Диагностика взаимоотношений в группе

Цель— определения взаимоотношений в группе методом» Социометрия».

Оснащение: список группы и опросный лист (протокол) с вопросами эмоционального содержания; бланк социометрической матрицы и свободным местом (отдельным листом) для построения социограммы и вычисления социометрического индекса.

Описание методики: Метод «Социометрия» разработан Дж. Морено в настоящее время имеет много модификаций. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные

Порядок выполнения работы:

Подготовка исследования: Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия, и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора.

Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы Вы хотели работать?») и негативные («С кем бы Вы не хотели работать?»).

После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования: Перед началом опроса проводиться инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции: «При формировании Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого проводиться опрос. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. «В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

а) количество выборов ограничивается 3—5,

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает),

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.

Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение: за отрицательный выбор.

В настоящем лабораторной работе предлагается использовать первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трёх человек. Вопросы в прямой форме составлены позитивному критерию.

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О._____________________________________________________________________

Группа ____________________________________________________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т. д.), с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)

б)

в)

Обработка и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

№№ ФИО Итого
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
Кол-во Выборов                        
Кол-во взаимных выборов                        

Пример социометрицы

№№ ФИО Итого
И…ва             √2    
П....В           √3      
С....в                  
Г...ва                  
Д....В                
З...на                 √3  
Л....н               √3  
К....на                        
Ж....Н   √2                    
Р...ва √1     √1       (3)  
Т....на       √2     (3)    
  Кол-во Выборов
  Кол-во взаимных выборов

Взаимные выборы обводятся кружком (берутся в скобки); или полукругом (знак корня) - если взаимность неполная.

Количество полученных взаимных выборов (К) — социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (∑ВВ).

Диагностика взаимоотношений в группе - student2.ru ,

где n – число членов группы.

Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности» - ИГС:

Диагностика взаимоотношений в группе - student2.ru

Показатель хорошей групповой сплоченности: 0,6-0,7.

2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени».

Пример схемы-«мишени»

Диагностика взаимоотношений в группе - student2.ru

Где

○ – Девочки ▲— Мальчики

→ односторонний выбор ↔ взаимный выбор

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг — это так называемая «зона звезд» в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

П) Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

ППТретий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV) Четвертый круг — зона изолированных — это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

3. Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество:

1) сделанных выборов;

2) полученных выборов;

3) взаимных выборов;

4) полученных отклонений;

5) сделанных отклонений;

6) взаимных отклонений.

Для каждого члена группы можно определить «индекс социометрического статуса индивида в группе» (S):

Диагностика взаимоотношений в группе - student2.ru ,

где S - социометрический статус данного члена группы;

R - полученные им выборы и отклонения;

n - кол-во членов в группе.

А также «индекс удовлетворенности» (Куд) своим положением в группе:

Куд = число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.

Литература:

Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.

Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

Р.А.Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6:

Наши рекомендации