. с фр. В. Колесникова]. - Смоленск : Полиграмма, 1994. - 316,[3] с. ; 20 см.
25. Дюби Ж. Время соборов : Искусство и о-во, 980-1420 : [Пер. с фр.] / Жорж Дюби; [Вступ. ст. и коммент. Д.Э. Харитоновича]. - М. : Ладомир, 2002. - 378, [1] с., [16] л. ил. ; 22 см.
26. Дюби Ж. Средние века (987-1460) от Гуго Капета до Жанны д' Арк / Жорж Дюби ; пер. с фр. Г.А.Абрамова, В.А. Павлова. - Москва : Международные отношения, 2001. - 414, [1] с. : карт. ; 22 см. - (История Франции).
27. Зубова М. Синтез искусств в романском зодчестве Франции. // Вопросы искусствознания. 1/96. М.,1996. С. 24-33.
28. Искусство: Романское искусство. Готика. Возрождение. Барокко / Пер. с ит. А. Голосовской, Н. Аронова. М.: Астрель, Премьера, АСТ, 2001. - 305 с.
29. Искусство средних веков и Возрождения: Энциклопедия. / Авт.-сост. О.Б. Краснова. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 302 с.
30. Какое красок дивное соцветье…: Западноевропейские витражи и проектные рисунки к витражам XV-XVII веков: Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. / авт. ст.: Е.А. Шликевич и др. - СПб. : АРС : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. - 80 с.
31. Каптерева Т.П. Искусство Испании. Средние века. Эпоха Возрождения : Очерки. - М. : Изобразит. искусство, 1989. - 385, [2] с. : ил., цв. ил. ; 24 см.
32. Каптерева Т.П. Искусство Португалии. - М. : Изобразит.искусство, 1990. - 397, [1] с. : ил., цв. ил. ;25 см.
33. Каптерева Т.П. Искусство Испании. / Т.П. Каптерева. – М.: Белый город. 2004.- 496 с.
34. Карсавин Л.П. Культура средних веков / Л. П. Карсавин; [Примеч. А.В. Арсентьев]. - М. : Кн. находка, 2003.- 222 с., [8] л. ил. ; 22 см.
35. Лапковская Э.Л. Прикладное искусство средних веков в Государственном Эрмитаже. \ Э.Л. Лапковская. - М., 1971
36. Либман М.Я. Немецкая скульптура. 1350-1550/ М.Я. Либман. - М.: Искусство, 1980. – 287с.
37. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / Жак Ле Гофф; [Пер. с фр. А.М. Руткевича. - 2-е изд.]. - СПб.:ИД СПбГУ, 2003. - 154,[4] с. : ил. ; 20 см.
38. Ле Гофф Ж. История тела в средние века / Жак Ле Гофф,Николя Трюон ; пер. с фр. Елены Лебедевой. - Москва: Текст, 2008 [т.е. 2007]. - 195, [3]с. ; 21 см.
39. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. / Серия «Становление Европы». / Пер. с фр. А.И. Поповой. Предисл. А.О. Чубарьяна. – СПб.: Александрия, 2007. – 398 с.
40. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Пер. с фр. Общ. ред. С.К. Цатуровой. М.: Изд. группа “Прогресс”, 2001. - 440 с.
41. Ле Гофф Ж.Цивилизация средневекового Запада : [перевод с французского] / Жак Ле Гофф ; [послесл. А.Я. Гуревича].- Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 558,[1] с.: ил., карт.; 22 см. - (Серия "Великие цивилизации" / сост. В. Харитонов).
42. Лясковская О.А. Французская готика. \ О.А. Лясковская. - М.: Искусство, 1973. – 318 с.
43. Мокрецова И.П., Романова Р.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях. 1200-1270. \ И.П. Мокрецова, Р.Л. Романова М.,1983. - 276 с.
44. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях. 1270-1300. \ И.П. Мокрецова, Р.Л. Романова М.,1984. – 245 с.
45. Муратова К.М. Мастера французской готики. XII-XIII веков: Проблемы теории и практики художественного творчества. / К.М. Муратова. - М.: Искусство,1988. – 349, [2] с., [48] л. ил. : цв.
46. Муратова К.М. Средневековый бестиарий. / К.М. Муратова. - М.: Искусство, 1984. – 61 л. об. 165 с.
47. Панофский Э. Перспектива как "символическая форма"; Готическая архитектура и схоластика / Эрвин Панофский ; Пер. [с нем.] И.В. Хмелевских, Е.Ю. Козиной ; Пер. [с англ.] Л.Н. Житковой. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 334, [1] с. : ил. ; 18 см. - (Серия "Художник и знаток"). Библиогр. в примеч.: с. 98-208, с.312-325. - Указ. имен в конце кн.
