Наметим общий объём обрубовочной головы.
Определим ракурс головы.
Найдём лицевые части в нашем ракурсе.
Поделим лицо на пропорциональные части лица. Наметим профильную линию.
Зная месторасположение профильной линии, автор должен легко определить и положение головы в пространстве. Для этого надо мысленно соединить прямой линией точку соприкосновения профильной линии с линией надбровных дуг (переносицу) и точку соприкосновения профильной линии с линией основания подбородка и определить, какой угол образуется между этой линией и вертикалью, в таком же наклоне будет и вся голова.
Поскольку профильная линия делит голову на две симметричные части, то Автору надо следит за расположением парных форм (выступы скуловых костей, глазничные впадины, уголки гy6, крылья носа), которые в рисунке намечаются одновременно. Наметить кончик носа, переносицу, надбровные дуги, среднюю линию рта, подбородок.
Горизонтальные конструктивные линии между собой параллельны и членят голову на пропорциональные части. Линии надбровных дуг, основания носа и подбородка делят голову на три равные части. Эту закономерность пропорционального членения головы установили еще художники древности. Трехчастное деление формы головы мы находим и в каноне пропорций Древнего Египта, и у художников Древней Греции и Рима. Художники эпохи Возрождения на основе математического измерения также приходили к выводу, что лицевая часть головы делится на три равные части.
Необходимо помнить, что то, что ближе к нам, кажется больше, что дальше — меньше, то есть сокращается.
Тональная работа (минимальна).
Определим с какой стороны падает свет.
Грани на которые попадает прямой свет самые светлые, на которые скользящий свет — чуть темнее, самые тёмные грани отвёрнуты от света.
Следует не забывать о рефлексах.
Необходимо добиться цельности изображения.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Дюреровская схема строения формы человеческой головы не есть абсолютная истина, но она, безусловно, правильно раскрывает конструктивную основу формы. Канон древних о членении головы на три равные части не есть абсолютная пропорция для каждого человека, но как общая закономерность пропорционального членения — она верна.
Построение обрубовочной головы помогает не только изучить методическую последовательность построения изображения, но и овладеть языком реалистического искусства. Когда учащийся определяет направление плоскостей в пространстве и старается их правильно передать в рисунке, он учится по средствам графики передавать образ объекта, следовательно, овладевает и языком рисунка.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Взаимодействие и сотрудничество, являются специфическими средствами решения продуктивных задач и условием овладения учащимися познавательной деятельности. Учащийся, наблюдающий натуру, для того, чтобы голова не получилась кривой, чтобы не было грубого нарушения пропорций, должен использовать пути, облегчающие работу — он должен знать нормы, правила и законы, которыми пользовались художники до него и которые помогали им в их работе.