48. Панофский Э. Ренессанс и "ренессансы" в искусстве Запада / Эрвин Панофский ; [пер. с англ. А.Г. Габричевского под ред. В.Д. Дажиной]. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006. - 541,[1] с., [46] л. ил., цв. ил. ; 19 см. - (Художник и знаток. Библиогр.: с. 475-512. - Указ. имен: с. 522 – 542.
49. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: Ст. по истории искусства / Эрвин Панофский; [Пер.с англ. В.В. Симонова]. - СПб. : Акад. проект,1999. - 393,[2] с., [32] л. ил. : ил. ; 20 см. - (Мир искусств).
50. Поп П.И. Искусство Чехии и Моравии IX- начала XVI века. \ П.И. Поп. - М.: Искусство, 1978. – 255 с.
51. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. / Е.И. Ротенберг. – [Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Российской Федерации]. - М.: Искусство, 2001. - 135, [2]с.: [48] л. ил.
52. Ротенберг Е.И. Искусство романской эпохи. Система художественных видов. / Е.И. Ротенберг. – М.: Индрик, 2007. – 255 с.
53. Соборы, монастыри, паломнические места Европы. / Пер. с нем. Т.М. Котельниковой. – М.: АСТ – Астрель, 2004.- 544 с.
54. Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского средневековья. / О.И. Сопоцинский. - М.: Искусство, 1964. – 80 с.
55. Стародубова В.В.Братья Лимбурги / [Авт. текста В.В. Стародубова]. - М.: Белый город, 2002. - 47,[1]с. : цв. ил. ; 32 см. - (Мастера живописи).
56. Фулканелли. Тайна соборов и эзотерическое толкование герметических символов Великого Делания /Фулканелли ; в сопровождении предисл. к первым 3-м изд., написан. Эженом Канселье и 49 новых фот. ил., в большинстве своем выполн. Пьером Жааном, а также фронтисписа Жюльена Шампаня ; пер. с фр. [вступ. ст. и коммент.] Владилена Каспарова. - Москва : Enigma, 2007 (макет 2008). - 334, [1] с., [23] л. цв. ил. : ил. ; 24 см. - (Серия "Алый лев"/ ведет Олег Фомин).
57. Фурасьев А.Г. Эпоха Меровингов: орлы Рима и вороны Вотана./ Государственный Эрмитаж. – СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2007. – 40 с.
58. Шюц А. Европейские монастыри. \ А. Шюц.– М.: Белый город. 2005. – 492 с.
59. Ювалова Е.П. Немецкая скульптура, 1200-1270.- М.:Искусство, 1983. - 351 с. : ил. ; 28 см. - (Из истории мирового искусства).
60. Ювалова Е.П. Чешская готика эпохи расцвета, 1350-1420 - Ceska gotika v dobe rozkvetu / Е.П. Ювалова ; [Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации]. - М. : Наука, 1998. - 218,[4] с., [80] л. ил., цв. ил. ; 22 см. Авт. также на чеш. яз.: Jelena Juvalova. - Рез. на чеш. яз. - Библиогр. в прим.: с. 208-219. - Авт. по кн.
61. Ювалова Е.П. Сложение готики во Франции = La formation de la gothique en France / Е.П. Ювалова ; [Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ]. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2000. - 303 с., [4] цв. ил. : ил. ; 21 см. Авт. также на фр. яз.: E.P. Juvalova. - Библиогр. в подстроч. Примеч.
62. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике / Умберто Эко ; Пер. с итал. А.П. Шурбелева. - СПб.: Алетейя, 2003. - 252,[2] c. ; 20 см. - (Библиотека средних веков / Редкол.: С.П. Карпов (пред.) и др.) (Университетская библиотека / Ред. совет: Н.С. Автономова и др. Философия). Загл. и авт. ориг.: Arte e bellezza nell'estetica medievale / Umberto Eco. - Библиогр.: с.220-252 и в тексте.
63. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII веков : [Эпоха. Быт. Костюм]. - Москва : Искусство, 1978. - 175 с. :ил. ; 20 см.
64. Architecture religieuse en occident. http://architecture.relig.free.fr/. (10.08.2011).
65. Art History resources. http://arthistoryresources.net/ARTHmedieval.html. (10.08.2011).
66. Art-roman. http://www.art-roman.net/. (10.08.2011).
67. Artcyclopedia. Gothic Art. http://www.artcyclopedia.com/history/gothic.html. (10.08.2011).
68. The Bayeux Tapestry. http://hastings1066.com/. (10.08.2011).
69. The Cantigas de Santa Maria. http://www.pbm.com/~lindahl/cantigas/ . (10.08.2011).
70. Comprendre la basilique Saint-Sernin de Toulouse. http://pedagogie.ac-toulouse.fr/daac/religieux/stsernin.htm. (10.08.2011).
71. The Collegiate church of NOTRE-DAME-LA-GRANDE Poitiers. http://www.culture.gouv.fr/culture/inventai/itiinv/ntredam/uk/ndg_uk.htm. (10.08.2011).
72. Corpus of Romanesque Sculpture in Britain and Ireland. http://www.crsbi.ac.uk/about/about.html . (10.08.2011).
73. A Digital Archive of Architecture. Romanesque Architecture. http://www.bc.edu/bc_org/avp/cas/fnart/arch/romanesque_arch.html. (10.08.2011).
74. The Digital Scriptorium. http://www.scriptorium.columbia.edu/. (10.08.2011).
75. DScriptorium. http://toisondor.byu.edu/dscriptorium/dscriptorium.html. (10.08.2011).
76. International Center of Medieval Art. http://medievalart.org/. (10.08.2011).
77. Internet Medieval Sourcebook. http://www.fordham.edu/halsall/sbook.asp. (10.08.2011).
78. Images of medieval art and architecture. http://www.medart.pitt.edu/index.html. (10.08.2011).
79. KL. Tours by subject. http://www.kb.nl/galerie/100hoogtepunten/thematisch-en.html . (10.08.2011).
80. The Labyrinth: Resources for Medieval Studies sponsored by Georgetown University. http://labyrinth.georgetown.edu/. (10.08.2011).
81. Liber Floridus. http://liberfloridus.cines.fr/textes/biblio_fr.html. (10.08.2011).
82. Medieval Art. http://arthist.umn.edu/aict/html/medieval.html. (10.08.2011).
83. Medieval Games. http://www.medievaltymes.com/courtyard/maciejowski_bible.htm . (10.08.2011).
84. Medieval Illuminated manuscripts. http://www.kb.nl/manuscripts/.(10.08.2011).
85. Medieval Manuscript Leaves. http://wally.rit.edu/cary/cc_db/manuscripts/index.html. (10.08.2011).
86. Medievalplus. http://www.medievalplus.com/. (10.08.2011).
87. Metropolitan museum of art. Romanesque art. http://www.metmuseum.org/toah/hd/rmsq/hd_rmsq.htm. (10.08.2011).
88. Musee des augustins. http://www.augustins.org/fr/collections/sculptures/romanes/atelier3.htm. (10.08.2011).
89. Oxford University. The Bodleian Library. http://www.bodleian.ox.ac.uk/bodley/library/specialcollections. (10.08.2011).
90. Manuscripts of the Apologeticum. http://www.tertullian.org/manuscripts_apologeticum/manuscripts_apologeticum.htm. (10.08.2011).
91. Les Très Riches Heures du Duc de Berry. http://www.christusrex.org/www2/berry/index.html . (10.08.2011).
92. Universität Münster. Institut für Frühmittelalterforschung. Cluny im Internet. http://www.uni-muenster.de/Fruehmittelalter/Projekte/Cluny/Links/brynmawr.htm . (10.08.2011).
93. Universitätsbibliothek Heidelberg. Große Heidelberger Liederhandschrift (Codex Manesse). http://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/cpg848. (10.08.2011).
Вопросы к экзамену
1. Место искусства в художественной культуре Средневековья.
2. История изучения и реставрации средневекового искусства.
3. Основные школы медиевистики.
4. Искусство VI -VIII веков в Италии и Испании.
5. Искусство Франции эпохи Меровингов.
6. Искусство Англии и Ирландии VI - IX веков. Общая характеристика.
7. Англо-ирландская книжная миниатюра. Этапы развития.
8. Искусство Скандинавии VI -X веков.
9. Искусство империи Каролингов. Общая характеристика.
10. Каролингская книжная миниатюра. Своеобразие, общие тенденции развития, ведущие школы.
11. Искусство Испании X-XI веков. Общая характеристика. Испанская книжная миниатюра.
12. Искусство Англии X-XI веков. Общая характеристика. Англо-винчестерская школа книжной миниатюры.
13. Искусство Оттоновской империи. Общие тенденции развития.
14. Своеобразие архитектуры периода Оттонов.
15. Оттоновская монументальная живопись и книжная миниатюра.
16. Бронзовые врата собора в Гильдесгейме. Образно-стилистический анализ.
17. Романская архитектура Франции. Конструктивные и планировочные особенности, основные школы.
18. Романская скульптура Франции. Проблема региональных школ.
19. Романские тимпаны Франции: иконографические и стилистические особенности, эволюция.
20. Романская монументальная живопись и книжная миниатюра Франции.
21. Романское искусство Германии. Общая характеристика.
22. Проблема стилистической эволюции романской скульптуры Германии.
23. Романская архитектура Италии.
24. Романская скульптура Италии.
25. Романское искусство Испании. Общая характеристика.
26. Романская монументальная живопись Испании.
27. Романское искусство Англии. Общая характеристика.
28. Готическая архитектура Франции. Основные этапы эволюции.
29. Готическая скульптура Франции: иконографические и стилистические особенности.
30. Готическая книжная миниатюра Франции. Общая характеристика.
31. Франко-бургундская школа книжной миниатюры.
32. Готический витраж во Франции. Эволюция форм.
33. Готическая архитектура Германии. Проблема типологии.
34. Готическая скульптура Германии.
35. Готическая архитектура Англии. Проблема эволюции.
36. Готическое искусство Испании. Общая характеристика.
37. Готика в Чехии. Общая характеристика.
38. Готическая живопись Чехии.
Темы семинарских занятий
Романский стиль в Европе
Основные темы семинара:
1. Региональные особенности романского стиля в Западной и Центральной Европе.
2. Проблема эволюции христианской иконографии в XII в.
3. Конструктивные особенности романской архитектуры.
4. Монументальная скульптура и живопись романской эпохи: проблема синтеза искусств
Вопросы:
1. Светская архитектура романского стиля.
2. Романская архитектура Германии.
3. Романская архитектура Ломбардии.
4. Романская архитектура Тосканы.
5. Романская архитектура Испании.
6. Романская архитектура Англии.
7. «Строгий стиль» в немецкой скульптуре.
8. Проблема стилистической эволюции романской скульптуры Германии.
9. Немецкие деревянные распятия романского стиля.
10. Творчество мастера Николо (Верона).
11. Творчество мастера Вильгельма (Модена).
12. Творчество Бенедетто Антелами.
13. Романская живопись Италии.
14. Романская монументальная живопись Испании.
15. Романское искусство Чехии.
16. Романская скульптура Англии.
17. Романская монументальная живопись и книжная миниатюра Англии.
Готический стиль в Европе
Основные темы семинара
1. Проблема стилистической эволюции готического искусства.
2. Проблема синтеза искусств в готическом соборе.
3. Региональные особенности готики в Европе.
4. Конструктивные особенности готической архитектуры.
Вопросы
1. Проблема формирования готической конструкции в архитектуре.
2. Проблема сложения готического стиля в Европе.
3. Феномен готического стиля в контексте проблемы синтеза искусств.
4. Готическая архитектура Германии. Общая характеристика.
5. Готическая архитектура Германии. Собор во Фрейбурге.
6. Готическая архитектура Германии. Собор в Кёльне.
7. Готическая архитектура Германии. Собор в Ульме.
8. «Кирпичная готика» в Германии.
9. Готическая архитектура Англии. Общая характеристика.
10. Готическая архитектура Англии. Кентерберийский собор.
11. Готическая архитектура Англии. Соборы в Солсбери и Линкольне.
12. «Перпендикулярная готика» в Англии.
13. Готическая архитектура Испании. Общая характеристика.
14. Готическая архитектура Португалии. Общая характеристика.
15. Готическая архитектура Нидерландов. Общая характеристика.
16. Готическая архитектура Чехии. Общая характеристика.
17. Готическая архитектура Чехии. Собор Св. Вита в Праге.
18. Готическая скульптура собора в Наумбурге.
19. Готическая скульптура собора во Фрейберге.
20. Готическая скульптура собора в Бамберге.
21. Бамбергский всадник и эволюция конного монумента в европейской скульптуре Средних веков.
22. Готическая скульптура Магдебурга.
23. Готическая скульптура мастерской Петера Парлержа.
24. Готический витраж в Германии.
25. Готический витраж в Англии.
26. Проблема стилистической эволюции готической книжгной миниатюры Франции.
27. Франко-бургундская школа книжной миниатюры.
28. Творчество братьев Лимбург.
29. Готическая книжная миниатюра в Англии.
30. Готическая станковая живопись Чехии.
31. Готика в Венгрии.
32. Готика в Польше.
33. Готика в Скандинавских странах.
Творческое задание
Ю.И. Арутюнян
Всеобщая история искусства:
основы западноевропейского искусства Средних веков
ПРОГРАММА